Инн-я, инновационная деятельность, НТП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инн-я, инновационная деятельность, НТП



Инн-я, инновационная деятельность, НТП

Инн деят-ть в эк-ке объясняется 2 гипотезами: 1)давление рыноч спроса (создание знаний явл эндогенным процессом, реагирующим на рыноч стимулы). 2) технолог толчок (опред-ся автономным развитием науки, независимостью науч деят-ти и изобретательства от эк среды). Новшество - новый порядок, обычай, метод, изобретение, явление (рез-т науч труда, научной орг-ии). Гл цель инн менеджмента – превратить новшества в конкурентные приемущ-ва. Нововведение - процесс исп-я новшества. Инновации - конечный рез-т инн деят-ти, получивший реализацию в виде нового или усоверш-го продукта, реализуемого на рынке, нового или усоверш-го технологич процесса, исп-го в практич деят-ти. Инновация – это новшество, кот исп-ся бизнесом. Инн деят-ть — процесс, направленный на реализацию рез-ов законченных науч исслед-ий и разработок либо иных научно-технич достиже­ний в новый или усоверш-ый продукт, реализуемый на рынке, в новый или усоверш-ый технологич процесс, исп-ый в практич деят-ти, а также связанные с этим доп науч­ исслед-я и разработки. Определений понятия «инновация» мн-во: 1) изменения с целью внедрения и исп-я новых видов потреби­тельских товаров, новых производ-х и трансп-х ср-в, рынков и форм орг-ии в пром-ти 2)процесс; в кот интелл-ый товар — изобретение, инф-я, ноу-хау или идея обретает эк содержание 3)рез-т науч труда, направленный на соверш-е обще­ственной практики и предназнач для непосредственной реализации в общественном пр-ве

4)прибыльное исп-е новшеств в виде нов технологий, видов прод, организационно-технич и соц-эк реше­ний производ-го, фин, коммерч или иного хар-ра. à обобщенное опред-е — «процесс реа­лизации нов идеи в любой сфере жизни и деят-ти чел, способ­ствующей удовлет-ю сущ потребности на рынке и принося­щей эк эффект». Но и это определение имеет свои недостатки — реализованная идея может принести только эколог или соц эффект, поэтому слово эк лучше, видимо, изъять. Пониманию влияния инн деят-ти на эк раз-е способствовала разработанная Н. Д. Кондратьевым теория больших циклов. Ядро 5 технологич уклада — электронная промыш, вычисл техника, прог обеспеч, инф услуги, пр-во и потребление газа и т.д. Формирующееся ядро нового технологич уклада включает биотехнологию, космическую технику и тонкую химию. à необх поддерживать не только исслед-я в этих сферах, но и частично освоение рез-ов и их исп-е. НТП — непрерыв проц соверш-я средств пр-ва и всего произв-го процесса на основе достижений науки. НТП - взаимосвяз поступат раз-е науки и тех­ники, проявляющееся, с од стор, в постоян воздействии науки, изобретений и открытий на ур техники и технологии, с др— в по­ст применении новейших приборов и оборуд в науч иссле­д-ях. С последней четверти XX в происх принцип изм-я в хар-ре и рез-ах НТП: 1)повыш темпов и расшир масштабов НТП. 2)превращ НТП в гл фактор эк роста 3) усиление соц ориентации НТП, кот воздействует на усл-я труда и быта (облегчение труда, и раз-е его творч хар-­ра, и рост безопасности) 4)научн деят-ть становится массовой профессией и одним из глав­ных секторов эк-ки, произ-ся специфич информ-ая продукция — нов знания, прим затем в пр-ве 5)соврем НТП охватывает все сферы эк-ки, вкл сферы приложения умств тр и деят-ть, связ с переработкой инф-ии, инф технологии ускоряют инн процесс за счет упрощения и удешевления обработки инф-ии и сокращ врем разработки новшеств 6)возник-е нов форм долгосроч упр-я НТП, связанных с развитием методов прогноз-я и моделир-я НТП 7)последствия НТП оказ сильное влияние на окр среду, как положит, так и отрицат.

