Перечислите факторы, влияющие на развитие ребенка. Раскройте сущность биологических факторов. Обоснуйте роль взрослого как посредника между ребенком и окружающим его социальным миром. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечислите факторы, влияющие на развитие ребенка. Раскройте сущность биологических факторов. Обоснуйте роль взрослого как посредника между ребенком и окружающим его социальным миром.



Перечислите профессионально значимые личностные качества педагога. Раскройте сущность коммуникативных умений. Аргументируйте необходимость самосовершенствования воспитателя в процессе педагогической деятельности.

1.1.К важным профессиональным качествам педагога можно отнести:

владение методикой преподавания учебной дисциплины (предмета); психологическая подготовка; педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда; организаторские умения и навыки; педагогический такт; педагогическая техника; владение технологиями общения и ораторского искусства; научная увлеченность; любовь к своему профессиональному труду; высокая эрудиция; высокий уровень культуры; информационная культура; профессиональный потенциал; стремление постоянно повышать качество своего труда; изобретательность; систематическое и планомерное повышение своей профессиональной компетентности.

К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др.

1.2.Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения. Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым. т.е. умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, преодолевать волнение, нерешительность, сдерживаться, создавать необходимое настроение, а также наблюдательность и переключаемость внимания, понимание психологического состояния воспитанника по внешним признакам, речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

- умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

- умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;

- умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);

-умения обеспечивать обратную связь.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Общительность включает в себя такие составляющие, как коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; эмпатию, как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию, как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

 

1.3. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно включаться педагогов в инновационную деятельность, внедрять новые программы и технологии, методы и приёмы взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся стремлениювоспитателя к самообразованию, самосовершенствованию.

Самообразование всегда было средством сохранения профессиональной компетентности.

 

 

Дайте определение понятию «дошкольная педагогика». Раскройте сущность основных отраслей педагогики и представьте их в виде схемы. Интегрируйте в определенную систему дошкольную педагогику и методику развития речи.

 

2.1. Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и обучения детей в возрасте от рождения до 6-7 лет.

 

2.2.

 

1. Общая педагогика. Эта отрасль занимается разработкой основных понятий и задач и включает теорию и практику обучения, воспитания а также теорию организации и руководства системой образования.
2. Возрастная педагогика – разрабатывает вопросы обучения и развития в зависимости от определенного возраста (пренатальный или дородовый, ясельный, дошкольный, и так далее). Включает, преддошкольную, дошкольную, педагогику школы и высшей школы.
3. Педагогика профессионального образования. Изучает особенности обучения и воспитания в зависимости от социальной группы и профессии: педагогика семьи, производственная, военная, правовая, спортивная.
4. Отраслевая педагогика. Цель ее исследования – особенности профессиональной подготовки человека.
5. Социальная педагогика. Занимается разработкой программ социальной помощи, социальной адаптации.
6. Сравнительная педагогика. Ее объект – системы воспитания в разных странах.
7. Коррекционная или специальная педагогика - логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, дефектология, олигофренопедагогика – рассматривает вопросы воспитания людей с отклонениями в развитии.
8. Лечебная педагогика. Эта отрасль развивается на грани с медициной и изучает систему деятельности педагогов с пациентами клиник.

 

 

 

7.3.

· Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

· При проведении режимных процессов вначале берут подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками

· Нужно создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

· Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

· При проведении любого режимного процесса следует формироватть уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

· Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом прогулки, после ее окончания – перед сном и после подъема (но не одновременно, а постепенно высадить всех детей).

· Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.

· При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как мама- терапия.

· Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.

· Постепенно переключать ребенка на новый вид деятельности, не действовать неожиданно, резко, не применять насилие;

· Нельзя отвлекать детей во время проведения режимного процесса, прерывать его (входить в спальню во время засыпания.

· Следует учитывать особенности состояния здоровья и поведения ребенка;

· Ребенок не должен ждать;

8. Назовите виды самостоятельной деятельности детей 2-ого года жизни. Сформулируйте условия, необходимые для осуществления самостоятельной деятельности детей, пояснив их. Аргументируйте необходимость формирования положительных взаимоотношений в игре. Спрогнозируйте результативность правильно организованной самостоятельной деятельности детей данного возраста.

8.1. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает:

1) разные виды игр,

2) самостоятельную ходьбу, бег, лазанье,

3) ориентировочно-познавательную деятельность (наблюдение за окружающим, рассматривание иллюстраций, картинок),

4) общение со взрослыми, детьми,

5) элементарные практические (трудовые) действия,

6) первые попытки изобразительной деятельности.

