Музыкальная культура и музыкальное искусство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальная культура и музыкальное искусство



Музыкальная культура – это вся совокупность музыкальных произведений вне их художественной ценности, сюда же входит система социальных институтов (музыкальное обращение, музыкальная критика, музыкальное книгопечатание, музыкальные студии, музыкальный шоу-бизнес).

Музыкальное искусство – совокупность музыкальных произведений, созданных в истории человечества и обладающих художественными достоинствами.

Музыкальное искусство – часть музыкальной культуры.

Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства:

1. Музыкальная культура масштабнее, обширнее.

2. Музыкальная культура не должна вовсе обладать художественными достоинствами, в ней есть вульгарное, агрессивное.

3. для восприятия музыкального искусства требуется подготовленная аудитория.

4. Музыкальное искусство не требует своего значения в искусстве, оно современно всегда, а в музыкальной культуре ценно только самое новое.

5. При совершенстве форм в музыкальном искусстве воплощен духовный опыт человечества в высокохудожественной форме (добро, зло, патриотизм, красота, любовь)

Виды музыкального искусства:

- фольклор,

- культовая (духовная) музыка,

- камерная музыка,

- концертно-академическая музыка,

- городская бытовая музыка,

- эстрада,

- джаз,

- рок-музыка.

 

Каждый из видов формировался в разное время, в разные культурные ситуации, к нему были причастны различные социальные группы, у каждого была разная история развития.


Виды музыкального искусства Период формирования   Характеристика и основные особенности   Жанры
1. Фольклор – устное народное творчество, отражающее быт, историю, стремление народа. Складывается на основе художественных традиций многих поколений 2000 лет до н.э. Процесс его возникновения восстановить трудно из-за отсутствия материалов того времени   · Актуален для деревни, села. · Не требует профессионализма. · Передается по слуху, из уст в уста, обогащаясь и видоизменяясь (в различных районах страны могут сосуществовать разные варианты одного и того же навыка). · Авторы неизвестны. Это творчески одаренные представители народа. · Музыкальные инструменты: рожки, свирели гусли, гудки, гармонь. · Включает песенное и инструментальное творчество народа (народная песня - основная область музыкального фольклора) · Фольклористика - наука, занимающаяся собиранием и изучением музыкальных богатств, накопленных народом. Использует 2 пути: 1) обращается к помощи других наук, изучающих древнее общество; 2) пользуется сравнительно-историческим методом изучения - сопоставление фольклора различных народов. · Современный фольклор Н. Бабкина, Н, Кадышева, Л. Рюмина, ансамбль «Русская песня».   · Отличается исключительным богатством жанров. · Исторические песни: - повествовательность, - сюжет, - большое число слогов, - отсутствие распева. · Песнь о Степане Разине. · Былины: - нараспев. · Баллады: - семейные, - бытовые, - любовные темы. · Протяжные лирические: - соло или хором, - любовные, бытовые - крестьянские, солдатские. · Игровые, хороводные, плясовые: - быстрый темп, - хореографическое и драматизированное сопровождение: «Гори, гори ясно», «Ах вы, сени». · Частушки - рифмованные песенки, состоящие из 4 строк, - используются под гармонь, баян, балалайку, иногда без сопровождения.
      · Инструментальный фольклор: - наигрыши, - танцевальная музыка.
2. Культовая (духовная) музыка. Музыка, связанная, с религиозным культом, т.е. религиозного характера и предназначения, для исполнения во время церковной службы или в быту. Учитывая большое влияние хоровой музыки на людей, церковь отводит ей значительную роль в религиозных обрядах Возникла в 607 г. в Европе с созданием Григорианского хорала · Главным образом, хоровая музыка многоголосная, для исполнения певческим коллективом. · Несет религиозное содержание. · Эмоциональное воздействие музыкального искусства использовалось церковью для привлечения людей в храмы, для насаждения религиозных идей и представлений. В каждой церкви - православной, католической, протестанской - сложились свои принципы музыкального оформления богослужения. · Медленные темпы, поступенное движение. · Отсутствие ритмических контрастов. · Многоголосие. · Поются а капелла или в сопровождении органа Католическая церковь: Григорианский хорал (на латинском языке), месса, реквием, псалмы, магнификат («Торжественная месса» Бетховена, «Страсти по Матфею» Баха, реквием Моцарта). Православная церковь: знаменный роспев (на церковно­славянском языке без инструментального сопровождения во время обедни, венчания, молебна). Протестанская церковь; Оратория, кантата, мотет. Осмогласие (Чайковский «Зимнее размышление»)
3. Камерная музыка Возникла в XI в во Франции (в XYI в. камерной музыкой называли светскую музыку, противопоставляя ее церковной. А с XIX в камерная музыка вышла на большие концертные подмостки). · Предназначена для исполнения в небольшом помещении (от итал. camera - комната). · Сочинения для избранно-интеллигентной публики. · Небольшой состав исполнителей Вокальная музыка: романс, серенада, вокализ. Инструментальная музыка: дуэт, трио, квартет, квинтет
4. Концертно-академическая музыка   • Возникла с появлением первых консерваторий (консерватория - это высшее музыкальное профессиональное заведение; первые консерватории были открыты с конца XYI в. в Италии и в России в; 1862 г. в Санкт-Петербурге), с появлением филармоний (филармония – это специально оборудованное помещение со встроенной акустикой, системой для проведения публичных концертов или организация, ставящая целью пропаганду музыкальных произведений и исполнительского мастерства). Развивалась в крупных столичных центрах в условиях экономического благосостояния буржуазии, т.е. связана с развитием промышленного капитализма · Высокое мастерство, идейность, признание народом (классика). · Единство формы и содержания. · Музыка считается образцовой Балет. Сложился на протяжении XYI-ХТХ вв. Главные составные часта балета: музыка и хореография, сценарии (либретто) и художественное оформление. В танце раскрывается содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения, поступки. Декорации, костюмы воссоздают время и место действия, атмосферу, в которой происходят события. Советская балетная школа сформировала специалистов высокого класса (Г. Уланова, О. Лепешинская, М. Плисецкая, Е. Максимова, М. Лиепа, В. Васильев). Международные фестивали, гастроли. Опера. Возникла в конце XYI в. в Италии. В России первые оперы появились в 70 гг. XYIII в. Глинка «Иван Сусанин» (1836), Чайковский-11 опер. Включает различные исполнительские компоненты - оркестровые эпизоды, массовые сцены, хоры, арии, речитативы и др. Симфония - сочинение для оркестра (греч. - созвучие). Классический вид приобрела с конца XYIII века, Состоит из 4 контрастных частей
5. Городская бытовая музыка   Возникла в XIII-XIY вв.   · Песни о повседневных событиях жизни (ваганты, жонглеры, шарманщики). Сейчас носители - барды. · Не требуется профессионального владения инструментом, голосом. · Узкий круг слушателей. · Доверительность подачи музыкального; материала. · Серьезность поэтического текста. Бардовские песни (Б. Окуджава, Ю. Ким, Ю. Визбор, О. Митяев, В. Беркоский) Французский шансон (Ш. Азнавур)
6. Эстрада   Искусство эстрады развивалось в мюзикл -холлах, которые выросли из народных таверен. Для привлечения посетителей туда приглашали оркестры, хоры. Первые мюзикл-холлы были созданы в Лондоне в середине ХГХ в. Здесь впервые появились конферансье. Эстрада России уходит корнями в крестьянский и городской фольклор, в творчество скоморохов · Главная цель - получение удовольствия (к середине ХГХ в. - кризис оперного жанра). · Прямое обращение артистов к зрительному залу. · Строится преимущественно на современном, злободневном материале     Эстрадная песня, мюзиклы, танцы (народные, акробатические, эксцентрические). Эстрадные оркестры, ВИА, музыканты-солисты.  
7. Джаз   Возник в конце XIX в. в США с появлением первых джаз-оркестров: Заимствован из негритянской народной музыки. В России джаз получил распространение с середины 20-х гг. (Утесов)   · Определяющую роль играет импровизация (не записывается нотами). · Сложная ритмическая структура. · Повышенная эмоциональность исполнения. · Грубоватый тембр звучания. · В джазе музыку не исполняют, а творят · Композиторы: Д. Гершвин, Э. Эллингтон. Исполнители: Э. Фицджеральд, Л. Утесов, О.Лундстрем, Л. Армстронг. Жанры: - фокстрот, - блюз, - чарльстон, - рок-н-ролл, - танго, - рэгтайм, - диксиленд, - - джаз-оперы («Порги и Бесс» Д. Гершвина)
«Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз» (Луи Армстронг)
8 Рок-музыка   Возникла в 50-х гг. XX в. Имеет англо­-американское происхождение   · Специфическая одежда исполнителей (джинсы, большие ботинки), прическа, манеры поведения, макияж. · Носители - ограниченная молодежная среда. · Сложное содержание. · Необычные, жесткие ритмы, гармонии, тяжелое звучание гитар «Аквариум», Элвис Пресли, «Кофе», «Алиса», «Пинк-Флойд», «Санкт-Петербург», В.Кузьмин Жанры: - поп-рок, - арт-рок, - тяжелый рок, - хард-рок, - металл-рок, - трик-рок, - панк-рок, -, - рок-оперы («Юнона и Авось», «Иисус - суперзвезда»)