 

Типология инноваций

Нов товары можно классиф-ть след образом: 1) тов, не имеющий аналогов (наиб затр на разраб-ку и наиб доход)(ТВ) 2)тов, принцип усоверш-ый по срав с сущ-ми на рынке (цветной ТВ) 3) тов, усовер-ый без принцип изм-я свойств (модифик сущ-го или продолжение линейки товаров) (увелич размеров мониторов ТВ) 4)тов нов только для опред рынка 5)старый тов, нашедший нов сферу прим-я. 1) - Их создание явл рез-м радикальных или базисных ин­новаций, кот ведут к созданию принцип нов орудий тр, тех­нологич процессов, предметов тр. Подобные инновации могут создать нов отрасли эк-ки, принцип изменить сущ-ие или зна­чит повлиять на раз-е эк-ки всего мира. Появление радикальных инноваций может быть не связано с потреб-ми рынка, но чаще они появляются в пер сниж спроса и эфф-ти исп-го кап, что вынуждает пред-ей искать нов сферы его прим. В пер эк роста, когда в инн проекты вложены значит ср-ва, отдачи от кот ожи­дает бизнес, его заинтересованность в реализац принцип нов идей невелика. По инновационному потенциалу: 1) комбинаторные (исп-е различ сочетаний) 2) модифицирующие (улучшающие, дополня­ющие) - обычно ориентир на рыноч спрос, требуют < затрат, но и приносят обычно < доход. 3) псевдоинновации, к кот относят изм-я под влиянием краткосрочных колебаний потреб-их предпочтений. 4) Радикальные (то, что др не делали). По типу новшества(по сфере прим-я, по содерж-ю): 1)матер-технич (техника, технология, материалы) 2) соц 3) эк 4) организац-управленч-е 5) правовые 6)педагогич. По принципу отношения к своему предшественнику 1)замещающие (вме­сто устаревшего) 2)отменяющие (исключают вып-е операций) 3)возвратные (к предшественнику) 4)открывающие (нов, аналогов нет). По соц последствиям 1)уменьшающие или увеличивающие соц издержки 2)уменьшающие или увеличивающие долю ручного и монотонного тру­да 3) воздействующие на условия пр-ва. По степени новизны: нов в мире, в стране, в отрасли, в регионе и на пр-ии. Еще сущ другие классифи инноваций: по объему прим, по особ-ям мех-ма своего осущ-я, по эфф-ти, по целям, по особ-ям инн процесса, по источнику инициативы, по отрасли хоз-ва, по степени сложности, по оригинальности и др. На их основе строятся достаточно сложные типологии по неск критериям.

 

 

Инновационный цикл

- включает взаимосв. и последовательно реализуемы звенья: наука – производство – потребление.

Наука связана с осознанием потребности и возможности инноваций и трансформации этого знания в научный информационный продукт, который Мб использован в производстве. Включает: фундаментальные и прикладные исследования, научно-технические разработки, иногда стратегический маркетинг.

Производство обеспечивает материализацию научного информационного продукта в виде новых средств производства, технологии, новых предметов потребления. Стадии: проектирование модернизации существующих мощностей или строительства новых; строительство; технологическая подготовка производства; освоение производства новой продукции; собственно производство.

Потрбеление обеспечивает использование новой продукции потребителем. Стадии: распространение нового товара; эксплуатации (здесь выявляется информация для последующего совершенствования); иногда – устаревание.

Инновационный потенциал

это совокупность видов ресурсов, необходимых для осуществления иннов-й деятельности: мат, фин, интеллектуальных, научно-техн-х, орг-ных, технических.

Эффективность инновационной деятельсноти в значительной степени зависит от того, как рационально используется его потенциал: научные, инженерно-технические и производственные кадры; материально-техническая база исследований и разработок; информация и изобретения.

Материально-техническое обеспечение иннов-й деятельности определяет его уровень и эффективность: приборы и оборудование; вычислительная техника и средства обработки данных; экспериментальная база и опытное производство; испытательная база; система снабжения.