8.2. Условия, необходимые для осуществления самостоятельной деятельности детей.

Правильный подбор игрушек, пособий и правильное распределение их по площади игровой комнаты. В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребенка, по 3-4 одинаковых во избежание конфликтов между детьми. Игрушки расставляются комплектами, что подсказывает детям, как с ними играть. Детей постепенно приучают запоминать место хранения игрушек, поэтому все игрушки располагаются на полках, стеллажах на виду у детей, на расстоянии, чтобы ребенок самостоятельно мог взять и поставить игрушки. Для развития движений прежде всего необходим простор, т.е. достаточное место для движений. Во втором полугодии следует для организации игровой деятельности располагать игрушки в различных местах комнаты, чтобы дети не собирались на одном месте и не мешали друг другу. Дети любят переносить предметы, действовать с ними на ходу. Для этого должны быть корзиночки, ситцевые сумочки, ведерки, в которых они могут переносить кубики, шарики и т.д. Игра с крупным строительным материалом должна проходить на коврике, который не допускает переохлаждения и снимает излишний шум. В группе должен быть материал для рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняется. Должны создаваться подсказывающие игровые ситуации (тарелка рядом с собачкой и т.д.. С целью развития отобразительных игр оборудуется кукольный уголок. В игровом уголке размещаются пособия для обучения застегиванию, завязыванию, шнуровке.

 

8.3. Для того, чтобы игровая деятельность равивалась, необходимо формировать положительные взаимоотношения между детьми. Задача воспитателя заключается в предупреждении конфликтов, в привитии положительных форм общения. Возможность конфликтов обусловлена особенностями возраста: недостаточно развита речь, дети не всегда могут объяснить свое желание; игрушка в руках сверстника всегда привлекательна; иногда проявляется интерес к внешности сверстника. В-ль учит детей играть рядом, заниматься с игрушкой и не мешать сверстнику, который рядом, игрушки отнимать нельзя. Для формирования положительных взаимоотношений между детьми в игровой деятельности необходимо: спокойный, ласковый, приветливый тон взрослых по отношению к малышам; разнообразный игровой материал в достаточном количестве; введение правил (не мешать когда играет другой). Большое внимание педагог уделяет формированию положительных взаимоотношений между детьми. Ребенок учится выполнять определенные требования: собирать игрушки и раскладывать по местам, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. Дети должны хорошо усвоить значение слов «нельзя», «можно».

 

8.4. Показатели правильно организованной самостоятельной деятельности детей раннего возраста:
1. бодрое эмоционально-положительное состояние малышей;
2. занятость детей разнообразной деятельностью, соответствующей
возрасту;
3. преобладание положительных взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками;
4. наличие речевых реакций в процессе разнообразной деятельности.

Дайте определение понятию «здоровье». Раскройте сущность физического здоровья. Аргументируйте необходимость единства физического, психического и социального здоровья как условия гармонического развития личности.

9.1.Здоровье - состояния полного физического, духовного и социального благополучия, отсутствие болезней и физических дефектов.

9.2. Физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок .

9.3. Физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье человека взаимосвязано и определяется ценностным отношением к своему здоровью, которое формируется в раннем детстве. Характер проявления каждого показателя здоровья зависит от личностных качеств человека, осознанности поведения, приносящего или укрепление, или ущерб здоровью, степени активности и поддержании здорового образа жизни, морально-волевых и нравственных качеств. Без учета этих факторов все программы, направленные на сохранение и укрепление здоровья, не могут быть полностью реализованы.

В самом общем виде физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Ясно, что физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма человека.

Психическое здоровье – способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Психическое здоровье наряду с физическим является составляющей общего здоровья..

Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться: отсутствием психических или психосоматических заболеваний; нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях; благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Нет ничего удивительного, что физическое и психическое здоровье связано самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека – это система, в которой все элементы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Существенная часть этих взаимодействий происходит через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние внутренних органов сказывается на психике.

Социальное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Социальное здоровье – это мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру..

Отличительными признаками социального здоровья человека являются прежде всего сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

10. Назовите задачи утреннего приёма детей в дошкольном учреждении. Раскройте содержание и методику организации игровой деятельности в утренний отрезок времени. Аргументируйте необходимость создания условий для развития активности и самостоятельности в утренний отрезок времени.

