Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика занятий
Учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в школе организуется по двум формам: урочные и внеурочные Внеурочные формы занятий проводят с целью укрепления или восстановления здоровья, повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, стимулирования активного отдыха. К ним относятся следующие. Занятия малых форм (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза). Они характеризуются кратковременностью, вследствие чего могут решать лишь отдельные частные задачи: · повысить тонус и ускорить врабатывание систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы утренней гигиенической гимнастики); · дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление (физкультминутки, микропаузы активного отдыха); · поддержать отдельные стороны приобретенной тренированности и создать предпосылки для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте). Занятия крупных форм относительно продолжительные, на них решаются задачи тренировочного, оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера. Это могут быть: · самостоятельные тренировочные занятия, например: ОФП, атлетическая гимнастика. Они требуют определенных знаний методического характера для грамотного построения занятия, осуществление самоконтроля, корректного регулирования нагрузки; · занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера. К ним следует отнести аэробику, турпоходы, подвижные игры и т. п. Данные занятия характеризуются умеренностью нагрузки, отсутствием жесткой регламентации; · соревновательные формы занятий двух направлений: собственно-спортивные соревнования, для которых характерны официальные правила состязаний, наличие судей и т.п.; поведение соревнующихся направлено на победу или индивидуальное высшее достижение; соревновательные занятия (такие, как зачет, контрольные уроки и т.п.), в которых признаки собственно-спортивных соревнований частично отсутствуют либо меньше выражены. Все занятия внеурочного типа осуществляются на основе полной добровольности и могут проходить как в группах, так и индивидуально.
Целью физического воспитания является всестороннее физическое развитие личности обучающегося, укрепление его здоровья и повышение социальной активности. Данная целевая установка реализуется посредством решения следующих задач: - формирования потребности обучающихся в регулярных занятиях физической культурой и спортом, овладения ими знаниями и умениями по основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями; - повышения физической подготовленности обучающегося, развития функциональных возможностей его организма, совершенствования физических качеств средствами физической культуры; - расширения двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями повышенной координации и спортивной ориентации, физическими упражнениями коррегирующей и оздоровительно-профилактической направленности; - формирования навыков здорового образа жизни, использования занятий физической культурой в целях организации и профилактики вредных привычек, наркомании, антиобщественного поведения; - спортивной подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях. Организация физического воспитания Решению задач физического воспитания в общеобразовательных учреждениях способствует организация целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса: - урочные формы занятий по предмету “физическая культура”; - дополнительные (или факультативные) занятия физическими упражнениями; - занятия лечебной физической культурой, ориентированные на физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья; - физкультурно-оздоровительные мероприятия согласно режиму дня, направленные на оптимизацию работоспособности и профилактику переутомления обучающихся в процессе учебной деятельности (физкультминутки, физкультпаузы, подвижные игры на переменах, “часы здоровья”, “спортивные часы”);
- внеклассные формы занятий, ориентированные на укрепление здоровья и физической подготовки обучающихся (спортивные кружки и секции, группы ДЮСШ, самостоятельные занятия общефизической подготовкой, включая выполнение домашних заданий); - спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (спортивные соревнования, турниры, спартакиады, спортивные праздники и фестивали, Дни здоровья и Дни спорта). Управление деятельностью по физическому воспитанию обучающихся осуществляется руководителем образовательного учреждения (директором). Директор: - обеспечивает согласованную работу своих заместителей и других сотрудников учебного заведения и медицинского персонала по организации и проведению учебных, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; - организует приобретение физкультурного, спортивного оборудования и инвентаря для организации всех форм физического воспитания; - обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение регулярных медицинских осмотров и врачебно-педагогического контроля, проверок (тестирования) физического состояния обучающихся, выполнение всех гигиенических требований к санитарному состоянию и обслуживанию мест физкультурных занятий обучающихся; - организует систематический контроль за процессом физического воспитания, эффективным использованием имеющейся базы; ежегодное рассмотрение на педагогическом совете с участием медицинского персонала итогов физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися