Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Универсальность математики и ее место среди
других научных дисциплин В последние годы стало довольно распространенным утверждение об универсальности математики. Как правило, оно иллюстрируется целым рядом задач, в решении которых математика сыграла основную роль. Сегодня математика начинает завоевывать все новые и новые области для своего применения. Математическая модель подчас может заменить даже экспериментальную установку. Математика зародилась как естественная наука, но в результате длительного развития стала занимать особое место среди наук. Если учесть, что в задачи математики не входит содержательная интерпретация изучаемых процессов и явлений, то ее вряд ли можно причислить либо к естественным, либо к общественным, гуманитарным наукам. Обусловлено это некоторыми особенностями математики как научной дисциплины. Математика не только помогает изучать природу, но и сама служит источником познания и прежде всего себя самой: логика развития математики рождает новую математику. Существует мнение, что в этой способности математики к саморазвитию и заключается ее сила. В какой-то степени это так: внутренняя логика развития дисциплины является мощным стимулом ее эволюции. Но подобные особенности науки таят в себе и определенные опасности, в частности они могут привести к неоправданной гипертрофии одних разделов математики в ущерб другим. К счастью, в нашей жизни имеется много регулирующих механизмов, которые ставят ограничения, возвращают усилия исследователей «на путь истинный». Да и сама математика обладает для этого некоторыми свойствами. Не нарушая внутреннюю логику собственного развития, математика в то же время может органически сливаться с другими науками. Физику, даже не современному, а физику XIX в., невозможно обойтись без уравнений Эйлера, Максвелла или теоремы Кельвина. И нельзя ответить на вопрос, что является «больше физикой» — экспериментальное определение светового давления или анализ уравнений Шредингера. Физика получает инструмент (и факты), а математика — новую отправную позицию для своего внутреннего развития. Но процесс такого слияния отнюдь не прост. Этап математизации дисциплины начинается тогда, когда ей не хватает того естественного языка, с которого начиналось ее становление, когда возможности этого языка для прогресса науки оказались исчерпанными. Физика перешагнула этот рубеж в эпоху Ньютона: нельзя изложить классическую механику, не прибегая к языку математических моделей. Но введение нового языка всегда требует генеральной перестройки дисциплины.
Появляются не существовавшие ранее разделы, меняется значение эксперимента, его направленность и т. д. С новым языком возникают и новые критерии, происходит переоценка ценностей. Иными словами, идет естественное расширение языка научной дисциплины за счет включения в него элементов языка формализованного описания. Процесс этот весьма длительный и по существу бесконечный, ибо расширение языка «содержательной» научной дисциплины приводит к расширению самой математики, ее собственного языка, возможностей (которые немедленно начинают служить другим наукам), к совершенствованию ее методов. Так возникает непрерывно действующая обратная связь. Стремясь к достижению своих целей, человечество все больше расширяет научный инструментарий. Этот процесс наиболее глубоко затронул физику, затем в какой-то степени его влияние ощутили и другие естественные науки — химия, биология и т. д. Еще в 19-ом веке математические исследования оказались необходимыми экономике. И наконец, сейчас стало ясно, что «принципиально не математических» дисциплин вообще не существует.[Моисеев]. Другое дело — степень математизации и этап эволюции научной дисциплины, на котором математизация становится необходимой. Сегодня многие гуманитарные науки — лингвистика, история, социология, политические науки — начинают испытывать потребность в математическом мышлении, во все большей степени начинают включать в арсенал своих методов исследования подходы, так или иначе связанные с природой математического мышления. Математика — наука инструментальная, наука, которая вступает в глубокие органические связи с целым рядом других дисциплин, и в частности, что нам особенно важно сегодня, с гуманитарными науками. На рис.1.3.1. представлена структурная схема предназначения познания в рамках социальной деятельности человека. В процессе познания человеком создаётся инструмент перевода иррационального знания в рациональное – наука. Предназначение науки – поиск единства Мира.
Для рассмотрения схемы необходимо ввести ряд понятий. Иррациональность - находящееся за пределами разума, находящееся за пределами разума, алогичное, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему [ЭС]. Иррациональный -невыразимый в логических понятиях и суждениях [ЭС]. Знание -проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека. [ЭС]. Факт - в обычном смысле синоним понятия истина, событие, результат. Знание, достоверность которого доказана. В логике и методологии науки - предложения, фиксирующие эмпирические знания [ЭС]. Данные - сведения, необходимые для какого-нибудь вывода. [Ожегов] В процессе познания человек манипулирует тремя понятиями – данными, фактами и знаниями, в рамках иерархического рассмотрения в трёх уровнях: Методологический – Знания (Что?) Методический – Факты (Почему?) Технологический – Данные (Как?). На базе инструмента познания – науки – человек осуществляет моделирование окружающей действительности. Т.е. на этапе познания строит соответствующую адекватную модель и реализует её при осознании окружающей действительности. Дополнительно следует отметить то, что математика, с одной стороны, помогает переводить иррациональное знание в рациональное, а с другой стороны устанавливать связь естественных и гуманитарных наук.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.004 с.) |