Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прогрессивные направления эволюции скелета Хордовых
Все хордовые животные характеризуются наличием внутреннего скелета, который подразделяется на скелет головы, конечностей и осевой скелет. Осевой скелет в типе представлен хордой, а у представителей подтипа позвоночные – позвоночником и сочлененными с ним ребрами, и служит для опоры, защиты внутренних органов, участвует в реализации двигательной функции. К скелету головы относят мозговой череп, осуществляющий защиту головного мозга и органов чувств, и висцеральный или лицевой череп, являющийся опорой передней части глотки. Скелет конечностей представлен поясами конечностей и скелетом свободных конечностей. Его функциями являются опора туловища, выполнение разнообразных движений. Элементы висцерального скелета Хордовых, а также накладные (покровные) кости имеют эктодермальное происхождение (производные нервного гребня). Остальные скелетные образования формируются за счет мезодермы склеротомов сомитов. Среди прогрессивных направлений эволюции скелета хордовых следует отметить: 1) осевой скелет – замена хорды на позвоночник; дифференцировка позвоночного столба на отделы; формирование грудной клетки; 2) висцеральный скелет – замена первичных (хрящевых) челюстей на вторичные (костные); изменение типа крепления челюстей; смена функций элементами висцеральных дуг; 3) скелет конечностей – формирование поясов конечностей; подвижное прикрепление скелета свободной конечности к поясу конечностей; формирование пятипалой конечности наземного типа; уменьшение числа костей особенно в дистальных отделах, укорочение дистальных и удлинение проксимальных отделов конечностей. Низшие хордовые живут в воде, высшие – преимущественно на суше. Перемещение из более плотной водной среды в воздушную привело к значительному усложнению скелета и мускулатуры, в частности, усложнился скелет конечностей и их поясов, увеличилось количество специализированных мышц, обслуживающих конечности. Основные функции скелета: опора, основа для прикрепления мышц, участие в минеральном обмене.
В основе осевого скелета лежит хорда, затем вокруг хорды сформировались позвонки, они дифференцировались, увеличивалось количество отделов позвоночника, у человека в связи с прямохождением сформировались изгибы – 2 кифоза и 2 лордоза, а остатки хорды сохранились только в центральных участках межпозвоночных дисков.
Таким образом, у рыб имеются два отдела позвоночника: –туловищный (туловищные позвонки сочленены с ребрами); –хвостовой;
у амфибий: –добавляются шейный и крестцовый отделы (по 1 позвонку);
у рептилий: –шейный (8 позвонков, I - атлант, II – аксис); –грудной (сочленены с ребрами, некоторые из которых спереди сочленены с грудиной); –поясничный, крестцовый (содержат большее количество позвонков); –хвостовой;
у птиц: – шейный (до 25 позвонков); – грудной; – поясничный крестцовый и часть позвонков хвостового прочно соединены, образуя мощный крестец;
у млекопитающих: –шейный (7 позвонков); –грудной (9-24 позвонка); –поясничный (3-9 позвонков); –крестцовый (позвонки срастаются); –хвостовой (копчиковый).
Онтофилогенетические аномалии осевого скелета у человека: • дополнительные (шейные) ребра; • увеличение позвонков хвостового отдела (длина хвоста до 20 см); • увеличение числа крестцовых позвонков; • расщепление задних отростков позвонков.
Онтофилогенетически обусловленные аномалии развития скелета конечностей у человека: • добавочные кости запястья и предплюсны; • полидактилия (более 5 пальцев); • синдактилия (срастание фаланг пальцев); • брахидактилия (укорочение фаланг пальцев).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ Задание 1.. Ознакомиться с различными типами строения нервной системы. Проследить образование головного и спинного мозга у хордовых животных. Зарисовать в альбом, ввести обозначение (рис. 3).
В Г Рис. 3.Типы строения нервной системы беспозвоночных Задание 2. Заполните табл. 2 «Сравнительная характеристика нервной системы беспозвоночных»
Задание 3. Рассмотрите основные ароморфозы в эволюции головного мозга классов позвоночных животных с помощью муляжей и учебных таблиц, рис.4,5.Зарисуйте в альбом схемы строения головного мозга: I – рыб; II - амфибий; III - рептилий; IV - млекопитающих; соблюдая имеющиеся соотношения основных отделов. Введите обозначения.
