Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статьи в журналах, газетах, главы в книгах⇐ ПредыдущаяСтр 71 из 71
Социальное развитие и местные Советы // Советское государство и право. 1970. № 12. К вопросу о взаимосвязи субъектов и объектов социального управления // Вопросы философии. 1974. № 7. О содержании совершенствования аппарата государственного управления // Советское государство и право. 1975. № 2. Некоторые методологические вопросы теории государственного управления // Вопросы философии. 1978. № 11. Социалистическая демократия и научно-техническая революция // Конституция СССР — основа социалистической демократии. М.: Мысль, 1980. Демократизм и эффективность советского государственного управления (методологические аспекты) // Проблемы партийного и государственного строительства. М.: Мысль, 1981. № 1. Ответственность перед обществом, ее роль в укреплении правовой основы // Укрепление правовой основы советской государственной и общественной жизни. К.: Политиздат Украины, 1984. Совершенствование планирования экономического и социального развития // Политико-правовые проблемы развитого социализма. М.: Мысль, 1984. Социальное содержание государственного управления // Современное государство: теория и практика (на англ. и франц. языках). М.: САПН АН СССР, 1985. Типичное и уникальное в государственном управлении (теоретические вопросы) // Советское государство и право. 1985. № 12. Дисциплина в системе управления // Государственная дисциплина и социалистический правопорядок. М.: Политиздат, 1985. Управление научно-техническим прогрессом (некоторые вопросы перестройки) // Проблемы партийного и государственного строительства. М.: Мысль, 1987. № 7. Об эффективности управления общественными процессами // Коммунист Грузии. 1987. № 8. Партийное руководство и государственное управление // КПСС и развитие советской политической системы. М.: Мысль, 1987. Сущность организационной деятельности Советов народных депутатов и критерии ее эффективности // Организационная работа местных Советов. Резервы повышения эффективности. М.: Советская Россия,1988. Что мешает перестройке? // Вестник АПН «Глобус». 1988. № 47. Методы управления — экономические // Советы народных депутатов. 1989. № 8. Почему не экономичен наш труд? // Москва. 1989. № 11. Демократизация управления, процесса принятия решений // Социалистическое самоуправление. К.: Политиздат Украины, 1989.
Новый договор: только ли полномочия? // Союз. Еженедельное приложение газеты «Известия». 1990, июль. № 30. Суверенитет: чей и для чего? // Союз. Еженедельное приложение газеты «Известия». 1991, февраль. № 8. Референдум и судьба Союза. // Правда. 1991. 16 апр. На пепелище вырастает бурьян. // Рабочая трибуна. 1991. 4 июня. Куда прислониться Президенту СССР? // Союз. Еженедельное приложение газеты «Известия». 1991, июль. № 27. Коварная триада управления: депутаты, лидеры, аппарат (размышления «аппаратчика») // Союз. Еженедельное приложение газеты «Известия». 1991, декабрь. № 52. Политический процесс и государственная политика // Свободная мысль. 1991. № 18. Основные положения концепции развития государственной службы в Российской Федерации. Доклад 28 апреля 1992 г. // Вестник государственной службы. 1992, июнь. Государственная служба как сфера управления // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 4. * Современная концепция государственного управления Россией // Государственное управление: проблемы теории, истории, практики преподавания. Ростов-на-Дону, 1993. Государственное управление: рациональность и эффективность его в период структурных перемен // Ракурс. Управление: теория, практика, поиск. Минск, 1993. № 1. Реалии и иллюзии государственного управления // Экология человека. VI Международный Соловецкий форум «Социальная работа и социальное управление». Архангельск, 1994. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации; Государственная служба в системе государственного управления; Реформирование государственной службы: общественный смысл и некоторые направления // Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспектива. М.: РАГС, 1997. Нравственность и управление в современном российском государстве: Материалы первой Всероссийской конференции «Культура, нравственность и экономика». 1997. Об идеологии российской государственности // Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность. М.: Славянский диалог, 1997. О государственно-правовой природе федерализма // Проблемы и перспективы развития российского федерализма (первая Всероссийская научно-практическая конференция). М.: Совет Федерации, 1998.
