Вопрос № 3: системы управления в русских княжествах периода феодальной раздробленности (12 – конец 15в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 3: системы управления в русских княжествах периода феодальной раздробленности (12 – конец 15в.)



В период феодальной раздробленности существовало около 100 княжеств. По типу системы управления всех их можно разделить на 3 группы:

1) государство-княжество, которое управлялось по типу Киевской Руси (Владимиро-Суздальское)

Раннефеодальная монархия, в которой власть (законодат., исполнительная, распорядительная, судебная и церковная) принадлежала «великому» князю, оружием осуществления которой являлась дружина. Органами управления были совет при князе, вече и феодальные съезды. В совет входили наиболее влиятельные представители служилого боярства. Вече созывалось для решения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики. Феодальные съезды созывались в чрезвычайных ситуациях по инициативе великого князя (правовая основа – «Русская правда»)

2) княжества, которые управлялись по типу Киевской Руси, но при доминировании Боярского Совета (Галицко-Волынское)

Структуру высших органов власти в Галицко-Волынском княжестве составляли князь, совет бояр и вече. Ведущую роль в политической жизни играли бояре. Органом представительства и реализации боярских интересов был «Боярский совет», основанием для участия в котором служило собственное право, принадлежащее старейшим боярам, а позднее – крупным землевладельцам. Бояре распоряжались княжеским столом, приглашали и смещали князей. По этой причине князья не были самостоятельными, а их функции сводились лишь к защите княжества от внешней агрессии и поддержанию порядка. Князья искали себе поддержку в вече, однако оно не обладало реальными властными полномочиями.

3) республики (Новгород)

Новгородское княжество представляет собой республику. Верховная власть принадлежала вече, которое принимало решения по важнейшим вопросам практически всех сфер жизни. Определяющую роль в решении важнейших вопросов играл совет господ, который включал в себя наиболее влиятельных родовитых бояр и представителей городской администрации. Этот орган осуществлял подготовку законопроектов, вечевых решений, контрольную деятельность и созыв вече. Административная власть была соединена с судебной, которая подчинялась «Новгородской судебной грамоте». Высшими должностными лицами были князь, посадник, тысяцкий и архиепископ. Князь выполнял функции главнокомандующего, организатора защиты города, был верховным судьей и правителем новгородским (представительственная власть). Посадник так же избирался вече, руководил деятельностью всех должностных лиц и осуществлял контроль за гражданскими делами. Тысяцкий был предводителем новгородского ополчения. Архиепископ ведал церковными делами и осуществлял административные функции (возглавлял правительственный совет, контролировал деятельность вече, был хранителем гос. казны и т.д.).

! Смотри схемы
Вопрос № 4: система управления в Московском княжестве

По форме правления Московское княжество представляло собой раннефеодальную монархию. Главой государства был «великий князь всея Руси». Он обладал законодат., административными и судебными полномочиями, которые постоянно расширялись. Изменился порядок наследования верховной власти, утвердилось начало первородства и единонаследия, то есть теперь власть переходила не старшему в роду, а от отца к старшему сыну. Свою власть в стране великий князь делил с удельными князьями — своими братьями. Суверенные права удельных князей на подвластной территории были значительны: они судили земельные и «разбойные» дела, собирали в удельную казну таможенные пошлины, дани и другие поборы, имели дворцовый аппарат с дьяческой канцелярией, свои боярские думы с «введенными боярами». Участие удельного князя в общегосударственных делах было ограничено и находилось под бдительным контролем великого князя. Так же удельные князья были обязаны участвовать в общерусских военных экспедициях, но не могли сами назначать воевод. Великий князь обсуждал «з братьей и з бояры» важнейшие внутриполитические дела.

Важная роль в системе управления принадлежала боярской Думе. Термин «боярин» стал обозначать не просто привилегированного крупного землевладельца, а пожизненного члена боярской Думы. Порядок назначения на думные и на другие высшие судебно-административные и военные должности определялся принципом местничества: знатностью рода и службой предков великому князю. Реальными исполнителями воли великого князя были дьяки. Они составляли аппарат боярской Думы, казны и двора. Их численность постоянно возрастала, как и круг вопросов, которыми они ведали по мере углубления централизации русских земель.

Местное управление осуществлялось наместниками (в уездах) и волостелями (в волостях – часть уезда), которые подчинялись только великому князю. Доход, получаемый наместниками и волостелями, назывался «кормом», а вся система управления носила название «кормления». Порядок местного управления закреплялся в уставных грамотах.
Вопрос № 5: система государственных органов верховной власти периода централизации и установления самодержавия (кон 15 – нач 17 в)

В конце 15 – нач 16в, с усилением верховной власти, начинает складываться приказная система управления.

Иван 3 использует титул «государь, царь», что означает возвышение его личной власти над удельными князьями. Первым органом в верховном гос аппарате становится Боярская Дума – законодательный орган, формировавшийся путем назначения по принципу знатности и родовитости. В БДуме шел процесс зарождения гос службы, были сформированы первые чины:

1) Самый влиятельный чин – Думный Боярин

2) Менее знатные роды получали чин – Думный Окольничий

3) Самый низший чин – Думный Дьяк

С деятельностью Думы возникла система местничества (зачет мест для каждой боярской фамилии).

Ф-ии Боярской Думы: принимала законы; решала вопросы гос казны, войны и мира, судебные вопросы; осуществляла общее управление страны.

Дума была постоянно действующим и подвижным органом: 1/3 думы всегда заседала в Москве, а 2/3 следовали за государем. Дума очень ограничивала власть монарха.

Следующий орган верх упр-ия – Земский Собор

Земский Собор – сословно-представительный орган, состоящий из 2 палат:

1) верхняя (государь, Боярская Дума, освященный собор)

2) нижняя (выборная от земель – в каждую землю посылалась грамота, в которой было написано сколько человек и от какого сословия необходимо послать в Земский Собор)

Действовал Земский Собор эпизодически, так как созывался по определенным вопросам, а решения принимались по принципу консенсуса (единогласия).

Компетенция Земских Соборов:

1) законодательная деятельность

2) формирование государственной казны

3) международная деятельность

Историческое значение Земских Соборов:

1) усилили власть государя (снизили влияние Боярской Думы)

2) создали социальную опору монарху в лице дворянства

3) решали вопросы престолонаследия

В первой половине 16в начали формироваться первые органы исполнительной ветви власти – приказы.


Выделялись группы приказов:

1) дворцовые

2) патриаршие (управляли собственностью церкви)

3) государственные (управляли государством)

Единообразия в структуре приказов не было.

Возглавлял приказ начальник – судья приказа, который имел заместителей – приказные дьяки. Заместителями дьяков были – приказные подьячьи (делились на 3 группы: молодшие, средние, старшие)

Для получения более высокого чина необходимо было выслужить определенное количество лет. З/плата выплачивалась не из гос казны, а из тех денег, которые накапливались в приказе путем пошлин и сборов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.01 с.)