Необходимость эффективного реагирования и адаптации организации к изменениям внешнего окружения для достижения поставленных целей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость эффективного реагирования и адаптации организации к изменениям внешнего окружения для достижения поставленных целей



Любая организация имеет определенные цели своей деятельности, добивается одних и ставит перед собой новые. Но при этом организация существует не сама по себе, а имеет определенную связь с внешней, окружающей ее средой, которая ограничивает самостоятельность организации и «диктует» ей определенные действия, подчиняет себе.

Не существует ни одной организации, которая бы ни имела внешнего окружения и ни находилась бы с ним во взаимодействии. Любая организация нуждается в постоянном получении из внешней среды исходных ресурсов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать свой продукт во внешнюю среду в качестве компенсации за это. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает. Таким образом, любая организация обязана для успешного достижения своих целей вовремя реагировать и адаптироваться к изменениям внешнего окружения.

В последнее время в связи с усилением конкуренции, а также резким ускорением процессов изменения в окружающей среде организации еще в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением и развивать свои способности адаптации к изменениям внешней среды. Ключевую роль в выработке и проведении политики взаимодействия организации с окружением играет управление организацией, особенно его высшее звено. Вопросы долгосрочной стратегии взаимодействия организации со средой становятся основой построения всех процессов управления организацией.

Внутренняя среда фирмы и ее характеристики. Взаимосвязь характеристик внутренней среды организации. Кратко!

Внутренняя среда определяется следующими ситуационными переменными:

- целями,

- стратегией,

- технологией,

- размером организации,

- типом персонала,

- типом организационной структуры.

Цели заключаются в:

- обеспечении продуктивности,

- обеспечении материальных и финансовых ресурсов,

- нововведениях, прибыльности,

- развитии системы управления,

- в определении секторов рынка.

Стратегия – перспективный план развития организации.

Существует два типа стратегии:

- оборонительная стратегия – ориентируется на закрепление ранее завоеванных позиций,

- позитивная стратегия – активный поиск новых рынков и создание новых направлений деятельности.

Технология – алгоритм всякой деятельности по достижению определенных результатов. Технологический компонент во многом определяет и ограничивает способности социальной организации и структуры.

Тип персонала – в современной теории управления человек рассматривается как наиболее ценный ресурс организации (при том единственный, стоимость которого может увеличиваться по мере его эксплуатации).

Организационная структура – сложная система, центром которой является набор разделяемых большинством членов организации представлений и ценностей, детерминирующих их поведение.

Элементы внутренней среды организации и степень их влияния на организацию

При рассмотрении внутренней среды нужно учитывать, что организации представляют собой системы, которые созданы людьми. Поэтому внутренняя среда, существующая в организации, в целом является результатом управленческих решений. Это, однако, совсем не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное». Именно это руководство должно преодолеть в своей работе.

Основным элементом внутренней среды в организации является наличие цели, поскольку ни одна из организаций (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена её цель - то, ради чего организация формируется, и будет действовать в дальнейшем.

Организация - это, по крайней мере, два человека с осознанными общими целями Определение цели может быть дано двояким образом - для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации, и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.

Вторым элементом в представленной схеме является понятие технологии. Очень часто основной характеристикой организации, определяющей ее специфику, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент организации нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты, перекликающиеся с целями деятельности организации.

Следующим элементом внутренней среды организации является структура организации, без которой не может существовать ни одна организация. Структуру можно определить как форму организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы.

Структура управления организацией дает представление о ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).

Таким образом, подтверждается сказанное выше: структура - лишь одна из составляющих, но ее роль, тем не менее, значительна

Следующий элемент - персонал. Персонал - это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т. д.

Для организации эффективной деятельности персонала необходимо учитывать следующие параметры:

1. особенности группового поведения;

2. особенности индивидуального поведения;

3. особенности поведения руководителей

Взаимосвязь элементов внутренней среды организации

Выше были рассмотрены основные внутренние переменные. Но следует помнить, что в управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Никто не будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга


34. Функции и формы текущего и оперативного планирования.

