Модели экономических систем, их основные черты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели экономических систем, их основные черты.



Экономическая система.

Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах. В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы, можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные. “Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в чистом виде никогда не существовала. Тем не менее можно говорить о том, что в течении нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была приближена такой системы. 2. На основе рассмотренных подходов можно сделать вывод, что формационный подход основное внимание в экономической системе уделяет формам собственности на средства производства и присвоению результатов производства. Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственному процессу производства или способу производства. Цивилизационный подход основное внимание уделяет общечеловеческим ценностям: свободе, демократии, культуре и направления развития экономических процессов. Цивилизационный подход означает необходимость изучения эволюции капиталлистической экономики, трансформации ее структуры, анализ успехов и недостатков. Этот подход позволяет обосновать новую концепцию эволюции капитализма, а, следовательно, и его современного облика, отличную от той, что до недавнего времени господствовала в нашей политической экономии. 3. Теория "индустриального общества" возникает в 40-х гг. ХХ в. Ее родоначальником считают американского экономиста П.Дракера. В 50-х гг. она находит широкое распространение, однако наиболее законченное и развернутое выражение эта теория получила в трудах У.Ростоу, Белла, Р.Арона и Дж.Гэлбрейта. Наряду с теориями "индустриального общества" широкое распространение получила концепция "постиндустриального общества", основу которой заложили З.Бжезинский, Д.Белл, Э.Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники этой теории связывают становление этого общества с преобладанием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации знанию в постиндустриальном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в данном обществе классы заменяются социально недифференцированными "информационными" сообществами.4. Можно сделать следующие выводы: усиление проникновения правительства в экономическую систему последние пять лет носило характер ограничения прав собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной социальной политики; в результате проводимой экономической политики возникла кризисная ситуация практически во всех сферах экономики. Современная экономическая система Беларуси характеризуется очень низкой долей частной собственности, даже по сравнению с бывшими республиками СССР, средней, даже для Западной Европы, долей государственных расходов к ВВП, слабой ориентацией государственных расходов на социальные нужды.

Традиционная система.

В далеком прошлом развитие экономического производства осуществлялось на основе инстинкта, т.е. проблемы выбора в экономике (что, как и для кого производить) решались на основе обычаев, ритуалов, традиций, наследственности, сословности.

Характерные черты:

ü Очень низкая производительность труда.

ü Минимальные запросы к ассортименту и к количеству продукции.

ü В хозяйстве доминируют крестьянские и ремесленнические хозяйства.

Рыночная.

Эти же проблемы решаются с помощью важнейших элементов рыночного механизма и просто рыночного инструментария.

Элементы рыночного механизма:

ü Спрос.

ü Предложение.

ü Цена.

ü Конкуренция.

Рыночный инструментарий: убытки, прибыль и т.д.

Смешанная.

Власть и экономика тесно переплетены. Происходит сочетание и взаимодействие частной, коллективной и государственной собственности. Часто разделяются функции государства и рынка. Используются в хозяйстве как рыночные механизмы, так и индикативное (рекомендательное) планирование.

В настоящее время существуют различные модели экономических систем: японская, американская, скандинавская, западно-европейская.

РЦБ и фондовая биржа.

Виды ЦБ.

Структура РЦБ.

Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.

Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают.

Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п.

Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:

- субъекты рынка;

- собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);

- органы государственного регулирования и надзора (Комиссия по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);

- саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции, например, НАСД (США) и т.п.);

- инфраструктура рынка.

Облигации - долговые обязательства акционерных обществ, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустившая их компания является должником и обязуется выплатить владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлении срока выплаты - погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (но не совладельцем, как акционер).

По Российскому законодательству акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Вексель представляет собой разновидность письменного долгового обязательства векселедателя безоговорочно уплатить в определенном месте сум­му, указанную в векселе, его владельцу (векселедер­жателю) при наступлении срока исполнения плате­жа или по его предъявлении. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку про­извести платеж указанной в нем суммы чекодержа­телю. Плательщиком по чеку может быть только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. При этом отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается. Следует отметить, что выдача чека не погашает денежного обязательства должника, во исполнение которого он вынужден выписывать чек. Депозитные и сберегательные сертификаты - это всякий документ, право требования по которому может уступаться одним лицом другому, одновре­менно являющийся обязательством банка по выпла­те размещенных у него депозитов.

Рыночное равновесие

Равновесие – это состояние баланса между противоположными силами (спросом и предложением).

