Принципы информационного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы информационного права



Конституционные принципы (предыдущая лекция)

Отраслевые принципы

1. Принцип баланса интересов в информационной сфере – этот принцип закреплен в п.8 Доктрины «Информационная безопасность в РФ» баланс интересов личности, общества, государства в информационной сфере. В ст.6 ФЗ «О государственной тайне, в частности, это положение закон учитывает при выборе сведений, которые включаются/исключаются в состав государственной тайне. Баланс интересов – уравновешивание интересов личности, общества и государства. Баланс интересов – критерий устойчивости информационной сферы.

В тексте Доктрины описаны все интересы личности, общества и государства. Примеры:

· свобода поиска информации – интерес личности (ст.29 КРФ),

· защита персональных данных – интерес личности (КРФ и ФЗ «О персональных данных»),

· духовное и культурное развитие личности,

o создание условий для общественного согласия – интересы общества

o обеспечение распространения СМИ позитивного содержания – интересы общества

Ø защита конституционного строя и укрепления суверенитета и территориальной целостности РФ – интерес государства

Ø укрепление законности и правопорядка в информационной сфере - интерес государства

Баланс интересов может нарушаться, как со стороны личности, так и со стороны государства (например, издание неправомерных НПА – о гос. тайне)

2. Принцип открытости информации – ст. 3,7 ФЗ «Об информации» - проявляется в свободе доступа к информации. Общедоступной информацией – общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. В ст.8 установлено правило, согласно которому, не может быть ограничен доступ к следующей информации:

§ НПА и вся правовая информация

§ Информация состояния окружающей среды

§ Информация о деятельности государственных органов и ОМУ (за исключением сведений, составляющих государственную тайну)

§ Информация библиотечных, музейных и архивных фондов (за исключением сведений, составляющих личные сведения и государственную тайну)

§ Иная информация, закрытость которой не допускается

Ст. 55 КРФ – ограничение открытости информации назначается только ФЗ

Исключительные случаи:

Нравственность

Здоровье человека

Права и интересы других лиц

Обеспечение обороны страны и безопасности государства (носят исчерпывающий характер)

ФЗ «О доступе к официальной информации», ФЗ «О доступе к судебной информации»

УК РФ, КоАП РФ предусматривает ответственность 13.27, 13.28 КоАП за нарушение к доступу информации, 87, 273 ст. УК РФ – за распространение сведений, составляющих тайну.

3. Принцип достоверности информации – вытекает из природы и сущности информации

Ст. 42 КРФ – защита окружающей среды и человека от загрязнения, достоверная информация об окружающей среде

Ст. 3 ФЗ «Об информации» - право каждого человека на достоверную и своевременно представленную информацию

Ст. 5 ФЗ «О персональных данных» - адекватность информации как соответствие действительности

Ст. 11 Закона «Об обеспечении доступа к оф. информации» - предоставление достоверной информации

4. Принцип технологической обусловленности – вытекает из характера научно-технического прогресса. Прослеживается прямая связь информационного права с технической и технологической средой. Электронное взаимодействие органов власти – концепт, являющийся основой информационного взаимодействия.

Единая система межведомственного взаимодействия Постановление Правительства 8.09.06 г. Что такое технологическое обеспечение информационного взаимодействия – это совокупность информационных сервисов международных стандартов, а также используемые единые технологические решения, единые классификаторы, электронных структур и электронных баз данных

ФЗ «Об электронной подписи»

ФЗ «О связи»

Без терминологии, мы не сможем описать законы в информационной сфере, но они всегда носят технологический характер, т.е. вытекают из негуманитарных наук. Стандарты и технические требования к отдельным объектам информационного характера…

Источники информационного права – нормативные акты, закрепляющие нормы информационного права:

Международные акты – договоры, хартии, декларации.

1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В это Конвенции изложены положения о личности, семейной тайне и иных видах тайн.

2. Окинавская хартия глобального информационного общества 22.06.00 г. – 10 крупнейших стран подписали это соглашение. В хартии содержатся основные положения основных прав и свобод человека в информационном обществе.

3. Декларация принципов информационного общества – подписан в Тунисе на двухэтапном совещании руководителей государств, дополнена в 2005 г.

· Принцип доступа к информации, идеям и знаниям

· Принцип построения информационной и телекоммуникационной структуры (информационное общество носит глобальный характер, построение информационного общества в РФ должно соответствовать международным стандартам)

· Принцип доверия и безопасности при использовании информационных технологий

· Принцип уважения культурной самобытности

4. Конвенция о защите лиц при обработке персональных данных 1970-е годы

5. Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве в области информационных услуг (Подписана Россией в 2001 году) – речь идет об услугах связи, телематических услугах.