и конкретных мер по укреплению их здоровья; - обеспечивает соблюдение гигиенического режима в образовательном учреждении. Заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе: - организует планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении и внеклассной работы по физическому воспитанию; - совместно с учителями физической культуры и классными руководителями организует спортивно-массовую, физкультурно-оздоровительную и туристскую работу, обеспечивает активное участие в ней всего педагогического коллектива; - возглавляет работу по созданию физкультурно-спортивных клубов по интересам обучающихся; - оказывает помощь учителям физической культуры в подготовке общественного физкультурного актива и проведении работы по пропаганде физической культуры и спорта среди обучающихся и их родителей. Учитель физической культуры: - совместно с педагогическим коллективом и с помощью общественных организаций образовательного учреждения проводит работу по физическому воспитанию, развитию спорта и туризма среди обучающихся; - несет ответственность за выполнение комплексной программы физического воспитания и обеспечение базового уровня физической подготовленности обучающихся, предусмотренного государственным образовательным стандартом; - осуществляет формирование общего плана (программы) работы по физическому воспитанию обучающихся и совместно с руководителем образовательного учреждения определяет перспективы и направления развития физической культуры и спорта в учебном заведении; - планирует, организует и проводит уроки, факультативные и внеурочные занятия по физическому воспитанию;
- совместно с медицинским работником и классными руководителями проводит контрольные (тестовые) испытания по определению уровня физической подготовленности обучающихся; - проводит работу по контролю за состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся в течение всего периода обучения; - совместно с учителями других предметов организует физкультурные паузы на уроках и производственных занятиях, “подвижные” перемены; - составляет и знакомит учителей и воспитателей групп продленного дня с комплексами оздоровительных упражнений, готовит для них инвентарь и оборудование; - организует учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях в физкультурных кружках; - проводит физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с регулярным участием в них всех школьников; - руководит сборными командами образовательного учреждения в ходе их участия в различных соревнованиях; - проводит работу по оборудованию и поддержанию в соответствии с гигиеническими требованиями мест занятий физической культурой и спортом; - осуществляет приобретение спортивного инвентаря, обеспечивает правильную его эксплуатацию, хранение и уход за ним; - обеспечивает санитарно-гигиенические условия и меры по технике безопасности на всех видах занятий физической культурой; - проводит индивидуальные занятия с отстающими обучающимися, в том числе уроки с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе “А”; - оказывает организационную и методическую помощь воспитателям групп продленного дня, классным руководителям, всем педагогам и физкультурному активу в проведении занятий по физической культуре и в организации соревнований; - проводит подготовку общественного физкультурного актива из числа обучающихся, учителей и родителей для работы в образовательном учреждении; - ведет установленную отчетность по физической культуре и спортивно-массовой работе. Педагог дополнительного образования: - осуществляет работу по дополнительному физкультурному образованию обучающихся; - комплектует учебно-тренировочные группы, принимает меры по сохранению контингента в течение срока обучения; - обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения); - участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения;
- отвечает за жизнь и здоровье обучающихся во время проведения занятий по дополнительному физкультурному образованию, соблюдение на них правил техники безопасности; - организует участие обучающихся в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях; - оказывает консультативную помощь родителям и педагогическим работникам. Лаборант (по физической культуре): - осуществляет свою работу под общим руководством учителя физкультуры; - готовит к урокам по заданию учителя физической культуры необходимый спортивный инвентарь и оборудование; - следит за состоянием спортивного зала и спортивных площадок согласно гигиеническим условиям и требованиям к технике безопасности; - ведет учет имеющегося спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения и наглядных пособий и участвует в их приобретении; - оказывает помощь в организации внеурочных занятий и проведении физкультурно-спортивных мероприятий в части подготовки спортивного инвентаря и оборудования; - выделяет воспитателям группы продленного дня спортивный инвентарь для проведения “спортивного часа”; - готовит по предложению учителя физкультуры перечень инвентаря, требующего ремонта; - участвует в оповещении обучающихся о различных физкультурно-спортивных мероприятиях. Классный руководитель: - добивается вместе с родителями соблюдения обучающимися режима дня и правил гигиены, выполнения ими утренней гимнастики; - обеспечивает выполнение гигиенических требований при проведении учебных занятий; - разрабатывает и реализует планы спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, организует и представляет класс во всех спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях образовательного учреждения; - проводит с помощью спортивного актива и закрепленного за классом учителя физкультуры спортивные мероприятия; - содействует вовлечению обучающихся в занятия спортивных секций, кружков и групп учебного заведения; - совместно с учителем физкультуры и медицинским работником участвует в проведении тестовых испытаний обучающихся по физической культуре, следит за динамикой изменений их физического развития и подготовленности, участвует в подготовке предложений по совершенствованию физического воспитания обучающихся. Воспитатель группы продленного дня: - следит за выполнением обучающимися режима дня и правил личной гигиены во время пребывания их в группе продленного дня; - организует ежедневные физкультурные занятия в группе продленного дня (спортивный час); - проводит физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий, игры во время прогулок; - содействует выполнению обучающимися домашних заданий по физической культуре. Учитель, преподающий общеобразовательные предметы: - осуществляет межпредметные связи между преподаваемыми им учебными дисциплинами и физической культурой; - проводит физкультминутки (физкультпаузы) на своих уроках, следит за осанкой учеников во время уроков и гигиеническим состоянием класса (кабинета, аудитории, мастерской, лаборатории), в котором проводятся занятия;
- участвует в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований в школе. Старший вожатый (организатор детского творчества): - организует физкультурные мероприятия, входящие в содержание работы детской организации; - принимает участие в подготовке обучающихся к физкультурным соревнованиям, дням здоровья, физкультурным праздникам, конкурсам, спортивным играм типа “Стартов надежд” и другим физкультурным и спортивным мероприятиям; - содействует вовлечению детей в спортивные секции, подбирает спортивных вожатых (физкультурный актив) для выполнения общественных поручений. Медицинский персонал образовательного учреждения: - организует совместно с администрацией образовательного учреждения практические занятия с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; - участвует в проведении (не реже двух раз в учебном году) тестовых испытаний физического развития и подготовленности обучающихся; - принимает участие в организации и проведении общешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий; - совместно с учителями физической культуры не реже одного раза в год готовит для обсуждения на педагогическом совете материалы, характеризующие состояние работы по укреплению здоровья обучающихся.
8. Физкультурная направленность личности педагога и ее составляющие http://studopedia.ru/8_98736_professionalnoe-masterstvo-pedagoga.html Педагогическая направленность - это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью. Педагогическая направленность учителя физической культуры формируется на базе двух мотивационных образований - так называемой "любви к детям" и интереса к физической культуре. Любовь к детям Л.Н. Толстой рассматривал как доминирующую черту личности учителя. Большое значение ей придавал В.А. Сухомлинский, подчёркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Конечно, выражение "любовь к детям" не следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребенку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью доставляет учителю огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Любовь к детям - это не сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Любовь к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно. Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя физической культуры. Спортивная направленность юношей и девушек, занимающихся спортом, должна пробудить интерес к физкультурно-педагогической деятельности, желание сделать сильными, бодрыми, здоровыми других людей, в частности детей. Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для учителя не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью . Процесс физического воспитания школьников складывается из многочисленных, и проводимых в определённой системе, занятий физическими упражнениями. Все эти занятия можно подразделить на несколько групп, каждая из которых из-за своих особенностей, требует и особых форм организации занятий. 9. Ф о р м а физического воспитания - это определённым образоморганизованная система использования средств и методов, направленная на решение специфических, характерных только для неё, задач (АР). Реализация всего многообразия форм физического воспитания школьников организуется в основном в трёх сферах: · в учебных заведениях всех типов (в частности - в общеобразовательных школах); · в организациях и учреждениях, осуществляющих внешкольное воспитание (спортивные секции в Домах детского творчества, физкультурно-оздоровительные группы и спортивные секции при различных спортивных организациях, детские спортивные школы и др.) · в условиях семейного быта. В отечественной системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ сложились разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями. Основными из них являются: · классно-урочная форма физкультурных занятий; · физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в структуре учебного дня, к которым относятся: гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы во время во время уроков, подвижные перемены, физкультурные занятия в группах продлённого дня; · внеклассные формы физкультурно-спортивных занятий, включающие: занятия в спортивных секциях и кружках физической культуры, занятия в группах общей физической подготовки (ОФП), занятия в группах лечебно-оздоровительной (коррегирующей) физической культуры; · общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, к которым относятся: школьные спартакиады, первенства по отдельным видам спорта, туристские походы и слёты, ежемесячные дни здоровья и спорта; · реализация межпредметных связей в системе школьного образования, когда в содержание уроков по другим общеобразовательным дисциплинам включаются преподавание и усвоение знаний по физической культуре; Всё это многообразие форм должно обязательно дополняться комплексом самостоятельных физкультурно-спортивных занятий в рамках реализации форм семейной и “дворовой” физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, спортивные и подвижные игры во дворе и местах отдыха, выполнение домашних заданий по физической культуре, турпоходы выходного дня, подготовка и участие в соревнованиях типа “Папа, мама, я - спортивная семья” и т.п. К сожалению, очень распространённым является мнение о том, что такое многообразие форм необходимо исключительно для увеличения длительности воздействия, увеличения времени и общего объёма занятий физическими упражнениями в течение учебного дня, учебной недели школьников. Это действительно очень важно, но главное всё же в другом. Дело в том, что изъятие хотя бы одного звена из комплексной организации физического воспитания учащихся приводит не только к нарушению непрерывности этого процесса, но и невозможности обеспечения качественного решения всего комплекса задач физического воспитания. Это обусловлено тем, что каждая из перечисленных форм организации физического воспитания школьников имеет собственную целевую направленность и призвана решать свои специфические задачи (если бы это было не так, то и не было бы необходимости в существовании этих форм). Из этого следует ряд взаимосвязанных и очень важных положений. Во-первых, игнорирование какой-то из форм существенно обедняет целостный процесс физического воспитания, так как исключает возможность решения целой группы специфических задач физического воспитания. Во-вторых, это свидетельствует не только о нежелательности, но и невозможности полноценной подмены одних форм другими. В-третьих, полноценное решение всех задач физического воспитания школьников возможно только на основе комплексного использования всех форм занятий физическими упражнениями. В-четвертых, успешное решение всего комплекса задач физического воспитания школьников возможно только на основе объединения усилий всего педагогического коллектива школы (а не только учителей физической культуры), родителей учащихся, а также проявления со стороны самих школьников искренней заинтересованности, высокой активности, самоорганизации и самоуправления. Эффективная реализация форм физического воспитания тесно связана с представлениями о рациональном двигательном режиме школьников, который в значительной мере определяется совокупностью форм физического воспитания, реализуемых в той или иной школе. Как уже отмечалось, наиболее полным он бывает тогда, когда школьные формы физического воспитания дополняются самостоятельно организованными занятиями и спонтанной двигательной активностью. Из этого следует, что ежедневный двигательный режим школьника должен состоять из следующих слагаемых. · Утренняя гигиеническая гимнастика. Должна выполняться каждое утро и состоять из 9 - 10 упражнений. Их выполнение ускоряет переход от состояния сна к бодрствованию, стимулирует деятельность центральной нервной системы (ЦНС), активизирует работу всех органов и систем организма, способствует бодрому, жизнерадостному настроению. · Прогулки по дороге в школу и обратно. Само пребывание на свежем воздухе в сочетании с энергичной ходьбой дает общеукрепляющий, оздоровительный эффект. · Гимнастика до учебных занятий. Призвана содействовать созданию условий для активного начала учебного дня, мобилизации на продуктивную работу на уроках. · Уроки физической культуры. Их содержание определяется Государственным стандартом и учебной программой. Предполагают освоение учащимися знаний, необходимых для более целенаправленных и эффективных занятий физическими упражнениями, овладения различными двигательными умениями и навыками, а также целенаправленного развития основных двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости; а также воспитания воли, смелости, решительности, настойчивости и др. · Физкультминутки на уроках, а также во время приготовления домашних заданий. Они помогают преодолеть утомление, появляющееся в результате напряженного умственного труда. Переключение с умственной деятельности на активное выполнение физических упражнений позволяет быстрее восстанавливать умственную работоспособность · Физические упражнения и подвижные игры во время больших перемен способствуют эмоциональной разрядке, активному отдыху школьников в середине учебного дня · Ежедневные “Часы здоровья” (Проводятся в школах, имеющих соответствующие условия) Позволяют учащимся в течение 40-60 минут заниматься разнообразными физическими упражнениями по собственному выбору. В значительной мере способствуют профилактике заболеваний, являющихся следствием недостатка двигательной активности (гиподинамии) · Спортивный час. Проводится в группах продлённого дня для учащихся младших классов. Помогает снять усталость после уроков. Эта форма занятий имеет большое оздоровительно значение и закаливающий эффект, предполагает участие младших школьников в различных соревнованиях, конкурсах, играх и т.