Вопрос 1. Государственное регулирование: сущность, основные регуляторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Государственное регулирование: сущность, основные регуляторы



Вопрос 2. Государство как хозяйствующий субъект

Государство в экономике может выступать не только в качестве регулирующей силы, оно может действовать и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный сектор комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам. Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

- несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

- самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

- юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

В России в соответствии с постановлением правительства от 4 января 1999 г. «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» в состав государственного сектора экономики входят: государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, акционерные общества, в уставном капитале которых контролирующий пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности (федеральной или субфедеральной). Основой такой классификации является функционально-управленческий принцип, т.е. в состав государственного сектора включаются только те хозяйственные объекты, функционирование и развитие которых полностью определяется и контролируется государством.

В развитых странах в государственный сектор вовлекается от 30% до 60% ресурсов экономики в зависимости от национальных традиций, структурных и других факторов. Данные показывают, что государственный сектор вполне сопоставим по масштабам с частным, тогда как при более низком уровне развития один из секторов занимает явно доминирующие позиции.

 

Вопрос 3. Экономическая роль и функции современного государства

Вопрос 4. Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты

Макроэкономическое государственное регулирование экономики включает в себя две составляющие:

1. Денежно-кредитную политику;

2. Бюджетно-налоговую политику государства (фискальную политику).

Денежно–кредитная политика

– это совокупность инструментов (мероприятий) государственного регулирования экономики.

- это комплекс мер, используемых финансовыми властями страны для достижения преследуемых ими денежных целей (сокращение или увеличение денежной массы в стране) и воздействующих на количество денег, находящихся в обращении. Она направлена на стабилизацию экономического роста, снижение безработицы и инфляции.

Политика может быть стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая денежно-кредитная политика – это политика, направленная на увеличение денежной массы.

Сдерживающая денежно-кредитная политика – это политика, направленная на сокращение денежной массы.

Денежно-кредитную политику проводит ЦБ РФ. ЦБ имеет в своем распоряжении четыре инструмента для регулирования денежной массы:

1. Изменение нормы обязательного резервирования вкладов (rr);

2. Изменение ставки рефинансирования (учетной ставки);

3. Операции на открытом рынке;

4. Эмиссия и принудительное изъятие денег из обращения.

 

 

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке – это операции ЦБ по купле-продаже гос. облигаций (долговых обязательств Правительства) на вторичном рынке. Выполняя функцию банкира Правительства, ЦБ выдает Правительству ссуды и поэтому является крупным держателем гос. облигаций. Эти облигации используются ЦБ на вторичном рынке (покупаются, продаются).

При покупке пакета государственных ценных бумаг ЦБ увеличивает на них совокупный спрос. В результате текущая рыночная цена этих облигаций увеличивается, население начинает продавать имеющиеся у него облигации ЦБ. Расплачиваясь с населением, ЦБ увеличивает величину наличных денег (кассовых остатков) в экономике. Полученные деньги население частично оставляет в обращении в виде кассовых остатков, частично вносит на счета до востребования в банки. Рост избыточных резервов коммерческих банков позволит им увеличить объем выдаваемых ссуд и вызовет мультипликационное расширение вкладов, а, следовательно – рост денежной массы. Денежная база в результате увеличивается на величину рыночной стоимости купленного пакета государственных ценных бумаг.

При продаже дополнительного пакета государственных ценных бумаг ЦБ тем самым увеличивает совокупное предложение облигаций. При этом текущая рыночная цена данных облигаций снижается, а их текущая доходность увеличивается. Население начинает скупать облигации. За приобретенные ценные бумаги население частично расплачивается из своих кассовых остатков, а частично – деньгами, снятыми со счетов до востребования в коммерческих банках. Полученные ЦБ деньги выводятся им из обращения. Таким образом, величина денежной базы уменьшается на величину рыночной стоимости проданного пакета государственных ценных бумаг, а избыточные резервы коммерческих банков сокращаются, что приводит к уменьшению объемов выдаваемых ими ссуд и вызывает мультипликационное сжатие денежной массы.

 

 

Вопрос 1. Государственное регулирование: сущность, основные регуляторы

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – правовых, административных и экономических регуляторов.

Административно-правовое регулирование проявляется в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне федерации, регионов, а также местных (муниципальных) органов.

Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования.

Таблица 2 - Виды регуляторов в сфере сервиса (фрагмент)

Правовые регуляторы 1. Нормативно – правовое регулирование сферы сервиса (разработка и введение в действие законодательных и нормативных актов). 2. Правовое регулирование деятельности организаций сферы сервиса. 2.1.Органы управления государственных (муниципальных) учреждений: - в бюджетных учреждениях руководитель, могут быть совещательные органы и органы самоуправления; - в автономных учреждениях наблюдательный совет, руководитель, иные органы; - в казенных учреждениях руководитель, могут быть совещательные органы и органы самоуправления.
Экономические регуляторы 1.Бюджетно - налоговая политика. 2. Денежно – кредитная политика. 3. Амортизационная политика. 4. Национальные проекты в сфере услуг/сервиса. 5. Целевые программы в сфере сервиса. 6. Регулирование финансово – хозяйственной деятельности организаций государственного сектора, в том числе: порядок финансового обеспечения государственных (муниципаль-ных) учреждений: - бюджетные и автономные учреждения финансируются за счет субсидий (на выполнение государственного (муниципального) задания, на содержание недвижимого и особо ценного имущества; инвестиционные субсидии, иные цели); - казенные учреждения финансируются в соответствии с бюджетной сметой
Административные регуляторы 1. Административные регламенты оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере сервиса. 2. Лицензирование, сертификация. 3. Квотирование. 4. Запрет на свободную реализацию некоторых видов средств/услуг. 5. Контроль за соблюдением стандартов оказания услуг

 

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Рисунок 1 – Классификация экономических регуляторов

 

Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. (Подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен ниже).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.246.27 (0.011 с.)