 

Покупатель хочет купить товар по наиболее низкой цене, а продавец стремится продать – по более высокой.

Избыток предложения – ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса.

Избыток спроса – ситуация, в которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения.

Краткосрочный.

Как правило фирма не в состоянии осуществить изменения в объеме выпускаемо продукции, какая бы не сложилась цена, в результате этого предложение может подстраиваться под спрос изменяя при этом только цену. Как правило кривая спроса предложения занимает вертикальное положение.

Среднесрочный

Фирма имеет возможность подстроиться под спрос (используя ресурсы) повышая объемы производства продукции за счет большей загруженности производственных мощностей, за счет продажи запасов. Эластичность предложения больше 0

Долгосрочный.

Фирма может просто перестроить свое производство за счет замены старого оборудования, расширения производственных мощностей. В случае повышения цен могут появиться новые фирмы. Эластичность предложения может достичь максимальной величины.

Конкуренция и ее виды.

Сущность конкуренции.

Методы конкурентной борьбы.

Конкуренция – важнейшая форма функционирования рыночных отношений.

Функции конкуренции в рыночном механизме:

ü Регулирующая функция;

ü Функция мотивации;

ü Функция контроля.

Конкуренция (от лат. concurro - соперничать) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи.

В качестве регулирующего механизма выступают три вида конкуренции:

ü Конкуренция среди покупателей (более конкурентный тот, кто сможет приобрести больше товаров и по чуть завышенной цене);

ü Конкуренция среди продавцов (наивысшую конкурентную способность показывает продавец, который сможет продать товар по чуть заниженной цене, но выиграет за счет объёма продаж);

ü Конкуренция между армией продавцов и армией покупателей.

Типы конкуренции:

1. Внутриотраслевая (в пределах одной отрасли за наивысшую прибыль и наилучшие условия продажи готовой продукции) и межотраслевая (предприниматели, занятые в разных отраслях, конкурируют за наилучшие условия вложения капитала в ту или иную отрасль) конкуренция;

2. Ценовая и неценовая конкуренция (по методам осуществления).

Сейчас в развитых рыночных странах монополии на практике используют такой метод конкуренции, как ценовая дискриминация – это когда фирма использует практику применения различных цен на одни и те же товары. Это возможно потому, что:

ü В силу обособления рынков друг от друга по географическому положению и по различным тарифным барьерам;

ü В силу различной реакции на спрос и предложение по различным рынкам (Покупатели готовы покупать товары по завышенным или заниженным ценам).

Неценовая конкуренция – техническое превосходство, высокое качество продукции, высокая надежность, более эффективные методы сбыта, использование маркетинга, расширение гарантий послепродажных услуг населению.

3. Совершенная и несовершенная конкуренция. Здесь берется факт самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Совершенная конкуренция (из «Экономических основ рынка» - пять пунктов свободного рынка):

ü Рынок предполагает не ограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него;

ü Цены на рынке должны устанавливаться на основе конкуренции свободно, т.е. цены на рыке должны действовать рыночные, а не индивидуальные;

ü Мобильность всех ресурсов, т.е. это, предполагает свободное перемещение ресурсов относительно территории всех регионов страны;

ü Право каждого участника рынка на полную информацию о нем (спрос, предложение, цены и т.д.);

ü На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам в ущерб другим.

Несовершенная конкуренция проявляется в трех формах:

ü Абсолютная (чистая) монополия;

ü Олигополия;

ü Монополистическая конкуренция.

Первому совершенному типу и трем формам несовершенной конкуренции соответствуют 4 модели современного рынка.

Ø Рынок совершенной конкуренции. К данному типу близко подходит сельское хозяйство. Большое число участников рынка, стандартизованная продукция, отсутствие контроля над ценами, отсутствие препятствий для вступления в отрасль, отсутствие неценовой конкуренции, неограниченный доступ к информации;

Ø Монополистическая конкуренция. Характеристики: большое число фирм, разнообразный тип продукции, слабый контроль над ценами, незначительные ограничения при вступлении в отрасль, есть неценовая конкуренция (реклама), есть затруднения в доступности информации. Такая модель характерна для розничной торговли легкой промышленности;

Ø Олигополистическая модель. Характеристики: На рынке главную роль играют несколько крупных фирм, стандартизованная с незначительной долей дифференциации продукция, существенные препятствия для вхождения в отрасль, использование всех видов конкуренции, ограничения по доступу к информации. Характерно для автомобилестроения, нефтяной отрасли и т.п.;

Ø Чистая монополия. Одна крупнейшая фирма занимается производством и продажей той или иной продукции. Это относится к уникальным видам продукции, значительный контроль над ценами, вступление в отрасль блокировано, существенные ограничения в доступе к информации о фирме. Например, Дебирс – обработка алмазов, ИНКО – добыча никеля.

