Определение и соотношение понятий способности, одаренность, талант, гениальность на протяжении истории человечества и на современном этапе развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение и соотношение понятий способности, одаренность, талант, гениальность на протяжении истории человечества и на современном этапе развития.



Определение и соотношение понятий способности, одаренность, талант, гениальность на протяжении истории человечества и на современном этапе развития.

Античный период:

Под гениальностью понимается божественный дар.

Выделились различные способности: способность к науке, к искусству, к гос. делам, военному делу.

Талант – была единица измерения золота. Потом пытались талантами мерить степень гениальности.

В античности под гениальным человеком понимался человек искусства.

Эпоха возрождения:

Гениальность по-прежнему понималась как нечто божественное, но при этом появлялись и другие концепции. Гений – энциклопедист, знания в различных сферах. Появились серьезные исследования по способностям.

Хуан Уарте – теория способностей. Только способные люди могут вывести страну из хауса. Он изучал индивидуальные различия в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора. Он выделял 3 вида дарований: фантазия или воображение; память; интеллект.

Классицизм:

Эпоха Просвещения, заключающаяся в том, что нет никакого дара, ни божественного, ни врожденного, вообще не существует.

Социум определяет гениальность – Дж. Локк – человек рождается “чистой доской”. Противоположная – концепция врожденных идей – Декарт.

Немецкая классическая философия

Баумгартен, Кант, Гегель. Баумгартен - Способности определялись взаимоотношением интеллектуальной и аффективной сферы и гений возникает только во взаимоотношении между этими сферами. Кант – природа гениальности она едина, чем бы он ни занимался. Гегель – сколько бы не изучали гениальность, мы все равно рецепта гениальности не найдем.

Современность

По С. Л. Рубинштейну, «способности - это сложное, синтетическое образование, включающее в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельностивырабатываются».

ТАЛАНТ - высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности. Об уровне таланта обычно судят по продуктам деятельности человека.

Одним из первых в отечественной психологии научное определение понятия «одаренность» дал еще в 1940 г. в своей статье «Способности и одаренность» Б.М. Теплов. По его мнению, одаренность следует понимать как «то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Характеризуя природу гениальности, ученый выразил согласие с И. Кантом в том, что это «высшая степень одаренности».

Способности — индивидуально-психологические свойства личности, которые предоставляют ей возможность более успешно овладевать и выполнять определенную деятельность с ее конкретными задачами и проблемами.

Общие способности — индивидуальные свойства личности, которые лежат в основе овладения любой деятельностью и реализации ее.

Специальные способности — конкретные свойства личности, которые позволяют ей овладевать и выполнять определенную деятельность.

Творческие способности — позволяют успешно выполнять любую или конкретную (например, литературную) творческую деятельность.

Одаренность — специфическое сочетание способностей, интересов, потребностей, что дает возможность выполнять определенную деятельность на качественно новом, высоком уровне, который значительно возвышается над условным средним уровнем.

Творческая одаренность — способность личности успешно решать творческие задачи, выполнять творческую деятельность более оригинально, чем при наличии «простых» творческих способностей.

Талант — система качеств, свойств личности, которые дают ей возможность достигать значительных успехов в оригинальном исполнении творческой деятельности.

Гениальность — системная характеристика личности, которая свидетельствует о сверхоригинальности ее достижений, об очень существенном превышении ею уровня обычной, творческой и даже талантливой деятельности».

2. Воозникновение дифференциальной психологии способностей. Ф. Гальтон, его исследования и теоретическая концепция. Влияние последней на ход мировой истории».

Основой возникновения дифференциальной психологии и дальнейшего ее становления как отдельной самостоятельной отрасли явилась экспериментальная психология, в которой решались задачи исследования общих законов сознания и психики, а индивидуальные различия выступали как побочный эффект эксперимента. Главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Межу тем с древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания – дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

Пионером в изучении индивидуальных различий был ученик Ч. Дарвина, английский биолог и антрополог Ф. Гальтон (1322-1911). Дифференциальная психология Гальтона содержит следующие основные идеи:

1. Умственные способности, так же как и физические признаки, передаются по наследству и не могут быть одинаковыми у всех людей.

2. Распределение способностей в обществе происходит с точки зрения отклонения от средней величины, и это отклонение детерминируется наследственными факторами: в общем количестве людей всегда большая часть имеет средний уровень способностей, а меньшая часть - высокий.

3. На развитие индивидуальных способностей человека не влияют среда, воспитание, культура и общество в целом. Существу ют только врожденное стремление к науке, выдержка, упорство, сила духа, здоровье индивида, данная от рождения независимость в суждениях и др.

4. Использование различных методов экспериментального исследования: анкетирование (опрос выдающихся людей Англии), биографический метод (изучение их биографий), измерение физических данных испытуемого и его сенсомоторных качеств, статистические методы для точного подсчета результатов, тесты для оценки ума.