Правление образуется из духа и совести народа // Государственная служба (РАГС), 1998. № 1—2. Сущность и истоки местного самоуправления // Муниципальный мир. 1998. № 2. Интеллектуальные основания управленческой драмы России в XX веке // Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в России и СНГ: Материалы научно-практической конференции (16—17 декабря 1999 г.). М.: МГУК, 2000. Модернизация государственного управления (теоретико-методологические основания). М.: РАГС, 2001. О целостности государства и государственного управления (доклад). Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2001. Наука, власть, общество // Государственная служба (РАГС), 2001.2/12. Синергетические аспекты государственного управления // Глобализация: синергетический подход. М.: РАГС, 2002. Современные проблемы теории государственного управления // России — управленческие знания. М.: РАГС, 2002.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Автократия — неограниченное властвование одного лица по собственному усмотрению. Авторитаризм — политический режим осуществления власти одним лицом, обосновываемый идеологией либо заслугами, особыми качествами правителя, его харизмой. Авторитет — влияние суждений, мнений и поступков одних людей на других, осуществляемое на уважении к ним. Административный проступок — противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общественно значимых дел. Администрация — производное от латинского administratio, что в переводе означает управление, руководство, орган, структура, группа людей, осуществляющих управление. Аппарат — институт постоянного осуществления функций власти и управления. Отсюда: государственный аппарат; аппарат управления, аппарат государственного органа. Бюрократия — форма осуществления власти (прежде всего государственной), при которой происходит подмена общей воли организации (общества, граждан) волей группы лиц. Производное: бюрократизм. Власть — взаимосвязь между людьми, в том числе посредством публичных институтов, в процессе которой одни личности в силу разных причин — материальных, социальных, интеллектуальных, информационных, родственных и т.п. — добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают те или иные поступки и действия, строят свою жизнь. Государственная власть — право и возможность государства регулировать общественные отношения, определять правила (нормы) поведения и деятельности человека и создаваемых им структур. Государственная должность — постоянное юридическое установление в государственном органе, характеризующее объем, содержание и ресурсы деятельности по реализации компетенции последнего. Государственная политика — совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом. Государственная служба — практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе.
Государственное управление — практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную (публичную) и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающиеся на его властную силу. Государственный орган — единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций. Государственный служащий — гражданин, занимающий административную государственную должность на профессиональной основе (постоянно и за плату). Государство — публичная и легитимно (нормативно-выраженная) властная сила общества. Гражданин — человек, состоящий в юридической взаимосвязи с государством, субъект прав и свобод, гарантированных Конституцией. Гражданское общество — сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. Демократия — власть народа, иными словами, такая организация и условия жизнедеятельности государства, при которых люди могут спокойно, безопасно и свободно (кстати, и по отношению друг к другу) заниматься созидательным трудом и обустройством своей частной и общественной жизни. Дисциплина — форма общественной связи, свидетельствующая о признании и практическом соблюдении человеком согласованных норм, правил поведения, общения, ведения определенных (порученных ему) дел. Закон — принятый в конституционно установленном порядке нормативный правовой акт по основным вопросам жизни государства и общества, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой (после Конституции). Законность — система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванная обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов. Законодательная власть — подсистема государственной власти, основными функциями которой являются представительство интересов граждан (избирателей) и принятие законов, иных правовых и политических актов. Законодательство — система законов и определенных нормативных правовых актов. Идеология — совокупность или система взглядов, идей, суждений и представлений групп людей, отражающая их потребности, интересы, идеалы, ценности и цели жизнедеятельности. Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные качества — сгусток информации, заключенный в решении, отражающий определенную управленческую ситуацию, задачу, проблему и содержащий «заряд» (потенциал) управляющих воздействий, призванный перевести их на новый уровень. Информационные процессы — процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация управленческая — часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию процессов формирования и реализации управляющих воздействий. Исполнительная власть — подсистема государственной власти, основными функциями которой являются обеспечение и ведение непосредственного управления общественными процессами, сознанием, поведением и деятельностью людей. Компетенция органа государства — совокупность функций и полномочий по управлению определенными управляемыми объектами (процессами, отношениями, явлениями, поведением и деятельностью людей). Компетентность лиц — профессиональная подготовленность людей в определенном виде деятельности. Конституция — основной учредительный акт государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, обязательный для всех граждан, государственных и общественных органов. Конфликт социальный, управленческий — столкновение потребностей, интересов и целей противоположных сторон, разрешаемое часто в процессе борьбы. Критерии эффективности — признаки, грани, стороны, проявления управления (управленческой системы), посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Культура — совокупность сознания, поведения и институтов, сформированных исторически и определяющих способ жизнедеятельности людей. Легитимность — правомерность, законность власти, ее решений и действий, полученные вследствие доверия граждан внутри страны и вне международного сообщества.
