IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

ОК - общекультурные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП, по очной форме обучения, включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах)
код в соответствии с принятой классификацией ООП наименование
ООП бакалавриата   бакалавр 4 года 240 <**>

 

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

<**> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) форме обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. По данному направлению подготовка бакалавров по заочной форме обучения и в форме экстерната не допускается.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью осознавать необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма (ОК-1);

способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-2);

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3);

способностью понимать и анализировать политические события, мировоззренческие, экономические и социально значимые проблемы и процессы, применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-6);

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности, готовностью и способностью к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства (ОК-7);

способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления (ОК-8);

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-9);

способностью к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков, владеть им на уровне не ниже разговорного (ОК-10);

способностью к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-11);

способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-12);

способностью к самостоятельному применению методов физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-1);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах (ПК-2);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью формировать комплекс мер по информационной безопасности с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности (ПК-4);

способностью организовывать и поддерживать выполнение комплекса мер по информационной безопасности, управлять процессом их реализации с учетом решаемых задач и организационной структуры объекта защиты, внешних воздействий, вероятных угроз и уровня развития технологий защиты информации (ПК-5);

способностью организовать проведение и сопровождать аттестацию объекта на соответствие требованиям государственных или корпоративных нормативных документов (ПК-6);

способностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-7);

способностью определять виды и формы информации, подверженной угрозам, виды и возможные методы и пути реализации угроз на основе анализа структуры и содержания информационных процессов предприятия, целей и задач деятельности предприятия (ПК-8);

эксплуатационная деятельность:

способностью принимать участие в эксплуатации подсистем управления информационной безопасностью предприятия (ПК-9);

способностью администрировать подсистемы информационной безопасности объекта (ПК-10);

способностью выполнять работы по установке, настройке и обслуживанию технических и программно-аппаратных средств защиты информации (ПК-11);

проектно-технологическая деятельность:

способностью участвовать в разработке подсистемы управления информационной безопасностью (ПК-12);

способностью к проведению предварительного технико-экономического анализа и обоснования проектных решений по обеспечению информационной безопасности (ПК-13);

способностью оформить рабочую техническую документацию с учетом действующих нормативных и методических документов в области информационной безопасности (ПК-14);

способностью применять программные средства системного, прикладного и специального назначения (ПК-15);

способностью использовать инструментальные средства и системы программирования для решения профессиональных задач (ПК-16);

способностью к программной реализации алгоритмов решения типовых задач обеспечения информационной безопасности (ПК-17);

способностью собрать и провести анализ исходных данных для проектирования подсистем и средств обеспечения информационной безопасности (ПК-18);

экспериментально-исследовательская деятельность:

способностью составить обзор по вопросам обеспечения информационной безопасности по профилю своей деятельности (ПК-19);

способностью применять методы анализа изучаемых явлений, процессов и проектных решений (ПК-20);

способностью проводить анализ информационной безопасности объектов и систем с использованием отечественных и зарубежных стандартов (ПК-21);

способностью проводить эксперименты по заданной методике, обработку результатов, оценку погрешности и достоверности их результатов (ПК-22);

способностью принимать участие в проведении экспериментально-исследовательских работ системы защиты информации с учетом требований по обеспечению информационной безопасности (ПК-23);

способностью осуществлять подбор, изучение и обобщение научно-технической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам обеспечения информационной безопасности (ПК-24);

организационно-управленческая деятельность:

способностью разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления информационной безопасностью (ПК-25);

способностью формировать комплекс мер (правила, процедуры, практические приемы и пр.) для управления информационной безопасностью (ПК-26);

способностью принимать участие в организации контрольных проверок работоспособности и эффективности применяемых программно-аппаратных, криптографических и технических средств защиты информации (ПК-27);

способностью изучать и обобщать опыт работы других учреждений, организаций и предприятий в области повышения эффективности защиты информации (ПК-28);

способностью участвовать в работах по реализации политики информационной безопасности (ПК-29);

способностью применять комплексный подход к обеспечению информационной безопасности в различных сферах деятельности (ПК-30);

способностью организовать работу малого коллектива исполнителей с учетом требований защиты информации (ПК-31);

способностью организовать мероприятия по охране труда и технике безопасности в процессе эксплуатации и технического обслуживания средств защиты информации (ПК-32);

способностью организовать технологический процесс защиты информации в соответствии с правовыми нормативными актами и нормативными методическими документами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ПК-33).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический циклы;

естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2. Структура ООП бакалавриата

 

Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы*) Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий Коды форми- руемых компе- тенций
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 32 – 36    
  Базовая часть В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: - основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; -основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем; - лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка); - основные экономические категории и закономерности, методы анализа экономических явлений и процессов, специфические черты функционирования хозяйственной системы на (микро- и макро-) уровнях, основные понятия экономической и финансовой деятельности отрасли и ее структурных подразделений; - основы: российской правовой системы и законодательства, правового статуса личности, организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации; характеристику основных отраслей российского права, правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; - основные понятия и методы в области управленческой деятельности; уметь: - использовать в практической деятельности правовые знания; анализировать исоставлять основные правовые акты и осуществлять правовую оценку информации, используемых в профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав; -анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, проводить исторический анализ событий, анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; - оценивать эффективность управленческих решений и анализировать экономические показатели деятельности подразделения; владеть: -иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации по профессиональной тематике и навыками устной речи; - навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; - навыками критического восприятия информации; - навыками поиска нормативной правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности; - навыками обоснования, выбора, реализации и контроля результатов управленческого решения. 21 – 23     Философия   История   Иностранный язык   Экономика   Правоведение   Основы управленческой деятельности ОК – 1 ОК – 2 ОК – 3 ОК – 4 ОК – 5 ОК – 6 ОК – 7 ОК – 8 ОК – 9 ОК – 10 ОК – 11 ОК – 12   ПК – 2 ПК – 3 ПК – 4 ПК – 5 ПК – 8 ПК – 13 ПК – 14 ПК – 15 ПК – 19 ПК – 20 ПК – 24 ПК – 25 ПК – 26 ПК – 27 ПК – 29 ПК – 31 ПК – 32  
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)      
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл 55 – 65    
  Базовая часть В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: − основные понятия и методы математического анализа; − основные понятия и методы аналитической геометрии; − основные понятия и методы линейной алгебры и теории алгебраических систем; − основные понятия и методы теории функций комплексного переменного; − основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики; − основные понятия и методы математической логики и теории алгоритмов, теории информации и кодирования; − математические методы обработки экспериментальных данных; − основные понятия, законы и модели механики; − основные понятия, законы и модели электричества и магнетизма; − основные понятия, законы и модели теории колебаний и волн, оптики, квантовой физики, физики твердого тела, статистической физики и термодинамики; − особенности физических эффектов и явлений, используемых для обеспечения информационной безопасности; − основные понятия информатики. Уметь: − использовать математические методы и модели для решения прикладных задач; − применять основные законы физики при решении прикладных задач; − использовать программные и аппаратные средства персонального компьютера. Владеть: - методами количественного анализа процессов обработки, поиска и передачи информации; - навыками проведения физического эксперимента и обработки его результатов; - навыками поиска информации в глобальной информационной сети Интернет и работы с офисными приложениями (текстовыми процессорами, электронными таблицами, средствами подготовки презентационных материалов, СУБД и т.п.). 26 – 33 Математика (математический анализ, алгебра, геометрия)   Теория вероятностей и математическая статистика   Дискретная математика   Физика   Информатика   Теория информации ОК – 8 ОК – 9 ОК – 11 ОК – 12   ПК – 1 ПК – 2 ПК – 8 ПК – 9 ПК – 12 ПК – 14 ПК – 18 ПК – 19 ПК – 20 ПК – 21 ПК – 22 ПК – 23 ПК – 24    
     
