Доцент кафедры политических наук РУДН 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доцент кафедры политических наук РУДН



 

Информационная культура как фактор развития

Кадрового потенциала России

Проблема становления и развития информационно – коммуникативного пространства как в мировом, так и в национальном (российском) масштабе занимает сегодня центральное место в рамках научного и общественного дискурса, а формирование «информационного общества», целью которого «является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий»[52], включено в число приоритетных задач российской политики. Все это объясняет популяризацию данной тематики, причем не только в ее теоретико-концептуальной части, но и в сфере ее приложения применительно к реалиям социально–политических практик.

По сути, информационное общество как теоретический концепт постиндустриализма представляет собой новый исторический этап, новую формацию развития человеческой цивилизации, привносящую качественные изменения во все аспекты жизнедеятельности социума. Профессор кафедры информационных исследований Королевского университета в Белфасте У. Мартин предпринял попытку охарактеризовать информационное общество по основополагающим критериям, базирующимся на ключевой роли информации в следующих пяти направлениях: технологическом; социальном; экономическом; политическом и, наконец, культурном, в рамках которого должно происходить формирование и утверждение информационной культуры в сознании индивида и общества в целом[53].

Примечательно, что последний – культурный – аспект изначально игнорировался разработчиками постиндустриальной теории информационного общества (Д. Рисман, Э. Тоффлер, Д. Белл, А. Кинг, Б. Шнайдер, М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц, и др.)[54], которые, как известно, придерживались технократического направления политической и социальной мысли. Такой технологический редукционизм не мог не вызвать критической реакции[55], т.к. множественность и разнообразие социокультурных процессов не укладываются в жесткие рамки этих схем, более того, именно культура способна стать решающим фактором экономической, политической и экономической стабилизации и тем самым смягчить некоторые негативные последствия развития современной информационной цивилизации[56]. Но недостаточно детерминировать культурную сферу только с помощью технологических факторов, поскольку ей присущ целый набор аксиологических характеристик, которые, в свою очередь, в значительной мере определяют характер общественного развития, особенности и качественное содержание всей совокупности политических, социальных и культурных контактов, образующих информационно–коммуникативное пространство всех уровней – ядро новой информационной формации.

Эта новая информационная формация радикально преобразует всю социокультурную среду, формируя понятие информационной культуры, одной из основных характеристик которой является двойственность ее природы: с одной стороны, это понятие может употребляться, когда речь идет о культуре информации, с другой стороны – о культуре информационного общества, которая характеризуется демассификацией «массового сознания», фрагментарностью, временными образами, другими словами, о «блип – культуре»[57]. Это новое качество культурной составляющей жизнедеятельности провоцирует различную реакцию индивидов: адаптации или отторжения новой культурной среды, характеризующейся гетерогенностью, редукционным характером, сближением материальных и идеальных (духовных) факторов. По мере демассификации цивилизации индивидуализируется сам человек, вступая в совершенно иные связи с внешним миром, менее детерминированные, но несущие в себе большую степень свободы для формирования интеллектуальной среды, культурно–информационного пространства, в целом.[58]

Подобные тенденции («культурного империализма») закономерно вызвали противоположную реакцию («культурного национализма»), акцентирующую необходимость сохранения культурной, национальной, религиозной, аксиологической уникальности человеческих сообществ, что должно быть учтено в ходе формирования информационного общества и его культурной составляющей в современной России.

Уровень развития информационного общества, его подготовленности к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний, степень информатизации сферы науки, образования и культуры прямо пропорциональны уровню информационной культуры личности, системообразующим ядром которой служит информационная деятельность людей, обусловленная менталитетом, характером и уровнем развития личности и общества[59]. Именно информационная культура личности на сегодняшний день является не только важнейшим показателем профессиональной подготовленности кадрового состава, но и обязательным условием конкурентоспособности как отдельных индивидов и их групп, так и страны в целом.

