Франция в период феодальной раздробленности (ix - XIII вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франция в период феодальной раздробленности (ix - XIII вв. )



Франция в период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.)

В период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) номинальное еди­ное королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

Общественное устройство

Складывание двух основных классов феодального общества - сеньоров и зависимого крестьянства - в целом завершилось к X в. К этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бене­фиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность - феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляе­мая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отноше­ния вассалитета покоились на иерархической структуре земельной соб­ственности: номинально верховным собственником всей земли в госу­дарстве считался король - верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, кото­рым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следую­щих ступеней:

на ее верху стоял король - сюзерен;

далее - пэры, то есть "равные королю", герцоги и графы;

вассалы и подвассалы разных ступеней - арьер-вассалы;

в самом низу - простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие.
Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы. Первоначально положение сервов было еще близко к позднеантичному рабству - часть сервов использовалась в качестве безземельных дво­ровых работников, часть была посажена на мелкие земельные наделы. Сервы наследственно подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих своих гражданских и хозяйственных правах:

= право перехода из сеньории в сеньорию;

= право отчуждения земельного держания;

= право свободы наследования;

= право выбора брачной партии.

Для вилланов, которые считались лично свободными держателями зем­ли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности раскладывались не на личность, а на земельный надел), более широкие возможности отчуждения земель­ного держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.

Развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост насе­ления способствовали, начиная с X в. возникновению новых и возрож­дению старых римских городов как центров ремесла и торговли, хотя правовое положение горожан еще мало отличалось от положения ос­тальных феодально-зависимых людей.

Государственный строй в период феодальной раздробленности

В период феодальной раздробленности король, номинальный глава го­сударства, избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и высшими иерархами церкви.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная система ужива­лась с управлением, основанным на вассальных отношениях:

дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал - глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);

управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление характеризуется тем, что власть короля признава­лась только в его собственном домене, а в земельных владениях круп­ных феодалов были свои системы местного управления.

В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньори­альная юстиция - судебную власть между собой делили сеньоры, при­чем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархичес­кой лестницы, на которой они находились.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших во­енную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.

Судебное устройство

В системе судебных учреждений произошли следующие изменения:

= королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную, значи­тельно расширилась юрисдикция королевских судов: они могли пересмотреть любое решение сеньориального суда;

= хотя судебные органы по-прежнему не были еще отделены от административных, наметилось их обособление и соответственно формирова­ние судебной системы.

При Людовике IX был создан специальный судебный орган - Парла­мент,в дальнейшем ставший высшим апелляционным судом королев­ства, важнейшей апелляционной инстанцией. Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ра­нее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуще­ствляя, таким образом, контроль над местными судами.

Правосудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево, рассматривая основную массу уголовных и гражданских дел.Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой пред­метной и персональной подсудности и образовал инстанционную сис­тему:

• низшая инстанция - суд официалов, специальных уполномоченных епис­копа;

• вторая инстанция - суд архиепископа;

• следующая инстанция - суд кардинала;

• высшая инстанция - суд римской курии, который рассматривал наибо­лее важные дела.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения - прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затраги­вавшим интересы монархии ("интересы короны").

В ходе военных реформ второй половины XIV в. и первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численнос­ти, с централизованным руководством и четкой системой. К этому вре­мени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вер­бовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотланд­цев и т. д.). Офицерские должности занимало по преимуществу дворян­ство.

42. Франция в период абсолютной монархии

В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV века в стране началось формирование капиталистического уклада в промыш­ленности и сельском хозяйстве:

♦ в промышленности появилась мануфактура, а с ней - наемная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников, подмас­терьев и крестьян;

♦ выросла внешняя торговля с другими европейскими странами, с Востоком, а через Испанию - и с Америкой;

♦ капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды.

Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их:

в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники, и тор­говцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;

сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как след­ствие, феодальные платежи, церковная десятина и т. д.

К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее пред­ставительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохрани­ли свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI - XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. чело­век, а к дворянству - около 400 тыс. человек, то есть подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие (в состав ко­торого вошло крестьянство).

Духовенство, при своей традиционной иерархии, отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церк­ви и приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало господствующее место в общественной и государ­ственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родовитого "дворянства шпаги" разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым "дворянством мантии". Дворянский статус предостав­лялся также в результате пожалования специальным королевским ак­том.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная дифференциация:

~ на верхних - те, из которых формировался класс буржуазии: фи­нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты;

~ на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, черно­рабочие, безработные.

