Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
В сравнении со своими предшественниками Гайдном и Моцартом Бетховен вошел в историю музыки как мыслитель и изобретатель. До Бетховена композиторы не столько изобретали новые музыкальные темы, сколько обрабатывали на свой манер уже сложившиеся и ставшие привычными интонации. Бетховен же первым выдвинул концепцию темы как идеи, как носителя концентрированной образности. Он исключал из темы все, что мешает её целеустремленности. Бетховен высекал звуковой образ как скульптор. Творчество Бетховена сравнимо с творчеством Микеланджело. В этом смысле произведения Гайдна и Моцарта более декоративны, в них больше «общих слов и выражений». Бетховен жил в переломную эпоху крушения сословных феодальных предрассудков и перехода к новому общественному устройству. Он искренне верил, что своим творчеством способен приблизить «светлое будущее» для всего человечества. Бетховенская эпоха — это эпоха убежденных борцов за всеобщее счастье, за утверждение на практике идеалов всеобщей любви, равенства и братства. Эти социальные романтики готовы были пожертвовать ради счастья людей даже собственной жизнью. Время мелких лавочников ещё не наступило. От Бетховена были ещё были скрыты печальные результаты этой борьбы. Тогдашний Бетховен всем сердцем верил в счастливый и победоносный финал борьбы и утверждал его в своих симфониях. Ответ на вопрос «для кого писать?» Бетховену был очевиден: он пишет для всего человечества. Он знал своего адресата. Бетховен был уверен, что его музыка — социально полезное дело, что она рано или поздно будет иметь многомиллионную аудиторию. Именно с Бетховеном в музыкальное искусство вошла социальная проблематика. Бетховен создал в музыкальном искусстве свою тему — тему борьбы и победы. Композитор раскрыл в музыке психологию нового человека, освобожденного от феодальной зависимости. Герой музыки Бетховена готов отдать жизнь за свой народ, за его свободу. А. В. Луначарский так характеризовал творчество Бетховена: «Гений Бетховена получил толчок от Великой французской революции. В симфониях и сонатах Бетховена слышатся движения, глухой ропот, рёв, негодование толпы, в их напряжении — дух борьбы. Самая основа музыкальной эстетики Бетховена — это сознание глубокой и тяжелой горести бытия, подавляемого гнетом социальной несправедливости и равнодушной природы. И рядом с этим — сознание огромной возможности счастья, которое и представляет жизнь сама по себе. Отсюда необходимость борьбы, которая ведет через страдания к победе и радости».
* * * Бетховен написал 9 симфоний, 2 оркестровых увертюр, 5 фортепианных концертов, 32 сонаты для фортепиано и много мелких пьес для этого инструмента. У Бетховена есть и сценическая музыка: опера «Фиделио», балет «Творение Прометея», музыка к драме Гете «Эгмонт». Есть хоровые произведения и сольная вокальная лирика. Однако главное в творчестве Бетховена — симфонии и фортепианные сонаты. Бетховен первый в истории музыки поставил симфонию в один ряд с философией и литературой. Как Гегель в философии, так и Бетховен в музыке показал, что жизнь есть единство и борьба противоположностей. * * * Общепринятая периодизация жизни и творчества Великого Бетховена выглядит так: 1-й период — Боннский с 1770 по 1792 год, год окончательного переезда на постоянное жительство в Вену; 2-й период — «Ранне-Венский период» или первое венское десятилетие с 1792 по 1802 год, год преодоления жизненного кризиса, связанного с ранней глухотой композитора; 3-й период — «Центральный» с 1802 по 1812 год, десятилетия активнейшего творчества во всех музыкальных жанрах; общественное признание; 4-й период — «Поздний» с 1812 по 1825 год, полная глухота, одиночество, последние четыре сонаты, Девятая симфония с хором, тяжелая болезнь и смерть композитора. * * * Бетховен родился в 1770 году в немецком городке Бонне в семье музыканта. Его отец был певцом в придворной капелле, а дед служил там же капельмейстером. Родом он был из Голландии, отсюда приставка «ван» перед фамилией Бетховена. Отец будущего композитора был одаренным музыкантом, но легкомысленным человеком и любителем выпить. После смерти деда материальное положение семьи резко ухудшилось. Отец Бетховена Иоганн решил разбогатеть. Источником своих доходов он задумал сделать Людвига, превратив его в чудо-ребенка, вундеркинда. Отцу не давали покоя лавры юного Моцарта.
