Тема 1. Становление информационного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Становление информационного общества



Тема 1. Становление информационного общества

К началу ХХI в. информационная революция охватила своим воздействием практически все стороны социальной действительности.

«Введение компьютерной техники, – отмечал в начале 90-х гг. Д. Белл, – коренным образом изменило весь производственный процесс, машиностроение, архитектуру, книгопечатание, информационную систему, медицинское обслуживание. Компьютер в сочетании с экраном начинает менять образ нашего мышления, способ получения информации, характер деловых связей». Современные методы автоматизации производства и проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности знаменуют становление качественно нового этапа социально-экономического развития человечества, который получил название информационного общества.

Введение в научный оборот термина «информационное общество» связывается с именем американского исследователя Ф. Махлупа в начале 60-х гг.

Главным признаком становления информационного общества является постоянно возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей.

Термин «постиндустриальное общество» ввел Дэниэл Белл.

Три типа общества:

· доиндустриальное (аграрное) (самая долгая стадия ок.10000 лет; обмен материальными благами),

· индустриальное (ок.200 лет) (энергетический обмен, основной предмет обмена – энергия; появление машинного производства)

· постиндустриальное (60-70-е гг.20 в) (доминирует сфера услуг, наукоемкие технологии; обмен информацией; основной ресурс - знания).

По мере развития общества каждый последующий этап занимает все меньшее время.

Р. Нолан Теория стадий информационной экономики

 
 

Тема 2. Информационный тип экономического развития

Информационная экономика в широком и узком смысле. Информационно- коммуникационный технологический уклад. Понятие и типология информационного продукта. Информационные услуги. Индустриальный и информационный типы экономического роста. Теория технологических укладов С.Ю. Глазьева и проблемы перехода к шестому технологическому укладу. Технико-экономические парадигмы и их смена. «Высокие технологии» как метатехнологии и их влияние на экономический рост. Показатели информационной обеспеченности экономики. «Старая» и «новая» экономики. Мета-производственная функция К. Ямагучи. Экономика знаний и ее отраслевая структура. Механизмы регулирования рынка знаний.

 

Информационная экономика в широком и узком смысле.

1976 г. М. Порат ввел термин «информационная экономика», до этого был термин «постиндустриальная экономика».

Информационная экономика в узком смысле – тип хозяйства, связанный с тем, как распределяются, перераспределяются и производятся нематериальные блага (информация).

Информационная экономика в широком смысле -новая система общественных отношений, вся палитра социально-экономических отношений и то на что она влияет.

Информационные услуги.

 

Информационная услуга — услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.

 

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных - совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами.

С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных, и соответственно расширяется круг информационных услуг.

 

Виды информационных услуг:

1. Выпуск информационных изданий (печатная продукция, библиографические и др. указатели, реферативные сборники, справочные издания).
2. Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный, по заявке пользователя поиск информации в БД и пересылка результатов

3. Предоставление первоисточника: является традиционной для библиотек.
4. Традиционные услуги научно-технической информации: подготовка переводов текстов, обзоров.
5. Дистанционный доступ к удаленным БД

· Непосредственный доступ к БД - с локального места пользователя.

· Косвенный доступ, включает организацию обучения пользователей, выпуск справочных изданий, организацию встреч с пользователями для выяснения интересующих их вопросов.

· Услуга Downloading. Позволяет загрузить результаты поиска по БД в свой ПК для дальнейшего использования в качестве персональной БД.

Регулярный поиск. Регулярное проведение поиска по БД и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
6. Подготовка и оказание информационных услуг. Обработка данных, разработка информационных систем, разработка ПО, связь телефонная для предоставления доступа.
7.ПродажаБД.

Тема 1. Становление информационного общества

К началу ХХI в. информационная революция охватила своим воздействием практически все стороны социальной действительности.

«Введение компьютерной техники, – отмечал в начале 90-х гг. Д. Белл, – коренным образом изменило весь производственный процесс, машиностроение, архитектуру, книгопечатание, информационную систему, медицинское обслуживание. Компьютер в сочетании с экраном начинает менять образ нашего мышления, способ получения информации, характер деловых связей». Современные методы автоматизации производства и проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности знаменуют становление качественно нового этапа социально-экономического развития человечества, который получил название информационного общества.

Введение в научный оборот термина «информационное общество» связывается с именем американского исследователя Ф. Махлупа в начале 60-х гг.

Главным признаком становления информационного общества является постоянно возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей.

Термин «постиндустриальное общество» ввел Дэниэл Белл.

Три типа общества:

· доиндустриальное (аграрное) (самая долгая стадия ок.10000 лет; обмен материальными благами),

· индустриальное (ок.200 лет) (энергетический обмен, основной предмет обмена – энергия; появление машинного производства)

· постиндустриальное (60-70-е гг.20 в) (доминирует сфера услуг, наукоемкие технологии; обмен информацией; основной ресурс - знания).

По мере развития общества каждый последующий этап занимает все меньшее время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.008 с.)