Показатель Национального Дохода (НД).

НД – меньше чем ВНП на величину косвенных налогов на бизнес и амортизационных отчислений от стоимости элементов основного капитала.

НД меньше чем ЧНП на величину косвенных налогов на бизнес.

НД – это чистый или доработанный доход общества.

Виды экономических циклов.

Современная экономическая мысль выделяет следующие виды экономических циклов:

Короткие (краткосрочные).

Связаны с восстановлением экономического равновесия на потребительских рынках. Продолжительность таких циклов обычно оценивается 3-4 годами.

Проявляют себя когда на рынке формируется устойчивый дефицит, который вызывает необходимость перепрофилирования производства, будет создаваться новая пропорциональность в хозяйстве страны, а так же новая структура хозяйства страны. Будет осуществляться перегруппировка уже сложившихся производственных сил.

Средние (промышленные).

Связаны с изменением спроса на оборудование, различного рода сооружения, т.е. на элементы основного капитала. Сам же спрос на элементы основного капитала, т.е. его направленность, его величина, зависят от внедрения новой техники в производстве, который непосредственно проявляется через перелив капиталов из одних отраслей в другие. Средняя продолжительность цикла, по К. Марксу, 8-12 лет. Но сейчас это время резко сокращается, и прежде всего из-за действия научно-технического прогресса.

3. Строительные (продолжительность ~18-20 лет).

Длинные.

Связаны с появлением и совершенствованием новых технических и технологических систем. Они развиваются на протяжении нескольких промышленных циклов, затем они исчерпывают себя и на смену им приходит новый технологический способ производства. Длинные волны связаны с изменениями, которые происходят в технологическом способе производства.

Впервые это понятие, технологический способ производства, вводит К. Маркс и его содержание сводится к следующему:

· Средства труда.

· Предметы труда.

· Рабочая сила.

· Технологии.

· Энергия.

· Организация производства.

· Информация.

Теория длинных волн была создана выдающимся русским экономистом Николаем Кондратьевым. Он проанализировал основные статистические данные развития капиталистических стран за 100-150 лет. Прежде всего он обращал внимание на:

· Индексы цен.

· Номинальная и реальная заработная плата.

· Производство чугуна, свинца.

· Внешне-торговый оборот.

· и многое другое.

Шуммер аргументирует теорию длинных волн во второй половине ХХ века.

Кондратьев обнаружил и зафиксировал фундаментальную закономерность, что развитие рыночных систем происходит волнообразно.

Период долгосрочных колебаний составляет 45-60 лет.

Длинная волна подразделяется на повышательный и понижательный период. На них накладываются среднесрочные и краткосрочные циклы.

За период с 1789 по 1920 годы Кондратьевым были выявлены две длинные волны, и начало третьей. Под влиянием долгосрочных колебаний изменяются среднесрочные и краткосрочные циклы. Так, если они попадают на фазу подъема длинной волны, то их собственная фаза подъема удлиняется, а если попадают на фазу спада длинной волны, то более затянутыми, разрушительными оказываются фазы кризиса и депрессии.

Классическим примером совпадения фазы кризиса среднесрочного цикла и периода спада длинной валлоны представляется мировой экономический кризис (1929-1933 годы).

Импульс к подъему длинной волны как правило дают научно-технический прогресс, его развитие, либо какие-то выдающиеся научные достижения и открытия.

Иногда длинные волны сопровождаются экономическими и социальными потрясениями в обществе. Длинные волны характеризуют жизненные циклы технологического способа производства.

Кризис.

Депрессия.

Оживление.

Подъем.

Современная экономика рассматривает две формы:

1. Рецессия.

2. Подъем.

Главная фаза промышленного цикла – это кризис.

Кризис – прежде всего проявляет себя в сфере обращения. Растет масса нереализованной продукции. Что за этим следует – у предпринимателей часть продукции не реализована. Они не дополучают прибыль. Они не смогут недополученную прибыль положить в банк. В банках сократятся активы. Банки повышают процент на ссуду

Депрессия – Предприниматель распродает произведенный товар. Бизнес начинает копить капитал для использование в более благоприятное время.