Государственное управления в пери­од абсолютизма

В пери­од самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.) французский абсолютизмдостиг высшей ступени своего развития. Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - на­следный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, испол­нительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизо­ванный государственный механизм, административно-финансовый ап­парат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными ко­роля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла про­грессивную роль:

= вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприят­ные условия для ее последующего социально-экономического развития;

= нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - поощряла строитель­ство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на ино­странные товары, вела войны против иностранных держав – конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производитель­ных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:

привилегии духовенства и дворянства;

феодальные порядки в деревне;

высокие вывозные пошлины на товары и т. д.

С укреплением абсолютизма вся государственная властьсконцентриро­валась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью.

Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось. Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продава­лись, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.

Государственный совет фактически превратился в высший совещатель­ный орган при короле.

В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дво­рянство мантии" - представители и старых, и новых учреждений. К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы - тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государствен­ных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским де­лам и делам двора.

Большое значение в финансовом управлении имели откупщики кос­венных налогов, они же - государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории:

* утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в про­шлое и замещались знатью;

* фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обыч­но назначались лица незнатного происхождения.

Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.

Судоустройство Франции в период абсолютной монархии

Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда. В судопроизводстве сосуществовали:

королевские суды;

сеньориальные суды;

городские суды;

церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских су­дов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и граж­данских дел.

Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судо­производства лишь функции органов предварительного дознания. В об­ласти гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.

Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов.

Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затра­гивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.

Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплек­тации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и уголовных элементов. Офи­церские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что при­давало армии ярко выраженный сословный характер.

В тетради.

Тетрадь

48. Англия в период абсолютной монархии

Общественное устройство

Становление абсолютизма в Англии обусловлено следующими изменениями в общественном строе и экономике.

С конца XIV в. в Англии быстрым темпом идет эволюция феодальногоземлевладения в капиталистическое:

• ликвидация барщины;

• падение феодальной ренты;

• сдача барской земли в аренду крестьянам за сравнительно умеренную плату;

• уничтожение крепостного права, превращение крепостных крестьян в копигольдеров.

Крупное феодальное хозяйство в течение XV в. приходит в упадок, его доходы сокращаются.

Развитие товарно-денежных отношений соответствовало накоплению капитала и возникновению первых мануфактур - в шерстяной промыш­ленности.

К концу XV в. - началу XVI в. изменился облик английского дворянства -старая феодальная знать была истреблена в междоусобной войне Алой и Белой розы, на основе средних слоев дворянства образовалось новое дворянство - джентри, пополнявшееся выходцами из городской буржуазии (купцов и ростовщиков) и разбогатевшего крестьянства, которые покупали земельные владения светских и духовных феодалов. Интересы джентри были близки интересам буржуазии.

Особенность экономического развития Англии этого периода - форми­рование капиталистических элементов в деревне ранее, чем в городе. Быстрое развитие сукноделия, ставшего основной отраслью английс­кой промышленности, повлекло увеличение спроса на шерсть и вызва­ло стремление расширить пастбища для овец. В Англии начался аграр­ный переворот. Не довольствуясь захватом общинных земель, крупные землевладельцы насильственно сгоняли с земли крестьян, разрушали их дома и целые деревни. Имущественное расслоение сельского населения привело к выделению:

= фермеров-фригольдеров как зажиточной верхушки крестьянства, эксп­луатировавшей наемный труд и часто переходившей в ряды крупных арендаторов;

= копигольдеров как малоземельных арендаторов и безземельных батраков.

Система государственного управления

Эпохой английского абсолютизма было правление династии Тюдоров и первых Стюартов (Иакова I и Карла I).

Своеобразием английской абсолютной монархии являлись:

◆ сохранение парламента, ставшего орудием сильной королевской влас­ти;

◆ отсутствие сильного и развитого бюрократического государственного аппарата;

◆ сохранение органов местного самоуправления;

◆ отсутствие постоянной армии. Военную мощь страны составлял силь­ный флот, который обеспечивал не только защиту с моря, но и воз­можность ведения активной торговой и колониальной политики.

Центральными органами власти и управления в этот период в Англии становятся:

» король, сосредоточивший в своих руках всю реальную власть;

» Тайный совет короля, который составляли представители феодальной знати, нового дворянства и буржуазии. Он обладал широкой компетен­цией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю тор­говлю, при его участии издавались ордонансы, он рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке;

» парламент, состоявший, как и в XIV в., из двух палат - палаты лордов и палаты общин.

С XV в. палата лордов формировалась преимущественно из наслед­ственных пэров, палата общин - из представителей дворянства и го­родской верхушки. Духовенство не было выделено как сословие в анг­лийском парламенте - прелаты вошли в палату лордов. Остальное духовенство не получило представительства в парламенте.

