Консультирование семьи ребёнка с нарушениями в развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование семьи ребёнка с нарушениями в развитии



В настоящее время разработана следующая схема консультирования:

1) анализ жалоб родителей и внутрисемейной ситуации;

2) комплексное медико-психолого-педагогическое исследование ребенка для постановки диагноза и установления психологической структуры дефекта;

3) психолого-педагогическое консультирование всех членов семьи.

Анализируя жалобы, консультант помогает родителям точнее их сформулировать, а затем соотносит их с возрастом ребенка и реальным положением в семье: воспитывается ли он дома или посещает детский сад; состав семьи, ее культурный и социальный уровень, наличие дополнительных занятий и т.д.

Комплексное медико-психолого-педагогическое исследование позволяет достаточно точно установить диагноз. Психологом при этом учитываются уровень интеллектуального развития ребенка, состояние сенсорных и моторных функций, уровень знаний и навыков, особенности и личности, и деятельности. На основании обследования определяется психологическая структура дефекта, а это необходимо, чтобы дать родителям рекомендации в плане обучения и воспитания ребенка.

Искажение поведения родителей (как правило, неосознаваемое) приводит к следующему:

– нарушается взаимодействие с социумом (родственники и знакомые, врачи, дефектологи, учителя). При этом наблюдается замыкание в своей семье, неадекватные реакции на врачебные и педагогические рекомендации, конфронтация с детскими образовательными учреждениями;

– нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские. В крайних случаях это приводит к распаду семьи;

– нарушается дальнейшее репродуктивное поведение (характерное для данного типа семей).

– складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.

Особенно явно дезадаптация семьи обнаруживается в период консультирования ребенка в медико-генетической или психолого-педагогической консультации. Часто оба вида консультирования приходится вести одновременно.

Тяжелое эмоциональное состояние, доходящее иногда до ступора, не позволяет родителям правильно понять и осознать информацию. В связи с этим перед консультантом возникает задача правильно оценить состояние родителей (а иногда и других родственников) и провести соответствующие коррекционные мероприятия.

Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам вхождения в контакт с ребенком и воспитание его в соответствии с общественными нормами поведения. В ходе консультирования нередко приходится преодолевать неправильные установки и заблуждения родителей. Особенно часты ошибки родителей при воспитании ребенка с отклонениями в развитии. Одной из наиболее постоянных ошибок воспитания является снижение требований к ребенку, закрепление за ним положения больного.

Психологическое консультирование семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, базируется на следующих принципах:

1. Соблюдение интересов консультируемого ребенка. Под соблюдением интересов ребенка понимается определение и доведение до сведения членов семьи адекватных условий для его обучения, воспитания и лечения как в школе, так и дома. Правильная постановка диагноза – необходимое, но недостаточное условие для этого. В настоящее время в нашей стране создана большая сеть специальных дошкольных учреждений и школ, в которых аномальные дети обучаются в оптимальных условиях и по соответствующим их возможностям программам. Родителям необходимо разъяснить возможность и важность адекватного обучения ребенка, так как подчас лишь неправильное понимание родителями его возможностей мешает помещению его в соответствующее детское учреждение.

2. Щадящая форма сообщения диагноза, поставленного ребенку.

3. Коллективное консультирование семьи, которому предшествует индивидуальное консультирование ее членов с соблюдением тайны индивидуального консультирования. Психолог анализирует семейную ситуацию, исходя из интересов ребенка, и дает объективную оценку его возможностей. Он консультирует родителей и других родственников индивидуально, соблюдая тайну консультирования, чтобы не внести в семью новых травмирующих моментов. Индивидуальное консультирование помогает затем правильно построить коллективное консультирование семьи, в котором, кроме родителей, участвуют и другие родственники. Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не входят в задачи консультирования, о чем сообщается родителям.

Эффективным методом коллективного консультирования является проведение коррекционных психолого-педагогических занятий с ребенком в присутствии родителей. Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка со специалистом, за процессом усвоения ребенком определенных правил поведения, знаний и навыков помогает им лучше понять его, оценить адекватность требований и занять более правильную воспитательную позицию. Кроме того, можно использовать метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении ими домашних заданий. По мере того, как родители усваивают некоторые приемы и методы работы с ребенком, налаживается контакт между родителями и детьми, наступает большее взаимопонимание между всеми членами семьи.

 

28. Включение лиц с ОВЗ в общекультурное и образовательное пространство

Включение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в социокультурное пространство.

