Раздел 1. Теоретические основы функционирования финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теоретические основы функционирования финансов



ФИНАНСЫ

Методические указания

по выполнению курсовой работы

 

 

Хабаровск

Издательство ДВГУПС

 
2015

УДК 336 (075.8)

ББК У26Я73

Б 272

 

Рецензент – доктор экономических наук,

профессор кафедры «Финансы и кредит» ДВГУПС

А.В. Барчуков

 

 

Басина, Н.А.

Б 272 Финансы: метод. указания по выполнению курсовой работы / Н.А. Басина, Н.В Дербас. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015. – 30 с.

 

Методические указания соответствуют ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация «Бакалавр»).

Представлены тематическое содержание дисциплины «Финансы» и требования к результатам её освоения; задание на выполнение курсовой работы, фонд оценочных средств для текущего и рубежного контроля знаний, примерные вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.

Предназначены для студентов 3-го курса всех форм обучения.

 

УДК 336 (075.8)

ББК У26Я73

 

 

 
© ДВГУПС, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Всякий субъект может функционировать лишь постольку, поскольку в процессе своей деятельности он получает доходы и осуществляет за счет них расходы. Это одинаково справедливо как для частного хозяйства в любых его организационно-правовых формах и сферах деятельности, так и для государственного хозяйства.

Движение денежных средств в процессе формирования, распределения и использования доходов составляют основу финансовых потоков, которые обеспечивают жизнедеятельность государства в целом.

Денежные отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами, государством и домашними хозяйствами в связи с формированием и целевым использованием доходов, накоплений (фондов денежных средств) изучаются финансовой наукой в рамках общей теории финансов.

Цель дисциплины «Финансы» – сформировать у студентов базовую систему знаний о финансах и финансовой системе, охарактеризовать особенности их развития и современные проблемы; дать представление об основах управления финансами.

Представленные методические указания включают тематическое содержание дисциплины «Финансы», что обеспечивает целостное восприятие учебного курса. При этом указанные разделы и темы дисциплины позволяют решить следующие задачи:

– раскрыть понятия финансов, финансовой системы;

– дать студентам теоретические знания в области управления финансами;

– охарактеризовать современную финансовую политику;

– обучить навыкам работы с нормативными правовыми актами, статистическими и фактическими материалами, отражающими финансовые процессы.

В процессе изучения дисциплины «Финансы» студенты дневной и заочной форм обучения выполняют курсовую работу, состоящую из реферативной и практической частей. Реферативная часть предполагает письменную работу по одной из тем реферата, практическая часть – сравнительный анализ федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (на примере конкретной территории) на очередной финансовый год.

В методических указаниях даны задания и методические рекомендации по выполнению соответственно реферативной и практической части курсовой работы для студентов.

В методические указания включены примерные тесты для текущего и рубежного контроля знаний по дисциплине «Финансы», а также примерные вопросы для подготовки к экзамену.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ» В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.01 ЭКОНОМИКА.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Финансы» является дисциплиной базовой части профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация – бакалавр).

Для изучения дисциплины необходимо:

– знать категориальный аппарат экономической теории, основные правовые акты, определяющие государственное устройство и основы организации деятельности субъектов хозяйствования в Российской Федерации;

– уметь анализировать показатели социально-экономического развития государства, использовать информацию государственной статистики в области экономики;

– владеть методиками расчета показателей социально-экономиче­ско­­го развития государства, навыками научной речи и участия в научных дискуссиях, а так же самостоятельной работы по выполнению самостоятельных заданий.

