Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правоохранительные органы, общая характеристика, их задачи и система
Правоохранительные органы – это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции. Спорным является вопрос об отнесении нотариата, адвокатуры, частных детективных и охранных служб к ПО. Нотариальная деятельность непосредственно правоохранительной не является. Однако ее наличие обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Правоохранительная деятельность нотариата начинается тогда, когда граждане и юридические лица вынуждены обращаться в нотариальные конторы или к нотариусам для подтверждения или восстановления своих прав. Адвокатура, детективные и охранные предприятия или частные лица не являются государственными органами и не могут принимать государственно-значимые решения. В своей деятельности они также не могут применять меры принуждения, поэтому говорить о них как о правоохранительных органах будет не совсем верно. К тому же, в ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительных органов. Их основной задачей, как и всех других правоохранительных органов, является защита прав и интересов граждан и юридических лиц. Они оказывают квалифицированную юридическую помощь и осуществляют охранную деятельность, что является правоохранительной деятельностью. Объединяет все правоохранительные органы то, что деятельность каждого из них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юр лиц и государства в целом. Различаются же они между собой конкретными задачами и методами (способами) их решения, компетенцией. Так, непосредственной задачей суда является разрешение правовых споров, прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, органов предварительного расследования – расследование преступлений. Решая эти конкретные задачи, данные органы тем самым защищают нарушенные права и законные интересы граждан, юр лиц и гос-ва.
Виды ПД: - конституционный контроль - осуществление правосудия - прокурорский надзор - оперативно-розыскная деятельность - выявление и раскрытие преступлений - обеспечение гос безопасности - расследование преступлений - исполнение судебных решений - охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений - оказание квалифицированной юр помощи.
Система правоохранительных органов Правоохранительную деятельность могут осуществлять различные органы государства, но не все они являются правоохранительными. Критерий отнесения органов к числу правоохранительных: Необходимо, чтобы правоохранительная деятельность занимала значительное место в объеме работы этого органа и не была побочной, эпизодической. Система правоохранительных органов – совокупность взаимосвязанных между собой органов и учреждений, осуществляющих правоохранительную деятельность. Одним из первых применил системный подход при рассмотрении правоохранительных органов А.Г. Братко, обосновавший необходимость "комплексного изучения правоохранительных органов" с целью исключения изолированного изучения отдельных видов правоохранительных органов1. Термин "система правоохранительных органов" использует и В.В. Черников, правда, без какой-либо аргументации и указаний на источник заимствования2. И.Л. Жаданов оперирует термином "система и структура правоохранительных органов Российской Федерации"3. Постепенно разработки ученых получают закрепление и в законодательстве. Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г.4, в редакции от 10 января 2000 года одной из важнейших задач в области борьбы с преступностью является "укрепление системы правоохранительных органов (выделено нами - авт.), прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности"5.
Виды правоохранительных органов (с учетом определения правоохранительной деятельности): • Суды (суды субъектов федерации и федеральные суды). • Учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при ВС РФ и его местные учреждения, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции РФ и иные федеральные службы этого министерства, а также другие органы и должностные лица) • Прокуратура • ОВД • Некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявить и расследовать преступления: 1. Следственные аппараты прокуратуры, ОВД, ФСБ РФ и Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроль) 2. Органы и должностные лица, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники ОВД, ФСБ РФ, Государственной противопожарной службы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний, а также командиры воинских частей). 3. Должностные лица, которым дозволено выполнять неотложные следственные действия по обнаруженным преступлениям (капитаны, находящиеся в плавании кораблей, начальники зимовок и геологоразведовочных партий, главы российских дипломатических представительств и консульских учреждений).
Наиболее острые дискуссии в теории правоохранительных органов вызывает вопрос об отнесении к правоохранительным органам судебных органов Имеются три позиции одни авторы не относят судебные органы к правоохранительным органам1, другие - относят2, а третьи занимают промежуточную позицию: не считают их правоохранительными органами, однако рассматривают в рамках учебного курса "Правоохранительные органы"3. Отнесение судебных органов к правоохранительным органам представляется верным хотя бы потому, что судебные органы осуществляют судебную власть4, обязательной характеристикой которой является принудительность. • Компромиссная позиция. Жесткую грань между правоохранительными и судебными органами проводить не следует, иначе это может привести к отрицанию того, что суд занимается охраной права. При определении перечня правоохранительных органов, мы берем за основу понятие правоохранительной деятельности. Суд занимает особое центральное место в системе ПО и не является борцом с преступностью • Суды относятся к ПО. (Логичев). • Суды не относятся к системе ПО. В.Ф. Савицкий «Организация судебной власти в РФ» Правосудие является синонимом борьбы с преступностью. Рассмотрение суда в одном ряду с органами прокуратуры, дознания, следствия (представительными обвинительной власти) порождает негативные последствия, в частности, обвинительный уклон деятельности суда.