социально-культурная адаптация означает восстановление, возмещение утраченных ими способностей и возможностей самоутверждения и самореализации в различных видах досуга и творчества.

объектом социокультурной адаптации являются социально незащищенные группы людей, в данном случае объектом выступают дети с ограниченными возможностями; целью социокультурной адаптации является социальная интеграция детей с ограниченными возможностями в общество; процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты; основой социокультурной деятельности является постоянная поддержка детей с ограниченными возможностями, помощь в преодолении, компенсации существующих ограничений, мобилизации собственных резервов.

К условиям обеспечения достойного качества жизни инвалидов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни и во многом совпадают с потребностями каждого гражданина в медицинской и социальной помощи, трудоустройстве, получении образования, общения, передвижения, доступа к объектам инфраструктуры и др.

Социокультурная адаптация - процесс приспособления индивида к окружению и целенаправленного приспособления индивидом элементов этого окружения к удовлетворению собственных потребностей и запросов; осуществляется с помощью знаний и навыков, полученных в ходе социализации (инкультурации) в процессах социального взаимодействия и

коммуникации. В свою очередь инкультурация представляет собой процесс освоения индивидом социально значимых культурных знаний и навыков, приобретение культурной компетентности [9].

Таким образом, социокультурная адаптация рассматривает более узкий контекст приспособления индивида. В данном случае механизмом социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями является полноценная включенность инвалида в обычную социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия и коммуникации.

Социокультурная адаптация предполагает оптимизацию взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями и его семьи с социокультурной средой, которая является одним из важнейших факторов и условий развития.

Социокультурная среда выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия сущности ребенка. Однако социокультурные нормы и ценности ребенок осваивает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт, благодаря своей активности.

Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

уровень социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся структура первичных и системных отклонений в развитии, степень их проявления; к внешним фактором – социализация, уровень социокультурной интеграции.

Дети, обучающиеся в СКОУ, в большинстве своем имеют низкий уровень социокультурной интеграции. Оно обусловлено спецификой социокультурной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения, характеризующегося ограниченность социальных контактов учащихся с внешним миром. В школе социальной адаптации детей-инвалидов разрабатываемое педагогами школы социально-воспитательное и культурное пространство обеспечивает наличие значительного количества учащихся со средним уровнем социокультурной интеграции, хотя более четверти детей испытывают трудности социокультурной интеграции. Они не достаточно адаптированы и интегрированы в окружающий социум, из-за собственной низкой потребности в социокультурной интеграции и непринятия со стороны общества. Что касается учащихся общеобразовательных учреждений, то очевидно доминирует количество учащихся с высоким уровнем социокультурной интеграции. Безусловно, это обстоятельство является показателем эффективности образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.

Итак, анализ данных констатирующего эксперимента показал, что в характеристике контингента детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются, выделяются как общие, так и специфические признаки.

Уровень социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся структура первичных и системных отклонений в развитии, степень их проявления, к внешним – социализация, уровень социокультурной интеграции.

Дети, обучающиеся в СКОУ и школе социальной адаптации детей-инвалидов, испытывают выраженные трудности социокультурной интеграции. Они не достаточно адаптированы и интегрированы в окружающий социум, из-за собственной низкой потребности в социокультурной интеграции и непринятия со стороны общества.

Изучение семей детей с ограниченными возможностями здоровья продемонстрировало в ряде случаев низкий уровень ее воспитательного потенциала, изолированность от окружающего социума (46,7 %).

Отношение социума к лицам с ограниченными возможностями здоровья показывает нам в большинстве случаев индифферентность (53–82 %), иногда полное неприятие и агрессию (20–43 %); в редких случаях – эмпатию, заинтересованность, поддержку (2–6 %) в разных возрастных и социальных группах.

Включение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство.

29 декабря 2012 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст.2)

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья имеют специфические особенности:

-увеличиваются сроки обучения;

-разрабатывается программа коррекционной работы;

- предусмотрены специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы;

- создаются особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.

В Законе установлены основные права обучающихся с ОВЗ и меры их социальной поддержки и стимулирования:

предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34);

обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации;

предлагаются различные формы получения образования – обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, надомная, семейная, комбинированная, с применением дистанционных, электронных средств

В Законе не употребляется термин «специальный (коррекционный)» применительно к школе, классу и т.д.