В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Финансы» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

– способен понимать движущие силы и закономерности историческо­го процесса, события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

– способен анализировать социально-значимые проблемы и процес­сы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

– умеет использовать нормативные правовые документы в своей дея­тельности (ОК-5);

– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

– готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

– способен находить организационно-управленческие решения и го­тов нести за них ответственность (ОК-8);

– способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мас­терства (ОК-9);

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обла­дает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

– способен понимать сущность и значение информации в развитии современного общества (OK-12);

– владеет основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как сред­ством управления информацией, способен работать с информацией в гло­бальных компьютерных сетях (ОК-13);

– способен собрать и проанализировать исходные данные, необходи­мые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

– способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические пока­затели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

– способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты ра­боты в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-З);

– способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необхо­димых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

– способен выбрать инструментальные средства для обработки эко­номических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализи­ровать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

– способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализи­ровать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

– способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгал­терскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использо­вать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

– способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явле­ниях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показате­лей (ПК-8);

– способен, используя отечественные и зарубежные источники ин­формации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

– способен использовать для решения аналитических и исследова­тельских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

– способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

– способен использовать для решения коммуникативных задач со­временные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

– способен критически оценить предлагаемые варианты управленче­ских решений и разработать и обосновать предложения по их совершенст­вованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

В результате изучения дисциплины «Финансы» студент должен:

Знать:

– основные понятия финансов, их сущность и механизмы функцио­нирования;

– особенности ведущих школ и направлений современной финансо­вой науки;

– основные особенности функционирования финансовой системы, ее состав;

– основы управления финансами, их функциональные элементы, основные направления финансовой политики государства.

Уметь:

– анализировать во взаимосвязи финансовые явления и процессы на микро- и макроуровне;

– выявлять финансовые проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономи­ческой эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономи­ческих последствий;

– использовать источники финансовой, экономической, управленче­ской информации;

– анализировать и интерпретировать данные отечественной и зару­бежной статистики о финансовых процессах и явлениях, выявлять тен­денции изменения финансовых показателей;

– осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных задач;

– осуществлять выбор инструментальных средств для обработки фи­нансовых данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

– представлять результаты аналитической и исследовательской рабо­ты в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитическо­го отчета, статьи;

– организовать выполнение конкретного порученного этапа работы;

– организовать работу малого коллектива, рабочей группы.

Владеть:

– методологией экономического исследования;

– современными методами сбора, обработки и анализа финансовых показателей;

– современными методиками расчета и анализа финансовых показа­телей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;

– навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организа­ции выполнения поручений.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Варианты тем для реферативной части контрольной работы

 

Первая буква фамилии студента А Б В Г Д Е, Ж З, И К К Л М Н О П Р
Последняя цифра зачетной книжки 0–9 0–9 0–9 0–9 0–9 0–9 0–9 0–4 5–9 0–9 0–9 0–9 0–9 0–9 0–9
Номер варианта темы реферативной части                              

 

Продолжение табл. 1

 

Первая буква фамилии студента С С Т Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Э Ю Я
Последняя цифра зачетной книжки 0–4 5–9 0–4 5–9 0–9 0–9 0–9 0–9 0–9 0–9 0–9 0–4 5–9 0–9 0–9
Номер варианта темы реферативной части                              

 


3. Практическая часть должна включать:

– выполнение задания в соответствии с подразд. 3.3.

4. Список литературы – 1 страница.

Во введении к реферативной части необходимо отразить актуальность заданной темы. Далее следует раскрыть её содержание в соответствии с заданными пунктами. Представленный в работе теоретический материал должен быть выражен в строгой лаконичной форме и иметь логическую связь между рассмотренными вопросами.

В заключении делаются выводы по результатам изложения реферативной части.

Список литературы располагается в конце курсовой работы. В нем следует указать источники (не менее 7), использованные при выполнении реферативной и практической частей.

Работа должна быть выполнена в печатном виде. При её оформлении необходимо придерживаться следующих требований:

– формат листа А4;

– шрифт – «Times New Roman»;

– кегль – 14;

– поля: левое – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 25 мм, верхнее – 20 мм.

– нумерация страниц: первая страница не нумеруется (титульный лист), далее нумерация выполняется по порядку.

 

Варианты тем для реферативной части

 

Тема 10. Финансовый рынок

1. Понятие и структурные элементы финансового рынка.

2. Классификация финансового рынка.