п. · Занятия в кружках, группах, секциях по различным видам спорта. Способствуют приобщению школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышению уровня общей и специальной (по отношению к определённому виду спорта) физической подготовки, удовлетворению индивидуальных интересов и потребностей в занятиях любимым видом спорта, раскрытию и совершенствованию спортивных талантов, подготовке к участию в спортивных соревнованиях и т.п. · Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия К ним относятся ежемесячные дни здоровья и спорта, физкультурные праздники, общешкольные соревнования и т.п. Эти массовые мероприятия позволяют вовлекать в занятия физическими упражнениями всех учащихся, способствуют приобщению, привитию интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, каким-либо видом спорта и т.п. · Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Являются важнейшим компонентом двигательного режима. При определенных условиях могут оказаться самым эффективным его элементом, так как в наибольшей степени согласуются с индивидуальными интересами и индивидуальными возможностями человека. Предполагают сформированность потребностно-мотивационной сферы (искреннее и осознанное желание заниматься с целью достижения значимого результата), хорошее знание особенностей и индивидуальных возможностей своего организма, а также наличие инструктивно- методических знаний и умений по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Двигательный режим может рассматриваться как достаточный и полностью удовлетворяющий потребности растущего организма в движениях, только при условии активного участия школьника во всех выше перечисленных формах физического воспитания, культивируемых в школе, а также внешкольных формах и систематических самостоятельных занятиях, общее количество времени которых должно приближаться к 12 - 14 часам в неделю. Для младших школьников суммарное время на малые формы физического воспитания, такие как утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы, игры во время перемен, активный отдых, должно составлять около 2-2,5 часов в день. Особое значение среди этих форм имеет утренняя гимнастика. Именно с неё должно начинаться приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями. Достаточный по объему и интенсивности двигательный режим должен быть тесно связан с правильно организованным режимом питания. Вместе они являются важнейшим условием здоровья, хорошего физического и умственного развития школьников. Под режимом питания подразумевается кратность (количество процедур приема пищи с учетом промежутков между ними) питания в течении суток, правильное распределение суточного рациона, правильное сочетание по времени с занятиями физическими упражнениями. Правила приема пищи до и после занятий физическими упражнениями сводятся к следующему: · после завтрака и обеда можно заниматься физическими упражнениями только через два часа; · после второго завтрака или полдника - через час-полтора; · интервал между окончанием занятий физическими упражнениями и приёмом пищи должен быть не менее 30-40 минут. 10 Особенность физкультурного образования в средних специальных и высших образовательных учреждениях В ср спец и и высшие учебные заведения поступают юноши и девушки в возрасте 15-17 лег, окончившие 9 или 11 классов школы. Профес.-теснич образование осущ-ют ср спец уч заведения (Сузы), к числу которых относятся: колледжи, лицеи, техникумы, проф-тех училища.. Высшее образование осуществляют ВУЗы, к числу которых относятся: институты, академии. Ун-ты. Согласно принятой в 1965 г. схеме возрастной периодизации, студенческий возраст большей частью относится к VII возрастному периоду - юноше-I кому возрасту: от 17-ти до 21-го года для юношей, от 16-ти до 20-ти лет для девушек. Далее молодые люди входят в 1-й период зрелости, который длится ДО 35-ти лет. При поступлении в среднее или высшее учебное заведение студенты сталкиваются с новыми, более сложными по сравнению со школой видами деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.), требующими от них более высокого уровня общей физической подготовки. В связи с этим особенно возрастает роль физической культуры как одного из важнейших средств адаптации студентов к обучению. Физическая культура как учебная дисциплина является частью гуманитарного образования. Она обязательна для всех специальностей и служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, формированию их общей и профессиональной культуры. ЦЕЛЬ учебной дисциплины «Физическая культура» - формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста. Данная цель достигается путём комплексного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных ЗАДАЧ: - сохранение и укрепление здоровья студентов; - повышение уровней физической подготовленности и физического развития для улучшения умственной и физической работоспособности; - воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни; - овладение методами оценки физического состояния и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями; - приобретение теоретических знаний, умений, навыков в области физической культуры; - обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии; - совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов. Основными материальными ценностями физической культуры являются необходимый объём двигательных навыков и умений, определённый уровень развития ОСНОВНЫХ физических и специальных качеств. К духовным ценностям физической культуры относятся совокупность специальных маний в области всестороннего физического развития, идеалы физичо* КОГО ' совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или ИНОГО вида спорта, его истории, перспектив развития и т.