Мировой инновационный рынок

К высоким технологиям обычно относят отрасли с высоким уровнем расходов на научные исследования и разработки(НИР) или высокой долей занятых НИР. С точки зрения промышленности к наукоемким отраслям (высоким техноло­гиям) относятся часть производства вычислительной техники и периферий­ного оборудования, авиационная и ракетно-космическая промышленность, производство промышленных роботов и средств комплексной автоматизации, ряд подотраслей радиоэлектронной промышленности (средства радиосвязи, радиолокации, радионавигации, бытовой радиоэлектронной техники) и часть приборостроения. Высокой долей расходов на НИР отличаются атомная, фар­мацевтическая промышленность, биотехнология и разработка программного обеспечения.

Примерно 50 макротехнологий (совокупность знаний и производствен­ных мощностей для выпуска на мировой рынок конкретных изделий) связаны с наукоемким производством. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 мак­ротехнологиями, контролируют 80% мирового наукоемкого рынка. В разви­тых странах происходит концентрация технологических потоков, идущих из­вне, создание информационного поля и вынос индустриального производства. В американских ТНК 90% НИР выполняются на территории США, 8% — в развитых странах, 1% — в развивающихся.

Общий объем рынка составляет примерно 3 трлн. дол., а доля РФ не пре­вышает 0,3—0,5%. США получают ежегодно от экспорта наукоемкой продук­ции примерно 0,7 трлн. дол., Германия — 0,5, Япония — 0,4 трлн. дол. Россия имеет доходы только лишь от продажи оружия и военной техники, коммерческих запусков космических спутников, создания телекоммуникационной и навигаци­онной инфраструктуры. Неконкурентоспособность отечественной продукции привела к наиболее значительному спаду в 90-х годах именно наукоемких произ­водств и к еще большему отставанию российской промышленности.

В России, по оценке экспертов, имеется потенциал для создания конку­рентоспособной экспортной продукции (включая услуги) в наукоемких от­раслях — оптоэлектронике, телекоммуникационном оборудовании (оптово­локно), разработке новых материалов, ядерных технологий, оптических при­боров и геодезического оборудования для поиска нефти и газа, программного обеспечения. Российские фирмы вышли на рынок высоких технологий, где спрос определяется принципиальной новизной и ее патентной защищеннос­тью. Российские разработки имеют относительно низкую цену изготовляемо­го оборудования из-за дешевизны научного и инженерного труда и поэтому конкурентоспособны. Фирмы развитых стран сотрудничают с российскими раз­работчиками, но успешных примеров пока немного.

На рынках развивающихся стран самая передовая техника обычно неэф­фективна. Рентабельно не узкоспециализированное оборудование, а менее про­изводительное, но позволяющее без больших затрат на переналадку выпускать широкий ассортимент продукции при изменениях рыночного спроса. Не самое передовое оборудование и дешевый ручной труд оказываются более эффектив­ны. Поэтому на таких рынках не существенны цена и качество разработок, а важно их сопровождение — низкие кредиты и возможность их товарного по­крытия, дальнейшее обслуживание, чем российские фирмы не отличаются.

 

Инновации в ВПК

В СССР, как и в последние годы в РФ, наибольшее внимание уделялось инновационной деятельности в ВПК. Граж­данское машиностроение было слабо связано с военным из-за засекреченности последнего и не получало достаточных ресурсов. В результате в 90-х годах про­дукция гражданского машиностроения оказалась неконкурентоспособной и многие гражданские Научно Исследовательские Институты и Конструкторские Бюро закрылись.

