Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация формирующего эксперимента ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Формирующий эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 85 компенсирующего вида» - в ноябре и ГОУ для детей – сирот, оставшихся без попечения родителей «Коряжемский детский дом – школа» - в январе. Работа проводилась с детьми экспериментальной группы, как с интеллектуальными нарушениями, так и с детьми с нормативным развитием. Цель: создание психолого-педагогических условий для обеспечения интеграционных процессов в специализированных дошкольных учреждениях. Задачи: 1.Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями и у детей без нарушения в развитии при общении друг с другом. 2.Формирование положительного отношения педагогов к проведению интеграционных мероприятий в образовательных учреждениях. 3. Формирование предпосылок к социализации детей с нарушением интеллекта. Исследования показали, что при решении вопроса об интеграции ребенка с отклонениями в развитии в образовательную среду нормальноразвивающихся детей следует учитывать ряд показателей, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. К внешним показателям относится система условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, к внутренним – уровень его психофизического и речевого развития. К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся: - раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, так как в этом случае можно достичь принципиально иных результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в обычном учреждении; -желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность реально помочь своему ребенку в процессе его обучения; - наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь; - создание условий для реализации вариативных моделей К внутренним условиям относятся: - уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; - возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся
- психологическая готовность к интегрированному обучению. В детских домах, интернатах, в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, часто создаются искусственные условия воспитания и развития (социальная и эмоциональная депривация, гиперопека и др.). Вследствие этого у ребенка формируются специфические особенности и нарушения в структуре личности, которые в будущем негативно скажутся на адаптации в социуме. Наиболее выраженными из них являются: - низкий уровень самосознания и произвольного поведения; нарушения в эмоциональной сфере (душевный дискомфорт, страхи, чувство неполноценности, бедность, поверхностность чувств и острая аффективность, агрессия, эгоизм); - низкие коммуникативные возможности; - отсутствие необходимых умений, навыков и форм общения (на фоне неполноценного, однотипного, однообразного и вынужденного общения с определенным кругом людей, что приводит, во-первых, к застреванию на уровне ситуативно-личностных контактов; - хроническое состояние психологической перегрузки, психоэмоционального напряжения, приводящие к раздражительности, немотивированной жестокости, либо к заторможенности, неуравновешенности, аффектам [34]. Для обеспечения эффективного протекания интеграционных процессов в специализированных дошкольных учреждениях были разработаны и проведены мероприятия, направленные на улучшение процессов интеграции.
3.2. Система интеграционных мероприятий в специальном дошкольном учреждении По программе воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями предусмотрено проведение интеграционных занятий два раза в месяц. Исходя, из предложенных рекомендаций нами было разработано и проведено по одному интеграционному занятию в каждом специальном образовательном учреждении. Каждое занятие проводилось по определенной схеме. В МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 85» занятие имело следующую структуру: 1. Организационный момент: разминка (ритмический танец) 2. Основная часть: подвижные игры соревновательного характера. 3. Заключительная часть: игровые упражнения соревновательного характера.
