Подбор, изучение литературы и составление списка литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор, изучение литературы и составление списка литературы



После выбора темы можно приступить к подбору необходимой литературы и согласованию плана работы с научным руководителем. Литература, необходимая для выполнения курсовой работы, подбирается студентами самостоятельно с использованием фондов библиотеки филиала Университета, а также фондов иных научных библиотек.

Изучение литературы по выбранной теме целесообразно начинать с

просмотра нескольких учебников по дисциплине. Это позволит получить

общее представление о вопросах исследования. Для полного и правильного

раскрытия содержания избранной темы необходимо также: изучить научные работы по данной проблеме отечественных и зарубежных ученных; собрать статистические данные, публикуемые в периодической печати и статических сборниках.

Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство

с тремя группами источников.

1. Официальные документы – это Конституция Российской Федерации, законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации и т.п.

2. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

- учебная литература: учебники, учебные пособия и т.д.;

- монографии, коллективные работы, сборники трудов, различные

справочники, энциклопедии.

3.Статьи из периодических изданий: Именно в этой группе в основном содержатся новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные

- журнальные и газетные статьи, аналитические и статистические материалы, и т.п.

4. Интернет-ресурсы.

Чтение монографий и статей нужно начинать в порядке, обратном

хронологическому, т.е. вначале целесообразно изучить самые свежие

публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.

Помимо книг и статей следует пользоваться экономическими энциклопедиями, словарями и статистическими справочниками.

Не нужно заимствовать текст из источников дословно. Механическое списывание опубликованных работ не принесет удовлетворительной оценки.

Недопустимо написание работы только на основе учебной литературы. Важно привлечь более широкий круг литературы, в том числе и статьи на иностранных языках, так как от использования различных источников будет зависеть качество курсовой работы.

При первоначальном знакомстве с книгой надо познакомиться с

оглавлением, прочесть аннотацию, предисловие. Полезно также пролистать ее, бегло просмотреть текст, рассмотреть иллюстрации, таблицы, диаграммы, приложения, научно-справочный аппарат.

Подобранную литературу вначале необходимо детально просмотреть и

на основании собранных материалов составить предварительный план

курсовой работы, который в дальнейшем по мере работы над литературой будет уточняться и дополняться.

При поиске по периодическим изданиям рекомендуется воспользоваться журналами, близкими к проблемам курсовой работы. В последних номерах года, как правило, печатаются полные списки всех статей, опубликованных в журнале в течение года. На основании этого списка студент может выбрать наиболее для него интересные, и уже потом подбирать соответствующие номера журналов. Можно расширить поиск на основе уже подобранных книг. При работе с различными публикациями студентам рекомендуется обращать внимание на сноски и библиографические списки, приводимые в них. Это поможет расширить круг поиска и даст информацию о дополнительных источниках.

Существенно облегчает подбор новой литературы, поступившей в

библиотеку университета, электронный каталог изданий. Для этого можно использовать два пути поиска, набрав на компьютере: ключевые слова, связанные с избранной темой курсовой работы, если студент еще не знаком с авторами, занимающимися данной проблемой. Например, если тема курсовой работы «Особенности государственного регулирования занятости в России», то в качестве ключевых слов могут быть использованы следующие: «занятость», «государственное регулирование», «безработица», «рынок труда», «политика занятости» и т.п. фамилию автора (монографии, журнальной статьи). Очевидно, что данный способ возможен только, если студенту уже известны одна или несколько фамилий исследователей, занимающихся смежной тематикой. Информацию об этом студент, в свою очередь, может получить благодаря первому этапу поиска (работе с предметным каталогом) и/или рекомендациям научного руководителя.

Важнейшее требование, предъявляемое к курсовой работе – самостоятельность. Студент обязан в процессе работы над темой выработать самостоятельное суждение об изучаемой проблеме, с точки зрения уже открытых в экономической науке истин, и выразить самостоятельно в тексте работы эти суждения. Чтобы хорошо понять книгу, статью, читать её надо внимательно, вдумчиво, стараться выявить существенное.

Практика показывает, что большинство студентов, имея хорошие

начальные навыки работы с первоисточниками, всё же не умеют в короткий

срок извлечь требуемую информацию из большого объёма. Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. В издании

изучаются: заглавие, фамилия автора, наименование издательства (или

учреждения, выпустившего книгу), время издания, количество изданий

(первое, второе и т.д.), аннотация, оглавление, введение или предисловие, справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.), иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах. При необходимости материалы могут быть

выписаны или ксерокопированы.

Основным методом изучения литературы является конспектирование представляющих интерес материалов. В последующем законспектированный материал редактируется и создаётся отдельный фрагмент будущей работы, представляющий собой связное и сжатое изложение обработанного материала. При использовании средств компьютерной техники

целесообразно конспектировать путём набора материала в одном из

текстовых редакторов с указанием ссылок и соблюдением того формата,

который требуется при оформлении работы. Если по данной проблеме в экономической литературе ведутся дискуссии, то необходимо конкретно определить точку зрения автора изучаемой работы и определить свое отношение к дискуссионному вопросу.