Военные исследования всегда находились на острие технического прогрес­са, и в 80-х годах была разработана концепция «технологических дней», по которой выделялось семь технологических уровней. К уровню «послепосле-завтра» были отнесены военные, космические, морские и другие выдающиеся по своему уровню разработки в США и СССР, к уровню «послезавтра» — са­мая современная секретная военная и космическая техника в США и СССР, к уровню «сегодня» — промышленность развитых стран в целом, к уровню «по­завчера» — технологии в слаборазвитых странах. Появляющиеся в результате военных исследований технологии постепенно передаются в гражданскую сферу и способствуют технологическому развитию экономики. Государство, финансируя военные исследования, фактически уменьшает затраты фирм на инновационные проекты, но лишь в том случае, когда фирмам разрешается использовать технологии в гражданской сфере.

В наше время меньше внимания уделяется поиску радикальных инноваций, технологий, опережающих современность на несколько шагов, но результаты исследований и разработок быстрее оказываются на потребитель­ском рынке(нет периода засекречивания).

В СССР, по официальным данным, на оборонную науку тратилось до 75% всех ассигнований на науку и в ней работало около 40% научных работников и инженеров. Наукоемкость военной продукции примерно в 20 раз выше граж­данской. Поскольку условия работы в ВПК были лучше, зарплата намного выше, то лучшие специалисты занимались военными исследованиями. Было получено много выдающихся и полезных результатов, но жесткие требования секретности не позволяли переносить технологии в гражданский сектор. Даже разрешение на выпуск автомобиля «Запорожец» получили только после того, как удалось незаметно вывезти двигатель с военного завода. Сейчас барьер секретности стал несколько меньше (пример:система ГЛОНАСС), но есть еще несколько стран с высоким уровнем секретности, например Израиль.

В ходе реформ необходимо было использовать этот потенциал, но, как всегда, не получилось. Например, в Петрозаводске в самом сложном положе­нии оказались предприятия ВПК, часть их не работает, а АО «Авангард» долго существовал лишь за счет доходов, получаемых от работы котельной. Восста­новить на них выпуск высокотехнологической продукции сложно, поскольку с предприятий ушли специалисты. В настоящее время на этих предприятиях и созданных на их базе начата реализация нескольких проектов (строительство небольших судов и катеров, производство пил и другого инструмента, выпуск комплектующих для холодильников и таксофонов, приборов безопасности, измерительных приборов), надо отметить проект по выпуску нейростимуляторов на основе разработок ПетрГУ. Но бу­дут ли эти проекты успешными, сказать сложно.

Затраты на оборону с окончанием холодной войны сократились и в СССР и США. Затраты на оборону в РФ примерно в 7 раз меньше, чем в США, но больше, чем в других развитых странах. В целом выпуск воен­ной продукции в РФ сократился за 1992—1997 гг. в 11 раз. Военные исследо­вания оказались наименее нужными государству.

В РФ определились, что и как делать с ВПК, но средств почти не выде­лялось. Например, в 1995 г. на программу конверсии (сокращение объемов военного производства,при котором гражданское производство расширяется за счет высвобождаемых мощностей оборонной промышленности) выделили 15% запла­нированных средств. Была разработана концепция конверсии, по которой надо было: создать специальный орган управления военной наукой; сократить производство, продолжив лишь мо­дернизацию вооружений; начать создание высокотехнологичных автомати­зированных линий и целых производств; организовать перенос военных тех­нологий в гражданское производство, снизив секретность до разумных пре­делов; создать систему льгот для кадров, направленную против «утечки умов»; перейти к созданию новых образцов вооружения в единичных экземплярах для доработки и исследований. Из всего вышеперечисленного быстро созда­ли лишь органы управления, и есть опасность, что имеющийся технологи­ческий задел скоро исчезнет.

Заявка на грант

Есть форм.требования (перечень док-тов /анкеты, заявка, описание, смета, рекомендации и т.д./) для оценки проектов. Грант- денежные или иные средства, предоставляемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юр.лицами (в т.ч. иностранцами при наличии разреш.) на произвед. конкр. научных исслед. на опред.условиях. Описание проекта должно содержать: цели, задачи, проблема исслед., научн.план, результ.исслед., значимость. Рекомендации: от руководства учрежд., от научн.руковод., от ведущ.спец. Должно быть: инфо о компетентности, практ.опыт работы, понимание проблемы, сильные/слабые стороны проекта. Далее всё это оцениваетс специалистами по 10ти бальной шкале. Лучшие заявки рассм. экспертным советом. Критерии иностр. и русских грантодателей отличаются (иностр. оценивают актуальность, наличие данных, опыт; русские оценивают фундаментальность, чёткость, характеристика)

 

Промышленная собственность

является частью интеллектуальной собственности. ПС — права на изобретения, полезные модели, товарные знаки, промышленные образцы и наименования мест происхождения товаров.

