Верховный суд Российской Федерации: состав, порядок формирования и полномочия. Структура Верховного Суда Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верховный суд Российской Федерации: состав, порядок формирования и полномочия. Структура Верховного Суда Российской Федерации.



Органы дознания: понятие, виды, полномочия.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

быстрое и полное раскрытие преступлений;

изобличение виновных;

обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

 

Принципы деятельности полиции.

Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

Законность

Беспристрастность

Открытость и публичность

Общественное доверие и поддержка граждан

Взаимодействие и сотрудничество

Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

 

 

Министерство юстиции РФ, его стуркутра, основные задачи, полномочия и организация деятельности.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Правовой основой организации системы органов Минюста является Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему Министерства. В каждом федеральном округе образованы федеральные управления Минюста России по федеральным округам, в 21 субъекте РФ действуют главные управления, в 63 – управления (отделы) по субъектам РФ.

В соответствии с п. 5 Положения о Минюсте России на него возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.

В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России:

координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;

проводит юридическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов, выносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также проверку отбора ими актов, подлежащих государственной регистрации, и контроль за правильностью и своевременностью их опубликования;

ведет государственный реестр актов федеральных органов исполнительной власти и учет актов субъектов РФ;

ведет федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ и проводит их юридическую экспертизу;

участвует в работе по ведению классификатора правовых актов и подготовке Свода законов РФ;

изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции;

участвует в разработке реализации программ правовой информатизации;

осуществляет информационное обеспечение судов общей юрисдикции;

готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний.

 

История

24 сентября 2002 года создан Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

11 марта 2003 года Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России)[3], председателем комитета назначен В. В. Черкесов. Комитету передана материальная база и бо́льшая часть (40 тысяч единиц) штатной численности упразднённой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Комитет начал свою деятельность 1 июля 2003 года.

6 июня 2003 года утверждено «Положение о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

9 марта 2004 года Госнаркоконтроль России переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

28 июля 2004 года Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

12 мая 2008 года, Указом Президента России, В. В. Черкесов освобождён от должности директора ФСКН России

15 мая 2008 года, Указом Президента России, директором ФСКН России назначен В. П. Иванов.

2 января 2011 года, Президент России подписал Указ № 20 «Об учреждении знамени Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и знамён её территориальных органов».

 

Адвокатура: понятие и социальная функция. Содержание и основные направления адвокатской деятельности.

Адвокатура (лат. advocatus, что значит призванный) - социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде и иными законными способами.

 

Подобно судейской, адвокат есть общественная должность, задача которой заключается в том, чтобы оберегать права частного лица. Но в то время, когда судья оберегает эти права в силу своей государственной власти, адвокат может помочь только тем, что он предоставляет свое знание законов в распоряжение клиента и старается дать тяжбе благоприятное для последнего направление. Отсюда понятно, что везде, где знание права перестает быть общим достоянием и для этого образуется особое сословие юристов, там и адвокатура должна сомкнуться в тесный кружок юридически образованных защитников.

Обращая внимание в своих ходатайствах на нарушения законности, допущенные сотрудниками милиции или следователями, адвокаты способствуют не только устранению ошибок по конкретному делу, но и улучшению стиля работы правоохранительных органов.

 

Успешный выбор и реализация защиты обвиняемого во многом зависит от профессионального мастерства адвоката, от его умения анализировать материалы дела, вести допрос, формулировать вопросы к экспертам. В распоряжении защитника находятся различные средства, с помощью которых он спорит с обвинением. Он может, в частности:

 

• обращать внимание суда на недостаточность доказательств, положенных в основу обвинения;

• указывать на неисследованность версии, опровергающей или ставящей под сомнение версию обвинения;

 

• опровергать обвинение путем критики лежащих в его основе доказательств;

 

• доказывать факты, несовместимые с теми, которыми обосновано обвинение.

 

Выбор способа действий зависит от защитника, который должен учитывать доказательственную ситуацию по делу.

 

Однако следует подчеркнуть, что защита обвиняемого ни при каких обстоятельствах не может превращаться в защиту преступления. Адвокат не может по просьбе обвиняемого прибегать к незаконным методам защиты, несоответствующим правилам процесса. В деятельности адвоката совершенно исключены подтасовка фактов, их искажение, подговор свидетелей или постановка им наводящих вопросов.

Адвокатом коллегии адвокатов признается лицо, отвечающее требованиям, установленным законодательством об адвокатуре, получившее в установленном уставом коллегии порядке допуск к адвокатской деятельности, наделенное в силу закона и членства в коллегии независимым правовым и социальным статусом и призванное на основе полномочий по защите прав и свобод личности осуществлять правовое представительство интересов граждан и организаций'.

В числе принципов, которые выдвигаются российскими юристами в качестве основных правовых и этических ориентиров адвокатской деятельности, можно выделить следующие:

 

• законность;

 

• самоуправление;

 

• коллегиальность в руководстве;

 

• независимость адвокатуры;

 

• соблюдение адвокатской этики.