Менеджмент — вид управления, в котором субъектом является собственник, занятый непосредственно или через наемный аппарат (менеджеров) предпринимательством и бизнесом. Местное самоуправление — право и способность жителей поселений и небольших административных территорий непосредственно или через создаваемые ими органы вести вопросы своего местожительства, или часть государственных полномочий, переданных им. Методы управленческой деятельности — способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях. Муниципальное управление — часть местного самоуправления, связанная с управлением муниципальной собственностью и вводом ее в рыночные отношения. Народ — собирательное, обобщающее (абстрактное) понятие; он состоит из множества конкретных людей, когда-то живших, если подходить к нему с историческими мерками, и ныне живущих, составляющих современное поколение. Нормативный аспект — разработка и юридическое (в актах государственных органов) закрепление (установление) норм (правил) поведения людей и ведения определенных общественно значимых дел. Обращения граждан — юридическая форма реализации гражданами своих прав и свобод, их взаимодействия с государственными и общественными органами. Общественное мнение — совокупность свободно выраженных суждений, взглядов, позиций и точек зрения множества людей. Объективация — превращение субъективности государственного управления в реальную жизнь, в состояние управляемых объектов, измерение и оценка того, что же получилось в итоге, в каком объеме и качестве достигнуты поставленные цели. Объективизация — процесс насыщения субъективности государственного управления (управленческих решений) объективными требованиями и закономерностями жизнедеятельности людей, потребностями и интересами управляемых объектов. Операция — однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели; выполняется одним или несколькими исполнителями. Ответственность — отношение, обеспечивающее интересы и свободу взаимосвязанных сторон и гарантированное обществом и государством. Организационные формы — способы согласованного коллективного поиска оптимального решения какой-либо управленческой проблемы. Организация — расположение людей в пространственной (территория, сооружения) и функциональной (социальные роли, виды работ) координатах, соединение их с орудиями и средствами труда, обеспечение их взаимодействия и взаимообмена в труде и общественной жизни. Отчеты государственных органов — информация органов и их руководителей о результатах управленческой деятельности, имеющая официальный характер. Планирование — процесс постановки и достижения строго определенных, главным образом, стратегических целей. Политика — реализуемая сущность государства, система общественных отношений, связанная с формированием и управлением государством (и его институтов). Осуществляется обществом по отношению к государству. Политический режим — совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли. Право — нормативное (волевое) выражение глубинных потребностей и интересов людей в упорядочении общественной и частной жизнедеятельности. Правовая норма — отдельное, установленное государственными органами, правило поведения, состоящее обычно из гипотезы, диспозиции и санкции. Правовая система — совокупность внутренне согласованных, логически взаимосвязанных правовых актов. Правовое регулирование — деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата. Правовой акт — принятый государственными органами документ (решение), содержащий правовые нормы. Правопорядок — система стабильных правовых связей и отношений, существующих в государстве, обществе, между людьми, обеспечивающих их потребности, интересы и цели, способствующих гармонизации общественного развития. Преступление — особо опасное деяние, подрывающее конституционный строй и нарушающее права и свободы граждан. Принцип государственного управления — закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (система онтологических элементов), выраженная в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Процедура — набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии. Процесс — последовательная смена состояний, явлений, известная совокупность решений, действий, событий, приводящая к определенному результату, итогу. Публичное — относящееся к общественной жизнедеятельности людей и выражающее в ней всеобщее; ассоциируется прежде всего с государством, государственным. Рабочее место — вид и объем деятельности по обслуживанию, вспомогательному обеспечению управленческих процессов в государственном органе (содержание в порядке помещений, связь и техническое обслуживание информационных систем, транспорт и т.