3. Государственное регулирование финансового рынка в современной экономике.

Тема 15. Доходы бюджетов

1. Сущность и классификация доходов бюджетов.

2. Особенности состава и структуры доходов федерального бюджета.

3. Основные направления бюджетной политики по укреплению доходной базы бюджетов в современных условиях.

Тема 17. Расходы бюджетов

1. Сущность и классификация бюджетных расходов. Принципы и формы бюджетного фи­нансирования.

2. Основные направления бюджетной политики в части расходов бюджета.

3. Структура расходов бюджетов забежных стран. Сравнительная характеристика.

Состав доходов бюджетов

 

Вид доходов Федеральный бюджет Краевой бюджет
1. Налоговые доходы, в том числе прямые налоги    
косвенные налоги    
2. Неналоговые доходы    
3. Безвозмездные поступления    
Итого доходов, тыс. р.    

 

В сравнительном анализе доходов отразить в составе налоговых доходов федерального и краевого бюджетов разное соотношение прямых и косвенных налогов.

Как известно, основным различием между прямыми и косвенными налогами является способ их взимания (табл. 3).

 

Таблица 3

Примерный перечень вопросов по практической части курсовой работы

1. Какие виды налоговых доходов преобладают в соответствующих бюджетах?

2. Назначение безвозмездных поступлений в составе доходов бюджета субъекта РФ.

3. Назвать основные федеральные целевые программы и непрограммные направления деятельности, планируемые в рамках ФБ на текущий год.

4. Назвать основные государственные программы субъекта РФ и непрограммные направления деятельности, планируемые в рамках регионального бюджета на текущий год

5. В чем сущность и преимущества программно-целевого метода планирования и оценки бюджетных расходов?

6. Понятие сбалансированности бюджета.

7. Основные направления современной политики государства в области формирования доходов бюджета.

8. Назвать источники финансирования дефицита федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

9. По какому критерию, в соответствии с БК РФ, источники финансирования дефицита бюджета делятся на внутренние и внешние?

 

4. Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровнях целям и приоритетам бюджетной политики государства

По результатам анализа федерального бюджета и бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год сделать выводы о соответствии плановых показателей бюджетов по доходам, расходам и сбалансированности бюджетов целям и приоритетам бюджетной политики, заявленным Президентом РФ в Бюджетном послании на данный трёхлетний период. Кроме того, необходимо оценить совпадение интересов Федерального правительства и правительства региона в рамках проведения бюджетной политики на разных уровнях управления.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО

И РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Вставьте пропущенный термин

______ – система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

 

2. Выберите правильный ответ.

Материальными носителями финансовых отношений являются:

а) все денежные средства;

б) финансовые ресурсы;

в) валовой внутренний продукт;

г) национальный доход.

 

3. Выберите правильные ответы.

Предпосылки возникновения финансов:

а) буржуазные революции в Европе;

б) формирование бюджета стало носить системный характер;

в) переход к денежной форме взимания налогов;

г) великие географические открытия;

д) возникновение денег.

 

4. Выберите правильные ответы.

Признаки финансов:

а) денежный характер отношений;

б) распределительный характер отношений;

в) государственная регистрация отношений;

г) имущественный характер отношений.

 

5. Выберите правильные ответы.

Финансовые отношения включают следующие денежные отношения:

а) уплата страховых взносов по страхованию жизни;

б) предоставление ссуды региональному бюджету из федерального бюджета;

в) уплата налогов в бюджет;

г) оплата предприятием товаров и услуг в безналичной форме.

 

6. Вставьте пропущенный термин.

_________ – совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений.

 

7. Вставьте пропущенный термин

_________ – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

 

8. Выберите правильные ответы.

Исторически сложились следующие виды финансовой политики:

а) классическая;

б) регулирующая;

в) планово-директивная;

г) нормативная.

 

9. Выберите правильный ответ

Финансовый менеджмент – это:

а) процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы для достижения поставленной цели;

б) наука выбирать источники финансирования деятельности предприятия;

в) искусство управления денежными потоками предприятия, направленное на достижение его стратегических и тактических целей;

г) государственное управление финансами.