Введение

Планирование относится к числу наиболее интенсивно исследуемых проблемных и актуальных областей в теории экономики предприятий. Оно занимает важнейшее место и в практической деятельности предприятия. Вместе с тем тщательный анализ внутрифирменного планирования свидетельствует о наличии в этой области ряда недостатков, наиболее актуальные из которых заключаются в следующем.
Отсутствует необходимая связь между стратегическим и оперативным планированием. Одна из главных причин этого состоит в недостаточной коммуникации стратегических целей в направлении оперативной сферы деятельности. В результате эти цели оказываются не охваченными оперативным планированием, что затрудняет их реализацию в дальнейшем.
В рамках оперативного планирования постановка целей в собственном смысле слова фактически не производится. Оперативные цели базируются, как правило, на показателях предшествующего периода. И, наоборот, слишком много внимания уделяется бюджетным вопросам, польза от решения которых весьма сомнительна из-за отсутствия достаточно четких целевых установок.
Цель работы: проведение характеристики оперативного и текущего планирования.
Задачи: рассмотреть понятия оперативного и текущего планирования и всесторонне их изучить.

1. Оперативное планирование

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Предприятие самостоятельно осуществляет планирование деятельности и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию.
Оперативное планирование предполагает в качестве периода планирования – краткосрочный отрезок времени, чаще всего, это месячный интервал функционирования организации.
Основным направлением планирования является финансовое планирование, как основа существования каждого предприятия.
Стабильная и ритмичная работа основного и вспомогательного производств, других служб предприятия во многом зависит от возможностей своевременно оплачивать все виды потребляемых ими ресурсов. Должен быть сведен к минимуму риск возникновения ситуации, в которой финансовые менеджеры окажутся неготовыми к внезапно возникающим «провалам», когда обязательства предприятия не могут быть своевременно погашены из-за недостатка платежных средств. Поэтому построение системы оперативного управления финансами, как показывает практика, является задачей первостепенной важности, как для проблемного предприятия, столкнувшегося с недостатком денежных поступлений, так и для успешно развивающегося бизнеса, которому требуется надежная защита от хозяйственных рисков и получение максимального эффекта от использования денежных средств.
В общем виде финансовое планирование строится на следующей иерархии целей предприятия:
1) максимизация экономического эффекта, получаемого от использования денежных средств;
2) поддержание репутации партнера, выполняющего обязательства;
3) обеспечение устойчивой абсолютной ликвидности.
Для достижения этих целей должен быть решен целый комплекс взаимосвязанных задач. К наиболее важным задачам практического характера можно отнести следующие:
1) обеспечить взаимосвязь производственных и финансовых планов предприятия;
2) поддерживать наиболее ликвидную часть оборотных средств на уровне, достаточном для проведения ежедневных расчетов;
3) свести к минимуму риск задержки важнейших платежей при изменении условий финансирования;
4) создать механизмы контроля за действиями менеджеров, уполномоченных принимать решения по расходованию средств;
5) своевременно обеспечивать информацией о состоянии расчетов предприятия;
6) не допускать образования избыточных остатков денежных средств на счетах и в кассе предприятия[2, с.347].
На тактическом уровне месячный план движения денежных средств формируется таким образом, что поступление и расходование платежных средств в нем сбалансированы. Но обеспечение ежедневного баланса может быть достигнуто только путем принятия оперативных решений по выбору даты того или иного платежа и платежного средства, которым этот платеж будет осуществлен.
В отличие от стратегического и тактического уровней, инструменты оперативного управления финансами должны обеспечивать не только связь с предыдущим уровнем, но и непрерывность процесса управления.
Система оперативного управления финансами выполняет пять взаимосвязанных функций:
1) планирование поступлений, расходов и остатков платежных средств в краткосрочной перспективе (до одного месяца);
2) исполнение намеченных планов оплаты расходов;
3) учет возникающих и погашаемых обязательств, движения и остатков платежных средств;
4) контроль исполнения планов по возникновению и погашению обязательств и расходованием платежных средств;
5) план-факт анализ данных о движении обязательств и платежных средств и выявление причин отклонений.
Таким образом, оперативное планирование - это механизм, который должен спрогнозировать данные о движении обязательств и платежных средств предприятия на месячном интервале.
Как правило, основным методом оперативного планирования, использующемся на большинстве предприятий России является составление бюджета.
Он состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть формируется на основе бюджета продаж, который показывает какой объем продукции планирует реализовать компания. Данные бюджета продаж являются отправной точкой для формирования бюджетов других подразделений: они используются для составления бюджета производства (какой продукции и сколько должно выпустить производство); отдел снабжения, формируя свой бюджет также учитывает данные бюджета продаж, чтобы, используя нормы и нормативы, определить потребность производства в количестве необходимых материалов; таким же образом формируются бюджеты прочих подразделений[5, с.271].
Среднесрочное планирование является неотъемлемой частью общей системы финансового управления на предприятии и предназначено для выработки финансовой политики на среднесрочную перспективу (1-1.5 года).
Среднесрочный план представляет из себя ту же систему планов, которая строится на основе целей на этот среднесрочный период.
На российских предприятиях наиболее широко применяется оперативное и среднесрочное планирование, стратегическое планирование пока еще находится в зачаточном состоянии.
Планирование, в целом, определяет какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути, это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом, составлена карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени[1, с.253].
Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.


