Эканомика как сфера жизнидеятельности общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эканомика как сфера жизнидеятельности общества.



Предмет и функций экономической теорий.

Предмет ЭК—эк.отн-ния между людьми в процессе произ-ва, распределения, обмена и потребления созданных благ.—поведение индивидов и их групп с т.з. соотн-ния между ресурсами, имеющими альтернативные варианты исп-ния. Ф-ции ЭТ:1. Теоретическая состоит в том, что экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества Она должна вскрывать законы, управляющие экономическими процессами и подсказывать пути их использования. 2.практическая-предполагает выводов ЭТ и ее осн.положений при принятии конкр.эк.решений на разных уровнях эк-ки, в том числе для научного обоснования эк.политики гос-ва.3. Методологическая состоит в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента отраслевых, функциональных и ряда экономических наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний.4. Прогностическая служит целям разработки научных прогнозов развития экономики, выявлению перспектив общественного развития.5. Мировоззренческая состоит в том, что экономическая теория способствует формированию системного, научного мировоззрения Она дает возможность познавать не только экономические, но и другие отношения, складывающиеся в обществе. Разделы ЭТ:микроэк-ка, макроэк-ка, мировая эк-ка.

Методы экономической науки.

метод ЭТ-- совокупность способов и приемов исследования эк.явлений, 1.общемировозренческие, 2.общенаучные, 3.частные.Общемировоззренч.методом в эк.теории выступает материалистическая диалектика, которая предпологает,что:а).все отношения и явления находятся в процессе развития и изменения б).развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему в).движущей силой развития является единство и борьба противоположностей.Общенаучные методы включают в себя:1.метод научной абстракции—предпологает выделение наиболее существенных сторон явления и отвлечение от второстепенных и несущественных 2.метод анализа и синтеза—предпологает расчленение явления на составные элементы, которые изучаются, анализируются, выявляется их роль и место внутри целого, а затем на основе синтеза все соединяется в единое целое.3.метод индукции и дедукции—предполагает движение мысли от частного к общему и наоборот. 4.метод единства исторического и логического подходов—предполагает изучение явлений в их остор. последовательности, однако некоторые временные рамки могут быть пропущены, но логика развития явления при этом должна быть сохранена. 5.метод системного подхода—предполагает изучение любого явления как целостной сиситемы. Частные методы: графический, матем., сравнительный анализ, моделирование, экономический эксперимент.Эк.категория-- наиболее общие понятия явлений и процессов экономической жизни, отражающие их существенные стороны. Каждая экономическая категория - это научное понятие, которое отвлеченно характеризует сущность какого-либо экономического явления. К их числу относятся: товар, деньги, стоимость, цена, собственность, спрос, предложение, финансы, кредит и др. ЭК.ЗАКОНЫ - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи, взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов экономической жизни Они действуют только там, где есть деятельность человека. Бывают общие и специфические. Общие-- это законы, действующие во всех или нескольких способах производства. Специфические экономические законы — это законы, действующие в пределах одного способа производства.

Рынок и его Функции.

РЫНОК — это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение. Функции рынка: 1. формирование конкурентной среды и воздействие на экономические интересы субъектов хозяйствования, 2. установление пропорций в общественном хозяйстве между различными его звеньями. Колебания цен вокруг стоимости неизбежно приводят к тому, что перспективные, хорошо организованные производства остаются "на плаву" и даже расширяются, а неэффективные "тонут" и исчезают с хозяйственной арены; 3. обеспечение восприимчивости экономики к техническому прогрессу; 4. эффективное сведение всех элементов производительных сил общества в единую систему. В условиях рынка рабочая сила, орудия труда, сырье и энергетические ресурсы природы, научный потенциал и другие элементы производительных сил безболезненно объединяются и взаимодействуют через куплю-продажу; 5. создание условий для реализации преимуществ кооперации труда на всех уровнях и во всех сферах деятельности; 6. обеспечение реализации экономических интересов субъектов хозяйствования и стимулирование эффективности их экономической деятельности; 7. ценообразование и оценка результатов деятельности огромного количества производителей стоимостью произведенных ими товаров. Условия возникновения: 1.общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного произв-ва,2.множественность обособленных товаропроизводителей-собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен,3.регулярность обмена.

Модели рыночной.эк-ки.