д. Фи 1ИЧССКВЯ культура студентов выступает как интегральное качество их ЛИЧНОСТИ, КаК условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, показатель культуры будущего специалиста, средство его саморазвития и самосовершенствования. Многочисленными исследованиями установите что сгудентов, включённых в систематические занятия физической культурой и спортом н проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается щоровый стереотип поведения. Эти студенты коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, у них наблюдается высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им свойственны оптимизм и энергия. Среди НИХ мною настойчивых, решительных людей, способных повести за собой коллектив, Этой труппе студентов в большей степени, чем другим, присущи ими, добросовестность, собранность, они успешно взаимодействую! в р.ниш гребующей постоянства и напряжения. Они свободнее вступают в контакт, находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удаетч и о< уществлять самоконтроль. Стр-ра физической культуры студентов И основах законодательства РФ физическая культура студенческой молодо/кн определяется в качестве одного из основополагающих направлений среднего И высшего гуманитарного образования. Содержание закона «О физи-ческой культуре и спорте в РФ» определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и высших \ чебных (введений. В соответствии с действующими государственными образовательными стан [Вртами ректоры вузов обязаны предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования 408 часов на дисциплину «Фи |ическая культура» в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: - либо: на I и II курсах обучения 4 часа в неделю, на III и IV курсах по 3 часа: - либо: по 4 часа в неделю на I, II, III курсах. Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока: • физическое воспитание; • студенческий спорт; • активный досуг. физическая культура сту- Свои развивающие и формирующие функции ФК стужентов полно реализует в с-ме Физ Воспитания. Программа физ восп студентов предусматривает наоличие теор, методич, практич разделов, кот представлены 3 видами занятий: 1) теоретич, направл на формир-ие теоретич знаний в сфере Фк. 2) методико-практические занятия, напр на овладение методич знаниями, обеспеч достижение практич рез-тов.3) учебно-тренировочные занятия, направленные на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов. Основной формой физического воспитания студентов являются учебные (академические) занятия. Программой также предусмотрено увеличение двигательной активности студентов с 4-х часов в неделю до 5-6 и более за счёт введения дополнительных к основному курсу занятий какими-либо видами спорта или системами физических упражнений. Студенческий спорт - это деятельность студентов в форме соревнований и подготовки к ним с целью достижения высоких результатов в избранной спортивной специализации. Занятия спортом со студентами ссузов и вузов осуществляются во внеурочное время и предполагают максимальное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, обеспечивающих достижение высокого уровня спортивного мастерства. Зачастую, спорт выступает формой самовыражения и самоутверждения студентов, определяя их образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. Результатами совместной учебной и спортивной деятельности являются социальная активность, самостоятельность, уверенность в своих силах, честолюбие. Активный досуг - это средство реализации биологических, социальных, духовных потребностей студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры. Активный досуг студентов предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время, в том числе и в коммерческих оздоровительных группах, а также использование различных форм и средств физической культуры. На выбор формы активного досуга значительное влияние оказывают культурные и социальные ориентиры личности, однонаправлено взаимодействующие с биологическими запросами. Внеучебные (самостоятельные) занятия могут реализовываться в форме: - выполнения рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; - занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом - участия в массовых оздоровительных, физкультурных, спортивных мероприятиях. Органичное сочетание учебных и внеучебных форм занятий физической культурой в ссузах и вузах обеспечивает наличие оптимальной двигательной активности студентов, максимальный профессионально-прикладной эффект, удовлетворение личных пристрастий и интересов. 11. Программно-нормативные основы регулирования деятельности физического воспитания в образовательных учреждениях
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.119 с.) |