 

10. Вставьте пропущенное слово

Риски, сопутствующие финансовой деятельности организации, называются _________.

 

11. Последовательность иерархии финансовых органов-участников бюджетного процесса в РФ:

а) министерство финансов РФ;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ;

в) органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов.

 

12. Установите соответствие между видом риска и его содержанием:

 

Валютный риск Риск получения убытков в результате неблагоприятных колебаний курсов валют на международных финансовых рынках
Инфляционный риск Риск обесценивания реальной стоимости капитала, доходов и прибыли в связи с ростом инфляции
Процентный риск Риск потерь из-за непредвиденных изменений процентной ставки на финансовом рынке

 

 

13. Установите соответствие между видами и субъектами финансового контроля:

 

Государственный Администрация президента. Законодательный и исполнительный орган РФ и субъектов РФ
Ведомственный Специальные подразделения министерств и ведомств
Независимый Аудиторские фирмы РФ
Внутрихозяйственный Финансовые и экономические подразделения организаций

 

14. Выберите правильный ответ.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета - это:

а) Федеральное казначейство;

б) Центральный банк;

в) Федеральная налоговая служба;

г) Федеральная таможенная служба.

 

15. Вставьте пропущенное словосочетание.

_________ – совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

 

16. Выберите правильные ответы.

В рамках финансовой системы государственные финансы включают:

а) государственный бюджет;

б) государственный кредит;

в) внебюджетные фонды;

г) финансы государственных организаций;

д) финансы коммерческих организаций.

 

17. Выберите правильные ответы.

К финансам хозяйствующих субъектов относят:

а) государственный бюджет;

б) государственный кредит;

в) внебюджетные фонды;

г) финансы государственных организаций.

18. Выберите правильный ответ

К внешним факторам, влияющим на финансы организаций, относятся:

а) внешнеэкономические условия, социальные условия, природные условия;

б) снабженческо-сбытовые, социального развития коллектива, природоохранной деятельности;

в) нарушения хозяйственной дисциплины, структурные сдвиги;

г) побочные внепроизводственные факторы.

 

19. Выберите правильные ответы.

К финансовым методам относятся:

а) фондовооруженность труда;

б) финансовое управление;

в) налогообложение;

г) страхование.

 

20. Выберите правильные ответы.

Является финансовым показателем:

а) анализ;

б) ликвидность;

в) платежеспособность;

г) оборачиваемость.

 

21. Выберите правильный ответ.

Принцип организации финансов предприятий, означающий полную самоокупаемость затрат на производство:

а) самостоятельность;

б) материальная заинтересованность;

в) материальная ответственность;

г) самофинансирование.

 

22. Выберите правильные ответы.

Организация, не имеющая целью извлечение прибыли и не распределяющая прибыль между участниками:

а) унитарное предприятие;

б) товарищество на вере;

в) благотворительный фонд;

г) ассоциация предпринимателей.

 

23. Вставьте пропущенный термин.

__________ финансовые ресурсы, авансируемые и инвестируемые в производство с целью получения прибыли.

24. Выберите правильный ответ.

Финансы населения взаимосвязаны:

а) с федеральным бюджетом;

б) с региональными и местными бюджетами;

в) с финансами организаций;

г) со всеми звеньями финансовой системы.

 

25. Выберите правильный ответ.

К денежным расходам домохозяйств не относятся:

а) покупка товаров, оплата услуг;

б) налоги;

в) вложения в ценные бумаги и банковские депозиты;

г) расходы на национальную оборону.

 

26. Выберите правильные ответы.

Государственные органы управления финансами в РФ:

а) страховые организации;

б) кредитные организации;

в) финансовые органы на уровне субъектов РФ;

г) Министерство финансов РФ;

д) органы Федерального казначейства РФ.

 

27. Выберите правильные ответы.