Оживление – В этой фазе можно наблюдать со стороны отдельных предпринимателей дополнительный спрос на факторы производства. Если увеличился спрос на факторы производства, то как правило, будет увеличиваться спрос на потребительские товары. Постепенно такое состояние будет охватывать большинство отраслей народного хозяйства и экономика будет набирать объемы производства докризисного состояния.

Подъем – Последует подъем. Экономика начинает интенсивно работать.

Занятость и безработица.

Причины безработицы.

Причины и виды безработицы.

Многие экономические школы пытались, и пытаются анализировать причины безработицы. Одно из мнений – мнение экономиста священника Мальтуса (конец 18 столетия), высказанное в труде «Опыт о законе народонаселения». Он решил, что безработицу вызывают демографические причины. Вследствие их темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства материальных благ и услуг. Народонаселение увеличивается в геометрической прогрессии, а материальные блага и услуги – в арифметической прогрессии.

Карл Маркс (вторая половина 19 столетия) в труде «Капитал» предположил причиной безработицы отставание спроса на труд от темпов накопления капиталов. Циклическое развитие рыночного хозяйства.

Пигус (1923 год) в труде «Теория безработицы» утверждает, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция, она ведет к завышению цены труда.

Причины безработицы:

1. Внедрение малолюдной техники и технологий.

2. Упадок старых отраслей (угольная, черная металлургия и т.д.)

3. Сельское хозяйство и государственный управленческий аппарат являются причиной скрытой безработицы.

4. Несовершенство рынка труда. Отсутствие достоверной информации.

Виды безработицы:

1. Фрикционная. (показывает обыкновенную текучесть кадров)

2. Структурная. (характерна для периода когда в стране идут глобальные структурные изменения)

3. Циклическая. (вызывается циклическим развитием экономики)

4. Институциональная. (возникает в результате недостаточно эффективной организации рынка труда)

5. Добровольная.

6. региональная.

7. Технологическая.

8. Скрытая.

9. Частичная.

10. Вынужденная.

Элементы налога.

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в нормативных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

• субъект налога или налогоплательщик;

• объект налога;

• налогооблагаемая база;

• единица обложения;

• налоговые льготы;

• налоговая ставка;

• налоговый оклад;

• источник налога;

• налоговый период;

• срок уплаты налога[32,20].

Субъект налога, или налогоплательщик, - это юридическое либо физическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Субъект налога не всегда является реальным его плательщиком. Это происходит потому, что существует экономическая возможность переложения тяжести налога с субъекта, который перечисляет налог в бюджет, на другое лицо. Последнее называется носителем налога. Носитель налога - это лицо, которое, в конечном итоге, принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении процессов переложения налога.

Объект налога - это доход или имущество налогоплательщика, которые в силу закона подлежат обложению налогом. Объектом обложения у косвенных налогов выступают обороты по реализации товаров, работ, услуг. Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить его объект, необходимо рассчитать налогооблагаемую базу. Она служит для количественного измерения объекта налога. Таким образом, налогооблагаемая база - это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

По степени компетенции органов законодательной или представительной власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов, установления конкретных налоговых ставок, сроков уплаты, налоги делятся на:

• федеральные; • региональные; • местные.

По форме взимания различают налоги:

• прямые; • косвенные.

Прямые налоги • это налоги непосредственно на доходы или имущество налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога - одно лицо. К таким налогам относятся, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц.

Косвенные налоги непосредственно не связаны с доходами (имуществом) налогоплательщика. Они устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Владелец товара (работ, услуг) при их реализации получает с покупателя сумму налога и перечисляет ее государству.

Налоговая система России

Налоговая система - это совокупность налогов, взимаемых государством, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты, а также организация налогового контроля, формы ответственности за нарушение налогового законодательства[32,24].

Создание налоговой системы России, отвечающей требованиям рыночной экономики, началось на рубеже 1991-1992 гг.

Действующая в России налоговая система основана на следующих принципах:

- Налоги устанавливаются законами. Этот принцип закреплен в статье 57 Конституции Российской Федерации и из него следует, что законно установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся федеральными и местными законами, законами субъектов Российской Федерации.

- Отрицание обратной силы закона. Согласно этому принципу налоговые законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют. Поэтому изменения налогового законодательства не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.

- Единство налоговой системы, необходимое для обеспечения единства экономического пространства. Этот принцип означает, что на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Законодательство не допускает установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.