д.). Регулирование — процесс установления и практического исполнения определенных правил (норм) поведения. Решение управленческое — социальный акт, в котором в логической форме (текстуальная модель) выражены воздействия управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые объекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей в управлении. Система государственного управления — совокупность взаимодействующих субъекта государственного управления (государственных органов) и управляемых объектов (общественных элементов и взаимосвязей), подвергаемых государственно управляющим воздействиям. Социальное государство — государство, проводящее политику обеспечения благосостояния и развития всех своих граждан. Социальный механизм формирования и реализации государственного управления — совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) «схватывает» потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически проводит их в жизнь, опираясь на государственную власть. Стадии управленческой деятельности — этапы управленческой деятельности со своим особым набором форм и методов. Стиль государственного управления — система социально эффективных и постоянно развивающихся способов, средств, форм и методов функционирования должностных лиц и в целом органов государственной власти и местного самоуправления. Стратегия — способ мышления и управления, ориентированный на качественное изменение состояния жизни, управляемых процессов, сравнимое с лучшими мировыми показателями. Структура государственного органа — совокупность подразделений, должностей государственного органа, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих подразделений и должностей. Субъект государственного управления — совокупность граждан и государственных органов, участвующих в формировании и реализации государственно управляющих воздействий. Субъектом является государство в целом. Субъективный фактор — совокупное сознание людей в действии, определенное «материализованное» слияние мыслительного и практического процессов. Суверенитет — верховенство, независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и внешних отношениях. Судебная власть — подсистема государственной власти, основными функциями которой является осуществление правосудия (разрешение конфликтов на основе законов). Теория — форма научного знания, дающая логически систематизированное и достоверное отображение исследуемых явлений. Выверяется практикой. Управление — целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.). Управленческая деятельность — набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления. Управленческие функции государственных органов — юридически выраженные управляющие воздействия государственных органов, которые они вправе и обязаны осуществлять в отношении управляемых объектов и управленческих структур. Закрепляются в их компетенции. Управленческие цели — цели, связанные с разработкой и практическим осуществлением управленческих решений и действий по реальному удовлетворению общественных потребностей и интересов в управлении. Управляемые объекты — деятельность людей (общества) по воспроизводству материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей. На «выходе» управляемых объектов возникают потребительские ценности. Управляющее воздействие — целенаправленное, организующее и регулирующее влияние одних людей или государственных и общественных институтов на сознание, поведение и деятельность других. Федерализм — способ распределения государственной власти, принадлежащей народу, по вертикали, в результате которого органы власти структурных единиц государства обладают значительной самостоятельностью на своей территории. Федерация — государство, образованное на основе принципа — федерализма. Формы управленческой деятельности — внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. Функция государственного управления — конкретный вид управляющего воздействия государства в целом, отличающийся предметом, содержанием и способом сохранения либо преобразования управляемых явлений. Функция управления — реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последние реагируют и воспринимают. Экономическая эффективность государственного управления — отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости привлеченных для этого ресурсов. Эффект — польза, приносимая людьми (обществу) разницей между затратами и результатами, и способность этой разницы удовлетворять жизненные потребности общества, людей. Эффект социальный — совокупный и общий положительный результат, который получает общество как в процессе производства того или иного продукта (услуги) или выполнения определенного рода работы, так и при потреблении соответствующих материальных, социальных и духовных ценностей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.39 (0.048 с.) |