Как ни уродливы были методы музыкального воспитания, молодой Бетховен к 8 годам уже был пианистом, умел играть на скрипке и альте. Общеобразовательную школу он посещал лишь пять лет, он поверхностно выучился чтению, латыни и арифметике. До конца своих дней Бетховен испытывал острую нужду в элементарнейших знаниях — писал с орфографическими ошибками, а считать толком и не научился. Он навсегда сохранил наивное уважение к людям, овладевшим непостижимыми для него тайнами умножения и деления. С 12 лет Бетховен сделал музыку своей профессией. Каждый день он играл на органе в боннской церкви. У Бетховена появляется новый учитель. Встречу Бетховена с Кристианом Нефе в 1782 году можно считать счастливым событием тех лет. Прекрасный педагог, композитор и органист, Нефе сразу распознал в мальчике замечательного музыканта, сумел понять своеобразие его таланта. Нефе познакомил Бетховена с лучшими произведениями немецких композиторов Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, создав тем самым прочную основу для его самостоятельного творчества. Еще через два года Бетховена приняли на придворную службу в должности органиста. В 17 лет Бетховен решил отправиться в Вену и стать учеником Моцарта. Встреча двух великих музыкантов состоялась; Бетховен сумел произвести сильное впечатление на Моцарта, однако стать его учеником не смог в силу объективных обстоятельств: в Бонне смертельно заболела мать. Отец пил беспробудно. Бетховену предстояло взять на себя заботы по содержанию всего семейства — отца и двух маленьких братьев. Возвратившись в Бонн, Бетховен по совету К. Нефе записывается вольнослушателем в университет. Бетховену было 19 лет, когда в соседней Франции произошла революция, провозгласившая свободу, равенство и всечеловеческое братство. Действия восставшего народа против королевской власти и сословных предрассудков нашли в душе юного Бетховена горячий отклик. Он полон замыслов, провинциальный Бонн становится ему тесен. Встреча со всемирно знаменитым Гайдном, возвращавшимся из Англии в Вену, укрепила его в решении тоже ехать в Вену и стать учеником знаменитого маэстро.
* * * В Вене Бетховен сразу же добивается громкого и бесповоротного успеха как непревзойденный пианист-импровизатор. Все аристократические дома и салоны были к его услугам. Бетховена даже начинают сравнивать с Наполеоном. В Вене Бетховен продолжает свое музыкальное образование. Теорию и практику композиции он изучал у Гайдна, а сочинять театральную музыку Бетховена учил А. Сальери. Занятия с Гайдном продолжались совсем недолго. Учитель и ученик что называется «не сошлись характерами». Это были люди разных времен. Строгого Гайдна пугали не только политические взгляды ученика, но и весь характер его музыки. Вот как Гайдн отзывался о Бетховене: «Ваши вещи прекрасны, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам». В первое венское десятилетие (1792-1802) Бетховен очень интенсивно сочиняет. В эти годы он создает более 100 произведений в самых различных жанрах: 9 сонат для скрипки и фортепиано, 3 фортепианных концерта, музыку балета «Творение Прометея» — единственного у Бетховена, 17 фортепианных сонат, среди которых знаменитые «Патетическая» и «Лунная» и еще многое другое.
Восьмая «Патетическая» соната написана Бетховеном в 1798 году. Заглавие «Большая патетическая соната» принадлежит самому композитору. «Патетическая» означает «с приподнятым, возвышенным настроением». Соната была встречена современниками как необычно смелое сочинение. Характер фортепианной бетховенской музыки стал более значительным и глубоким. В 1801 году появляется Четырнадцатая фортепианная соната до-диез минор. Позже эту сонату назвали «Лунной» или, вернее, «Сонатой лунного света». Название сонаты придумал поэт-романтик Людвиг Рельштаб, друг композитора Ф. Шуберта. Случайно найденный живописный образ навсегда закрепился за сонатой, хотя и не вполне соответствовал ее содержанию. Соната посвящена итальянской графине Джульетте Гвиччарде, неразделенная любовь к которой оставила глубокий след в душе композитора. Джульетта была семнадцатилетней ученицей Бетховена. Денег за занятия с Джульеттой он не брал, и Джульетта дарила ему рубашки под тем предлогом, что она их собственноручно для него вышивала. Соната имеет авторский подзаголовок «Почти фантазия». Необычность сонаты в том, что она начинается медленной частью. В основе лежит тема, построенная на троекратном повторении одного звука — характерный для Бетховена прием. (Вспомним, что основной мотив Пятой симфонии Бетховена состоит из уже двух звуков). Драматургия этой необычной сонаты построена следующим образом: медленное начало (размышление, глубокая печаль) сменяется изысканной серединой (созерцание, наслаждение красотой мира), что в сопоставлении с первой частью рождает бурный драматический финал (порыв чувств, трагические образы судьбы). Наиболее известную первую часть этой сонаты можно было бы с полным правом назвать «первым ноктюрном XIX века». В 1800 году появляется Первая симфония Бетховена. Она — ровесница XIX века. Эта симфония уже вполне оригинальное сочинение юного Бетховена, со всеми типичными чертами стиля.