2. Текущее планирование

Специфика текущего планирования[4, с. 198]:
- планирование и организация, т.е. эксплицированное описание планов и технологии производственных процессов, порядка, способов и графиков реализации стратегических напралений и достижения целей организации во времени и в пространств;
- координация направлений, усилий и руководство (регулирование) деятельности как сознательных разумных актов воздействия субъектов управления (человека или группы людей) на объекты управления (человека или группу людей) для побуждения их к активным действиям с целью "перевода" плановых и проектных организационных производственно-технологических предварительных представлений в реальный процесс деятельности (производства);
- систематический, периодический или эпизодический
контроль, учет и анализ соответствия реальных фактических состояний плановым и проектным представлениям изменения процессов организации жизнедеятельности и окружающей среды;
- оперативная корректировка целей, проектов или планов реализации, процессов организации жизнедеятельности общества.
Объектом функциональной деятельности текущего планирования соответственно являются[3, с. 122]:
— производственные и трудовые процессы;
— производственные подразделения и организации внешней среды;
— элементы производственной деятельности:
• предмет производственной деятельности, выступающий в форме сырьевых и материальных ресурсов, конструкций, комплектующих изделий, деталей, полуфабрикатов, технологических топливно-энергетических ресурсов (ГСМ, электроэнергии, пара, воды, газов, и т.п.);
• вспомогательные материалы (ветошь, масла, смазки, эмульсии и т.п.);
• средства деятельности, включающие в свой состав:
1. трудовые ресурсы (рабочие основных и вспомогательных процессов, обслуживающих и подсобных хозяйств различных профессий и квалификации), технические средства (технологическое оборудование, инструмент, приспособления, оснастка, транспортные, грузоподъемные машины, механизмы, средства малой механизации и т.д.);
2. финансовые ресурсы в виде денежных средств, ценных бумаг, платежно-расчетных документов и т.п.; информация в виде нормативно-справочной, инструктивно-методической и рабочей управленческой документации; производственно-бытовые, санитарно-гигиенические
условия труда, организационно-экономические условия деятельности: производственные здания, помещения, мебель, пространственное размещение и оборудование рабочих мест, система оплаты труда и т.п.;
— результат производственной деятельности в форме готовых изделий, предметов, вещей, услуг, производственных заделов, незавершенного производства и т.п.
Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.
Результатом текущего финансового разработка трех основных документов:
- плана движения денежных средств;
- плана отчета о прибылях и убытках;
- плана бухгалтерского баланса.
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности. Текущие финансовые планы предпринимательской предприятия разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:
- финансовую стратегию предприятия;
- результаты финансового анализа за предшествующий период;
- планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;
- систему разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;
- действующую систему налогообложения;
- действующую систему норм амортизационных отчислений;
- средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п.
Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы, при этом чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация.