10.1

1. Включение детей в общий ритм жизни детского сада,

2. Создание у них бодрого, жизнерадостного настроения.

2. Формирование культурно-гигиенических навыков.

3. Осуществление индивидуальной работы с детьми.

4. Организация индивидуальных бесед с родителями.

 

10.2. Воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Воспитатель подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы малышам было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. Педагог поощряет игры, возникающие по инициативе самих детей, помогает осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Он может предложить детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении. Выбор игр зависит от того, какое занятие с детьми будет проводиться первым. Если оно связано со значительной физической нагрузкой, нужно предложить игры менее подвижные, проследить за тем, чтобы дети не перевозбуждались и не переутомлялись. Если намечено провести музыкальное занятие, то воспитатель организует игры с мелким строительным материалом, настольно-печатные. Перед занятием, требующим умственной активности, целесообразнее предложить малышам физкультурный инвентарь для развития движений: прыгалки, обручи, мячи, кегли, серсо.

10.3. Утренний отрезок времени предоставляет большие возможности для формирования детской активности и самостоятельности. В этот период воспитатель много внимания уделяет индивидуальной работе и работе с родителями, поэтому так важно детям занять себя утром интересной для них деятельностью. Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого.

В утренний отрезок времени воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.

В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.

 

11.Дайте определение понятию «рациональное питание». Раскройте содержание работы воспитателя при организации приема пищи по формированию культурно - гигиенических навыков. Обоснуйте необходимость использования индивидуального подхода к детям в процессе приема пищи.

Педагогическая ситуация

«Обычно ребенок хорошо ест, но сегодня он отказывается от принятия пищи».

Предложите варианты тактики педагога по отношению к ребенку в описанной ситуации.

 

1.1. Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.

1.2. В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.Важно – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Средняя группа (4 -5 лет)

- совершенствовать приобретенные умения: пищу хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (5 -6 лет)

- закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

- продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Порядок действий по организации приема пищи:

1. Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)

2. Гигиенические процедуры: закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); самоконтроль детей; оценка деятельности.

3. Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.

4. Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).

5. Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.

Методы и приемы организации работы с детьми:

1. Наглядные (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)

2. Словесные (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)

3. Практические и игровые (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)

11.3. Во время приема пищи необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Ослабленные после болезни, медлительные дети требуют особого внимания воспитателя, эти дети садятся за стол первыми. Необходимо индивидуально работать и с детьми, у которых плохой аппетит, у которых слабо развиты навыки владения столовыми приборами, культура поведения за столом. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном общении с воспитателем. Кого то из детей надо подбодрить, напомнить действие или правило поведения, кому то –помочь, докормить. Нужно найти подход к каждому ребенку, исходя из его особенностей.

 

 

12. Дайте определение понятию «прогулка». Раскройте содержание и методику организация самостоятельной игровой деятельности на прогулке. Обоснуйте значение прогулки в развитии и воспитании детей.

Педагогическая ситуация

«Прогулка. Воспитатели двух групп оживленно что-то обсуждают. Дети бегают по участку: вспотели, развеселились. И. только когда кто-то из детей упал и заплакал, взрослые обратили на них внимание. Не выяснив причины происшедшего, педагоги прочитали детям нотацию и наказали всех, посадив на скамейку, чтобы ребята успокоились».

Интерпретируйте педагогическую ситуацию. Предложите вариант ваших действий.

 

12.1. Прогулка - это элемент режима, дающий детям возможность удовлетворить свои потребности в движении через разнообразные препятствия, трудовую деятельность, физические упражнения, сюжеты творческие, ролевые игры, свободную самостоятельную деятельность, индивидуальную работу.

 

12.2. Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии. Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.

Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности.

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.

С возрастом у детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остаетсяигровая деятельность.

Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни.

Также во время прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей: обеспечивать им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначениям, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб и не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

 

Классификация детских игр

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Авторы классификаций игр:

Е.К. Аркин — в соответствии с содержанием игр: военные, игры на бытовые темы, производственные.

П.Ф. Лесгафт — основа возрастной принцип и выделяет: «семейные» или имитационные игры и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила.

Н.К. Крупская (игры, созданные самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), организованные, с готовыми правилами).

В современной классификации игры детей дошкольного возраста делятся на две большие группы: творческие и игры с правилами.

В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.). В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр была разработана С.Л. Новоселовой(игры, возникающие по инициативе детей, игры, возникающие по инициативе взрослых, народные игры).