Опишем основные моменты проведенного занятия. Тема: « Поиграем». Участвовали дети дошкольного возраста в количестве 12 человек: 6 детей с интеллектуальными нарушениями, 3 ребенка с ЗПР, и 3 ребенка без нарушений в развитии. Задачи: Образовательные: Ø учить выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой. Ø закрепить выполнение основных движений: осознанно, быстро и ловко. Ø учить играм с элементами соревнования. Воспитательные: Ø воспитывать умение бережно относиться к спортивному инвентарю Ø воспитывать умение работать в команде. Ø воспитывать умение прислушиваться друг к другу. Ø воспитывать умение помочь и принять помощь друг друга. Коррекционные: Ø развивать внимание при выполнения заданий. Ø развивать умение ориентироваться в пространстве Ø развивать и укреплять дыхательную мускулатуру. Ø развивать ловкость. Оборудование: мячи, ракетки, канат, корзины, лыжи пластмассовые, обручи, пирамидки. Место проведения: физкультурный зал. Детям предлагались следующие игры и упражнения: «Перенеси мяч». Игра заключается в том, что дети по очереди должны перенести на ракетке мяч с одного обруча в другой обруч. Здесь дети учатся работать в команде, показывают умение ориентироваться в пространстве, развивают ловкость и быстроту движений. «Птичий двор». Дети ходят по кругу, выполняя следующие движения: высоко поднимают колени, переступают с носка на пятку, с пятки на носок, ходят на носочках, руки плавно поднимают вверх, в сторону, заводят за спину, за голову, ходят вприсядку, и легкий бег. В процессе выполнения этих упражнений дети развивают свое внимание, умение ориентироваться в пространстве, укрепляют дыхательную мускулатуру. Более подробное описание занятия смотрите в приложении 3. В ГОУ для детей – сирот, оставшихся без попечения родителей «Коряжемский детский дом – школа» структура работы была следующая: 1. Организационный момент: игра – эстафета и придумывание названий команд. 2. Основная часть: игры на развитие интеллектуальных способностей. 3. Заключительная часть: подвижные игры по командам, творческие конкурсы и минутки отдыха. Опишем основные моменты проведенного занятия. Тема: «Зимние забавы» Участвовали дети дошкольного возраста в количестве 16 человек: 8 детей с интеллектуальными нарушениями, 3 ребенка с ЗПР, и 3 ребенка без нарушений в развитии. Задачи: Образовательные: Ø закрепить выполнение движений осознанно, быстро и ловко. Ø учить играм с элементами соревнования. Воспитательные: Ø воспитывать умение бережно относиться к спортивному инвентарю Ø воспитывать умение работать в команде. Ø воспитывать умение прислушиваться друг к другу. Ø воспитывать умение помочь и принять помощь друг друга. Коррекционные: Ø развивать внимание при выполнения заданий. Ø развивать умение ориентироваться в пространстве Ø развитие зрительной координации Ø развитие мышления Ø развитие речи Ø развитие слухового внимания Ø развивать и укреплять дыхательную мускулатуру. Ø развивать ловкость. Оборудование: мячи, ракетки, одежда: шуба, шапка, шарф, рукавицы, корзины, лыжи пластмассовые, обручи, пирамидки, веник, кегли, веревка, ватман, карандаши, фломастеры.
Место проведения: физкультурный зал. Детям предлагались следующие игры и упражнения: Игра-эстафета: «Перенеси снежок». Вдоль зала вытянуты вертикально скрепленные заранее 4 обруча. С одной стороны стоит емкость со «снежками» и ложка, а с другой стороны - корзинка.Командам предлагается перенести на ложке «снежок» через препятствие до корзины, не помогая руками. В процессе выполнения упражнения у детей развивается ловкость, умение ориентироваться в пространстве, умение работать в команде. Следующее упражнение было направлено на развитие слухового внимания закрепление умения выполнять движения осознанно, быстро и ловко. Командам предлагается послушать инструкции и выполнить такие движения: голубой флажок - хлопать, зеленый – хлопать, желтый – молчать, красный – УРА кричать. Более подробное описание занятия представлено в приложении 3. Таким образом, можно отметить, что дети на протяжении описанных занятий заинтересованно общались друг с другом, договаривались, переживали за успехи команд. Дети были активны, проявляли интерес к каждому новому заданию. Следует отметить то, что в детском доме - школе дети были менее сплоченные, в отличие от детей из детского сада, не советовались друг с другом, укоряли товарищей по команде в каких-либо неточностях при выполнении того или иного задания. После нескольких уточнений дети старались исправить свое поведение в отношении других детей, но в процессе игры иногда увлекались и забывали, о том, что нужно играть в команде, помогать друг другу. Это можно объяснить тем, что дети несколько раз сменили свои места проживания и не привыкли учитывать мнение коллектива. У воспитанников детского дома низкие коммуникативные возможности, а также наблюдается отсутствие необходимых умений, навыков и форм общения на фоне неполноценного, однотипного, однообразного и вынужденного общения с определенным кругом людей, что приводит, во-первых, к застреванию на уровне ситуативно-личностных контактов. Среди воспитанников детского дома есть дети, которые прибыли в государственное учреждение из семей с ярко выраженным неблагополучием. Такие ребята проходят долгую реабилитацию, им очень трудно подружиться с новыми людьми. Большую роль в воспитании осуществляют педагоги-воспитатели. Их работа заключается в том, чтобы дети выглядели не только опрятно, но и развивались. Для детей создано большое количество различных кружков, в которых дети совместно занимаются. Совместное обучение помогает детям с ограниченными возможностями легче общаться друг с другом, обмениваться полученными знаниями, ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития, что положительно скажется на будущей социализации ребенка с ограниченными возможностями.
