Уровень усвоения материала - умения и навыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень усвоения материала - умения и навыки



Вариант 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?" От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

Ответ необходимо дать в виде слова или словосочетания

В1 Укажите термин, которым в литературоведении называют элемент композиции романа, позволяющий автору создать описание жилища героя________________________

В2 Какой творческий метод, построенный на принципах художественного историзма, является ведущим в творчестве И.Гончарова?_____________________________

В3 Какое качество характера становится определяющим для героя?______________

В4 К какому известному в литературоведению социально-психологическому типу традиционно относят героя романа?_______________________________________________

В5 При описании кабинета Обломова Гончаров обращает внимание на значащие подробности. Как в литературоведении называют такие подробности?_________________

В6 В третьем абзаце текста найдите слово, повтор которого усиливает впечатление от равнодушия хозяина к своему жилищу?________________________________________

Выполните задания в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

С1 Противопоставлены или сопоставлены Обломов и Штольц в романе Гончарова «Обломов»?

Вариант 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В6

Обломов молчал.

— Здоровье плохо, Андрей,— сказал он,— одышка одолевает. Ячмени опять пошли, то на том, то на другом глазу, и ноги стали отекать. А иногда заспишься ночью, вдруг точно ударит кто-нибудь по голове или по спине, так что вскочишь...

— Послушай, Илья, серьёзно скажу тебе, что надо пе­ременить образ жизни, иначе ты наживёшь себе водяную или удар. Уж с надеждами на будущность — кончено: если Ольга, этот ангел, не унёс тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю. Но избрать себе малень­кий круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить— всё это ты должен и можешь сделать... Я от тебя не отстану. Те­перь уж слушаюсь не одного своего желания, а воли Оль­ги: она хочет— слышишь?— чтоб ты не умирал совсем, не погребался заживо, и я обещал откапывать тебя из могилы...

— Она ещё не забыла меня! Да стою ли я! — сказал Об­ломов с чувством.

— Нет, не забыла и, кажется, никогда не забудет: это не такая женщина. Ты ещё должен ехать к ней в деревню, в гости.

— Не теперь только, ради бога, не теперь, Андрей! Дай забыть. Ах, ещё здесь...

Он указал на сердце.

— Что здесь? Не любовь ли? — спросил Штольц.

— Нет, стыд и горе! — со вздохом ответил Обломов.

— Ну хорошо! Поедем к тебе: ведь тебе строиться надо; теперь лето, драгоценное время уходит...

— Нет, у меня поверенный есть. Он и теперь в деревне, а я могу после приехать, когда соберусь, подумаю.

Он стал хвастаться перед Штольцем, как, не сходя с места, он отлично устроил дела, как поверенный собирает справки о беглых мужиках, выгодно продаёт хлеб и как прислал ему полторы тысячи и, вероятно, соберёт и пришлёт в этом году оброк.

Штольц руками всплеснул при этом рассказе.

— Ты ограблен кругом! — сказал он. — С трёхсот душ полторы тысячи рублей! Кто поверенный? Что за человек?

— Больше полуторы тысячи, — поправил Обломов, — он из выручки же за хлеб получил вознаграждение за труд...

— Сколько ж?

— Не помню, право, да я тебе покажу: у меня где-то есть расчёт.

— Ну, Илья! Ты в самом деле умер, погиб! — заключил он. — Одевайся, поедем ко мне!

Обломов вздохнул.

— Ах, жизнь! — сказал он.

— Что жизнь?

— Трогает, нет покоя! Лёг бы и заснул... навсегда...

— То есть погасил бы огонь и остался в темноте! Хоро­ша жизнь! Эх, Илья! ты хоть пофилософствовал бы немно­го, право! Жизнь мелькнёт, как мгновение, а он лёг бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах, если б прижить лет двести, триста! — заключил он, — сколько бы можно было переделать дела!

- Ты — другое дело, Андрей, — возразил Обломов, — у тебя крылья есть: ты не живёшь, ты летаешь; у тебя есть дарования, самолюбие; ты вон нетолст, не одолевают яч­мени, не чешется затылок. Ты как-то иначе устроен...

— Э, полно! Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и дума­ет, что природа послала ему эту ношу! У тебя были крылья, да ты отвязал их.

— Где они, крылья-то?— уныло говорил Обломов.— Я ничего не умею...

— То есть не хочешь уметь, — перебил Штольц. — Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей-богу нет!

— А вот я не умею! — сказал Обломов.

— Что сказать Ольге? — спросил Штольц Обломова перед отъездом.

Обломов наклонил голову и печально молчал; потом

вздохнул.

— Не поминай ей обо мне! — наконец сказал он в смущении, — скажи, что не видал, не слыхал...

— Она не поверит, — возразил Штольц.

— Ну скажи, что я погиб, умер, пропал...

— Она заплачет и долго не утешится: за что же печа­лить её?

Обломов задумался с умилением; глаза были влажны.

— Ну хорошо; я солгу ей, скажу, что ты живёшь её памятью, — заключил Штольц, — и ищешь строгой и серьёзной цели. Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина: в этом вы ошибались оба. Как она будет довольна!

Они простились. («Обломов», ч. 4, гл. 2.)

 

В1. В приведённом фрагменте спорят персонажи, об­ладающие контрастными характерами. Как называет­ся такой тип сопоставления образов?

В2. Назовите фамилию женщины, с которой связал последние годы своей жизни главный герой романа.

В3. Как называется форма выражения мысли, при которой высказывание приобретает значение, проти­воположное своему буквальному смыслу («Он стал хвастаться перед Штольцем, как, не сходя с мес­та, он отлично устроил дела, как поверенный соби рает справки о беглых мужиках, выгодно продаст хлеб...»)?

В4. Идея покоя, к которому стремится Обломов, в высказывании Штольца передаётся иносказательно: «...погасил бы огонь и остался в темноте!». Как назы­вается этот тип иносказания?

В5. К какому типу героев современная писателю критика относила Обломова, называя в этом ряду Оне­гина и Печорина?

В6. Как называется глава романа, в которой писа­тель глубоко раскрыл истоки социальной пассивности Обломова, подробно рассказал о формировании его лич­ности?

Выполните задания в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

С1. Почему целеустремлённый Штольц дружит с без­деятельным Обломовым?

С2. В каких произведениях русских писателей XIX века даётся подробное изображение жизни поме­щиков и в чём сходство и различие Обломова с этими героями-помещиками?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.013 с.)