Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава пятая. Смерть и канонизация за занавесом
1 Wills A.D. The Popular Dictionary of English Place-Names. Oxford,1996. 2 Sykes C.W. Op. cit., p. l94. 3 Filer L. The History ofBelvoir Castle. L., 1866. 4 См.: - Sykes С. W. Op. cit., p. 202. 5 См.: Gayley Ch.M. Beaumont, the Dramatist. N.Y., 1912, p. 150-151,155-158. 6 См.: Gayley Ch.M. Op. cit., p. 156. 7 Аникст А.А. Шекспир, с. 363- 364. 8 См.: William Shakespeare. The Complete Works. General Editors StanleyWells and Gary Taylor. Clarendon Press. Oxford, 1994, p. XLVI. 9 См.: Randell D.B. The Jonson's gypsies unmasked. Durham, 1975, p. 13. 10 Горбунов A.H. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII вв. М., 1993.Макуренкова С.А. Джон Данн: поэтика и риторика. М., 1994. 11 Wodsworth F. W. The Poacher from Stratford. Los Angeles, 1958. 12 Churchill R. C. Shakespeare and his betters. L., 1958. 13 "Вопросы литературы", 1962, э 4.
Глава шестая. ПО КОМ ЖЕ ЗВОНИЛ КОЛОКОЛ 1 A Short Titles Catalogue of books, printed in England, Scotland andIreland, and of English books, printed abroad 1475-1640. Vol. 3. A printersand publishers index. By Katharine F.Pantzer. L., The BibliographicalSociety, 1991. 2 Ibid., vol. 1-2. First compiled by Pollard A.W. and Redgrave G.R.,1976, 1986. э 25596,25597,25602. 3 В справочнике Р.Б.МакКерро такая маска с добавлением инициалов А.Н.фигурирует под э 379, как относящаяся к 1613 г. эмблема печатника А. Харта.Однако эта же самая маска (без каких-либо добавлений) напечатана натитульных листах "Поэтической рапсодии" (1602, 1611). Х.Э. Роллинз указывална несколько случаев появления маски еще в изданиях 1582,1583,1585 гг., атакже в конце издания "Ювеналий" Дж. Донна (1633). К этому можно добавитьшекспировские "Много шума из ничего" и "Генрих V" - 2-я часть (1600),сборник эпиграмм близкого к Рэтленду поэта Дж. Оуэна (1612), "КориэтовыНелепости", шмуцтитулы во 2-м (посмертном) томе "Трудов" Бена Джонсона.Загадочная маска! 4 Davies J. The Muses Sacrifice. L., 1612. 5 См.: The Complete Works of John Davies of Hereford. Collected andedited with memorial introduction, notes and illustrations by A.B.Grosart.Reed. AMS Press, N.Y., 1967. 6 Blayney P.W.M. The bookshops in Paul's Churchyard. L., TheBibliographical Society, 1990. 7 Records of the Court of the Stationers Company 1602-1640. L., TheBibliographical Society, 1957, p. 138; A Transcript of the Registers of theCompany of Stationers of London 1554-1640. Ed. by EdwArber. L., 1875. 8 Gililov I. For whom the bell tolled. В сборнике: Russian Essays onShakespeare and His Contemporaries. Newark: University of Delaware Press.London: Associated University Presses. 1998. 9 См.: Gililov I. Shakespeare studies: cooperation and polemics. -"Science in Russia", 1994, э 3, p. 82.ПРИЛОЖЕНИЕ Игра об Уильяме Шекспире продолжается, или Слова, слова, слова..."НАВСЕГДА ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС" ОЖИЛ! Книга "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса" вышла всвет в 1997 году. Учитывая, что у нескольких поколений советскихгуманитариев представления о личности Шекспира складывались в атмосферефактического запрета на "шекспировский вопрос" и за последние шесть-семьдесятилетий в нашей стране не появилось ни одной книги, даже ни однойстатьи, объективно освещающей эту сложнейшую и интереснейшую проблему, можнобыло ожидать, что большинство театроведов и литературоведов встретят "Игруоб Уильяме Шекспире" в штыки. Кому понравится, если усвоенный еще сошкольной и студенческой скамьи, со страниц бесчисленных хрестоматий идиссертаций образ великого классика вдруг оказывается мифом, порождениемнеобыкновенной Игры, у истоков которой стояли странные, незнакомые прежделичности, с их удивительными, с трудом постижимыми людьми XX векапомыслами... Однако книгу сразу тепло приняла как пресса, так и подавляющая массачитателей, особенно связанных с искусством, с театром. Оказалось, чтонесоответствие тусклых "официальных" представлений о Шекспире, о грандиознойличности создателя "Гамлета", "Лира", сонетов ощущалось многими людьмитеатра давно, и теперь, когда они получили доступ к подлинным фактам, этоощущение обрело и рациональное объяснение, стало Знанием: они увиделиВеликого Барда и его создателей. Радовала быстрота, с которой нашлапонимание непростая концепция феномена Шекспира как Великой Игры, обращеннойк Вечности, призванной вовлекать в свою орбиту поколение за поколениемсмертных, - самого убедительного Спектакля, когда-либо представлявшегося насценах Мира. Был принят и оценен по достоинству и великолепный раблезианский