 

Под соблюдением адвокатской этики понимается умение, прежде всего, хранить профессиональные тайны, в том числе — содержание бесед с подзащитными, а также — соблюдение интересов доверившихся адвокату людей. Никакого другого интереса у адвоката быть не может. Адвокат обязан всегда и полностью разделять позицию доверившегося' ему человека. Корректировка позиции адвоката допустима лишь в интересах доверителя или подзащитного. После того, как линия поведения совместно с доверившимся человеком выработана, адвокат не может ее принципиально изменить, потому что это было бы изменой, предательством по отношению к клиенту.

 

Основной задачей адвокатуры в соответствии со ст. 1 главы 1 Положения об адвокатуре является оказание юридической помощи гражданам и организациям. Существуют различные виды такой помощи. Однако ни в каких случаях дача правовых советов, составление разнообразных юридических документов и другие виды юридической помощи нельзя отождествлять с обслуживанием, с услугами, когда под оказанием услуг подразумевается соответствующая производственно-хозяйственная деятельность по удовлетворению материальных и иных запросов населения. Применительно к адвокатуре ни о какой производственной деятельности речи не идет, а действия адвокатов направлены на содействие гражданам и организациям в осуществлении ими своих прав и в защите ими своих интересов в соответствующих государственных и общественных органах.

 

Верховный суд Российской Федерации: состав, порядок формирования и полномочия. Структура Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции единой судебной системы Российской Федерации.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом Российской Федерации по уголовным, гражданским, а также по административным делам, которые подсудны судам общей юрисдикции.

Верховный суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик в составе РФ, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам.

Правовой основой деятельности Верховного суда РФ являются следующие нормативные правовые акты:

- Конституция РФ (статьи 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 126, 128)

- ФКЗ «О судебной система Российской Федерации»

- Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

- Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»

- ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

- ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

- ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

- ФЗ «О судебной департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»

- Регламент Верховного Суда Российской Федерации

Состав Верховного суда РФ.

Верховный суд РФ создан в соответствие с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

Состав Верховного суда РФ:

- Пленум Верховного суда РФ

- Президиум Верховного суда РФ

- Кассационная коллегия

- Судебная коллегия по уголовным делам

- Судебная коллегия по гражданским делам

- Военная коллегия

- Аппарат Верховного суда РФ.

Компетенция Верховного суда РФ.

Компетенция Верховного суда РФ, в соответствие со статьей 126 Конституции РФ, статьей 19 ФКЗ «О судебной система Российской Федерации», статьи 56 Закона «О судоустройстве РСФСР» и некоторыми другими нормативными правовыми актами:

- Рассмотрение дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по делам, возобновленным в производстве ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

- Изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики.

- Законодательная инициатива

- Предоставление заключение о наличие или отсутствие в действиях Президента РФ признаков преступления.

 

- Осуществляет судебных надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и военными судами.

- Осуществление иных полномочий, предоставленных ему законодательством РФ.

Верховный суд РФ создан в силу предписания Конституции РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в нее (ст. 17 Закона о судебной системе). Верховный суд РФ образуется высшими органами государственной власти: Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Согласно Конституции формирование судейского состава осуществляется на основе взаимодействия трех ветвей государственной власти. Судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель суда, его заместитель, члены суда.

Структура Верховного суда РФ

1. Большая часть судебной деятельности осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам и Судебной коллегией по уголовным делам. Работой этих коллегий руководят их председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного суда РФ.

По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями Верховного суда единолично или коллегиально в составе трех судей Верховного суда. Приговоры и решения могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационную коллегию Верховного суда РФ.

По второй инстанции (кассационной) Верховный суд рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения, судебные акты областных и приравненных к ним судов. Они действуют в составе трех судей.

Судебные коллегии также уполномочены проверять и вступившие в силу приговоры и иные решения, вынесенные нижестоящими судами общей юрисдикции.

2. Кассационная коллегия Верховного суда РФ состоит из председателя и 12 членов из числа судей Верховного суда РФ, рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, не вступившие в силу, вынесенные одной из трех указанных выше коллегий в качестве суда первой инстанции. В пределах своих полномочий она рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

3. Судебная коллегия Верховного суда из 18 судей коллегиально принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции Законом о статусе судей: вынесения заключения по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовного дела в отношении судей федеральных судов среднего и высшего уровней, привлечения их в качестве обвиняемых или привлечения к административной ответственности, допустимости производства оперативно-розыскных действий или действий, ограничивающих их права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность и др.

4. Президиум Верховного суда РФ – коллегиальный орган в составе 13 судей, в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

5. Пленум Верховного суда, включающий в свой состав всех судей Верховного суда, не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Его главная функция – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и статистики, дача разъяснений по вопросам применения законодательства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.043 с.)