МОДЕЛЬ — образец, схема чего-нибудь. Беларусь является государством с переходной экономикой. Для белорусской модели экономического устройства характерно сочетание административно-командных и рыночных механизмов управления экономикой при явном преобладании первых. Это обусловлено тем, что в собственности государства и под его контролем находится около 2/3 средств производства. Из процессов разгосударствления и приватизации изъяты морской, речной, железнодорожный и воздушный транспорт, многие объекты социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование и др.). Медленно реформируются колхозы, потребкооперация. В Беларуси не сформирован средний класс — социальная основа рыночной экономики. Малый и средний бизнес находятся в стадии становления. Социальная защита в белорусской модели построена на базе разработанных социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека. В Беларуси пока не сформировалась четко выраженная модель экономики. Она тяготеет к смешанному типу, где сочетается взаимодействие государства и рынка. В зависимости от того, как будут идти процессы преобразования отношений собственности, и какую долю в экономике будет занимать частный сектор, можно будет говорить о тoй или иной модели экономического устройства.

ЭКАНОМИКА КАК СФЕРА ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.

Очевиден тот факт, что человеку для жизни необходимы материальные и духовные блага. Это вызывает необходимость в организации их производства. Под ПРОИЗВОДСТВОМ понимается процесс создания экономических благ, необходимых для существования и развития общества. Следует иметь в виду, что производство благ не только основа жизни человеческого общества, но оно оказывает и огромное влияние на развитие самого общества и его отдельного индивида — человека. Совершенствуя орудия труда, человек приобретает все новые и новые знания, которые дают толчок для новых идей, взглядов, формируются новые отношения в его духовной сфере. С этой точки зрения политический строй общества и его духовная жизнь определяются материальным производством и зависят от него. Любое производство, в какой бы эпохе оно не совершалось и на каком бы уровне не находилось, для своей организации требует присутствия одинаковых основных компонентов. Такими компонентами являются: предметы труда, средства труда и труд. ПРЕДМЕТЫ ТРУДА — это вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда. Вещество природы, к которому уже был приложен человеческий труд и которое поступает в дальнейшую переработку, называется СЫРЬЕМ. Например, огурцы, собранные на грядке и поступившие на консервный завод для переработки, для последнего будут составлять сырье. СРЕДСТВА ТРУДА — это те веши, с помощью которых человек воздействует на вещество природы, обрабатывает предметы труда. Например, лопата, молоток, станок и т.д. Из всех средств труда наибольшее значение имеют механические средства труда, т.е. ОРУДИЯ ТРУДА. По развитию орудий труда, как правило, судят о развитости общества. Совокупность средств труда и предметов труда составляет СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, являющиеся для производства его вещественными факторами. К вещественным факторам тесно примыкают природные ресурсы, являющиеся естественной базой производства. Поскольку ресурсы ограничены, то экономическая теория изучает экономическое поведение людей в условиях ограниченных ресурсов. ТРУД есть целесообразная, осознанная деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных благ для удовлетворения своих потребностей. Труд есть деятельность людей, причем не всех, а лишь обладающих определенными навыками и умениями. Совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые он направляет на производство материальных и духовных благ, называется РАБОЧЕЙ СИЛОЙ. Таким образом, рабочая сила - это не сам человек, а лишь его способности. Рабочую силу следует рассматривать с двух сторон: - как физиологические способности к труду. В этом смысле рабочей силой обладают все люди, включая и детей; — как профессиональные способности к труду. Здесь способности человека определяются его квалификацией. В этом смысле рабочей силой обладают не все люди. В совокупности средства производства и рабочая сила образуют те силы, которые могут создавать необходимые человеку блага, т.е. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ общества. Главной и решающей производительной силой являются люди, занятые в сфере материального производства и создающие материальные блага. Для жизни человеческого общества необходимо, чтобы процесс производства постоянно возобновлялся и повторялся. Люди не могут прекратить процесс производства даже на самый короткий период, ибо им постоянно необходимы пища, одежда, обувь, жилье и др. Постоянное возобновление и непрерывное повторение процесса производства есть ВОСПРОИЗВОДСТВО. Общественное воспроизводство предусматривает воспроизводство не только средств производства, рабочей силы, предметов потребления, но и производственных отношений, при которых происходит производство. В процессе производства человек волей-неволей вступает в определенные отношения с другими людьми по поводу производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления. Отношения, в которые вступают люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ независимо от их воли и желания, называются ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ, или ЭКОНОМИЧЕСКИМИ, ОТНОШЕНИЯМИ. Основу этих отношений составляют отношения собственности на средства производства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.006 с.)