Реформация, ликвидировавшая в конце XVI в. власть Римского Папы над английской церковью и сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуля­ризацией), содействовала укреплению абсолютизма. Церковь, возглав­ляемая королем, превратилась в часть государственного аппарата.

В период абсолютизма возросла зависимость системы местных органовуправления от центральных органов власти.

В графствах была учреждена должность лорда-лейтенанта. Лорд-лейте­нант назначался непосредственно королем; в его функции входило ру­ководство местным ополчением, деятельностью мировых судей и по­лиции.

Низовой местной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориаль­ного управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало воп­росы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т. п., а также избирало должностных лиц прихода. Ведение церковных дел осуществ­лялось настоятелем прихода, деятельность которого была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управ­ления графствами и центральных органов.

Судебное устройство

При абсолютизме важнейшими судебными инстанциями были Суд коро­левской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера. Оформились структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтей­ства. Были созданы также чрезвычайные суды, самый известный из ко­торых - Звездная палата (по сути политический трибунал). Расширилась судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. В состав суда включались присяжные заседатели.

49. Особенности образования феодального государства в Германии.

После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации. Германские императоры унаследовали не только титул "короля франков", но и короновались в Риме как "императоры римлян", получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме. Поскольку основной тенденцией развития Германии оставалась тенденция к децентрализации, периодизация развития феодального государства Германии представляет известную сложность. Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского феодального государства в целом (т.е. империи), то его историю можно условно разделить на два больших этапа: 1)Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X—XII вв.). 2)Территориальная раздробленность в Германии (XIII — начало XIX в.) и развитие автономных германских княжеств — государств. После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII— XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии.

49. Особенности образования феодального государства в Германии

Слабо затронутая римским влиянием Германия (особенно восточная часть) дольше других европейских стран сохраняла пережитки родовых отношений. Феодализм побеждает здесь не ранее XI века. Складыванию основных классов Германии способствовала военная реформа короля Генриха Птицелова (919-936 гг.). Каждый, кто мог являться на войну в качестве конника, зачислялся в привилегированное сословие; все другие - в податное.

На вершине привилегированного сословия оказались светские и церковные князья. В своих обширных уделах они очень рано стали правителями, мало зависящими от центральной власти. Вассалами князей сделались графы. От них держали земли так называемые свободные господа. Нижний слой дворянства составили рыцари.

Крестьянство Германии распадалось на три основных группы: крепостных, чиншевиков, свободных (очень мало).

В середине Х столетия германскому королю Оттону 1 удается захватить север и центр Италии, после чего он объявил себя "римским" императором. Созданная им империя получила в XII столетии название "Священная Римская империя германской нации", сохранившееся до 1806 года.

Благодаря политике завоеваний власть первых германских императоров была по временам весьма значительной. Но так продолжалось недолго.

С течением времени образуется небольшая группа наиболее сильных князей - избирателей трона - курфюрстов. Наиболее важные должности в центральном правительстве делаются их наследственным леном. Император стал не вполне волен в выборе сановников. Графы добиваются герцогской короны, а добившись, устраивают церемонии "коронации", обзаводятся собственным двором, чеканят монету, издают законы.

Феодальная раздробленность Германии была закреплена "Золотой буллой" 1356 года при императоре Карле IV. Избрание германского императора стало делом курфюрстов. Они признавались самостоятельными в своих владениях. При этом одни "князья империи" могли вести войны с другими "князьями империи". Решение всех важных дел империи было делом коллегии курфюрстов.

С этого времени империи как единого государства не стало. Связь ее частей, как и власть императора, сделалась номинальной.

Саксонское зерцало.

XII— начало XIII в.— время сильнейшего политического и правово­го распада Германии. Феодальные войны, междуцарствия, сепаратизм были на руку хищникам из числа светской и духовной знати. Это период расцвета кулачного права. Призывы и мольбы императоров о земном ми­ре, их напоминания об особых привилегиях и правах имперской короны курфюрстами всерьез не принимались.

В таких условиях писаные законы, а не правотворчество шеффенов, были шагом вперед. Появляются частные записи права. К ним относятся Саксонское и Швабское зерцала, составленные в XIII в. Автором Саксон­ского зерцала считают одного из магдебургских шеффенов Э. Репкова. Источниками зерцал были нормы обычного и каноническаго права а также заимствования из кодекса Юстиниана. Уже из первой статьи сборника видно, что его составитель стремился оттеснить служи­телей церкви от рассмотрения мирских споров и правонарушений. Анти­папская направленность Зерцала очевидна.

