Внутренняя предпринимательская среда: понятие, сущность, основные факторы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя предпринимательская среда: понятие, сущность, основные факторы.



К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, финансы, люди, технологии, информация, структура, организационная культура, материалы производства и другие составляющие.

Особое место во внутренней среде организации занимает персонал.

От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят в конечном счете результаты работы организации. Осознание того, что организация – это прежде всего работающие в ней люди, что они – главный ресурс организации, меняет отношение к персоналу. Люди, работающие в организации, их отношения и взаимодействия образуют социальную подсистему организации.

Производственно-техническая подсистема включает комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии, который производит переработку входящих ресурсов в готовый продукт. Основными характеристиками этой подсистемы являются: используемые технологии, производительность труда, издержки производства, качество продукта, объем запасов.

Внутренняя среда пронизывается организационной культурой, которая является ее интегрированной характеристикой. Организационная (корпоративная) культура – это совокупность главных предположений, ценностей, традиций, норм и образцов поведения, которые разделяются членами организации и направляют их поведение на достижение поставленных целей. Она может сознательно формироваться ведущими членами организации или возникать и развиваться стихийно.

В современных предприятиях организационная культура должна выполнять следующие функции:

1) формирование определенного имиджа организации, отличающего ее от любой другой;

2) развитие чувства общности, сплоченности всех членов организации, прививать общие ценности и корпоративный стиль и культуру;

3) усиление социальной стабильности в организации;

4) усиление вовлеченности работников в дела организации и преданности ей;

5) формирование и контроль образцов поведения, целесообразных с точки зрения данной организации;

Финансовые ресурсы включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.

Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений. Финансовые ресурсы занимают важнейшее мест и структуре ресурсов. Финансовые ресурсы являются источником средств предприятия, направляются на формирование его активов.

Финансовые ресурсы предприятия представляют собой собственный заемный и привлеченный денежный капитал, используемый предприятием для формирования своих активов и осуществления финансово-экономической деятельности в целях получения прибыли.

Источниками финансовых ресурсов являются:

· собственные;

· заемные;

· привлеченные источники денежных средств.

К собственным источникам относится уставной капитал.

Уставный капитал - это зафиксированная в учредительных документах стоимость активов, которая является взносами собственников в капитал предприятия.

Помимо уставного капитала, к собственным источникам относятся группы дополнительно формируемых собственных финансовых ресурсов:

· резервный капитал (сумма резервов, созданной за счет нераспределенной прибыли предприятия);

· дополнительно привлеченный капитал (сумма превышения рыночной стоимости акций над их номинальной стоимостью);

· прочий дополнительный капитал (сумма дооценки необоротных активов, а так же стоимость активов, полученных предприятием бесплатно и прочие виды дополнительного капитала);

· нераспределенная прибыль;

· целевое финансирование.

Привлеченные финансовые ресурсы:

· кредиторская задолженность;

· суммы полученных авансов;

· суммы задолженностей по платежам в бюджет;

· суммы задолженностей по платежам во внебюджетные фонды;

· задолженность предприятий по выплате дивидендов;

· суммы выданных векселей.

Заемные финансовые ресурсы:

· долгосрочные и краткосрочные банковские кредиты;

· другие финансовые обязательства, связанные с привлечением заемных средств, на которые начисляются проценты.

Состав финансовых ресурсов каждого предприятия, их объем зависит от вида и размера предприятия, рода его деятельности и объема производства. Существует определенная зависимость между объемом производства, его эффективностью и структурой финансовых ресурсов, финансовым положением предприятия.

Если предприятие функционирует неэффективно, то структура его финансовых ресурсов характеризуется низкой долей собственных финансовых ресурсов и высокой долей заемных и привлеченных финансовых ресурсов.

Так же во внутреннюю среду входят технологии, материалы, машины на которых осуществляется производственный процесс.

Соответственно, внутренняя среда организации - это ни что иное, как совокупность взаимосвязанных переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на уровень ее управляемости.

Так выглядит схема внутренней среды организации: Рис. 1

Цели - это конечные состояния или желаемый результат, к которому стремится организация в данный отрезок времени. Все цели разрабатываются руководителем по ходу процесса планирования.

Во внутренней среде предпринимательской организации подразумевается ее структура, охватывающая не только управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности, но и на совершенствование технологий реализуемых процессов, с помощью которых предпринимательская активность (энергия), материалы и информация преобразуется в конечный продукт предпринимательской организации.

При формировании внутренней среды предпринимательства обычно выделяют две ее составляющие: ситуационные факторы и элементы внутренней среды

Элементы внутренней среды – это составные части предприятия, необходимые для достижения целей.

Ситуационные факторы внутренней среды предпринимательской организации – это внутренние переменные, которые создаются предпринимателем исходя из анализа внешней среды и используются для определения граничных условий функционирования предпринимательской организации.