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)      
Б.3 Профессиональный цикл 117-128    
  Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать: − место и роль информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации; − методы программирования и методы разработки эффективных алгоритмов решения прикладных задач; − современные средства разработки и анализа программного обеспечения на языках высокого уровня; − аппаратные средства вычислительной техники; − операционные системы персональных ЭВМ; − основы администрирования вычислительных сетей; − системы управления базами данных; − принципы построения информационных систем; − структуру систем документационного обеспечения; − основные нормативные правовые акты в области информационной безопасности и защиты информации, а также нормативные методические документы ФСБ России, ФСТЭК России в данной области; − правовые основы организации защиты государственной тайны и конфиденциальной информации, задачи органов защиты государственной тайны; − правовые нормы и стандарты по лицензированию в области обеспечения защиты государственной тайны и сертификации средств защиты информации; − принципы и методы организационной защиты информации; - технические каналы утечки информации, возможности технических разведок, способы и средства защиты информации от утечки по техническим каналам, методы и средства контроля эффективности технической защиты информации; - принципы и методы противодействия несанкционированному информационному воздействию на вычислительные системы и системы передачи информации; - принципы построения криптографических алгоритмов, криптографические стандарты и их использование в информационных системах; - принципы организации информационных систем в соответствии с требованиями по защите информации; - эталонную модель взаимодействия открытых систем, методы коммутации и маршрутизации, сетевые протоколы; - сигналы электросвязи, принципы построения систем и средств связи; - ме­то­ды ана­ли­за элек­три­че­ских це­пей; - принципы работы элементов современной радиоэлектронной ап­паратуры и физические процессы, протекающие в них; - основы схемотехники; - опасные и вредные факторы системы «человек – среда обитания», методы анализа антропогенных опасностей, научные и организационные основы защиты окружающей среды и ликвидации последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий. уметь: − выбирать необходимые инструментальные средства для разработки программ в различных операционных системах и средах; − составлять, тестировать, отлаживать и оформлять программы на языках высокого уровня, включая объектно-ориентированные; − формулировать и настраивать политику безопасности распространенных операционных систем, а также локальных вычислительных сетей, построенных на их основе; − осуществлять меры противодействия нарушениям сетевой безопасности с использованием различных программных и аппаратных средств защиты; − анализировать и оценивать угрозы информационной безопасности объекта; − применять отечественные и зарубежные стандарты в области компьютерной безопасности для проектирования, разработки и оценки защищенности компьютерных систем; − пользоваться нормативными документами по защите информации; − применять на практике методы анализа электрических цепей; − анализировать и оценивать степень риска проявления факторов опасности системы "человек - среда обитания", осуществлять и контроли­ровать выполнение требований по охране труда и технике безопасности в конкретной сфере деятельности. владеть: − методикой анализа сетевого трафика, результатов работы средств обнаружения вторжений; − навыками выявления и уничтожения компьютерных вирусов; − навыками работы с нормативными правовыми актами; − методами и средствами выявления угроз безопасности автоматизированным системам; − навыками организации и обеспечения режима секретности; − методами технической защиты информации; − методами формирования требований по защите информации; − методами расчета и инструментального контроля показателей технической защиты информации; − навыками чтения электронных схем; − методами анализа и формализации информационных процессов объекта и связей между ними; − методами организации и управления деятельностью − служб защиты информации на предприятии; − методиками проверки защищенности объектов информатизации на соответствие требованиям нормативных документов; − профессиональной терминологией; навыками безопасного использования технических средств в профессиональной деятельности. 52-61   Основы информационной безопасности     Аппаратные средства вычислительной техники   Программно-аппаратные средства защиты информации   Криптографические методы защиты информации   Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности   Техническая защита информации   Сети и системы передачи информации   Безопасность жизнедеятельности   Языки программирования   Технологии и методы программирования   Управление информационной безопасностью Документоведение   Электротехника   Электроника и схемотехника   Информационные технологии ОК – 1 ОК – 2 ОК – 5 ОК – 6 ОК – 7 ОК – 8 ОК – 9 ОК – 11 ОК – 12   ПК – 1 ПК – 2 ПК – 3 ПК – 4 ПК – 5 ПК – 6 ПК – 7 ПК – 8 ПК – 9 ПК – 10 ПК – 11 ПК – 12 ПК – 13 ПК – 14 ПК – 15 ПК – 16 ПК – 17 ПК – 18 ПК – 19 ПК – 20 ПК – 21 ПК – 22 ПК – 23 ПК – 24 ПК – 25 ПК – 26 ПК – 27 ПК – 28 ПК – 29 ПК – 30 ПК – 31 ПК – 32 ПК – 33    
 
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки (установленные на момент разработки стандарта профили подготовки указаны в Приложении А к данному ФГОС открытым списком)      
Б.4 Физическая культура     ОК – 12 ОК – 13
Б.5 Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза) 12-15   ОК – 5 ОК – 6 ОК – 7 ОК – 8 ОК – 9 ОК – 11 ОК – 12 ПК – 1 ПК – 2 ПК – 3 ПК – 4 ПК – 5 ПК – 8 ПК – 9 ПК – 10 ПК – 11 ПК – 12 ПК – 13 ПК – 14 ПК – 15 ПК – 16 ПК – 19 ПК – 20 ПК – 24 ПК – 28 ПК – 29 ПК – 32
Б.6 Итоговая государственная аттестация     ОК – 6 ОК – 7 ОК – 8 ОК – 9 ОК – 10 ОК – 11 ПК – 1 ПК – 2 ПК – 3 ПК – 4 ПК – 8 ПК – 12 ПК – 13 ПК – 14 ПК – 15 ПК – 16 ПК – 17 ПК – 18 ПК – 19 ПК – 20 ПК – 21 ПК – 24 ПК – 25 ПК – 30 ПК – 32
  Общая трудоемкость основной образовательной программы      

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3, Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 


VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Профиль ООП бакалавриата определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой бакалавриата.

Реализация ООП бакалавриата по направлению подготовки "Информационная безопасность" допускается только при наличии у вуза лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы бакалавриата с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом, в учебном процессе, они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 45 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП бакалавриата.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. Основная образовательная программа бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.

7.7. Объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет не менее 27 и не более 32 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы (Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534)).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:

при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП бакалавриата, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области физики, информатики, безопасности жизнедеятельности, аппаратных средств вычислительной техники, программно-аппаратных средств защиты информации, сетей и систем передачи информации, технологий и методов программирования, технической защиты информации, электротехники, электроники и схемотехники, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей);

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данному направлению или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, зачтено или не зачтено).

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции.

7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.079 с.)