Оптимизация выбора и равновесие потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизация выбора и равновесие потребителя



 

Анализ потребительских предпочтений и бюджетных ограничений позволяет дать характе­ристику условий, при которых потребитель осуществляет свой выбор. Зная их, мы можем перейти к сути стоящей перед нами проблемы – вопросу о механизме принятия потребителем решения.

Задача потребительского выбора – определение потребителем такого набора благ, который при существующих предпочтениях и бюджетных ограничениях потребителя обеспечил бы ему максимальную полезность. Предпочтения потребителя выражены в кривых безразличия, ранжиру­ющих потребительские наборы в порядке их предпочтительности. Бюджетные ограничения потребителя задаются бюджетной линией, отражающей границу доступных для него наборов благ. Следовательно, поиск решения заключается в совмещении кривой безразличия и бюджетной линии.

Приведенные на рисунке 23 кривые безразличия дают представление о предпочтениях потребителя, а бюджетная линия – о границах его бюджетного поля (затемненная область).

 

Рисунок 23. Равновесие потребителя при внутреннем решении

 

Любой из наборов, лежащих на кривой безразличия U 3, недостижим для данного потребителя, так как она лежит вне бюджетного поля. Наборы, лежащие ниже бюджетной линии, например В, не могут рассматриваться в качестве оптимального решения, так как не обеспечивают максимальной полезности. Потребителю доступен набор Е, находящийся на расположенной выше кривой безразличия U 2, а значит, более предпочтительный, чем В, Если наборы, лежащие выше бюджетной линии, недоступны, а лежащие ниже – не удовлетворяют требованиям максимизации полезности, то, вероятно, все лучшие наборы всегда будут находиться непосредственно на бюджетной линии. Доступность их для потребителя очевидна. Между тем наборы А и С, хотя и лежащие на бюджетной линии, не могут быть отнесены к лучшему выбору по той простой причине, что обеспечивают потребителю всего лишь тот же уровень полезности U1, что и набор В, ранее отвергнутый потребителем. Легко заметить, что потребитель, двигаясь по бюджетной линии вниз от набора А или вверх от набора С, может выбрать тот набор, который принесёт ему большую полезность.

Так как кривая безразличия является выпуклой, нетрудно предположить, что любая из кривых, дважды пересекающая бюджетную линию, будет располагаться ниже кривой безразличия U2. Представив повышение полезности потребителя в виде смещения кривой безразличия, мы придем к выводу, что обеспечивающий наиболее высокую полезность набор будет находиться на кривой безразличия, которая пересекает бюджетную линию лишь в одной точке. Такое условие выполняется только в случае касания кривой безразличия и бюджетной линии, в нашем случае –
в точке Е. Таким образом, оптимальным потребительским набором является тот, который соответствует точке касания кривой безразличия и линии бюджетного ограничения потребителя.

Свидетельством того, что решение потребителя, соответствующее точке Е, является оптимальным, может служить равенство наклонов кривой безразличия и бюджетной линии в этой точке. При этом наклон кривой безразличия отражает субъективный порядок замещения потребителем одного блага другим, что выражается в величине предельной нормы замещения (МRSХY = -DY/DХ). В то же время наклон бюджетной линии выражает ту же предельную замену благ, только определяемую на основе рыночной (объективной) оценки в форме соотношения цен этих благ (-РXY). Рассматриваемое с этих позиций указанное равенство означает, что потребитель платит за каждое из благ ровно столько, сколько он желал заплатить. В такой ситуации для него не существует лучшего решения. Поэтому сделанный выбор является оптимальным, то есть наилучшим из всех возможных при прочих равных условиях, а условием оптимального выбора является равенство

, (19)

где МRSХY - предельная норма замещения; РX; РY цены благ Х и Y.

Оптимальный выбор потребителя – это такое распределение дохода потребителя, при котором достигается структура потребления, обеспечивающая ему получение максимальной полезности. Находясь в точке Е, потребитель достигает наивысшего (максимального) из доступного для него при данных бюджетных ограничениях уровня полезности и оказывается в положении равновесия. Равновесие потребителя означает, что выбранный с учетом рыночных цен, дохода и предпочтений набор благ обеспечивает ему максимальную полезность и у него отсутствует внутренняя мотивация к поиску другой комбинации благ, то есть изменения принятого решения.

Определение условия равновесия потребителя на основе применения порядкового подхода соответствует условию оптимального выбора, выведенного при количественном подходе. Равенство МRSХY = РX / РY в ординалистской концепции несет в себе тот же смысл, что и равенство МRSХY = МUX /МUY в кардиналистской. Поэтому в качестве условия оптимизации выбора потребителя можно записать

(20)

Равновесие потребителя и максимизация полезности возникает в ситуации, когда последний рубль (доллар и т.д.), затраченный на товар А, представляет собой ту же полезность, что и последний рубль, потраченный на товар В.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.005 с.)