Историческое значение теории Гальтона:

1. Была поставлена проблема генетических предпосылок умственного развития и статистических методов их исследования.

2. Введение методов вариационной статистики (метод исчисления корреляции через переменные), что обусловило дальнейшее создание многих ценных математических методик и возникновение метода факторного анализа.

3. Использование тестов положило начало науке психотехники и широкому использованию методов тестирования в других областях психологического знания.

Гальтон расширил спектр своих исследований, обратившись, в частности, к анализу отпечатков пальцев. На основе изучения обширного эмпирического материала он пришел к выводу, что пальцевые узоры не меняются в течение всей жизни человека, их разнообразие достаточно велико и каждый человек отличается по узорам своих десяти пальцев от всякого другого человека, эти узоры можно классифицировать. Этим Гальтон создал новую науку - дактилоскопию, по сей день составляющую важный компонент криминалистической экспертизы.

Немногие идеи за последние 120 лет причинили человечеству больший вред, чем идеи сэра Френсиса Гальтона. Гальтон стал основоположником евгеники - эволюционистской псевдонауки, в основе которой лежит теория о выживании наиболее приспособленных особей. В Германии правительство Гитлера в 1933 году издало указ о принудительной стерилизации не только узников тюрем и пациентов больниц, но всех немецких граждан с «нежелательными» признаками. Так Гитлер хотел оградить «высшую арийскую расу» от «загрязнения» вследствие смешанных браков.

 

Биологические факторы.

В психогенетических исследованиях рассматривается один из аспектов общей проблемы «биологическое— социальное», который может быть обозначен как «генотипическое—средовое»; под генотипом понимается набор генов индивида, понятие «среда» включает в себя все факторы негенетической природы, влияющие на индивида.

Психогенетика (в англоязычной литературе традиционно используется название behavioral genetics — «генетика поведения») сформировалась как междисциплинарная область знаний, в качестве предмета которой выступают наследственные и средовые детерминанты вариативности психологических и психофизиологических функций человека. На современном этапе развития большинство психогенетических исследований нацелено как на определение относительного вклада генетических и средовых факторов в формирование индивидуально-психологических различий, так и на изучение возможных механизмов, опосредующих генетические и средовые влияния на формирование разноуровневых свойств психики.

В свою очередь, для изучения механизмов средового влияния применяются две основные исследовательские стратегии. Первая состоит в оценке способностей детей, оказавшихся в различных средовых (в первую очередь семейных) условиях. Вторая исследовательская стратегия предполагает формирующий эксперимент, с помощью которого оценивается, какие внешние условия приводят к когнитивному прогрессу ребенка. При обеих схемах в качестве независимой переменной выступают особенности среды, а в качестве зависимой переменной - показатели тестов интеллекта и креативности или успехи в реальной творческой жизни.

Свою модель стадий человеческого развития Эриксон называл эпигенетической (epigenetic model). Эта модель - первая психологическая теория, детально описывающая цикл человеческой жизни: детство, зрелость и старость. По Эриксону, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Понятие эпигенез подразумевает, что каждый элемент развивается над остальными частями. "Эпи" означает "над", а "генезис" - рождение (греч.). Модель Эриксона по структуре напоминает эмбриональное развитие, при котором возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей.

Все органы живого существа и их системы развиваются в определенные периоды времени и в заданной последовательности. Эриксон поясняет эпигенетический принцип так: "Все, что растет, имеет почву, из этой почвы поднимаются отдельные части, каждая из которых имеет свой срок роста, пока все части не поднимутся и не образуют единое функциональное целое".

Биологические факторы оказывают влияние на эволюцию человека. Развитие человека исторически не могло происходить оторвано от окружающей действительности. На этот процесс влияли биологические факторы эволюции человека, такие же, как и влияли на остальную живую природу. Однако исследования показывают, что только биологических факторов явно недостаточно для антропогенеза, требовались еще и социальные факторы.

Ранние этапы эволюции человека характеризуются преобладанием биологических факторов. Решающим значением обладал природный отбор особей, обладающих лучшей приспособляемостью к постоянно меняющимся условиям среды обитания.

Социальные факторы

Первоначально вопрос о детерминации развития человека был поставлен в философии. Традиционно выделяют биологические и социальные факторы развития человека как вида и индивида.

Действительно, с одной стороны, такие процессы, как дыхание, питание, размножение, ставят человека в один ряд с другими представителями царства животных и являются биологическими (природными, врожденными). С другой стороны, речь, промышленность, сложные общественные процессы, абстрактное мышление принципиальным образом отличают нас от всех остальных живых существ. Естественно, ученые давно задумались над вопросом об отнесении человека к какой-либо из существующих категорий. Биолог скажет, что человек — всего лишь один из представителей отряда приматов. Философ возмутится такой постановкой вопроса и потребует, чтобы биолог научил самую умную обезьяну, например, разговаривать. Примерно таким образом на протяжении нескольких последних столетий спорили друг с другом представители двух непримиримых направлений в науке —«биологизаторы» и «социологизаторы».