Законы: Парижская конвенция по охране ПС, Патентный закон и Закон об охране товарных знаков, знаков обслуживания и наименование мест происхождения товаров.

Суть: создатель интеллектуального продукта вложил свой труд и талант и должен рассчитывать на получение материальной и моральной компенсации. Возникает противоречие— необходимо оповестить всех о своем изобретении и сохранить контроль над его реализацией. З/Дательство оговаривает условия, соблюдение которых необходимо для правовой охраны ПС.

Итак для предоставления правовой охраны необходимы оформление и подача заявок в специализированный правит. орган. При этом требова­ния к содержанию и форме предоставления заявок строго регламентированы. Оформленные заявки на получение правовой охраны (изобретения, промыш­ленного образца, товарного знака) подлежат экспертизе на соответствие усло­виям патентоспособности. При положительных резуль­татах от имени государства осуществляется выдача патентов (на изобретения и промышленные образцы) или свидетельства (на товарные знаки). Рассмот­рение заявки осуществляется в 2 этапа — формальная экспертиза (правиль­ность оформления документов) и экспертиза по существу. Па­тент является официальным охранным документом, выдаваемым от имени государства уполномоченным на то государственным органом. Он удостове­ряет государственное признание новизны технического решения, потенци­альную пригодность изобретения и закрепляет за его владельцем монопольное право на изобретение (И) на определенный срок. Так патент на И выдается на 20 лет, это более чем достаточно, так как они быстро устаревают. И определяется как новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в различных областях производства. И является новым, если оно не известно из уровня техники (сведе­ний, ставших общедоступными в мире до даты приоритета изобретения). И имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. Промышленная применимость — воз­можность использовать в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохра­нении и других отраслях деятельности. Главное — оригинальность решения и возможность практического использования. Формула изобретения должна выражать его существенные признаки и полностью основываться на описании. При наличии патентов изучается возможность создать аналоги, не попадающие под действие патента. Поэтому защищать надо наиболее существенные реализованные идеи, ключевые.

Промышленный образец (ПО) — полученное в результате художественно-конструкторской деятельности решение внешнего вида какого-либо объекта. Патент на ПО — 10 лет и может ещё продлеваться на 5 лет. По представляется правовая защита, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. ПО — новый, если сов-ть его существенных признаков, определяющих эстетические/ эргономические особенности, не известна из сведений, ставших доступными до даты установления приоритета ПО. ПО — оригинальный, если его существенные признаки обуславливают творческий характер эстетических особенностей изделия. ПО — промышленно применимый, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соотв. изделия.

Полезная модель — конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Условия патентоспособности: новизна и промышленная применимость. Срок действия свидетельства— 5 лет, но может быть продлен ещё на 3 года.

Товарный знак — обозначение (рисунки, слова, буквенные обозначения), предназначенные для того, чтобы отличать товары и услуги одних производителей от других. Право на ТЗ возникает в результате его фактического использования, в некоторых странах требуется регистрация в некоторых нет. В РФ — да.

Свидетельство на ТЗ также является документом, содержащим сам знак и перечень товаров и/или услуг, по которым товар зарегистрирован. Правовая охрана по времени не ограничена, при условии её периодического продления. Указанное право на ТЗ заключается в исключительном праве использовать и распоряжаться ТЗ, а также запрещать его применение другим лицам.