Заключение

Оперативное планирование предполагает в качестве периода планирования – краткосрочный отрезок времени, чаще всего, это месячный интервал функционирования организации.
Основным направлением планирования является финансовое планирование, как основа существования каждого предприятия.
Оперативное планирование - это механизм, который должен спрогнозировать данные о движении обязательств и платежных средств предприятия на месячном интервале.
Специфика текущего планирования: планирование и организация, т.е. эксплицированное описание планов и технологии производственных процессов, порядка, способов и графиков реализации стратегических напралений и достижения целей организации во времени и в пространств; координация направлений, усилий и руководство деятельности как сознательных разумных актов воздействия субъектов управления на объекты управления для побуждения их к активным действиям с целью "перевода" плановых и проектных организационных производственно - технологических предварительных представлений в реальный процесс деятельности; систематический, периодический или эпизодический контроль, учет и анализ соответствия реальных фактических состояний плановым и проектным представлениям изменения процессов организации жизнедеятельности и окружающей среды; оперативная корректировка целей, проектов или планов реализации, процессов организации жизнедеятельности общества.
Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

Функции и формы текущего и оперативного планирования. Кратко!
Планирование – это проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения. Планирование - основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целейСущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений в международном масштабе, в частности программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.

Опе­ративное планирование представляет собой осуществление текущей деятель­ности планово-экономических служб в течение короткого периода, на­пример, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полу­ченных результатов и т.п. Оперативное планирование производства является заверша­ющим звеном плановой работы на предприятии. Оно заключа­ется в разработке на основе годовых планов конкретных произ­водственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений и в опера­тивном регулировании хода производства по данным оператив­ного учета и контроля. Особенностью этого вида планирования является сочетание разработки плановых заданий с организа­цией их выполнения. Таким образом, в разрабатываемых фирмами планах формируются основные задачи хозяйственной политики на определенный период и конкретные пути их решения: определяются необходимые для этого материальные и финансовые средства, а также методы их наиболее эффективного использования с учетом складывающихся условий в международном масштабе. Иными словами, методология планирования ориентируется на обеспечение увязки целей с ресурсами, определении последовательности средств и методом наиболее эффективного достижения поставленных целей и вытекающих отсюда задач в рамках каждого хозяйственного подразделения всей фирмы.

 


35. Функции государства, виды государственного устройства, органы государственного управления при различных видах государственного устройства, их функции и полномочия.

Функции государства. Кратко!

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.
По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.
Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.
Охрана правопорядка - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.
Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.
экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. социальная функция государства. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.
функция развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.
Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.
Виды государственного устройства.

Форма государственного устройства - это территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей. В зависимости от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные.

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

1. Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. Унитарные гос-ва могут быть централизованные и децентрализованные. В централизованном унитарном гос-ве (Таиланд, Индонезия) управлением на местах ведают назначенные чиновники общей компетенции (губернаторы, префекты), тогда как в децентрализованном (Великобритания, Швеция) на местах действуют не государственные служащие общей компетенции, а местные отделения министерств и ведомств. А полномочия входят решение отраслевых задач гос.значения. Наряду с ними местными делами управляют муниципальные советы, статус кот.м.б. подтвержден дополнительными гос.полномочиями. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

2 .Федеративное государство. В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др.

· Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.

· Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.

· В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.

· В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации.

· Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

Госуд.аппарат субъектов федерации самостоятельно представлен, как правило, всеми ветвями власти, за исключением судебной, которая в ряде федеративных государств остается единой. Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Государство может передавать часть своих полномочий субъектам для решения вопросов государственного значения, оставляя за собой право контроля за их выполнением. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

Существует два вида федераций: национальная и территориальная.

Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.

Территориальная:

1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;

2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;

3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза;

4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

Примером территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.

Национальная:

1. Субъекты - национально-государственные образования;

2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;

3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций;

4. Утверждения права на самоопределение.

В настоящее время национальной федерацией является Индия.

Ряд исследователей выделяет также смешанный тип федеративного устройства, к такому типу относится форма государственного устройства России. Применительно к российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается. Но об этом в следующей главе моей работы.

3. Конфедерация - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).

Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.

4. Ассоциативная форма государственного устройства - это нечто меньшее чем федерация, но большее, чем конфедерация - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека).

Конфедерации, ассоциативные формы объединения - это не государства, поэтому точнее называть их не формой государственного устройства, а формой государственности. Форм объединения государств может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др. Теоретически четких и однозначных критериев разделения этих форм объединения не разработано. Различные авторы придерживаются различных точек зрения. Особенности объединения государств зависят от договоров, международных документов, на основе которых они объединяются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.045 с.)