У истоков этих двух направлений в науке стояли, соответственно, французский философ Р. Декарт и его английский коллега и оппонент Дж. Локк. Первый сформулировал положение, в соответствии с которым человек появляется на свет с врожденными идеями, которые являются источником подлинного знания. Второй стремился доказать, что душа ребенка подобна «чистой доске», следовательно, в развитии человека решающую роль играет воспитание.

Антропогенез - развитие человека как вида.

На первый взгляд, может показаться, что обсуждаемая проблема носит чисто умозрительный, теоретический характер. Однако во все времена в жизни любого человека биологические особенности имели огромное значение. Достаточно вспомнить хотя бы жесткий отбор новорожденных в древней Спарте. Не меньшую роль играли биологические особенности и в истории человечества, в целом — подавляющее большинство войн носило национальный, а значит в немалой степени биологический характер. В основе расовой дискриминации в Америке, ЮАР, Австралии опять же лежали биологические признаки. С развитием цивилизации более важную роль начинают играть социальные признаки. Это может проявляться, например, в жесткой обусловленности жизненного пути ребенка социальным статусом его родителей.

Только в прошлом веке началось интенсивное изучение индивидуальных особенностей человека, что в основном было связано с развитием промышленности и науки. Знания, накопленные в этой области, стали использоваться в общественной практике. Были разработаны системы профессионального отбора, основанные па индивидуальных особенностях. А в США чрезмерное увлечение идеями измерения интеллекта (IQ) привело к тому, что в 1924-1972 гг. по решению Верховного суда 7501 граждан этой страны с низкими показателями IQ были подвергнуты принудительной стерилизации. Таким образом, вопрос о биологических и социальных факторах формирования психики имеет не только научное, но и практическое значение.

 

Реактивный тип

Эти дети выглядят исключительно деятельными (их и называют гиперактивными), но фактически - это двигательная расторможенность, вынужденная, неуправляемая реактивность, сочетающаяся с повышенной возбудимостью, переключаемостью и утомляемостью.

 

Ригидный тип

Обычно дети этого типа хорошо видны по внешним поведенческим признакам (замедленность действий, речи, реакций...), но их необходимо отличать от "нормально ригидных". Это можно сделать с помощью теста Тулуз-Пьерона. Иногда поведение ригидных детей не выглядит "тормозным", но их интеллектуальная деятельность всегда характеризуется замедленной врабатываемостью и плохой переключаемостью. Память у детей этого типа обычно бывает в норме.

Активный тип

По внешним поведенческим проявлениям дети, относящиеся к активному типу, могут быть похожи на неорганизованных, импульсивных, увлекающихся детей без ММД. Они активно включаются в деятельность, но работают недолго.

Субнормальный тип

В поведении дети этой группы не отличаются чем-то особенным.Дети этой группы также повышенно утомляемы, хотя с помощью волевого самоконтроля могут несколько корректировать свою деятельность. Объем оперативной памяти и мышления у них мал, произвольное внимание развито слабо, при этом интеллект, как правило, не страдает.

Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации их деятельности нужно максимально учитывать и обходить их дефект.

Педагогов, психологов и родителей. Попытки тренировать внимание, память и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, так как при этом силы ребенка тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга.

Организация работы с детьми с ММД:

1. Только индивидуальные занятия со взрослым.

2. Занятия д б подстроены под личный темп ребенка и особ-ти его внимания (непродолжит + отдых).

3. Не перегружать ребенка.

4. Недопустимо переутомление.

5. Строгое соблюдение режима дня.

6. Не загружать те ф-ции, которые пострадали, чтобы стимулировать их развитие.

 

 

Определение и соотношение понятий способности, одаренность, талант, гениальность на протяжении истории человечества и на современном этапе развития.

Античный период:

Под гениальностью понимается божественный дар.

Выделились различные способности: способность к науке, к искусству, к гос. делам, военному делу.

Талант – была единица измерения золота. Потом пытались талантами мерить степень гениальности.

В античности под гениальным человеком понимался человек искусства.

Эпоха возрождения:

Гениальность по-прежнему понималась как нечто божественное, но при этом появлялись и другие концепции. Гений – энциклопедист, знания в различных сферах. Появились серьезные исследования по способностям.

Хуан Уарте – теория способностей. Только способные люди могут вывести страну из хауса. Он изучал индивидуальные различия в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора. Он выделял 3 вида дарований: фантазия или воображение; память; интеллект.

Классицизм:

Эпоха Просвещения, заключающаяся в том, что нет никакого дара, ни божественного, ни врожденного, вообще не существует.

Социум определяет гениальность – Дж. Локк – человек рождается “чистой доской”. Противоположная – концепция врожденных идей – Декарт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.028 с.)