Действующее законодательство четко разграничивает судебные правоохранительные органы. ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» Кое-кто из тех, кто не видит разницы между правоохранительной деятельностью и деятельностью по борьбе с преступностью, добавляет к доводам такого рода еще и ссылку на то, что суд – орган правосудия, основная функция которого состоит в объективном и беспристрастном разбирательстве дел, а не в борьбе с какими-то негативными явлениями; ему, якобы, нужно не «бороться», а принимать справедливые решения.
В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере три существенных обстоятельства. 1. Отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам. 2. Исключение судов из числа правоохранительных неизбежно ведет к отрицанию того, что они уполномочены и должны заниматься охраной права. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права, как веское основание для утверждения, что они вершина пирамиды всей системы правоохранительных органов. 3. Правоохранительная деятельность – это многое другое из области охраны права с помощью юридических средств (не только борьба с преступностью), реально осуществимых, как правило, судами и только ими.
Адвокатура, детективные и охранные предприятия или частные лица не являются государственными органами и не могут принимать государственно-значимые решения. В своей деятельности они также не могут применять меры принуждения, поэтому говорить о них как о правоохранительных органах будет не совсем верно. Что касается нотариата, то нотариальная деятельность непосредственно правоохранительной не является.
3. Предмет и система учебного курса «Правоохранительные органы в РФ», его место в системе смежных юридических дисциплин. Наколенный объем знаний в науке и практической деятельности государственных органов по созданию, построению правоохранительных органов и организации деятельности государства по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России». Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано.
К определению предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни отталкиваются от вопросов уголовного процесса, связанных с организацией в государстве уголовного преследования за совершенные преступления (уголовный процесс - осуществляемая в установленном законом порядке деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел). Другие исходят из построения в государстве судбеной системы и связанных с ней в совей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в РФ правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущность понятия учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этого органа. Вопросы кадров, а именно порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения. Учебная дисциплина "Правоохранительные органы РФ" не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть исторических знаний. Наряду с историей, информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии или Америки. Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала. Таким образом, предмет учебного курса "Правоохранительные органы РФ" можно определить как совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов России, организации работы и построении отдельных правоохранительных органов, правоохранительных органах отдельных зарубежных государств.
Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий правоохранительная деятельность и правоохранительные органы, содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы. Система учебного курса: Раздел 1. Общие положения курса. Раздел 2. Судоустройство. Раздел 3. Государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность. Раздел 4. Профессиональные юридические объединения. Раздел 5. Система органов уголовной юстиции зарубежных государств. Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса "Правоохранительные органы РФ" ведущим является метод диалектического материализма: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический. 2. Соотношение курса "Правоохранительные органы РФ" с другими юридическими дисциплинами. Учебный курс "Правоохранительные органы РФ" является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы правоохранительных органов России, отдельных видов органов по осуществлению правоохранительной деятельности составляет основу в изучении данного курса. Нормативно-правовая информация об организации и деятельности правоохранительных органов делает его общеобязательным юридическим курсом в обучении студентов. Большой объем учебного и нормативного материала о различных государственных органах, включенный в этот курс, предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов. Хотя знания о судоустройстве, организации и основных направлениях деятельности прокуратуры, органов МВД, адвокатуры, нотариата составляют базовую подготовку студентов-юристов. Более глубокое познание правового регулирования деятельности правоохранительных органов предполагается в других основных и специальных юридических дисциплинах. К числу таких учебных курсов относятся: "Уголовный процесс", "Гражданский процесс", "Прокурорский надзор", где изучается функциональный аспект деятельности органов следствия и дознания, суда или прокуратуры. В специальных курсах "Арбитражное судопроизводство", "Конституционное судопроизводство", "Нотариат", "Адвокатура" и других познаются процессуальные основы работы арбитражных судов или Конституционного Суда РФ, порядок осуществления нотариальных действий или адвокатской деятельности. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деятельность тех правоохранительных органов, с наличием и организацией которых студенты знакомятся при изучении курса "Правоохранительные органы РФ". Более глубоко при этом изучается порядок практической деятельности, ее содержание, последовательность выполнения процессуальных действий специальными должностными лицами в соответствии с положениями законов. Исходной базовой теоретической юридической дисциплиной является "Теория государства и права", где разрабатываются общие для многих отраслей права юридические понятия, которые используются и при изучении курса "Правоохранительные органы РФ". Например, такие понятия, как "законодательство", "закон", "государственные органы", "правоохранительная деятельность" и другие, составляют содержательную основу и учебного курса "Правоохранительные органы РФ". Учебные курсы "Административное право" и "Конституционное право" также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов законодательной и исполнительной государственной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоению информации о правоохранительных органах. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается и организация, и деятельность Президента РФ, Правительства РФ, министерств, служб, агентств.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 4071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.60 (0.027 с.) |