Все факторы производства взаимодействуют друг с другом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все факторы производства взаимодействуют друг с другом



Соединение факторов производства

С точки зрения экономиста -это все природные ресурсы, которые используются в производстве. Такие ресурсы включают нефть, воду, лес, газ, месторождения руды и т.д. Эти ресурсы редки и во многих случаях их запасы с каждым днем уменьшаются.

Труд - это очень широкий термин, охватывающий всевозможные способности и навыки человека, которые могут использоваться при производстве товаров и ус-луг. Если говорить точнее, собственники данного фактора продают не труд, а свою рабочую силу.

В экономике часто употребляют термин «капитал» для обозначения всех искусственных приспособлений, используемых в производстве. Понимаемый таким образом, капитал состоит из зданий и сооружений, оборудования, инструментов и транспортных средств, средств сбыта и полуфабрикатов

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ­ СПОСОБНОСТЬ

Данный фактор производства объединяет экономические ресурсы земли, капитала, труда в одном предприятии

Факторные доходы.

Предпринимательство ­ представляет собой совокупность способностей человека использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара, принимать разумные и последовательные решения, применять новшества и идти на оправданный риск.

Автором теории факторов производства является Жан-Батист Сэй. Опираясь на «Исследование о природе и при-чинах богатства народов» А. Смита, он показал, что в по-вседневном процессе производства товаров взаимодействуют владельцы факторов производства, которые в зависимости от собственной значимости получают тот или иной доход.

Современная экономическая теория определяет заработную плату как цену труда. В наиболее развитых странах заработная плата образует большую часть доходов потребителей и оказывает существенное влияние на раз-мер спроса на потребительские товары и на их цены.

Рента - это доход от какого-либо фактора производства, предложение которого фиксировано. Ограниченность предложения земли является главной причиной особенностей ценообразования в сельском хозяйстве.

Процент - это факторный доход, который получает собственник капитала. Процент является платой за то, что владелец капитала предоставляет другим субъектам возможность сегодняшнего, текущего использования капитала.

Прибыль - является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство­. Специфичность его состоит в том, что предпринимательство­, в отличие от капитала и земли, не осязаемо, а прибыль нельзя трактовать как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Прибыль обычно рассчитывают как разницу между выручкой и полными издержками.

П = В - З

Однако для установления целесообразности дальнейшей предпринимательской­ деятельности вводят в рассмотрение экономическую прибыль. В этом случае в полные издержки включают не только бухгалтерские, а также и альтернативные или неявные издержки. «Мотивированная прибылью деятельность предпринимателя - основа экономического роста и развития».

Понятие производства. Факторы производства. Кратко!

Производство — это процесс использ-я рабочей силы и оборуд-я в сочетании с ресурсами и материалами для изготов-я необход. товаров и выполнения услуг. Производство делится на материальное и нематериальное. Материальное производство – создает и преобразует экономич. продукт в его материально-вещественную форму, а так же веществ. богатство. Оно включает отрасли по произв-ву матер.благ и услуг: промышленность; сельск.хоз-во; строительство; коммун.хоз-во; бытовое обслуживание.

Нематериальное производство создает духовные, нравственные и иные ценности. Нематер. произ-во включает в себя все социальные сферы общества: образ-е; здравоох-е; искусство; сфера общественно-политич. отношений.

Материаль. и нематериаль. произ-во – это 2 взаимодопол. вида произв-ва, когда одно не может существовать без другого.Фирма для производства товаров (услуг) использует множество затрат (факторов производства).

Факторы производства - это ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.

Принято выделять 4 фактора производства:

Результаты рац. использования ресурсов

Рента Зарплата Процент

Труд - деятельность людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и умственных возможностей, навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. (Производ-ть и эффект-ть)

Капитал – все производст. ресурсы созданные людьми. (основной и оборотный капиталы)

Предпринимательство – особ. вид чел. ресурса заключ-ся в способности наиболее эффектив. использ.все др. факторы произ-ва. (организация произ-ва и выпуск товаров, принятие реш., внедрение нов. технологий и т.д.)

Природные ресурсы- все, что используется в произ-ве без обработки.

Способ произ-ва является технолог. эффективным, если при заданном объеме ресурсов производится максим. объем продукции.

Способ произ-ва является экономически эффективным, если при заданном объеме (выпуска) продукции альтернатив. стоимость используемых в процессе произ-ва ресурсов – миним-ая.

Для анализа эффектив. применения факторов произ-ва необходимо учитывать фактор времени.

