Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX В. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX В. )



Глубокая и долговременная изоляция отечественной науки от западной психологии началась во второй половине 30-х годов.

Во-первых, перестали публиковаться труды западных авторов. Одновременно с этим чиновники стали присматриваться и к социальной психологии, стремясь доказать её лженаучность.

Во-вторых, резко увеличился идеологический контроль за наукой (учёные боялись исследовать острые социальные проблемы). Исследователи чувствовали не востребованность их работ, сбор данных был порою крайне опасен, так как противоречил отчётам и постановлениям Центрального Комитета, рапортовавшим о превосходности положения в стране. Особое идеологическое давление на науку отмечается в Постановлении ЦК ВКП/б (1936) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ударившим и по социальной психологии.

В-третьих, наука была скована административными мерами.

В-четвёртых, как следствие всего этого уменьшилось число научных публикаций.

Наступило массовое напряжённое затишье. Несмотря на сложность ситуации среди пятнадцатилетнего безмолвия чётко и уверенно раздавались голоса учёных, продолжавших строить фундамент социальной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Социальную психологию стали применять в педагогике, и это в дальнейшем повлияло на исход динамики науки. Центральной темой этого периода являлась психология коллектива. Определяющими облик социальной психологии были взгляды А. С. Макаренко (1956). Он исследовал коллектив и воспитание личности в коллективе. Дав определение коллектива, он заложил базу для последующего десятилетия исследований.

Согласно А. С. Макаренко коллектив -это:

§ целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления.

§ контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения.

§ социальный организм.

Признаками коллектива являются:

§ наличие общих целей, служащих на благо общества (сами цели были разделены на ближние, средние и дальние);

§ совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура;

§ наличие в нем органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы.

Учитывая, что коллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами, А.С. Макаренко дал новую классификацию коллективов:

1) первичный коллектив ( члены его находятся в постоянном дружеском, бытовом и идеологическом объединении). Примеры: отряд, школьный класс, семья;

2) вторичный коллектив (более широкое объединение). В нем цели, взаимоотношения вытекают из более глубокого социального синтеза, из задач народного хозяйства, из социалистических принципов жизни (школа, предприятие).

 

А.С. Макаренко принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллектива. В своем развитии коллектив, по мнению А. С. Макаренко, проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности себя на фоне требований коллектива.

Главными проблемами в изучении личности выступили взаимоотношения личности в коллективе, определение перспективных линий в ее развитии, становление характера. В связи с этим целью воспитания человека является формирование проектируемых качеств личности, линий ее развития. Для полноценного исследования личности необходимо изучать; самочувствие человека в коллективе; характер коллективных связей и реакций: дисциплинированность, готовность к действию и торможению; способность такта и ориентировки; принципиальность; эмоциональное и перспективное устремление. Существенное значение имеет изучение мотивационном сферы личности. Главное в этой сфере — потребности. Нравственно оправданная потребность, по мнению А. С. Макаренко, это потребность коллектива, то есть человека, связанного с коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом. Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей; это проявление интереса не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, созидателя общих благ, — утверждал А.С. Макаренко.

В исследовании личности А. С. Макаренко требовал преодоления созерцательности, применения активных методов воспитания. Макаренко составил схему изучения личности, отразившуюся в работе «Методика организации воспитательного процесса». Стержневая идея социально-психологической концепции А. С. Макаренко — единство коллектива и личности. Это определило основание его практического требования: воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива.

Взгляды А. С. Макаренко развивались многими исследователями и практиками, освещались в многочисленных публикациях. Из психологических работ наиболее последовательно учение о коллективе А. С. Макаренко представлено в работах А. Л. Шнирмана.

 

Четвертый период (вторая половина 50-х — первая половина 70-х годов XX века)

Всеобщее потепление в обществе с середины 50-х годов, ослабление идеологической поруки нашли своё отражение в динамике исследований в социальной психологии (возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне развитой личности, ее активной жизненной позиции).

Изменения коснулись следующих сфер:

§ интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования.

§ психология отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами (критериями самостоятельности -осознание представителями науки уровня ее развития, состояния ее исследований, характеристика места этой науки в системе других наук; определение предмета и объектов ее исследований; выделение и определение основных категорий и понятий; формулирование законов и закономерностей; институционализация науки; подготовка специалистов. Также формальные критерии - публикации специальных трудов, статей, организация обсуждений на съездах, конференциях, симпозиумах).

§ проведён II съезде психологов СССР.

§ Появляются свободные научные дискуссии (в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», В Институте философии АН СССР работал постоянно действующий семинар по социальной психологии).

Заключительный этап в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой основных ее проблем. В области методологии социальной психологии плодотворными были концепции Г. М. Андреевой (1980), Б. Д. Парыгина (1971), Е. В. Шороховой (1975). В исследование проблем коллектива большой вклад внесли К. К. Платонов (1975), А. В. Петровский (1982), Л. И. Уманский (1980). Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л. И. Божович (1968), К. К. Платонова (!965), В. А. Ядова (1975). Исследованию проблем деятельности посвящены труды Л. П. Буевой (1978), Е. С. Кузьмина (1967). Исследованием социальной психологии общения занимались А. А. Бодалев(1965),Л. П. Буева (1978), А. А. Леонтьев (1975), Б. Ф. Ломов (1975), Б.Д. Парыгин (1971).

В 70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 г. организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. — первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. — аналогичная кафедра в МГУ. В 1966 г. с введением ученых степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, в Институте психологии АН СССР в 1972 г. создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологи обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.007 с.)