К основным ситуационным факторам относятся:

· цели предпринимательства;

· этика и культура предпринимательской деятельности;

· внутрифирменное предпринимательство (интрапренерство).

 

Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

К факторам внутренней среды следует также отнести четкое со­блюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы пред­принимательской организации.

Как уже указывалось, добиваться успеха будут только те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры и получать причитающиеся по ним дивиденды. Добиваться успеха могут только те предпринима­тели, которые имеют долгосрочную обоснованную цель, поддерживаемую всеми работниками, в фир­мах которых налажена железная дисциплина, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем при­нимают обоснованные решения, нацеленные не на сиюми­нутный успех, а на долгосрочную перспективу.

Несомненно, практический интерес для российских предпри­нимателей представляет опыт формирования внутренней предпри­нимательской среды японского предпринимателя К. Татеиси, о котором он рассказал в своей книге «Вечный дух предпринимательства». Суть эффективного, рационального менеджмента в компании «Омрон», позволяющего добиваться успехов, по Татеиси, заключается в том, чтобы предоставить каждому работнику возможность достаточно заработать, чувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием. В уважении к личности проявляется высшая суть гуманизма менеджмента. По утверждению автора, между рационализмом и гуманизмом нет никаких противоречий. К примеру, если рациональной целью для вас является сокращение издержек производства, то успеха вы не добьетесь до тех пор, пока не создадите благоприятных условий для ваших работников, чтобы они могли сами решить данную проблему.

Для меня идеальным местом работы представляется то, где ца­рит хорошее настроение, где кипит работа. Рабочее место должно излучать радость и покой и для самого работника, и для посетителя. Это ведет и к росту продуктивности, и к улучшению самочувствия людей, занятых работой. Пристального внимания заслуживает талант каждого служащего. В конечном счете успех любой работы за­висит от способностей человека и от умения применить эти способности. Для нас главное – талант как таковой, независимо от сферы его проявления»./Тетесин К. Вечный дух предпринимаельства.М.:Дело.2012/

Большую роль в совершенствовании менеджмента компании «Омрон» сыграло внедрение в практику управления понятия «пред­приятие – слуга общества» в виде девиза компании: работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех.

Следование этому девизу позволяло руководству компании внедрить рациональный менеджмент, расширять деловую активность всех подразделений компании, совершенствовать организацию производства, обновлять выпускаемую продукцию, увеличивать объемы продаж и получать больше прибыли, а на этой основе совершенствовать материальное стимулирование всех работников. Эта реконструкция позволяет развивать предпринимательское управление, чему в немалой степени способствовало провозглашение трех лозунгов: «Продает каждый!», «Реагировать немедленно!», «Действовать молниеносно!». По этому поводу К. Татеиси пишет: «Каждое утро вместо того, чтобы по обычаю приветствовать друг друга, все наши работники должны были повторять эти лозунги, чтобы перед работой зафиксировать в своем сознании эти заповеди».

По мнению К. Татеиси, предприниматель должен взять себе за правило прогнозировать будущее и соответственно регулировать деятельность своей компании, используя обратные связи.

Для того, чтобы вывести компанию на дорогу успеха, необходимы, по мнению К. Татеиси, следующие условия (факторы):

1) выработка четкого кредо компании;

2) соотношение целей компании с естественным поведением людей (человеческий фактор);

3) распределение доходов;

4) характерный дух (и совместная собственность);

5) понятие всеобщей заинтересованности (сопричастность);

6) перспективный рынок сбыта (новые товары);

7) оригинальная технология;

8) эффективное руководство.

В послесловии книги «Вечный дух предпринимательства» К. Татеиси подчеркивает, что самым важным достижением «Омрона» является создание духа соревновательности, который позвоил компании в течение десятилетий без страха глядеть в будущее.

1. Четыре характерные черты идеального места работы:

а) привлекательный вид места работы;

б) талантливые работники;

в) удовлетворение вкусов покупателя;

г) вознаграждение за труд и усердие.

2. Три главные линии менеджмента:

а) изучать запросы покупателя;

б) по достоинству оценивать каждого работника;

в) поощрять дух соревновательности.

3. Три основные краткосрочные цели:

а) восстановить структуру прибыли;

б) создать инфраструктуру, отвечающую требованию нового общества;

в) оживить корпоративную организацию.

4.Пять принципов оперативной деятельности:

а) все действия определяются среднесрочными и долгосрочны­ми планами;

б) ориентация на приоритеты;

в) реальные сроки выполнения операций;

г) тотальная оптимизация;

д) отношения на принципах честности и скромности.

Особая роль во внутренней предпринимательской среде принадлежит отлаженному механизму хозяйствования и организации производства на предприятии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.017 с.)