- Строгое разграничение прав по установлению и взиманию налогов между органами власти на разных уровнях. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Состав налогов, взимаемых в России, общие принципы налогообложения установлены Налоговым кодексом РФ. Федеральные законодательные органы власти определяют перечень налогов, сборов, пошлин, взимаемых на территории страны и вводят федеральные налоги и сборы.

- Равное налоговое бремя, которое не допускает установление дополнительных, повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предприятия, местонахождения налогоплательщика и т.д.

- Однократность налогообложения, которая означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения;

- Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения;

- Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

- Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц[6,124-125].

Налоговая политика государства

Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики[18,26]. Содержание и цели налоговой политики обусловлены задачами государства на каждом этапе развития страны.

Олигополия.

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия ска-жутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависи-мость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения ус-тановленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.
Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множест-ва фирм.
Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:
1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.
2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли об-ладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рын-ке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.
3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.
Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый ряд моделей

Основы рыночного обмена.

Рыночный процесс связан с двумя важными дефинициями - обмена и конкуренции, но в некоторых, особенно неоклассических, моделях последняя, как и сам рынок, фактически сводятся к абстракциям, не имеющим ничего общего с реальными экономическими явлениями.

Экономический обмен про­исходит только тогда, когда каждый его участник, осуществляя акт мены, получает какое-либо приращение ценности к ценнос­ти существующего набора благ. Это доказывает Карл Менгер в работе «Основания политической экономии»[7, с. 159.], исходя из предположения о существовании двух участников обмена. Первый имеет благо А, обладающее ценностью , а второй - благо В с такой же ценностью . В результате произошедшего между ними обмена ценность благ в распоряжении первого будет , а второго . Из этого можно сделать вывод, что в процессе обмена ценность блага для каждого участника увеличилась на определенную величину. Этот пример показывает, что деятельность, связанная с обменом, есть не напрасная трата времени и ресурсов, а такая же продуктивная деятельность, как производство материальных благ.

Исследуя обмен, нельзя не остановиться на его пределах. Обмен будет происходить до тех пор, пока ценность благ в распоряжении каждого участника обмена будет, по его оценкам, меньше ценности тех благ, которые могут быть получены в результате обмена. Этот тезис верен для всех контрагентов обмена. Пользуясь символикой вышеуказанного примера, обмен происходит, если для первого и для второго участника обмена, или если и .

61. Деньги Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. Это был объективный процесс.

(В результате этого из товарного мира выделился один товар, на который стали обмениваться все другие товары. Этот товар стал всеобщим эквивалентом. Когда всеобщий эквивалент срастается с одним товаром, он становится деньгами. Этот товар - золото.)

Русский экономист Зибер: "Д - это всеобщий эквивалент, товар, на который обмениваются другие товары, это всеобщее средство измерения стоимости всех других товаров."

Они стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег.

Монета - определенной формы, веса и достоинства металл.

Бумажные деньги: банкнота -выпускается центральным банком страны; казначейский билет - государственным казначейством.

Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки, дорожные чеки, электронные деньги.

Функции кредита

Кредит выполняет важные функции в рыночной экономике. Во-первых, исторически кредит позволил существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливались наличным количеством имеющегося в той или иной стране денежного золота.

Во-вторых, кредит выполняет перераспределительную функцию. Благодаря ему частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы народного хозяйства. Например, в США крупнейшим источником сбережений (как и в большинстве стран мира) являются частные лица (семьи, население). В 1989г. в этом секторе экономики США чистые сбережения (общие сбережения минус долги) составили 198 млрд. дол. Большая часть этих средств была использована для покупки государственных ценных бумаг, выпущенных в целях покрытия государственного долга.

В-третьих, кредит содействует экономии издержек обращения. В процессе его развития появляются разнообразные средства использования банковских счетов и вкладов (кредитные карточки, различные виды счетов, депозитные сертификаты), происходит опережающий рост безналичного оборота, ускорение движения денежных потоков.

В-четвертых, кредит выполняет функцию ускорения концентрации и централизации капитала. Кредит активно используется в конкурентной борьбе, содействует процессу поглощений и слияний фирм. Одни предприниматели, добившиеся предоставления им кредитов на льготных условиях, получают возможность быстрого роста капитала, другие могут воспользоваться кредитом лишь на ухудшившихся условиях и проигрывают в конкурентной борьбе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.116 с.)