Производство характеризуется издержками и прибылью.

Чистая экономич. прибыль – это разность между совокупным доходом фирмы и ее издержками как явными, так и неявными.

Бухгалтерская прибыль – это разность между совокуп. доходом фирмы и ее явными издержками, отраженными в бух. отчетности.

Нормальная прибыль – это доход, который получает владелец капитала при его лучшем альтернативном использовании.


6. Характеристика совершенной конкуренции.

Характеристика рынка совершенной конкуренции

 

Совершенная (чистая) конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, при котором влияние каждого участника экон. процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Осн.и чертами совершенной конкуренции явл.: 1) Очень большое число независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высоко организованном рынке. Примером служат фондовая биржа и рынок ин. валют; 2) Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм B, C, D и так далее рассматриваются потребителем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта; 3) «Соглашающийся с ценой». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 единиц продукции. Общий объем предложения, таким образом – 1 млн. единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное влияние на общее предложение – точнее, общее предложенное кол-во уменьшается с 1 млн. до 999950 единиц. Это, очевидно, недостаточное изменение в объеме предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Отдельный, конкурирующий производитель соглашается с ценой. Он не может устанавливать новую рыночную цену, а только приспосабливается к ней, то есть соглашается с ценой. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 30,5 руб., если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или, следовательно, точный заменитель, по 30 руб. за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она считает необходимым, по 30 руб. за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, н-р 29,5 руб. В самом деле, поступи она так, и это вызвало бы уменьшение ее прибылей; 4) Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других,— которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. В результате всего этого на таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж. Однако такая модель конкуренции и ценообразования практически не существует в реальности. Характеристика совершенной конкуренции. Кратко! -На рынке присут. одноврем. множество продавцов и покупат., ни одна из кот. не занимает значит. доли рынка -Однородность продукции (товаров). -Фирмы свободно входят на рынок и выходят из него. -Покупат. и прод. имеют равный и полный доступ к информ. (рынок прозрачный). Это такая рыноч.ситуация, когда все продавцы и покупат. имеют полную инфо. о ценах на тов. и о ценах на все виды затрат, необходим. для их произ-ва. -Покупатели и продавцы действуют независ. др. от др. -Ни один покуп. или прод. не имеет возможности существенно влиять на цены. Цена явл. фактич. фиксиров. и заданной из вне. Пред-ие приспосабливается к цене, установ. рынком и не может ее регулировать. Рынок соверш. конкур. в чист. виде практич. не сущ. Он представ.собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свобод. конкур. сущ. скорее как абстрактная идея. Но все-таки в эконом. практике имеются рынки некот. товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (напр., рынок ценных бумаг или сель-хоз. продукции). Цель фирмы на рынке соверш. конкур. – максимизация прибыли. Максимизация прибыли зависит от цены и кол-ва, т.е. принятие решения касается этих параметров. Рынки соверш. конкур. на долгосроч. временных интервалах обеспеч-ют ситуацию, при кот. каждый товар производится с миним.-возмож. издержками, что играет ключ. роль в ответе на вопрос "как производить


7. Характеристика монополистического рынка. Естественная монополия.

Монополия (от греч. μονο — один и πωλéω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.

Монополия — это единоличное право на владение кем (чем)-либо, будь то предприятие или какой-либо вид деятельности; присутствие только одного «хозяина» в данной сфере; установление своих правил на какой-то определенной территории, в каком-либо вопросе. Монополия подразумевает под собой полное отсутствие конкуренции.

Виды монополий

Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

  • Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
  • Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
  • Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).
  • Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
  • Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Чистая монополия

Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Характерные черты чистой монополии:

  • Единственный продавец, абсолютный монополист его фирма единственная в отрасли производящий товар или услугу.
  • Товар монополии уникален в том смысле, что нет близких или хороших заменителей этого товара.
  • Монополия самостоятельно устанавливает (диктует) цену на товар (услугу), а покупатель либо вынужден покупать товар по данной цене, либо обходиться без него.
  • Вхождение в отрасль заблокировано.
  • Отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).

Естественная монополия

В ряде отраслей народного хозяйства экономия обусловлена ростом масштаба производства, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление).

Это отличает данную монополию от чистой монополии. «Единицей» измерения первой выступает, как правило, отрасль, где фактически действует один экономический субъект, «единицей» измерения второй является часть отраслевого рынка (или рынков), на котором (которых) крупные капиталы оказывают серьезное влияние на продажные и покупные цены.

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.014 с.)