* * * Бетховен в зените славы. Он достиг почти всего, что хотел. Но здесь его настигает новое испытание — глухота. Бетховен в одном из писем сам признается, что «все было бы хорошо, кабы не болезнь! О, будь я избавлен от нее, я хотел бы обнять весь мир!» Первые признаки потери слуха относятся к 1797 году. Для композитора это был страшный удар. Он боялся ходить к врачам, так как подозревал, что болезнь неизлечима и угрожает полной потерей слуха. Но пойти все же пришлось. По предписанию врачей Бетховен почти полгода проводит в Гейлигенштадте — тихом местечке в предместье Вены. Именно там разыгрался самый жесткий в жизни Бетховена кризис.
Убедившись, что болезнь неизлечима, композитор решает уйти из жизни и в 1802 году в Гейлигенштадте пишет завещание. В нем он объясняет причины своего, к счастью, неосуществленного поступка. Бетховен обращается не к своим близким родственникам, а ко всему человечеству! Бетховен всегда считал себя Гражданином Мира. «О люди, считающие меня неприязненным мизантропом, как вы несправедливы ко мне! Вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. Мне недоставало духу сказать людям: говорите громко, кричите, ведь я глух. (...) Терпение — так зовется то, что отныне должно стать моим руководителем. У меня оно есть. (...) Уже в 32 года я вынужден быть философом. Это не так легко, а для артиста еще труднее, чем для кого-либо другого». Гигантским усилием воли Бетховен сумел преодолеть отчаяние и нашел в себе силы жить и сочинять музыку дальше. Из борьбы со своим недугом Бетховен вышел еще более сильной и целеустремленной личностью. Известны его слова: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила». Позже Бетховен писал: «Меня удержало только искусство. Мне казалось немыслимым покинуть этот свет раньше, чем я исполню все, к чему я чувствовал себя призванным». Музыкальным итогом этого жесточайшего кризиса стала Третья симфония («Героическая»), написанная в 1803 году. Свою новую грандиозную симфонию Бетховен хотел посвятить Наполеону Бонапарту, который казался композитору настоящим героем, предводителем народных масс. Но когда «генерал революции» провозгласил себя императором, Бетховен снял посвящение Бонапарту и вместо него написал лишь одно слово «Героическая». П. И. Чайковский высказывался в том смысле, что именно в Третьей симфонии впервые раскрылась вся необъятная и изумительная сила гения Бетховена. Симфония традиционно четырехчастная, но масштабы симфонии воспринимались современниками как неоправданно большие, а сама музыка как скучная и непонятная. Лишь годы спустя симфония начала находить своего слушателя, который вполне осознавал смысл этой гениальной симфонической музыки — как гимна стойкости человеческого духа, преодоление боли и отчаяния. * * * В зрелый период своего творчества Бетховен творил не столько исходя из эмоционального побуждения, сколько по зрелому рассуждению, по внутренней убежденности в необходимости его творчества всему человечеству. В бетховенском творчестве впервые мысль становится музыкой, а музыка — мыслью. В год премьеры «Героической» симфонии (1805) Бетховен сочиняет свою единственную героическую оперу «Фиделио». В основу ее легло подлинное событие — самоотверженный подвиг жены политического узника, спасшей его от гибели. Действие перенесено в Испанию ХVII века. В сюжете Бетховена привлекала идея героического подвига, прославление силы супружеской любви и мотив тираноборчества. Особого успеха опера не имела, Бетховену пришлось три раза переделывать её, чтобы удержать в репертуаре театра. Третья редакция оперы была поставлена в театре в мае 1814 года.