Согласно подп.1п.5ст.108 предусмотрено переименование специальных (коррекционных) образовательных учреждений в общеобразовательные учреждения.
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса включает:

-программу коррекционной работы, являющуюся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ;

-адаптированную основную общеобразовательную программу, разрабатываемую с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Закон определяет круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения

Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, создается адаптированная образовательная программа и индивидуальная образовательная программа.

Адаптированная образовательная программа-

это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2)

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

анализ и подбор содержания;

изменение структуры и временных рамок;

использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации АОП:

-наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума;

-согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по адаптированной образовательной программе.

Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает:

корректировку учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения);

корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с ОВЗ.

комплекс мероприятий по медико-психолого-социально-педагогическому сопровождению.

Цели и задачи программы

Цели:

введение обучающегося в культуру общества;

развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности;

обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков;

создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Задачи

Задачи адаптированной программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.

3.Специальные условия для получения образования (ст.79 п.3)
Это условия обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, включающие в себя:

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

предоставление услуг ассистента (тьютора);

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

обеспечение доступа в здание ОО

и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

IV. Содержание программы

1. Образовательный компонент

-адаптированные рабочие программы по предметам

-критерии оценивания достижений по учебным областям (основные требования к результатам реализации АОП. Промежуточная и итоговая оценки результативности АОП)

Алгоритм адаптации рабочей программы:

-Основа – рабочая программа общеобразовательного класса

-Исследование возможностей ученика, особенностей темпа восприятия информации

-Сотрудничество со специалистами

-Отбор тем

-Разработка дидактических материалов

2. Коррекционный компонент

Направления коррекционной работы с обучающимся, приёмы, методы и формы.

Разделы:

-учителя-логопеда;

-педагога-психолога;

-учителя, который реализовывает приёмы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

3. Воспитательный компонент

-содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, социального педагога и др.)

-раздел, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

V. Заключение и рекомендации

-обоснование внесения корректив по результатам промежуточной и итоговой диагностики;

-заключение о реализации адаптированной образовательной программы в целом;

-рекомендации специалистов ПМПк на следующий учебный год.

 

 

29. Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ: российский опыт

В настоящий момент в России существует 3 модели для образования детей с ОВЗ.

1. Сегрегация (медицинская модель)

Эта модель существует с 60-тых годов ХХ века

Эта модель предполагает наличие специализированных школ для детей с ОВЗ(Школы 1-8 видов)

2. Интеграция (модель нормализации)

Модель реализуется с 60-80 гг. ХХ века.

Предполагает наличие специализированных классов в общеобразовательной школе.

Основная задача – обеспечить право на включение в общий поток путем специальных педагогических приемов. Адаптация ребенка к системе. Наличие специальной программы. Однородная группа. Учитель – коррекционный педагог.

3. Инклюзия (модель включения)

Реализуется с 80-ых гг.

Основная задача – обеспечить право на отличие, что не предполагает их коррекцию в направлении доминирующей социальной и культурной нормы. Адаптация системы к ребенку. Общеобразовательная программа. Разнообразия в сообществе. Обычный педагог.

С 1 сентября 2016 года вступил в силу новый стандарт образования, предполагающий совокупность обязательных требований к адаптированным образовательным программам, которые предлагают школы и другие организациях, осуществляющие образовательную деятельность. Адаптированная Основная Общеобразовательная Программа Начального Общего образования (АООП НОО). Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих(1.1;1.2;1.3;1.4), слабослышащих и позднооглохших(2.1;2.2;2.3), слепых(3.1;3.2;3.3;3.4), слабовидящих(4.1;4.2;4.3), с тяжелыми нарушениями речи(5.1;5.2), с нарушениями опорно-двигательного аппарата(6.1;6.2;6.3;6.4), с задержкой психического развития(7.1;7.2), с расстройствами аутистического спектра(8.1;8.2;8.3;8.4), со сложными дефектами (предусматривается четвертый вариант в АООП НОО для следующих групп обучающихся с ОВЗ: АООП НОО для глухих обучающихся вариант 1.4., АООП НОО для слепых обучающихся вариант 3.4., АООП НОО для обучающихся с НОДА вариант 6.4., АООП НОО для обучающихся с РАС вариант 8.4.).

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает разработку АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1) и АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2). Для обучающихся с умственной отсталостью, обучение которых осуществляется по второму варианту АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, предусматривающему разработку на каждый год специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.051 с.)