Таким образом, дальнейшее проведение подобных интеграционных мероприятий по различным сферам деятельности обеспечит наибольшую эффективность в социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями. Вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорригировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка - это одно из базовых условий его психического здоровья и развития. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. Итак, нами было проведено два мероприятия, направленных на интеграцию детей с интеллектуальными нарушениями на базе комбинированного дошкольного учреждения и детского дома-интерната. План дальнейших занятий представлен в таблице 4.
Таблица 4 Тематическое планирование по проведению интеграционных мероприятий в специализированном учреждении на учебный год
Предложенные нами мероприятия либо совпадают с темами основных праздников, которые предлагаются на каждый месяц, или совпадают с темами проводимых воспитателями тематических занятий в специальном дошкольном учреждении. Занятия направлены на решение следующих задач: - формирования у детей с интеллектуальной недостаточностью и их здоровых сверстников опыта общения друг с другом; - формирование положительного отношения педагогов, родителей к проведению интеграционных мероприятий в образовательных учреждениях и к интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в целом; - обмен родителей опытом по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта и детей без нарушения в развитии.
Заключение Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Проблемой интеграции детей с нарушениями занимались такие ученые как Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, Н.Н.Малофеев, М.И. Никитина, О.Ю. Разумова, В.Г. Рогушин, Л.М. Шипицина, Н.Д. Шматко. Воспитание, обучение и развитие детей, имеющих интеллектуальные нарушения, являются в настоящее время важнейшими социально-педагогическими проблемами. Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Специалисты подчеркивают важную роль родителей детей, их заинтересованность, понимание актуальности проблемы реабилитации ребенка с нарушениями в развитии в общество людей. Ведь от той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития. Многие родители не принимают сложившейся с их ребенком ситуации, не соглашаются с диагнозом, проявляют мнительность и подозрительность к сотрудникам детского сада. Именно на этом этапе педагогам важно привлечь родителей не только к активному участию в совместной деятельности, но и к процессу интеграции детей как в образовательном учреждении, так и в общественной жизни. Полноценное развитие ребенка одна из важнейших задач образования на современном этапе требующая поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Проблемой процесса интеграции детей с нарушениями в развитии занимается специальная педагогика, так как интегрированный в общеобразовательную среду ребенок остается под ее патронатом: он либо учится вспециальном классе (группе) при массовом учреждении, либо обязательно получает коррекционную помощь, учась в обычном классе (группе). Можно считать, что интеграция сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. В этих условиях, возможно, эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции, то есть одну из моделей. Существует три модели интеграции: комбинированная, частичная интеграция, временная интеграция. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы. Однако для нашей работы подходит временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня С целью изучения общественного мнения по поводу интеграционных процессов детей с нарушением интеллекта нами был проведен опрос, в котором приняло участие 111 человек. По результатам опроса было выявлено, что практически все респонденты положительно относятся к людям с интеллектуальными нарушениями. Однако некоторые участники опроса относятся положительно к людям с интеллектуальными нарушениями пока не столкнуться с ними в какой-либо ситуации, тогда они предпочитают держаться на расстоянии. Все респонденты признают, что таким людям необходима помощь государства: создание специализированных учреждений, разработка программ по воспитанию и обучению, обеспечение льготами. Из беседы с администрацией и специалистами коррекционного детского сада мы выяснили, что для эффективного протекания интеграционного процесса в отношении детей с отклонениями развития необходима стройная система мероприятий, которые должны быть отражены в программе дошкольного учреждения. Далее нами был проведен опрос среди педагогов, работающих в специализированных дошкольных учреждениях. Большинство педагогов считают, что: - ребенок с интеллектуальной недостаточностью нуждается в общении с нормально развивающимися детьми; - иногда следует включать ребенка с интеллектуальной недостаточностью в общество нормально развивающихся детей; - необходимо проведение совместных мероприятий воспитательного характера, где бы участвовали как нормально развивающиеся дети, так и дети с интеллектуальными нарушениями (спортивные праздники, утренники и т.