Конституционный Суд РФ, его место в судебной системе, основные принципы деятельности и полномочия. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный Суд РФ, его место в судебной системе, основные принципы деятельности и полномочия.



Особое место Конституционного Суда Российской Федерации определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. В мировой государственно-правовой практике проблема конституционного контроля возникла с появлением конституций и необходимости правовой защиты основного закона как акта высшей юридической силы. Создание конституционных судов или органов, имеющих другое название (конституционный совет, арбитражный трибунал и т.д.), но выполняющих судебную функцию, в конечном итоге было обусловлено недостатками парламентского самоконтроля.

Российская Федерация– введение конституционного контроля как формы, более свойственной для этой сферы отношений. Конституционное правосудие было учреждено в РСФСР на основе Закона от 15 декабря 1990 г. «Об изменении и дополнении Конституции (Основного закона) РСФСР». Новая редакция ст.119 устанавливала, что Конституционный Суд РСФСР избирается Съездом народных депутатов, а порядок его избрания и деятельности устанавливается специальным законом.

12 июля 1991 г. был принят первый Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР».Суду предоставлялось право не только приостанавливать, но и отменять правовые акты, признанные неконституционными, а также давать заключения о соответствии Конституции правоприменительной практики. Дальнейшее формирование правовых основ конституционного контроля связано, прежде всего, с новой Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Эти акты определили роль и место Конституционного Суда в судебной системе Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации установила полномочия Конституционного Суда, состав судей и их численность в количестве 19 судей, юридическую силу правовых последствий его решений (ст.125); порядок назначения на должность судей Конституционного Суда (ст. ст. 83 п. «е», 102 п. «ж», 128 ч.I); право Суда на законодательную инициативу (ст.104) и на обращение с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации. Подчеркивается особый статус судей Конституционного Суда, предусмотрено их присутствие при принесении присяги Президентом Российской Федерации (ст.82 п.2).

Кроме специальных норм о Конституционном Суде, его деятельность регламентируется общими нормами Конституции, регулирующими сферу правосудия: о способах осуществления судебной власти (ст.118); принципах правосудия (ст. ст. 121-123); особом порядке финансирования судов (ст.124).

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» Конституционный Суд включен в судебную систему страны как один из высших федеральных органов судебной власти, определена его юридическая природа, место в судебной системе и особые функции (ст.18).

Основываясь на конституционных положениях, развивая и детализируя их, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. в редакции от 7 июня 2004 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» конкретизировал статус Суда, установил правила конституционного судопроизводства, определил его структуру и организацию, направленную на повышение эффективности его деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, – гласит ст.1 Закона – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Приведенная формулировка, определяющая место и роль Конституционного Суда в системе органов государственной власти, позволяет сделать вывод о двойственном характере его правовой природы.

Рассматривая осуществление правосудия как важнейшую составную часть судебной власти, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года закрепил важнейшие принципы конституционного судопроизводства.

Независимость. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и упомянутым федеральным конституционным законом.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не представляют какие бы то ни было государственные, общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные, иные предприятия, учреждения, организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений по ним производится Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается в случаях, когда это необходимо для обеспечения охраняемых законом тайны, безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы, кроме тех, которые ранее были представлены судьям и сторонам.

Язык судопроизводства. Производство в Конституционном Суде ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать показания на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

Оценивая приведенные выше принципы, напомним, что Конституционный Суд представляет собой одну из ветвей судебной власти и осуществляет свои функции в установленных законом формах конституционного судопроизводства, которые являются разновидностью процесса с использованием отдельных элементов судебной процедуры, что и находит отражение в приведенном выше перечне.

Вместе с тем, своеобразие конституционного судопроизводства, его несовпадение с некоторыми началами правосудия не могут не влиять на перечень и содержание его принципов. Среди приведенного перечня нет таких общепризнанных принципов правосудия как законность, принципа презумпции невиновности и участия представителей населения в правосудии.

Законность в конституционном судопроизводстве обеспечивается тем фактором, что Конституционный Суд руководствуется единственным законодательным актом – Конституцией Российской Федерации, что по определению исключает какое-либо отступление от акта высшей юридической силы.

Что касается принципа невиновности (презумпции невиновности), то следует иметь в виду, что Конституционный Суд не осуществляет правосудия по конкретным уголовным и гражданским делам, и в конституционном судопроизводстве нет обвиняемых, подсудимых, истцов и ответчиков.

Коллегиальность конституционного судопроизводства отличается от коллегиальности правосудия. Представители населения не привлекаются к рассмотрению дел, так как их разрешение требует глубоких юридических знаний и высокого профессионализма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.003 с.)