Роль подсознания. Психологические аспекты творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль подсознания. Психологические аспекты творчества



Творческие способности - функция правого полушария мозга, управляемая подсознанием. Чем больше вы непосредственно обращаетесь к вашему подсознанию, тем больше вероятность повышения уровня творческого потенциала.

Подсознание (англ. subconsciousness) — термин для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления.

Вместо того чтобы направить ваш защитный механизм (или рациональное сознание) на попытку решить творческие проблемы, переложите эту обязанность на подсознание! Многие успешные творческие личности (Эдисон, Эйнштейн и другие) делали именно это.

Творческие способности не ограничены, как нет и границ для самогипноза. Правое полушарие мозга можно использовать для решения проблем интуиции, писательства, изобретений, сочинения музыки и т. д.

Повышение творческих способностей

Творческий процесс состоит из следующих этапов:

Мотивация - должно быть желание создать что-либо оригинальное. Для этого не нужно причин. У вас должно быть только сильное желание.

Подготовка - сбор информации, благодаря опыту, через исследовательские работы или эксперименты.

Манипуляция - метод "проб и ошибок", с помощью знаний вы разовьете материал в новом направлении.

Инкубация - нужно время на то, чтобы идея сформировалась в подсознании. Пока сознание занято другой деятельностью, подсознание стремится найти решение.

Признак (знак) - внезапное чувство того, что решение будет найдено в ближайшее время.

Просвещение - ответ внезапно приходит к вам в голову. Данное озарение сопровождается словами "Эврика" или "Да".

Проверка - решение проверяется в процессе применения.

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Вступая во взаимодействие с объектами окружающего мира, человек тем самым познает не только их свойства, но и самого себя. Результаты этого познания фиксируются в его опыте. В случае возникновения необходимости удовлетворить какую-либо потребность человек, опираясь на свой опыт, направляет свою активность на поиск тех свойств, взаимодействие с которыми позволит ему добиться этого. Совокупность свойств объекта, на которые направлена активность человека с целью удовлетворения потребности, и будет предметом этой потребности.

Деятельность побуждается потребностью. Чем больше человек знает и умеет, тем больше он понимает, как он мало знает и умеет. Осознание этого несоответствия, отсутствие гармонии, равновесия есть главное условие самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования. Результатом отражения в психике потребности является эмоция, проявление которой сигнализирует о наличии дискомфорта, рассогласования, о необходимости проявить активность. Опредмеченная (осознанная) потребность становится мотивом. Идеальное, мысленное представления о будущем результате, его предвосхищение будут целью.

Мотивы являются системообразующим фактором деятельности, это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Ведущие мотивы в основном и определяют направленность деятельности. Деятельность, в том числе и учебная, есть совокупность действий, каждое из которых имеет свою цель. Таким образом, цель также становится системообразующим фактором действия.

Действие включает в себя акт сознания – постановку и удержание цели, акт поведения, предполагает активное начало в субъекте, выводит человека в окружающий предметный мир. Действие при этом выступает как совокупность операций. Выбор операций, их совокупности опосредован условиями деятельности. Деятельность тогда выступает как системное качество совокупности действий. Операция в этом случае - совокупность психофизических функций (сенсорных, моторных и т. д.).

Ситуация, в этом случае, сочетание условий, обстоятельств и факторов, действующих на субъект и определяющих его деятельность наряду с субъективными, внутренними условиями и факторами.

Таким образом, объективный мир находится в постоянном развитии, изменении, а это значит, что ситуации взаимодействия человека с окружающим миром, как правило, не повторяются, всегда содержат в себе новизну. А каждый человек не только носитель потенциала активности, но и природой в нем заложено творческое начало, стремление к поиску новизны, креативности. То, что студенты получают в результате учебного труда, должно прежде существовать в их представлении. В представлении же «заложено» все, что имело место в действительности.

Структура внешней (материальной) и внутренней (идеальной, мыслительной, «теоретической») деятельности едина. При этом важно заметить, что познания не существуют вне процесса жизни (совокупности внутренней и внешней деятельности), которые по самой природе своей есть процесс материальный, практический.

Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека выделяют познавательные (обеспечение предметности деятельности), эмоциональные (обеспечение субъективности деятельности) и волевые (обеспечение активности деятельности) процессы.

К познавательным процессам относят: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь, воображение, внимание. Вступая во взаимодействие с предметами окружающего мира, человек ощущает его отдельные физические, химические и другие свойства. Для удовлетворения своих потребностей ему необходимо отражать мир предметно, т. е. как совокупность свойств. Это становится возможным благодаря процессу восприятия. Чтобы оптимизировать процесс поиска предмета потребности, необходимо его «второй» образ сохранить в сознании, в представлении — идеальном обобщенном образе действительности.

Мир развивается по объективным законам. Без их познания невозможна деятельность, совершенствование самого человека. Именно познание сущности делает возможным преобразующую деятельность. Способность отражать мир на уровне сущности делает возможным преобразующую деятельность. Такое отражение мира на уровне его сущности позволяет осуществить процесс мышления. Мышление в свою очередь невозможно без речи: человек мыслит не только образами, но и словами. Находясь в постоянно изменяющемся мире, человек должен предугадать по отдельным признакам будущее изменение и заблаговременно подготовить свое ответное поведение, действие. Это возможно благодаря процессу воображения. Внимание позволяет направлять «луч сознания» на те предметы и явления, которые в данное время предстают как самые значимые.

Таким образом, познавательные процессы обеспечивают деятельность, являются ее условием. В то же время они формируются и развиваются в процессе деятельности. А это означает, что любой процесс, например мышление и внимание, может быть рассмотрен и как деятельность.

Человек всегда пристрастен, он всегда как-то относится к предметам и явлениям окружающего мира, самому себе. Пристрастность отражается в эмоциях. Процессы познания мира и эмоциональные процессы взаимосвязаны. Постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, в переживание другого человека получило название «эмпатия».

Человек не только познает окружающий мир, как-то относится к нему, но и активно действует, изменяет его. Это происходит благодаря воле. Под волей принято понимать способность человека самостоятельно управлять своей психикой и поступками, направлять свою деятельность. В одних случаях человек осуществляет волевую регуляцию поведения под влиянием контроля общества, коллективного мнения, а в других — под влиянием самоконтроля, саморегуляции. При саморегуляции решение об «использовании воли» исходит от самого человека, при этой применяются «личностные средства». Одним из таких важнейших средств является изменение смысла действий. В данном случае человек совершает действие не потому, что от него этого кто-то требует, а потому, что это соответствует его принципам и позволяет ему самоутвердиться как субъекту жизни, личности, индивидуальности, как в собственных глазах, так и в глазах друзей, родителей и преподавателей. Здесь кроется основа творческого отношения к своей деятельности.

Необходимость проявить волю человек осознает в трех случаях:

· в ситуациях, требующих дополнительного побуждения к действиям, недостаточной мотивации («мне хочется...»);

· в ситуации выбора мотивов, целей, видов действий при их конфликте (конфликт между «хочу» и «надо»);

· при произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов (управлять вниманием, стараться запомнить, довести начатое до конца).

Структура волевого действия включает в себя следующие элементы:

1. Мотив самоутверждения, социального признания (социальной компенсации за самопреодоление, победу над собой, своими слабостями).

2. Цель реализации своего личностного потенциала («реализация себя»).

3. Способ саморегуляции (совокупность «технологических» операций, обеспечивающих достижение социально значимого результата).

4. Результат самопознания, самопризнания, осознания своей социальной ценности, и т. д.

Таким образом, развитие воли, прежде всего, связано с развитием мотивационно-смысловой сферы личности, достижением «трудных целей», связанных с победой над собой.

Ничто в жизни человека не проходит бесследно. То состояние, которое имело место, сила его выраженности, содержание, динамика и т. д. фиксируется психикой в форме психических образований — знаний, умений, навыков, психологических качеств (в том числе ситуационных мотивов), жизненных (в том числе профессиональных педагогических позиций), акмеологических инвариантов (постоянная включенность в процесс самооценки и принятие решений, мотивация в достижении и другие внутренние детерминанты, обусловливающие продуктивную реализацию творческого потенциала). Это своеобразные продукты психической активности. Они взаимодействуют, интегрируются, и между ними устанавливаются относительно устойчивые связи и отношения, что отражается в психических свойствах человека.