д.); - регулярное общение детей с интеллектуальной недостаточностью и нормально развивающихся детей будет полезным для обеих категорий; - видят будущее своего воспитанника (ребенка с интеллектуальными нарушениями) работающего на предприятии, выполняя посильную работу. Также педагоги отмечают, что у детей с интеллектуальной недостаточностью существуют такие положительные качества, как: терпение, трудолюбие, усердие, целеустремленность, доброжелательность, непосредственность, коммуникабельность, безотказность, открытость, сопереживание, самостоятельность, усидчивость, активность., которые помогут им адаптироваться в социуме в будущем. Для обеспечения эффективного протекания интеграционных процессов в специализированных дошкольных учреждениях были разработаны и проведены мероприятия, предложено их тематическое планирование на год. По программе воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями предусмотрено проведение интеграционных занятий два раза в месяц. Из этого следует, что нами было разработано и проведено по одному интеграционному занятию в каждом специальном образовательном учреждении. При проведении занятий были соблюдены следующие задачи: Ø воспитывать умение работать в команде. Ø воспитывать умение прислушиваться друг к другу. Ø воспитывать умение помочь и принять помощь друг друга. Дальнейшее проведение подобных интеграционных мероприятий по различным сферам деятельности обеспечит, на наш взгляд, эффективность социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями. Анализируя литературные источники, мы выделили психолого-педагогические условия интеграционных процессов в специальном дошкольном учреждении, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся: внешние условия: - раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, так как в этом случае можно достичь принципиально иных результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в обычном учреждении; -желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность реально помочь своему ребенку в процессе его обучения; - наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь; - создание условий для реализации вариативных моделей К внутренним условиям относятся: - уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; - возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся - психологическая готовность к интегрированному обучению. Исходя из собственного практического опыта по данному направлению работы, нами были выделены следующие психолого-педагогические условия, необходимые для успешной интеграции детей с интеллектуальными нарушениями: - Системность мероприятий, проводимых в дошкольных учреждениях в рамках интеграционного процесса. - Подготовленность педагогов и родителей к участию в интеграционных мероприятиях. - Индивидуальный подход к каждому ребенку для оптимизации процесса интеграции. Итак, нами решены задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, однако необходима дальнейшая целенаправленная, систематическая работа по обеспечению психолого-педагогических условий интеграции в специальных и массовых образовательных учреждениях.
Список используемой литературы. 1. Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология, 1995, №1 – с.34-38. 2. Волкова Л.С., Граш Н.Е., Волков А.М. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе // Дефектология, 2002, №3 – с.3-8. 3. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология, 1999, №4 – с.66-72. 4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение.1995. 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т.5. Основы дефектологии. / Под ред. Т.А.Власовой.- М.: Педагогика, 1983. 6. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии. // Собрание науч. трудов и проектных материалов ИПН РАО «Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования». - М., 1996. – с.105-112. 7. Григоренко Н.Ю. Новые тенденции социальной политики России в отношении процессов интеграции лиц с ограниченными возможностями //Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научнопрактической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / Под.ред. Н.Н.Малофеева.:М.:Права человека, 2001.-с.88-89. 8. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология, 2005, №4 – с.4-8. 9. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей.- 2-е издание. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 48с. 10. Закрепина А.В. Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье // Дефектология, 2003, №1 – с.60-66. 11. Иванова Н.Н. Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями в раннем возрасте //Дефектология, 2004, №2 – с.27-33. 12. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство.- СПб: Речь, 2003. – 391с. 13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Уч-к для студентов вузов – М.: ВЛАДОС, 2001. – 208с. 14. Киселев А. Об организации в дошкольном учреждении групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии //Дошкольное воспитание,1999, №11 – с.2-3. 15. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения.: Материалы Международной научнопрактическая. конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. / Под ред. Н.Н.Малофеева. - М.: Права человека, 2001.