Оцените уровень развития головного мозга рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Обратите внимание на филогенетические изменения в соотношениях отделов головного мозга, уменьшение размеров обонятельных долей, увеличение полушарий переднего мозга, уменьшение среднего мозга.
Б В Г
Рис. 4. Схемы строения головного мозга позвоночных. 1 - обонятельные луковицы; 2 - обонятельные доли; 3 - передний мозг; 4 - промежуточный мозг; 5 - средний мозг; 6 - мозжечок; 7 - продолговатый мозг; 8 – спинной мозг. Одноименные отделы головного мозга у представителей различных классов выделены на рисунках одним цветом. Задание 4. Заполните таблицу 3 «Особенности строения различных отделов головного мозга позвоночных», используя приведенный ниже материал».
Задание 5. Запишите в альбом основные виды пороков развития нервной системы. Анэнцефалия – отсутствие головного мозга. Ариэнцефалия – отсутствие переднего мозга. Микроэнцефалия – малые размеры головного мозга. Лиссэнцефалия – отсутствие извилин в коре или их небольшое количество, небольшая глубина борозд или высота извилин. Голопрозэнцефалия – общий желудочек переднего мозга, неразделение переднего мозга на полушария. Рахисхизис – несмыкание заднего шва нервной трубки спинного мозга. Отсутствие мозолистого тела. Задание 6. Ознакомиться с эволюцией передней конечности позвоночных животных: отметить сходство их строения, подтверждающее общность происхождения.
Рис.6. Строение передних конечностей позвоночных 6а. С помощью муляжей изучить строение передних конечностей позвоночных: а-саламандра; б-черепаха в-крокодил; г-птица; д-летучая мышь; е-кит; ж-крот; з-человек;. 6б. Отметить сходство их строения, подтверждающее общность происхождения (гомологичность) этих органов у всех классов позвоночных. 6в. Обратить внимание на различия в строении передней конечности млекопитающих, которые формируют представления об образе жизни и среде обитания этих представителей.
6г. Зарисовать в альбом схемы строения скелета передних конечностей позвоночных. 6д. На рисунках отметить: 1-плечевая кость; 2-лучевая кость; 3-локтевая кость; 4-кости запястья; 5-кости пястья; 6-фаланги кисти. Гомологичные части выделить одинаковым цветом.
Задание 7. Рассмотреть различные типы позвонков на макропрепаратах и рисунках №7-10, заполнить табл. 4. «Сравнительная характеристика типов позвонков».
Табл.4. Сравнительная характеристика типов позвонков
Рис.7. Tуловищный позвонок костистой рыбы: а - вид сбоку; б - вид опереди; 1 - тело позвонка; 2 - невральная дуга; 3 - верхний остистый отросток; 4 - нижний остистый отросток: 5 - отверстие в центре двояковогнутого тела позвонка; 6 - спинномозговой канал
Рис.8. Туловищный позвонок лягушки.А — общий вид; Б — продольный разрез:
Рис. 9. Позвонки варана. А – атлант; Б – эпистрофей; В – грудной позвонок; Г – продольный разрез грудного позвонка: 1– зубовидный отросток, 2 – тело позвонка, 3 – верхняя дуга, 4 – остистый отросток, 5 – спинномозговой канал, 6 – передний сочленовный отросток, 7 – задний сочленовный отросток
Рис. 10. Позвонки лисицы (вид спереди). А — шейный позвонок; Б — грудной позвонок; 1 — тело позвонка, 2—верхняя дуга, 3 — остистый отросток, 4 — сочленовные поверхности верхних дуг (для сочленения соседних позвонков), 5 — канал для спинного мозга, 6 — поперечный отросток, 7 — рудимент шейного ребра, 8 — ребро, 9 — отверстие для кровеносных сосудов, 10 — головка ребра, 11 — бугорок ребра
Задание 8. Заполнить таблицу 5 «Онтофилогенетические предпосылки пороков развития осевого скелета у человека».
ЗАНЯТИЕ №23
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 2358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.04 с.) |