Содержание психических свойств человека включает направленность («что хочет человек?»); способности («что может человек?»); характер и темперамент («как проявляется человек?»). Изучать человека — значит изучать его свойства: направленность, способности, характер и темперамент, а также условия и факторы, определяющие их особенности. Все эти свойства проявляются только в деятельности. Их познание возможно через изучение психологической структуры деятельности: мотивов, целей, способов и результатов действий при решении конкретных задач в определенных условиях. Приоритетное внимание, безусловно, следует уделять изучению субъекта деятельности.

Человек рождается с задатками — врожденными анатомо-физиологическими особенностями функционирования нервной системы. Они многозначны, неспецифичны по отношению к конкретной деятельности и лишь предопределяют во многом качественные и количественные характеристики в основном физического взаимодействия человека с окружающим миром на уровне его ощущений.

Вопрос о влиянии структуры мозговой ткани, морфологических различий на развитие психических свойств сегодня остается в науке открытым. Вместе с тем накопленный опыт позволяет с уверенностью утверждать, что все психически здоровые дети предрасположены к творчеству. Но при этом предрасположенность только потенциал. Станет ли творчество реальностью, в какой сфере деятельности проявит себя человек — это зависит от условий, содержания обучения и воспитания в той мере, в какой они создадут возможность проявить потенциал творчества.

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности с наибольшей эффективностью. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Их основными показателями являются быстрота, прочность и легкость освоения деятельности при прочих равных условиях.

Темперамент является малоизменяемой в процессе жизни характеристикой нервной системы.

Выделяют (по И. П. Павлову) четыре типа высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, неуравновешенный (холерик); слабый (меланхолик).

Темперамент не оказывает существенного влияния на формирование мотивационно-ценностных ориентации личности. Каждый тип темперамента имеет свои плюсы и минусы. Более того, в «чистом» виде он практически не встречается у людей; темперамент конкретного человека — это совокупность «близких темпераментов» (холерика и сангвиника, сангвиника и флегматика, флегматика и меланхолика).

Уровень развития человека воплощается в характере, который формируется и проявляется в процессе деятельности.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для нее способы поведения. Изучать характер — значит изучать типичные способы поведения человека в разных ситуациях. Дать характеристику человеку — значит проанализировать способы его поведения в основных сферах отношений, в том числе и учебных.

Субъективное отражение ситуации характеризуется совокупным влиянием психологических факторов: опасность, внезапность, новизна, дефицит времени, недостаток или избыток информации и т. д., а также деятельностными характеристиками (ситуационный мотив; содержание и степень осознания цели; ориентировочная основа деятельности; стандартность - нестандартность принятого решения, уровень его риска; переживаемые состояния, их динамика; итог выполнения задачи; типология ошибок; удовлетворенность своими действиями и действиями товарищей).

Формирование чувств – необходимое условие развития человека как личности. Оно предполагает уяснение понятий (честь, совесть, долг, ответственность и т. д.), а также переживание отношения к этим чувствам в процессе жизнедеятельности. Если студент не понимает, что такое «долг», не имеет опыта его выполнения, а значит, и положительного переживания по этому случаю, то одними призывами о необходимости проявить «чувство долга» оно не может быть сформировано.

Именно поэтому техническому творчеству успешнее обучаются студенты, имеющие опыт практической деятельности. Их жизненный и профессиональный опыт создает «зрелость» мотивационной сферы, а, следовательно, высокий КПД познавательных процессов во время обучения. Важной характеристикой психологического портрета является направленность личности на техническое творчество. Она есть совокупность устойчивых мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека.

Для успешного овладения навыками технического творчества необходимо: развивать профессиональную мотивацию; при организации деятельности создать условия для проявления у студентов творчества, инициативы; развивать интересы, стремление студентов совершенствовать навыки и умения в различных сферах; совершенствовать систему стимулирования честного, качественного учебного труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.014 с.)