-с.34-39. 16. Корельская Н.Т. «Особенная» семья – «особенный» ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии / Под ред. С.П.Евсеева – М.: Советский спорт, 2003. 17. Леонгард Э.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума.// Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научнопрактическая конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / Под.ред. Н.Н.Малофеева.: М.:Права человека, 2001.-с.92-98. 18. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России. // Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научнопрактическая конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья/ Под.ред. Н.Н.Малофеева: М.:Права человека, 2001.-с.56-73. 19. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология, 1997, № 4. 20. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996. 21. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции.// Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научнопрактическая конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / Под.ред. Н.Н.Малофеева. - М.: Права человека, 2001.-с.74-82. 22. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: ВЛАДОС,1997. 23. Матвеева Н.Б., Погостина Е.С. Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №3 – с.47-53. 24. Московина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталым детям учителей и родителей // Дефектология. 2000, №2 – с.38-41. 25. Никишина В.Б. Системный подход как основание построения стратегии психореабилитационной работы с детьми с нарушениями в развитии // Мир психологии,2004, №2 – с.271-277. 26. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ. Методическое письмо министерства образования РФ // Дошкольное воспитание, 2002, №5 – с.2-8. 27. Обучение детей с нарушениями интеллекта. (Олигофренопедагогика): Уч. пос. для вузов / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др. Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,.2003. – 272с. 28. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб, 1997. 29. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Уч. Пос. для пед. ин-тов. - М.: Академия, 2002. – 160с. 30. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: Сборник статей. / Под ред. М.А.Поваляевой.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 31. Поляков С. Дефективные. Судьба «особого» ребенка в России // Школьное обозрение. 2000. №4 – с.14-16. 32. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Уч. пос. для пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1986. 33. Самарина Л.В. Служба раннего вмешательства: Новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям // Дефектология, 2005,№1 – с.21. 34. Силенко А.П. Психокоррекция личности и поведения дошкольников с нарушением интеллекта в детском доме // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №3 – с.47. 35. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. Циркина А.М. 36. Специальное образование в развитии. / Под ред. К.Ван Рейсверка, Н.Формана, Л.М.Шипициной. СПб, 1996. 37. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология, 2005, №1 – с.3-10. 38. Сэдок Б. Клиническая психиатрия.- М.: Медицина - т.2, 1998. 39. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление правительства РФ № 228 от 12.03.1997. 40. Ткачева В.В. К вопросу о концепции психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №1 – с.46-51. 41. Уфимцева Л.П., Трубачева Т.П., Семенайт Н.А. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушением интеллекта // Дефектология, 2002, №4 – с.57-62. 42. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие детей // Дефектология, 1991, №3 – с.30-35. 43. Черняева Т.И. Социальная реабилитация «нетипичных» детей // Социальные исследования, 2005, №6 – с.85-94. 44. Шаповалова О.Е. Особенности интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений при умственной отсталости // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2005, №1 – с.60-63. 45. Шарова Е., Что мешает интеграции: нехватка денег или боязнь инакости? // Первое сентября, 1999,23 окт. – с.6. 46. Шипицина Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2004, №2 – с.7-9. 47. Шипицина Л.М. Интеграция – ведущее направление специального образования в России на рубеже ХХ1 века. //Актуальные проблемы интеграции и коррекционного обучения детей с нарушениями развития. / Под ред. Л.С.Мотылевой. Межвузовский сборник. – ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2000. – с.14-26. 48. Шипицина Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения.: Материалы Международной научнопрактической.конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / Под.ред. Н.Н.Малофеева.: М.:Права человека, 2001.-с.83-87. 49. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология, 1999, №2 – с.49-56. 50. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание, 1998, №3 – с.77-82. 51. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание / Перевод с нем. А.П.Голубева. - М.: Академия, 2003. 52. Юртайкин В.В., Комарова О.Г. Семья ребенка с особыми нуждами // Школа здоровья, 1996, т3, №1.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.89 (0.101 с.) |