Революционно-демократическая мысль России 30-50 гг. Белинский, Герцен, Петрашевский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Революционно-демократическая мысль России 30-50 гг. Белинский, Герцен, Петрашевский



Лишь отдельные деятели дошли до нового этапа в русской общественной мысли, где главное место отводилось народным массам, где главное средство - народная революция.

Существование этих кружков говорит о том, что в революционно-освободительном движении России - наступил кризис (на протяжении этапа с 1825 г. - не было создано не одной революционной организации типа декабристов).

Причины:

1) ученики этих организаций не могли прийти к единому мнению по поводу далеких событий.

2) сама идея военной революции заставляла создавать большие организации, теперь намечается отказ от идеи военной революции - отказ от крупной организации.

3) Не знали как действовать - программы не отличаются четкостью, идейным обоснованием (наброски и т.д.)

Но был и шаг вперед - главное: отказ от военной революции и переход к необходимости народной революции. Существование этих кружков привело к появлению общественной мысли: Белинский, Герцен, Огарев.

Герцен - основатель народнического движения; в наследство недвижимое имущество, капитал порядочно (для деятельности «Колокола»); все имения отец оставил племяннику, который должен отпустить на волю верных и преданных (их должен определить Герцен). Произвели впечатление события декабря 1825 года.

Арестован в 1834 г. - за пение на студенческой вечеринке, ссылка - самообразование: понял, что в российской действительности, невозможно действовать. 1848 г. - переехал в Лондон. Цели:

1) Познакомить Запад с Россией (которую судили по бородатым казакам, кафе «бистро»)

2) Создание нелегальной русской прессы. «Голоса из России», «Полярная звезда», «Колокол». Сформировалась жизненная, идейная, историческая концепция.

Главный узел в России считал: крепостное право и самодержавие. Как изменить? Нет окончательного ответа. Вопрос дворянство поймет и выступит (вера в революционность дворянства - осталась от дворянского этапа), и осталась вера в доброго царя (письмо Николая «ты победил, галилянин», когда Николай указал на вопрос об освобождении крестьян).

Суть демократической мысли:

1) Борьба против крепостного права и феодально-крепостных пережитков (после реформы)

2) Ставка на крестьянскую революцию - основное средство

3) Хождение в народ (идея принадлежит ему)

4) Революционный демократизм сочетался с утопическим социализмом.

Все революционеры демократы считали. Что после победы крестьянской революции - будет социализм: гарант - крестьянская община, которая спасет от капитализма

5) Государственный строй представляется как федерация самоуправляемых общин (разрушение централизации управления).

Социальное устройство общества.

Революционный демократизм относят к утопистам (переход через крестьянскую общину к социализму), Маркс и Энгельс - революция может победить в качестве мировой, начинается в Англии. Учитывая характер общественного движения - нельзя говорить о полной утопичности взглядов Герцена, Огарева и Белинского (Герцен знаком с учением Маркса, Герцена и Энгельса - началось в России) - распределяется на всю Европу (т.к. Россия - жандарм Европы) - Герцен.

Как Герцен планировал перейти к революционной деятельности? Герцен в 40-х гг. - не возможно перейти к конкретной практической деятельности. В конце 19 века - революционная ситуация, организационный переход - к революционной деятельности: на I этапе революционно-демократические и демократические разночинцы - создание революционной организации (важна численность, величина); для II этапа: необходимость ведения пропаганды и агитации (хождение в народ), нет указания, чем заниматься пропагандой или агитацией.

В конце 60-х гг. - когда крестьянское движение пошло на убыль, Герцен - очень нескоро в России могут произойти социальные перемены. В «Колоколе» - «свободной России мы не увидим…» (т.к. течет рабская кровь)

В.Г. Белинский - предвещал начало разночинского этапа, выдающую роль играла философия (идеологическое обоснование своих взглядов) - во время господства цензуры - способ высказывается только через философию.

Начал свою деятельность в кружке Станкевича (представители либерального и левого - Бакунин - западничества).

Классическая немецкая философия (Фихте, Шиллинг) - подкупала идея национальной особенности в период спора с официальными особенностями, с славянофильством; затем перешли к вершине - философии Гегеля.

Белинский не знал немецкий язык, воспринимал философию Гегеля в пересказе Станкевича, член кружка.

«Все действительное - разумно, все разумное - действительно», т.е. Белинский понял, что бороться надо с существующей действительностью (но здесь диалектический метод: Гегель хотел сказать, что неразумно - подлежит уничтожению).

Белинский творил в условиях николаевской цензуры в качестве автора «Критических статей» в журнале «Москвитянин», «Современник», которые играли другую роль (по сравнению с нынешним временем). Художественная литература лучше отражает сущность человека, - основной элемент культуры XIX века - поэтому вершина мировой литературы.

Художественный журнал делился на разделы:

1 раздел: 1. литературно-художественная критика. Популярность журнала зависела от критики литераторов, которые объединялись вокруг журнала. 2. художественные произведения 3. фельетон 4.смесь

Литературно-критическая статья должна не только прививать эстетически-нравственное, но и моральное, касалась политических вопросов.

В статьях Белинский излагал свои воззрения, но лучше всего - в «письме к Гоголю», опубликовано «самиздатом» (где статья политического характера), где блестящая критика крепостного права.

Ставка на новый тип государства, попытка - с крестьян и т.д.

Кружок Петрашевского (закончил Царскосельский лицей) в 1846-47 гг. пришел к мысли о изменении (натолкнул Шарль Фурье) существующих порядков; один из первых, который соединил теорию с делом (освободил своих крепостных), чиновник министерства иностранных дел

- обязан проводить приемы, «пятницы»

- Достоевский, будущие деятели революционного движения (хомяков и т.д.), где велись пропагандистские идеи Фурье. Решил письменно пропагандировать - получил право издавать карманный словарь (где термины «государство» и т.д. из Фурье). Александр II - наследник - ездил в то время к Фурье, он не был запрещенным (печатался на французском языке); но петрашевцы отказались от методов перестройства Фурье (по реформе: банкиры, феодалы должны отказаться от власти, собственности). Петрашевцы - идея крестьянской революции (переход на революционно-демократические позиции, довело до уровня Белинского, Герцена). Но не остановились - решили довести до практической деятельности; решили создать типографию для печатных листовок, прокламаций для крестьян, солдат, рабочих Урала. Решили создать организацию, но арестованы (не III отделением) министерством внутренних дел; приговорены к смертной казни (21 человек!) - хотя в отличии от декабристов судили только за идеи. Яков Иванович Ростовцев - отмена приказа (специально долго читали его послание, т.к. он заика).

В это время зародились три течения:

1) Официально-охранительное движение

2) Либеральное (западничество, славянофильство)

3) Революционно-демократическое движение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.006 с.)