Мотивационно - потребностная сфера личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивационно - потребностная сфера личности.



Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:1)биологические (витальные);2)информационные (лежащие в основе социальных потр-тей). Биологические потр-ти являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потр-й ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение к-х происходит удовлетворение п-тей. Информационные потр-и (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биол-ми потр-ми. Происхождение потребностей. Платонов считает, что фило- и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, покое и тепле. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и так далее. Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека. Мотив – это побуждение к действию. Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, (мотивы – стимулы). Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности – отношения иерархии мотивов. А.Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. 5. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);4.потребность в безопасности (стабильность, порядок);3.потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);2.потребность в уважении (самоуважение, признание);1.потребность в самоактуализации (развитие способностей). Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям. Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, к-й как бы толкает индивидуума к его удовлетворению. Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно. Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления. Главная характеристика потребностей – их предметность. Существует 2 рода потребностей, управляющих человеком: биологические и социальные (натуральные и духовные). Природа потребностей зависит от особенности деятельности, которая ведет к их удовлетворению. У человека – это д-ть. Осуществляя д-ть, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной д-ти. Мотивы стоят за целями, побуждают к достижению целей или целеобразованию, но не порождают их. Потребность побуждает поисковую активность. По наличию поисковой активности можно говорить о наличии потребности. В процессе поисковой активности мы находим предмет потребности и потребность опредмечивается. С этого момента предмет потребности называется мотивом. Потребность обладает побуждающей функцией. Мотив – побуждающей, направляющей, смыслообразующей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.003 с.)