фарс,целое десятилетие разыгрывавшийся современниками Шекспира вокруг придворногошута Томаса Кориэта из Одкомба, объявленного ими величайшим в мирепутешественником и писателем, превзошедшим самого Гомера! Конечно, интерес читателей всех уровней привлекла трагическая историяжизни и смерти необыкновенной бельвуарской четы - Роджера и ЕлизаветыРэтленд, оплаканных их поэтическими друзьями в так долго остававшемсянеприступно таинственным честеровском сборнике "Жертва Любви". Не осталисьнезамеченными и впервые объясненные причины появления самой знаменитой книгив истории Англии - Первого Шекспировского фолио - именно в 1623 году имногое другое. Свидетельства понимания и согласия приходили и из других стран. Причемвсе это выглядело отнюдь не как хоровое восхваление: задавались трудныевопросы, анализировались идеи и гипотезы, высказывались сомнения ввозможности окончательного решения тех или иных частных проблем,подчеркивалась необходимость продолжать исследования в показавших своюперспективность направлениях. Но главное, что поняли и приняли эти читатели и рецензенты (причем нетолько театроведы, режиссеры, актеры, литературоведы, но и историкикультуры, философы): речь идет не о каком-то "ниспровержении" или"разоблачении" - в мире происходит невероятно сложный, трудный, нонеотвратимый процесс постижения Шекспира, а вместе с ним и целогофундаментального пласта европейской культуры. И процесс этот по своейглубине и значимости мало с чем можно сравнить в человеческой истории. Осенью 1997 - весной 1998 года были проведены специальные конференции вИнституте мировой литературы и в Государственном лингвистическомуниверситете, на них обсуждалась как основная концепция "Игры об УильямеШекспире", так и содержащиеся в книге гипотезы по ряду конкретных проблем, впервую очередь - идентификация прототипов героев поэтического сборникаРоберта Честера и его новая датировка, уже получившая не толькоаналитическое, но и эмпирическое подтверждение благодаря открытию уникальныхводяных знаков на хранящихся в Вашингтоне и Лондоне экземплярах сборника.Участники конференций говорили о необходимости создать научный центр,который координировал бы исследования в области сложнейших дискуссионныхпроблем шекспироведения и объективно информировал бы общественность о ходенаучной полемики у нас и на Западе. Оппоненты (а ведь их не могло не быть!) долгое время не давали о себезнать. Пришлось неоднократно публично приглашать их высказаться, иногда этоносило форму дразнящего вызова ("неужели вы со всем согласны, неужели вамнечего возразить?" и т. п.). Потом уже стало ясно, что некоторые оппонентымолчали - и продолжают молчать - принципиально, веря, что игнорирование -лучший метод борьбы с неугодными идеями. Другие по привычке осматривались ивыжидали, не зная, обретут ли эти новые идеи статус если не официальных, тохотя бы официозных и как отнесутся к ним англо-американские шекспироведы, вчьей привязанности к стратфордскому культу сомневаться не приходилось. Но дискуссия с оппонентами была необходима. "Игра об Уильяме Шекспире"- не художественный вымысел, не роман, автор которого может стоять в сторонеот публичного обсуждения своего детища. Основу книги составляют новые (илипо-новому увиденные и понятые) исторические и литературные факты, открытия,гипотезы. Дискуссия вокруг этой научной основы позволяет уточнять иразъяснять факты и сложные проблемы, отвечать на возникающие у читателейвопросы, парируя несостоятельные и учитывая справедливые доводы оппонентов.Важно было побудить их высказаться, ибо никто лучше их самих не можетпродемонстрировать отсутствие у стратфордианского шекспироведения научнообоснованного ответа на кардинальные вопросы, связанные с проблемой личностивеличайшего драматурга человечества. Эта проблема неотделима от многолетнего и многоголосого Спора вокругнее, от огромного и основательно запутанного клубка доводов и контрдоводов,повторяющихся обвинений и примеров взаимонепонимания. Долгое время мы былиоторваны от непрекращавшейся мировой дискуссии. Тем интересней выглядитполемика, все-таки развернувшаяся - пусть и не сразу - после выхода в свет"Игры об Уильяме Шекспире". Поэтому я рискнул приложить к новому изданиюкниги небольшую брошюру с кратким обзором этой полемики; ознакомившись сней, читатель сможет не только свободней ориентироваться в фактах,породивших удивительную проблему, но и ощутить атмосферу Великого Спора, егонеожиданный для многих интеллектуальный и эмоциональный накал. Еще разподтверждается: большие общечеловеческие проблемы актуальны всегда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.003 с.) |