Источниками финансовых ресурсов на уровне государства выступают:

а) налоговые доходы;

б) государственный кредит;

в) доходы от продажи и использования государственной собственности;

г) премии.

 

28. Выберите правильные ответы.

Черты, характерные для бюджетного фонда:

а) виды бюджетных доходов не закреплены за конкретными видами бюджетных расходов;

б) в составе бюджета могут выделяться целевые бюджетные фонды;

в) в составе бюджета не могут выделяться целевые бюджетные фонды;

г) каждый вид доходов бюджета имеет четкое закрепление за конкретными видами бюджетных расходов.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Содержание финансов как экономической категории. Специфические признаки и функции финансов.

2. Финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления, их источники, факторы роста и основные направления использования.

3. Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования, их источники, факторы роста и основные направления использования.

4. Финансовые резервы как особая форма формирования и использования финансовых ресурсов.

5. Финансовая система государства. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы, их взаимосвязь.

6. Финансы коммерческих организаций. Особенности их формирования и использования в условиях рынка.

7. Особенности финансового механизма бюджетных и автономных учреждений.

8. Особенности финансов казённых учреждений.

9. Финансы индивидуальных предпринимателей, их особенности.

10. Экономическое содержание государственных и муниципальных финансов, их роль в социально-экономической жизни общества.

11. Характеристика бюджетных отношений, сущность и роль бюджета в регулировании экономики.

12. Бюджетная система РФ: понятие, структура и принципы организации.

13. Экономическая сущность и классификация доходов бюджетов.

14. Экономическая сущность и классификация расходов бюджетов.

15. Сбалансированность бюджетов. Оценка сбалансированности федерального бюджета.

16. Дефицит бюджета и источники его финансирования.

17. Государственные внебюджетные фонды РФ, их общая характеристика.

18. Пенсионный фонд РФ, его место в системе пенсионного обеспечения в РФ.

19. Фонд социального страхования РФ, его назначение.

20. Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, их назначение.

21. Основные направления бюджетной политики государства в современных условиях.

22. Государственный (муниципальный) долг: понятие, состав, влияние на экономику.

23. Управление государственным долгом.

24. Внешние долговые требования.

25. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса.

26. Особенности финансов домохозяйств.

27. Формы и методы использования финансов для регулирования экономики.

28. Содержание и значение финансовой политики. Особенности проведения финансовой политики РФ на современном этапе.

29. Понятие финансового механизма. Его структура.

30. Сущность финансов домохозяйств как экономической категории.

31. Органы управления финансами, их задачи и функции.

32. Доходы и расходы бюджета семьи.

33. Содержание и значение финансового контроля. Организация финансового контроля в РФ, проблемы его совершенствования.

34. Экономическая сущность и классификация доходов бюджета.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В методических указаниях излагаются цели, задачи дисциплины «Финансы» и требования к результатам её освоения в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Экономика (квалификация «Бакалавр»). Компетентный подход к подготовке бакалавра экономики отражён в перечне общекультурных и профессиональных компетенций, которые представлены в методических указаниях и на формирование которых направлена дисциплина «Финансы».

Выполнение курсовой работы в соответствии с заданием обеспечивает формирование практических навыков для осуществления расчётно-эконо­ми­ческой и аналитической профессиональной деятельности бакалавра.

Базовая система знаний о финансах и их сущности, об основах управления финансами, умение анализировать во взаимосвязи финансовые явления и процессы на микро- и макроуровне, владение методологией экономического исследования обеспечивают реализацию требований к профессиональной подготовке бакалавра экономики.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Конституция Российской Федерации.: (принята всенародным голосованием 12.12.1993.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.:(принят 31.07.1998 N 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/budget/.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая и третья): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interlaw.ru/law/docs/10800200/.

4. О стратегическом планировании в Российской Федерации.: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

5. Об утверждении Методических, указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 26 декабря 2012 г. N 817 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/.

6. Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации.– Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/.

7. Барулин, С. В. Финансы [Текст]: учеб. для бакалавров / С. В. Барулин. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2015. - 640 с. - (Бакалавриат).