Конспект можно составлять в следующих формах:

- тезисы (сжатое изложение основных идей прочитанного материала);

- аннотации (очень краткое изложение содержания прочитанной работы);

- резюме (краткая оценка прочитанного);

развернутый конспект.

В конспект следует включать наиболее важные факты, примеры, определения, статистические данные, содержащиеся в изучаемой литературе. Источниками статистических данных могут быть общие и отраслевые статистические сборники и справочники. Дополнительные данные можно найти в периодической печати, в публикациях интернет-изданий. В конспекте не забывайте указывать названия источника, издательство, год издания, номера журналов (для журнальных статей), страницы. На основе этих записей следует

делать в сносках ссылки на источники информации.

При ссылке на книгу (статью, документ) в тексте сноски указываются

ее полные библиографические данные и номер соответствующей страницы.

Из всех возможных вариантов оформления сносок наиболее простым является вариант постраничных сносок со сквозной нумерацией. Во-первых, постраничные сноски, особенно в случае смысловых ссылок, существенно удобнее для чтения и работы с текстом. Во-вторых, при внесении изменений и дополнений при работе над текстом курсовой работы оформленные таким образом сноски практически «застрахованы» от сбоя в нумерации. Данное обстоятельство существенно облегчает студенту работу над текстом и экономит время. Современные текстовые редакторы Microsoft Word позволяют без труда устанавливать в автоматическом режиме сноски такого вида.

Список литературы начинается с названий официальных документов (законов, указов, постановлений), далее указываются монографии и книги в алфавитном порядке авторов или названий работ; затем в алфавитном порядке указываются статьи из журналов, газет, справочники, энциклопедии, словари, статистические сборники.

В список нужно включать не только те произведения, на которые делались ссылки в курсовой работе, но и те, с которыми студент знакомился в процессе написания работы и которые помогли ему в понимании тех или иных положений рассматриваемой проблемы.

В список Интернет-источников включаются адреса сайтов, на которых

найдена информация по проблемам микро- и макроэкономики, экономической политики государства в различных странах мира, а также статистические данные, касающиеся важнейших показателей экономической конъектуры. При использовании материалов из Интернет-источников следует указывать Ф.И.О. автора, название, дату публикации работы и сайт. Образец оформления списка литературы приведен в Приложении № 10.

6. Структура, содержание и объём курсовой работы

Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Следует помнить, что современная экономическая наука в качестве метода исследования использует экономико-математическое моделирование, функциональный анализ. Поэтому существующие в экономике зависимости следует иллюстрировать с помощью графиков, функций, таблиц. Факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте, при этом в работе нет необходимости давать всестороннее описание истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов, важно чтобы эти данные только помогали логически последовательно и четко раскрывать содержание выбранной темы.

По многим проблемам экономической теории (микроэкономика, макроэкономика) и МЭО и финансов, специалисты имеют разные точки зрения, по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. Если в курсовой работе рассматривается спорный вопрос, то студенту необходимо изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме, дать их критический разбор и на основе изученной экономической литературы определить свою точку зрения по спорному вопросу и аргументировать ее. Это придаст работе полемический, творческий, дискуссионный характер.

Работу над текстом можно отнести к наиболее сложному и ответственному этапу подготовки курсовой работы. На этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала.

Каким образом следует излагать материал в основной части курсовой работы?

Текст научной работы отличается от любого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике изучаемой проблемы. Существуют следующие общие принципы представления материала.

1. От частного к общему. Данный принцип предполагает изложение конкретного материала, который затем обобщается. Нередко у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. В таком случае целесообразно привести высказывания нескольких авторов, стоящих на

различных позициях. Затем следует попытаться дать аргументированное изложение собственного понимания данного вопроса.

2. От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются.

3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы.

Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любой научной работы является доказательность высказываемых утверждений. Утверждения, приводимые в курсовой работе, необходимо обосновать, подкрепить цифрами, фактами или цитатами. При этом важно соблюдать «ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ» и не перегружать работу изобилием цифр. Они должны приводиться с большим ограничением.

Человеческое сознание не может одновременно воспринимать более чем 7 (+ –) 2 цифр. Следует избегать простого перечисления чисел. Их лучше сгруппировать, проклассифицировать и представить в виде графика или диаграммы. Их можно давать как в тексте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в качестве приложения.

Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его самостоятельному изложению, допуская и использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора курсовой, а не носить характер сплошного текста. Злоупотребление цитатами, которые соединяются отдельными фразами и образуют часто большую часть текста курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы. Подобные работы оцениваются на «неудовлетворительно».

Общая оценка за курсовую работу зависит в том числе от корректности

цитирования и оформления цитат (см. Приложение №6).

Большие статистические материалы и цифровые данные для наглядности лучше подвергнуть обработке и свести в таблицы, диаграммы и графики,

которые целесообразно поместить в приложения к работе.

Составление Плана (содержание). После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить предварительный план. Предварительно

составленный вариант плана курсовой работы согласовывается с научным руководителем.

План курсовой работы должен содержать следующие структурные элементы в нижеприведенном порядке их расположения:

Содержание

Введение.

Основная часть работы (2-3 главы).

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение (если это необходимо).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.019 с.)