Как справедливо отмечает С.А. Дятлов, «…человеческая личность является целостным существом, сочетающим в себе органическое единство всех ее атрибутивных качеств и свойств, всех творческих способностей и сил, всех многообразных ролей и функций, присущих человеку как неотъемлемой части единого общественного организма… Цементирующей основой этого интегрального единства является духовно-нравственная и информационная ориентация развития личности человека, которые и формируют ядро его культуры, в т.ч. ее информационной составляющей». [60] Поэтому для свободной адаптации и ориентации в информационно–коммуникативном пространстве, достижения информационной свободы в каждом отдельном индивиде должна культивироваться информационная культура личности, связанная с социальной природой человека, всем разнообразием его интеллектуальных и творческих ресурсов.

Применительно к характеристике состояния информационной среды актуальной остается мысль М. Кастельса о том, что технологическая трансформация социума сегодня «воплощается в интеграции различных способов коммуникации в интерактивные информационные сети». Иными словами, формируются супертекст и метаязык, впервые в истории объединяя в одной и той же системе письменные, устные и аудиовизуальные способы человеческой коммуникации»[61]. В связи с этим для обеспечения минимально необходимого уровня информационно–культурной подготовленности индивидом должен быть усвоен широкий диапазон знаний и навыков, проявляющийся как минимум в шести нижеследующих аспектах, предлагаемых в рамках информациологического подхода к понятию «информационная культура»:

Ø в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

Ø в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

Ø в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

Ø во владении основами аналитической переработки информации;

Ø в умении работать с различной информацией;

Ø в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Очевидно, что информационная культура является важнейшей составляющей общей культуры личности, но в эпоху инфляции гуманитарных и гуманистических принципов, редукции культуры к технологии существует опасность редукции культуры личности к культуре информационной[62]. В данной связи в качестве альтернативного сформировался культурологический подход, согласно которому информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человеческого социума в целом. В рамках данного подхода к вышеперечисленным умениям добавляются следующие:

Ø способность к логической и ценностной обработке информации;

Ø способность увидеть новые комбинации свойств в отражаемых явлениях;

Ø способности творческого восприятия-переработки информации.

Вышеперечисленные знания и навыки представляют собой лишь минимальный набор качеств, необходимых для обеспечения конкурентоспособности кадрового потенциала Российской Федерации. Кроме того, необходимо помнить, что информационная культура становится сегодня ключевой компетентностью информационного общества, обеспечивающей оптимальное функционирование всех уровней общественной–политической системы (от отдельного индивида до государства в целом).

Развитие информационной компетенции становится обязательным условием для формирования и развития кадрового состава на всех уровнях. Поскольку информационная культура как ключевая компетентность информационного общества становится метапрофессиональным качеством, она включает общепредметные и общепрофессиональные знания, умения, навыки, а также способности и качества, обеспечивающие успешное освоение новых видов деятельности, социально-профессиональную мобильность и динамичность личности[63]. Информационная компетентность превращается в базисный фактор, обусловливающий уровень профессиональных компетенций и квалификаций кадрового потенциала России.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие основополагающие выводы.

1. Информационное общество как качественно новая коммуникативная система, базирующаяся на доминирующей роли информации, представляет собой закономерный этап в развитии как всего человеческого социума, так и его составных частей всех уровней (в т.ч. РФ, ее субъектов, регионов, различных социальных групп, отдельных индивидов).

2. Культура, трактуемая как «построенные системы верований и кодов, под влиянием новой технологической системы подвергается фундаментальному преобразованию...»[64], пополняется новым аспектом ― информационным, который образует новое направление культурного дискурса – «информационную культуру».

3. При формировании информационной составляющей культурной среды РФ должны быть учтены следующие факторы:

а) не просто сущность человека вообще, а специфика его национального (российского) характера;

б) суверенитет РФ, российского социума с учетом особенностей менталитета его граждан;

в) выработка стратегии и механизмов ее реализации применительно к реалиям социально–политических практик современной России[65].

4. Информационная культура является ключевой компетентностью информационного общества и приобретает метапрофессиональный характер. Следовательно, уровень информационно–культурной подготовленности кадров становится важнейшим показателем общепрофессионального уровня кадрового потенциала в масштабах страны.


М. Р. Гилязева,

Аспирант Академии государственного

И муниципального управления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.015 с.)