Как всякий памятник феодального права, Саксонское зерцало дает строгое деление жителей на свободных и зависимых. Имелись промежуточные группы цолусвабодаых— лиц, выполнявшие разные повинности. Мелкие-рыцяри и зажиточные крестьяне считались шеффенским сосло­вием. Зерцало состоит из двух частей. Первая содержит нормы земского права, вторая — ленного. Земское право распространялось на свободных из шеффенского сословия. Ленное право действовало только среди благо­родных «свободных» господ, среди высшей знати. Оно определяло поря­док наследства земельных наделов и вопросы судопроизводства.

Следуя традиции, Саксонское зерцало относило разрешение споров между сюзереном и вассалом к ленному праву. По объекту регулируемых правоотношений земское право было шире ленного, его источником явля­лись нормы обычного права, указы короля, предписания князей.

Уголовные наказания по этому судебнику были весьма суровы. Если раньше за мелкие преступления виновный мог возместить ущерб путем уплаты штрафа (вергельд), то по Зерцалу санкции ужесточаются.

Всякое выступление против императорской власти каралось смертной казнью (закалыванием). Смертная казнь полагалась и за воровство, даже если сумма похищенного едва превышала 3 марки. Разница между ночным и дневным вором состояла лишь в степени наказания. Первого полагалось повесить, второму — отрубить голову. Ограбление церкви, мельницы, кладбища каралось колесованием. За колдовство виновного надлежало сжечь на костре. Среди наказаний упоминаются вырывание языка, отсечение головы и др.

Позднее некоторые положения Саксонского зерцала были использо­ваны в Магдебургском праве — сборнике норм городского права начала XIV в. В отличие от Зерцала, магдебургские законы более детально опре­деляли нормы, связанные с регулированием товарно-денежных отноше­ний, чего почти не знали прежние правовые обычаи. Со временем стали появляться сборники норм городского права. Судьи могли выносить ре­шения, исходя из судебных обычаев. Однако прецедентное право в Германии не привилось.

59. “Каролина”

Наиболее крупным памятником общеимперского права стала “Уголовная конституция Карла V” (“Каролина”). Она была принята в 1532 г. и стала первым в Европе уголовно-процессуальным кодексом, поскольку после введения имперских судов возникла необходимость унификации уголовного и уголовно-процессуального права. Уголовное уложение разделялось на 2 книги: первая определяла общий порядок судопроизводства и устанавливала основания для начала обвинительного процесса; вторая - классифицировала наказания по характеру преступлений. Уложение отошло от казусной формы изложения и использовало церковную форму заповеди. Наиболее опасным преступлением считалось нарушение “королевского мира”, которое могло состоять в посягательстве на церковь и религиозный порядок (богохульство, колдовство, кощунство), в измене, нарушении общественного порядка, а также тяжкие, злостные, повторные посягательства на личность или имущество. Менее опасными признавались незначительные или неумышленные посягательства на личность и имущество. В особую категорию выделялись преступления против правосудия.
Критерием оценки преступления было наличие злого умысла. Детально квалифицировалось пособничество. Наказания в основном были взяты из земского права: смертная казнь, членовредительство, порка, изгнание из страны, выставление к позорному столбу, различные штрафы. Существовали особо квалифицированные наказания. Выбор наказания был оставлен на усмотрение судьи. “Каролина” предусматривала возможность отягчающих и смягчающих обстоятельств.
Судебный процесс был регламентирован формальным образом. Уголовное дело начиналось или по жалобе истца, или судом в инквизиционном порядке по “сведениям” или подозрению. Первой стадией дела было следствие, которое выявляло факт преступления и виновность конкретного лица. Затем на суде выносился приговор. Основным видом доказательства считались показания свидетелей. Если свидетелей для вынесения обвинительного приговора было недостаточно, обвиняемый подвергался пыткам.
Уложение в целом стало для германских государств юридическим образцом, но не жестко применявшимся законом.

66,

Буржуазная революция, социальная революция, основной задачей которой является уничтожение феодального строя или его остатков, установление власти буржуазии, создание буржуазного государства; в зависимых и колониальных странах Буржуазная революция направлена также на завоевание национальной независимости. Буржуазная революция является на определенном этапе исторически необходимой и прогрессивной, выражая потребности развития общества.

Наиболее общей причиной Буржуазной революции является конфликт между новыми производительными силами, развивающимися в недрах феодального строя, и феодальными производственными отношениями (или их остатками, пережитками), а также феодальными учреждениями, хотя конфликт этот нередко заслоняется политической и идеологической противоречиями. Но и в тех случаях, когда причиной Буржуазная революция является иноземное угнетение или стремление объединить страну, решающую роль играет назревшая потребность устранить феодальный строй или его остатки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 2622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.075 с.)