14.Дайте определение понятию «режиссерские игры». Раскройте сущность режиссерских игр как разновидности творческих игр. Проанализируйте педагогические условия развития режиссерских игр.

Педагогическая задача

«Ребенок все время выполняет в играх ведущую роль».

Предложите варианты тактики педагога по отношению к ребенку в описанной ситуации,

1.1. Режиссерские игры – это самостоятельные детские игры, в которых по ходу сюжета дети управляют действиями нескольких игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов.

1.2. Само название режиссерской игры, указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребен­ка: он отражает событие, зрителем или участником кото­рого был сам (выступление артистов на площади города, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения).

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяют­ся, затем выходит «новая певица»). Отдельные эпи­зоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполня­ет, действует за персонажей (игрушки, предметы), говорит за каждого или объясняет все, что происходит.

В режиссерской игре речь - главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каж­дого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, зву­коподражаний.

В режиссерской игре часто используется много персона­жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «свя­зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех.

Особенностью режиссерской игры является то, что парт­неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетно-ролевых игр:

1. Возникают по инициативе детей по принципу сюжетно-ролевой игры

2. Включают следующие структурные компоненты: сюжет, роль, условное игровое действие, ролевую речь.

3. В режиссерских играх дети проявляют творчество, фантазию, придумывают содержание игры, определят её участников. Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном назначении, но и в переносном.

4. В основе сценария режиссерской игры лежит опыт ребенка.

5. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

6. В режиссерской игре главный компонент речь («дикторский текст за экраном»)

 

1.3. Педагогические условия развития режиссерских игр:

o Создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр.

o Опосредованное руководство деятельностью детей – подбор материала

o Вовлечение детей в сотворчество с педагогом.

o Необходимо воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше всего прибегать к постановке проблемных или наводящих вопросов.

 

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуаль­ного пространства, обеспечение места и времени для игры.

 

15. Перечислите структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. Охарактеризуйте прямые и косвенные методы руководства сюжетно-ролевой игрой. Аргументируйте мотивы выбора тематики игр в зависимости от возраста детей.

Педагогическая ситуация

«Мальчики собирались играть в пограничников и принялись распределять роли,

- Чур, я командир! - сказал Миша,

- Ты вчера командовал! Ты и так всегда командир,- недовольны ребята,

- Подумайте, дети, как поступить, чтобы никому не было обидно, - обратился к воспитанникам педагог».

Предложите приемы, помогающие справедливо разрешить подобные споры.

 

15.1.

1. Воображаемая ситуация.

2. Сюжет игры

3. Роль

4. Игровые действия

15.2 Прямые приемы руководства предполагают непосредственное включение педагога в игру в качестве организатора и руководителя, он предлагает игру, распределяет роли, берет на себя роль, дает указания, советы, сам развивает сюжет. Прямое руководство дает возможность влиять на содержание игры и взаимоотношения в ней. Наиболее актуальны в младшем дошкольном возрасте.

Косвенные приемы руководства осуществляется без непосредственного вмешательства взрослого в игру. Взрослый организует обогащение детей яркими впечатлениями в процессе занятий и в самостоятельной деятельности, посредством организации экскурсий, целевых прогулок, бесед, рассматривания картин и иллюстраций, чтения художественной литературы, и т.п.

Для того что бы дети хотели отобразить полученные знания и впечатления в игре целесообразно создание игровой обстановки до начала игры, в том числе и внесение новых атрибутов, игрушек - этот же прием можно использовать и для обогащения содержания уже знакомых игр.

Когда игра возникла, воспитатель следит за ее ходом, предупреждая возникновение конфликтных ситуаций, дает своевременные советы по развитию сюжета. Косвенные приемы становятся актуальны в среднем дошкольном возрасте.

Кроме того, существует комплексный метод руководства сюжетно- ролевой игрой, который представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельных игр, основанных на возрастных особенностях и возможностях развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя:

· ознакомление с окружающим в активной деятельности;

· организацию предметно- игровой среды;

· обучающие игры на развитие общения, речи, игровых действий, навыков поведения;

- общение педагога с детьми в процессе игры.

В руководстве сюжетно – ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредственном ознакомлением с тем или иным явлением. Так, для обогащения содержания игр малышей на транспортную тематику воспитатель ведет детей на остановку городского транспорта, специально просит шофера, который привозит продукты в дошкольное учреждение, побеседовать с детьми, показать кабину своей машины, разрешить посидеть там. С детьми 4 – 6 лет можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.122 с.)