6. Гладковская, Е. Н. Финансы [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. Н. Гладковская. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 313 с.: ил. - (Учебное пособие. Стандарт третьего поколения).

7. Финансы [Текст]: учеб. для вузов / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.

8. Теплова, Т. В. Корпоративные финансы [Текст]: учеб. для бакалавров / Т. В. Теплова. - Москва: Юрайт, 2013. - 655 с.: ил. - (Бакалавр. Углубленный курс).

9. Лапуста, М. Г. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учеб. для вузов / М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай. - изд. испр. - Москва: Инфра-М, 2011. - 575 с. - (Высшее образование).

10. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.: КноРус, 2010. – 432 с.

11. Немчанинова, М.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие / М.А. Немчанинова, И.А. Гридунова, В.В. Шах. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010. – 117 с.

14. Селезнев, А. З. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. З. Селезнев; под ред. В. Ю. Катасонова. - Москва: Магистр, 2010. - 383 с.

15. Чернецов, С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие / С.А. Чернецов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 528 с.

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ» В СТРУКТУРЕ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 080100 ЭКОНОМИКА.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ......... 4

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ»...... 7

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ............................................. 8

3.1. Общие требования к содержанию и оформлению....................... 8

3.2. Варианты тем для реферативной части...................................... 10

3.3. Практическая часть: Сравнительный анализ

федерального бюджета и бюджета субъекта РФ

(краевого бюджета) на очередной финансовый год.................. 15

4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО

И РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ................................................... 19

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ....................... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................. 28

 

 

Учебное издание

Басина Наталья Алексеевна

Дербас Наталья Валерьевна

 

ФИНАНСЫ

Методические указания

 

ФИНАНСЫ

Методические указания

по выполнению курсовой работы

 

 

Хабаровск

Издательство ДВГУПС

 
2015

УДК 336 (075.8)

ББК У26Я73

Б 272

 

Рецензент – доктор экономических наук,

профессор кафедры «Финансы и кредит» ДВГУПС

А.В. Барчуков

 

 

Басина, Н.А.

Б 272 Финансы: метод. указания по выполнению курсовой работы / Н.А. Басина, Н.В Дербас. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015. – 30 с.

 

Методические указания соответствуют ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация «Бакалавр»).

Представлены тематическое содержание дисциплины «Финансы» и требования к результатам её освоения; задание на выполнение курсовой работы, фонд оценочных средств для текущего и рубежного контроля знаний, примерные вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.

Предназначены для студентов 3-го курса всех форм обучения.

 

УДК 336 (075.8)

ББК У26Я73

 

 

 
© ДВГУПС, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Всякий субъект может функционировать лишь постольку, поскольку в процессе своей деятельности он получает доходы и осуществляет за счет них расходы. Это одинаково справедливо как для частного хозяйства в любых его организационно-правовых формах и сферах деятельности, так и для государственного хозяйства.

Движение денежных средств в процессе формирования, распределения и использования доходов составляют основу финансовых потоков, которые обеспечивают жизнедеятельность государства в целом.

Денежные отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами, государством и домашними хозяйствами в связи с формированием и целевым использованием доходов, накоплений (фондов денежных средств) изучаются финансовой наукой в рамках общей теории финансов.

Цель дисциплины «Финансы» – сформировать у студентов базовую систему знаний о финансах и финансовой системе, охарактеризовать особенности их развития и современные проблемы; дать представление об основах управления финансами.

Представленные методические указания включают тематическое содержание дисциплины «Финансы», что обеспечивает целостное восприятие учебного курса. При этом указанные разделы и темы дисциплины позволяют решить следующие задачи:

– раскрыть понятия финансов, финансовой системы;

– дать студентам теоретические знания в области управления финансами;

– охарактеризовать современную финансовую политику;

– обучить навыкам работы с нормативными правовыми актами, статистическими и фактическими материалами, отражающими финансовые процессы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.62.25 (0.321 с.)