Сервантес создал Дон Кихота, чтобы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сервантес создал Дон Кихота, чтобы



Противопоставить его человеку печатной

Культуры

(ЭД

85 Нет необходимости подробно рассматривать роман Сервантеса, поскольку он хорошо известен. Но сам Серван­тес, его жизнь и творчество представляют собой пример феодального человека, столкнувшегося с новым гомоген­ным миром визуальной квантификации. В книге Ловенталя «Литература и образ человека» (р.21) читаем:

Главная тема его романа — вытеснение старого жиз­ненного уклада новым. Сервантес показывает этот кон­фликт двояко: через приключения Рыцаря и через кон-


траст между ним и Санчо Пансой. Дон Кихот живет в воображаемом мире исчезающей феодальной иерархии. Но люди, с которыми он имеет дело, — это купцы, мел­кие чиновники, незначительные интеллектуалы, сло­вом, это люди которые, подобно Санчо Пансе, хотят продвинуться в этом мире, а потому направляют свою энергию туда, где можно извлечь выгоду.

Избрав средневековый рыцарский роман как свою реа­льность, Сервантес пришел к амбивалентности, которая оказалась чрезвычайно плодотворной. Книгопечатание бы­ло новой реальностью, и именно оно поначалу сделало прежнюю реальность средневековья общедоступной. Та­ким же образом в наши дни кино и телевидение сделали частью нашей истории историю «покорения Дикого Запа­да», хотя в действительности это касалось очень немногих людей. «Часослов» и средневековые рыцарские романы были наиболее популярными позициями на книжном рын­ке. Но если «Часослов» в основном издавался в карманном формате, то рыцарские романы выходили ин-фолио216.

Ловенталь (р.22) приводит ряд других соображений по поводу Дон Кихота, которые имеют важное значение для понимания печатной культуры:

Можно сказать, что Дон Кихот — первый в литера­туре Возрождения образ человека, который стремится практически внести в мир гармонию в соответствии со своими планами и идеалами. Ирония Сервантеса заклю­чается в том, что, хотя внешне его герой борется против нового (ранних проявлений среднего класса) от имени старого (феодальной системы), в действительности он пытается утвердить новый принцип. Суть этого принци­па заключается в автономии мышления и чувствования индивида. Динамика общества выдвинула требование непрерывной и активной трансформации реальности; мир должен постоянно создаваться заново. Дон Кихот вновь и вновь создает свой мир, хотя и в довольно фан­тастической и солипсической форме. Слава, благодаря которой он стоит первым в своем ряду, — продукт его собственной мысли, а не социально утвердившихся и

216 См.: UApparition du livre, pp.127, 429.


общепринятых ценностей. Он защищает тех, кого счи­тает достойными его защиты, и нападает на тех, кого считает злодеями. В этом смысле он такой же рациона­лист, как и идеалист.

Ранее уже было достаточно сказано apropos о заложен­ной в печатной технологии тенденции к прикладному зна­нию, что усиливает смыл аргументов Ловенталя. Дейвид Ризман в книге «Одинокая толпа» назвал эту ситуацию схемой «внутреннего направления». Внутреннее направле­ние к отдаленной цели неотделимо от печатной культуры, перспективы и организации пространства с точкой схож­дения как ее неотъемлемой частью. Тот факт, что такая организация пространства и культуры несовместима с электронной симультанностью, уже на протяжении столе­тия вызывает тревогу у западного человека. В придачу к солипсизму, одиночеству и унифицированности печатной культуры утверждение эры электричества неотступно уг­рожает ее распадом.

В исследовании «Исчезающий подросток» Эдгар З.Фрайденберг очерчивает образ подростка в роли Дон Ки­хота (р.25):

Процесс становления американца в том виде, в кото­ром он наблюдается в старших классах школы, во мно­гом заключается в отказе от различий. Это, разумеется, вступает в прямой конфликт с потребностью подростка в самоопределении. Однако этот конфликт настолько маскируется институционализированной жизнерадост­ностью, что подросток обычно сам его не осознает. Тем не менее он должен каким-то образом справляться с вытекающим из этого отчуждением. Скажем, посредст­вом маргинальной дифференциации, как, например, описанный Ризманом вежливый юноша, который изоб­рел особый стиль приветствия. Можно временами изоб­ражать припадок непроходимой глупости, что, однако, не кажется странным другим людям, поскольку бессоз­нательно воспринимается как форма скорее самоотри­цания, чем самоутверждения, а следовательно, не несет в себе никакой угрозы. Он даже может, если у него до­статочно сильное «эго», стать настоящим революционе­ром (а не просто бунтарем) в своем возрасте, т.е. отверг-


нуть школьные порядки, не испытывая при этом ника­кого чувства вины...

В школьной системе, стоящей на страже печатной куль­туры, нет места для неуживчивого индивидуалиста. Это и впрямь своего рода цех готовой продукции, куда мы сдаем наших малышей для гомогенизирующей обработки. Среди самых памятных стихотворений, написанных на англий­ском языке, — «Люси» Вордсворта и «Среди школьников» Йейтса. И в том, и в другом отразился острый конфликт между порядком замкнутой и унифицированной школьной системы и спонтанностью духа. Внутренний конфликт, так точно указанный Фрайденбергом, присущ печатной техно­логии как таковой, поскольку она, с одной стороны, ведет к обособлению индивида, а с другой — создает крупные со­общества на основе национальных языков. Далее Фрайден-берг пишет о ситуации, с самого начала скрытой в печат­ной технологии (р.54):

Мы смотрим на нашу страну как на добившуюся ли­дерства и доминирования благодаря точному подчине­нию личных и этнических различий интересам коман­ды, взявшейся за колоссальное в техническом и адми­нистративном отношении предприятие. Для нас личный конформизм — нравственная заповедь. Если же кто-то из нас пытается настаивать на личной позиции и идти наперекор системе, то им овладевает не только тревога, но даже чувство вины.

Если воспользоваться словами Донна, «нездоровая, неу­меренная страсть к знанию и языкам» охватила множество людей в шестнадцатом столетии. В 1920-х гг. Соединенны­ми Штатами Америки завладела бешеная жажда потреби­тельства, связанная с началом массового производства в сфере кино и радио. Та же потребительская лихорадка то­лько теперь, после второй мировой войны, достигла Евро­пы и Англии. Этот феномен связан с нарастанием давления визуальности и визуальной организации опыта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.005 с.)