 


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Что такое музыкальное искусство?

2. Чем отличается музыкальная культура от музыкального искусства?

3. Что такое музыкальная культура?

4. Перечислите виды музыкального искусства.

5. Что такое фольклор?

6. Назовите основные особенности фольклора.

7. Назовите жанры фольклора?

8. Каких современных исполнителей фольклора вы знаете?

9. Что такое культовая (духовная) музыка?

10. Назовите жанры культовой музыки.

11. Назовите основные особенности культовой музыки.

12. Что такое камерная музыка?

13. Назовите жанры камерной музыки.

14. Дайте характеристику концертно-академической музыке.

15. Назовите основные жанры концертно-академической музыки.

16. Дайте характеристику городской бытовой музыке.

17. Каких советских и российских бардов вы знаете?

18. Назовите основные особенности эстрады.

19. Назовите основные особенности джаза.

20. Назовите жанры джаза.

21. Дайте характеристику рок-музыке.

22. Назовите основные жанры рока.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Прослушайте классическое произведение (на выбор), выявите средства музы­кальной выразительности.

2. Прослушайте произведения эстрады, рока или джаза (на выбор), выявите сред­ства музыкальной выразительности.

3. Подберите музыкальные произведения, распределите их по жанрам.

4. Проанализируйте произведения, относящиеся к различным видам музыкального искусства.

 

Литература

1) Возьмемся за руки, друзья: Рассказы об авторской песне /Сост. Л.П. Беленький. - М., 1990.

2) Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. - М., 2006.

3) Качан М.С. Морфология искусства. - М., 1972.

4) Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. - М., 1987.

5) Психология музыкальной деятельности: теория и практика /Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В.Тарасова. - М., 2006.

6) Русская песенная лирика/Сост. В.И.Анисимов, А.А. Делищев. - М., 1992.

7) Энциклопедический словарь юного музыканта /Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. - М., 1985.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 6264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.024 с.)