 

32. Авторское право(АП)— право на оригина­лы творении в области науки, литературы и искусства, которые могут выра­жаться в определенной форме, в частности, словами, символами, музыкой, картинами, трехмерными предметами или комбинациями таких форм. В 1889 г. была заключена Бернская конвенция об охране литературных и худо­жественных произведений (участниками являются более 105 государств), а в1952 г. — Всемирная конвенция по авторскому праву. В РФ действует закон «Об авторском праве и смежных правах». Особо выделены два объекта — зако­ны «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».

В большинстве стран предоставляется охрана следующим произведениям: произведениям литературы (романам, рассказам и другим), независи­мо от содержания, объема, пели, формы изложения, в т. ч. опубликованными неопубликованным; музыкальным произведениям (песням, операм); хореографическим произведениям; художественным произведениям, включая двумерные (рисунки, кар­тины) и трехмерные (скульптуры, архитектурные произведения), независимо от содержания и назначения; картам и техническим чертежам; фотографиям; аудиовизуальным произведениям; производным произведениям (переводам); сборникам произведений (энциклопедиям и другим); базам данных; программному обеспечению. Специфика охраны — охрана начинается с момента создания произведения и определяется не содержанием объекта, а формой самого произведения. АП не требует регистрации. Если же объект АП зарегистрирован (программа для ЭВМ), то при передаче права на использование программы регистрация лицензионного договора обязательна. Охрана АП, как правило, означает, что некоторые виды использования произведений считаются законными только тогда, когда на них дано разрешение владельцев АП.(пример, «Ласковый май»).

Инн-я, инновационная деятельность, НТП

Инн деят-ть в эк-ке объясняется 2 гипотезами: 1)давление рыноч спроса (создание знаний явл эндогенным процессом, реагирующим на рыноч стимулы). 2) технолог толчок (опред-ся автономным развитием науки, независимостью науч деят-ти и изобретательства от эк среды). Новшество - новый порядок, обычай, метод, изобретение, явление (рез-т науч труда, научной орг-ии). Гл цель инн менеджмента – превратить новшества в конкурентные приемущ-ва. Нововведение - процесс исп-я новшества. Инновации - конечный рез-т инн деят-ти, получивший реализацию в виде нового или усоверш-го продукта, реализуемого на рынке, нового или усоверш-го технологич процесса, исп-го в практич деят-ти. Инновация – это новшество, кот исп-ся бизнесом. Инн деят-ть — процесс, направленный на реализацию рез-ов законченных науч исслед-ий и разработок либо иных научно-технич достиже­ний в новый или усоверш-ый продукт, реализуемый на рынке, в новый или усоверш-ый технологич процесс, исп-ый в практич деят-ти, а также связанные с этим доп науч­ исслед-я и разработки. Определений понятия «инновация» мн-во: 1) изменения с целью внедрения и исп-я новых видов потреби­тельских товаров, новых производ-х и трансп-х ср-в, рынков и форм орг-ии в пром-ти 2)процесс; в кот интелл-ый товар — изобретение, инф-я, ноу-хау или идея обретает эк содержание 3)рез-т науч труда, направленный на соверш-е обще­ственной практики и предназнач для непосредственной реализации в общественном пр-ве