6. Конвенция о киберпреступности (конвенция о преступности в сфере информации), Будапешт, 2001 г. (Россия не подписала эту конвенцию) – эта конвенция не гарантирует защиту информации ограниченного доступа. Но в отдельных положениях РФ следует конвенции – сотрудничество в интеграции и объединении норм права регламентирующих ответственность за преступления в информационной сфере, мерах процессуального характера. Отдельные положения Конвенции внедрены в УК РФ (например, ст.2421)

Федеральные законы информационного законодательства:

1. Конституция РФ - содержит фундаментальные правовые положения: конституционные принципы, определяющие информационные права и свободы, а также информационные гарантии в информационной сфере. Все нормы КРФ, содержащие положения информационного характера:

· Основные: ст. 23, 24, 29, 42

· Обеспечивающие: ст. 26, 28, 31, 33, 44

· Гарантирующие: ст. 41, 55, 56, 17 (п.3)

2. ФЗ и подзаконные акты

3. Законы субъектов РФ и подзаконные акты

· Конституции (Уставы) субъектов РФ

· Подзаконные акты – правительственные, администрации – направлены на реализацию права информации

· Нормативные акты органов местного самоуправления (носят локальный характер)

· Нормативные документы организаций и предприятий – инструкции, положения

4. Постановления КС РФ – правовые позиции КС

5. Стандарты, технические правила и условия – это технические нормы – регламентируют организацию построения информационных систем (ФЗ «О техническом регулировании»)

Основные стандарты:

· Национальный стандарт об информационных технологиях (2008 г.)

· Унифицированные системы документации – требования к электронному документу

· Санитарные правила и нормы – СанПин: гигиенические требования персональной электронной техники

6. Административный и технический регламент – содержатся нормы и правового содержания и технического

7. Юридический обычай

Система информационного законодательства:

1. Базовые и специальные законы – общий НП климат деятельности: основные понятия информационной сферы и их определения.

Принципы правового регулирования – ст. 3 ФЗ «Об информации», ФЗ «О персональных данных», ФЗ «Об электронной подписи»

Правовой статус основных субъектов информационных правоотношений – ФЗ «Об информации», ФЗ «О связи»

Общий правовой режим информации –

Базовые законы действуют на информационные правоотношения двуедино – закрепляют общий правовой режим и содержат в себе конкретные правила поведения ФЗ «О информации», ФЗ «О Связи», ФЗ «О Персональных данных», ФЗ «О базах данных», ФЗ «О государственной тайне», ФЗ «О коммерческой тайне» - содержатся нормы прямого действия

2. Специальные законы – закрепляют нормы, которые регулируют правоотношения в области отдельных видов информационной деятельности:

· сфера государственного управления – деятельность по государственной регистрации дактилоскопической информации

· деятельность по обеспечению избирательных процессов – ГАС «Выборы»

· деятельность закон «о кредитных историях», ФЗ «О рекламе», деятельность об организации торгов

· распространение массовой информации Закон РФ «О СМИ»

Функции:

· определение специального правового режима отдельных видов информации

3. Отраслевые законы – отраслевые кодексы (ГК, УК, ТрК, ТК, АПК, ГПК, УПК и т.д.). Отраслевые законы регулируют правоотношения по использованию отраслевых объектов информационного права (часть 4 ГК)

УК РФ – ответственность за совершение преступлений в информационной сфере (глава 28)

ТрК РФ – содержит статьи, определяющий специальный режим персональных данных, ответственность за дисциплинарные правонарушения

КоАП РФ – предусматривает более 100 составов административных правонарушений – защита персональных данных, защита тайны, ответственность за нарушение доступности к информации (официальной и судебной) – глава 13

 

Подзаконные акты – Постановления Правительства, Указы Президента РФ

Постановление «О межведомственном взаимодействии»

Постановление 24.03.11 «О технических требованиях к универсальной электронной карте»

Постановление «О порядке ввода в эксплуатацию ГИС»

реестр ГИС – это специальная информационная система, содержащая сведения о государственных ИС предназначенная для предоставления гос. услуг и использование гос. функций

Указ Президента РФ 17.03.2008 «о мерах по обеспечению информационной безопасности в сетях Интернет»

Постановление от 3.11.1994 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в ФОГВ» (Положение о служебной информации)

 

Тенденции развития информационного законодательства.

Формирование имеет 2 пути:

1. спонтанный - проблема регулирования возникает с движением жизни

2. концептуальный – начинается с написания концепции учеными

Информационное законодательство громоздко и ему нужна систематизация (кодификация):

1. повышенная актуальность

2. практика правоприменения

3. есть сформированный категориальный аппарат

4. научное обоснование

Проблемы:

· пробелы в законодательстве – о праве на информацию, об информационных ресурсах, о базах данных, о реестровой информации, об информационных системах, о служебной тайне, о телекоммуникациях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.021 с.)