4)прибыльное исп-е новшеств в виде нов технологий, видов прод, организационно-технич и соц-эк реше­ний производ-го, фин, коммерч или иного хар-ра. à обобщенное опред-е — «процесс реа­лизации нов идеи в любой сфере жизни и деят-ти чел, способ­ствующей удовлет-ю сущ потребности на рынке и принося­щей эк эффект». Но и это определение имеет свои недостатки — реализованная идея может принести только эколог или соц эффект, поэтому слово эк лучше, видимо, изъять. Пониманию влияния инн деят-ти на эк раз-е способствовала разработанная Н. Д. Кондратьевым теория больших циклов. Ядро 5 технологич уклада — электронная промыш, вычисл техника, прог обеспеч, инф услуги, пр-во и потребление газа и т.д. Формирующееся ядро нового технологич уклада включает биотехнологию, космическую технику и тонкую химию. à необх поддерживать не только исслед-я в этих сферах, но и частично освоение рез-ов и их исп-е. НТП — непрерыв проц соверш-я средств пр-ва и всего произв-го процесса на основе достижений науки. НТП - взаимосвяз поступат раз-е науки и тех­ники, проявляющееся, с од стор, в постоян воздействии науки, изобретений и открытий на ур техники и технологии, с др— в по­ст применении новейших приборов и оборуд в науч иссле­д-ях. С последней четверти XX в происх принцип изм-я в хар-ре и рез-ах НТП: 1)повыш темпов и расшир масштабов НТП. 2)превращ НТП в гл фактор эк роста 3) усиление соц ориентации НТП, кот воздействует на усл-я труда и быта (облегчение труда, и раз-е его творч хар-­ра, и рост безопасности) 4)научн деят-ть становится массовой профессией и одним из глав­ных секторов эк-ки, произ-ся специфич информ-ая продукция — нов знания, прим затем в пр-ве 5)соврем НТП охватывает все сферы эк-ки, вкл сферы приложения умств тр и деят-ть, связ с переработкой инф-ии, инф технологии ускоряют инн процесс за счет упрощения и удешевления обработки инф-ии и сокращ врем разработки новшеств 6)возник-е нов форм долгосроч упр-я НТП, связанных с развитием методов прогноз-я и моделир-я НТП 7)последствия НТП оказ сильное влияние на окр среду, как положит, так и отрицат.

 

Типология инноваций

Нов товары можно классиф-ть след образом: 1) тов, не имеющий аналогов (наиб затр на разраб-ку и наиб доход)(ТВ) 2)тов, принцип усоверш-ый по срав с сущ-ми на рынке (цветной ТВ) 3) тов, усовер-ый без принцип изм-я свойств (модифик сущ-го или продолжение линейки товаров) (увелич размеров мониторов ТВ) 4)тов нов только для опред рынка 5)старый тов, нашедший нов сферу прим-я. 1) - Их создание явл рез-м радикальных или базисных ин­новаций, кот ведут к созданию принцип нов орудий тр, тех­нологич процессов, предметов тр. Подобные инновации могут создать нов отрасли эк-ки, принцип изменить сущ-ие или зна­чит повлиять на раз-е эк-ки всего мира. Появление радикальных инноваций может быть не связано с потреб-ми рынка, но чаще они появляются в пер сниж спроса и эфф-ти исп-го кап, что вынуждает пред-ей искать нов сферы его прим. В пер эк роста, когда в инн проекты вложены значит ср-ва, отдачи от кот ожи­дает бизнес, его заинтересованность в реализац принцип нов идей невелика. По инновационному потенциалу: 1) комбинаторные (исп-е различ сочетаний) 2) модифицирующие (улучшающие, дополня­ющие) - обычно ориентир на рыноч спрос, требуют < затрат, но и приносят обычно < доход. 3) псевдоинновации, к кот относят изм-я под влиянием краткосрочных колебаний потреб-их предпочтений. 4) Радикальные (то, что др не делали). По типу новшества(по сфере прим-я, по содерж-ю): 1)матер-технич (техника, технология, материалы) 2) соц 3) эк 4) организац-управленч-е 5) правовые 6)педагогич. По принципу отношения к своему предшественнику 1)замещающие (вме­сто устаревшего) 2)отменяющие (исключают вып-е операций) 3)возвратные (к предшественнику) 4)открывающие (нов, аналогов нет). По соц последствиям 1)уменьшающие или увеличивающие соц издержки 2)уменьшающие или увеличивающие долю ручного и монотонного тру­да 3) воздействующие на условия пр-ва. По степени новизны: нов в мире, в стране, в отрасли, в регионе и на пр-ии. Еще сущ другие классифи инноваций: по объему прим, по особ-ям мех-ма своего осущ-я, по эфф-ти, по целям, по особ-ям инн процесса, по источнику инициативы, по отрасли хоз-ва, по степени сложности, по оригинальности и др. На их основе строятся достаточно сложные типологии по неск критериям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.043 с.)