Пятая симфония наиболее популярная симфония композитора. Она закончена в 1808 году. Трудно представить себе, что она написана глухим композитором. В симфонии четыре части, и все четыре части пронизывает короткий волевой мотив из четырех нот. Сам композитор сказал о нем: «Так судьба стучится в дверь». Финал симфонии звучит торжественно и победно, как грандиозное праздничное шествие народа-победителя. Музыку к трагедии Гёте «Эгмонт» Бетховен закончил спустя два года после создания Пятой симфонии в 1810 году. Увертюра — первый из десяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. Многим симфоническим увертюрам Бетховена была присуща излюбленная авторская драматургическая концепция: «от мрака к свету, через борьбу — к победе!». Особенно ярко она выражена в знаменитой увертюре «Эгмонт» (1810) к одноименной трагедии Гёте и Пятой симфонии до минор (1808). События «Эгмонта» относятся к ХVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. В 1567 году восставшие победили, а в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость Нидерландов. Шестая «Пасторальная» симфония, сочиненная в 1808 году имеет авторский подзаголовок «Воспоминания о сельской жизни». Это программное сочинение. Симфония рисует различные состояния человеческой души, свободной от внутренних переживаний и борьбы. Симфония передает чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни. Необычно её строение — пять частей вместо обычных четырех. Каждая из них имеет свое программное название: «Пробуждение бодрых чувств по прибытии в село», «Сцена у ручья», «Веселая компания поселян», «Гроза. Буря», «Радостное чувство благодарности после бури''. В этой симфонии есть элементы звукоизобразительности (поют птицы, гремит гром и т. д.). * * * Из фортепианных сонат зрелого периода творчества Бетховена наиболее известна Соната № 23 «Аппассионата». Написана она в 1806 году. Её с полным правом называют «симфонией для фортепиано». Это одна из самых виртуозных, технически сложных для исполнения сонат Бетховена. В 42 года Бетховен влюбился в дочь богатого помещика Терезу Мальфатти. Это была платоническая или, вернее, романтическая любовь. Если бы Терезы не было, Бетховен выдумал бы её. По канонам романтической любви они всегда должны были находиться в разлуке. И действительно, Тереза вышла за венгерского графа Брусвика и стала для Бетховена «далекой возлюбленной», которой он посвятил свой знаменитый вокальный цикл. Постепенно глухота отделяет Бетховена от мира. Он становится замкным, угрюмым и одиноким. Бетховен всецело погружается в творчество. После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Тем не менее, популярность Бетховена растет. Он получает все большее признание. В витринах магазинов красовались его портреты. В Англии родился даже афоризм: «Бог один и Бетховен один!». Но слава по-прежнему нисколько не волнует его. Он равнодушен к ней, он презирает её. Всей своей жизнью, независимым характером Бетховен первый поставил перед немецким обществом проблему независимой и самостоятельной личности композитора. В те времена «люди из общества'' еще носили парики, камзолы, шелковые чулки. В моде был галантный стиль. На этом фоне резко выделялся Бетховен. Небрежно одетый, никогда не носивший париков, он никогда не скрывал своих чувств и говорил о них, не выбирая выражений. Аристократы принимали это за высокомерие и очень раздражались бетховенским поведением. На самом деле это было гордостью и самоуважением свободного художника, не признающего никаких сословных привилегий.
В 1819 году Бетховен окончательно оглох. Уже не помогали ни слуховые трубки, ни самый пронзительный крик. Общаться с немногочисленными собеседниками стало возможным лишь при помощи разговорных тетрадей. Бетховену писали вопрос, он читал и так же письменно отвечал на него. Бетховен вынужден был полностью отказался от публичных концертов как исполнитель. Теперь он доверял исполнение своих сочинений другим пианистам. Для большинства сочинений позднего периода характерна сдержанность чувств и философская углубленность. Это значительно отделяет их от страстных и драматичных сочинений раннего и среднего периодов творчества. Главными сочинениями позднего периода творчества стали «Торжественная месса» и Девятая симфония с хором на слова оды Ф. Шиллера «К радости». Глубина и значительность замысла потребовали необычного для симфонии исполнительского состава: в дополнение к оркестру Бетховен ввел хор и солистов, чтобы иметь возможность провозгласить свои идеи так сказать «открытым текстом» и быть максимально понятым. Радость Бетховен понимал как восхищение гармонией природы, как осознание всеобщего человеческого братства и равенства людей перед Богом. Положив на музыку текст Шиллера, Бетховен существенно сократил его. Он убрал философские размышления и оставил лишь те фрагменты, в которых прославляются Бог и стремление к победе человеческого духа. Таким образом, композитор создал собственную «Оду к радости», отличную от оригинала. Для адекватного воплощения авторского замысла пришлось почти удвоить симфонический оркестр. Каждая хоровая партия (басы, тенора, альты и сопрано) включали 24 певца, что превышало все привычные нормы. Последняя бетховенская академия, так тогда называли сольные авторские концерты, состоялась за год до его смерти в 1824 году. Именно там была исполнена впервые 9-я симфония. Успех академии был небывалый. Публика устроила композитору овацию. Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал. Тогда одна из певиц-солисток повернула его лицом к залу. Овации длились так долго, что полицейские потребовали их прекратить. Подобные почести полагалась лишь императору. Как обращение ко всем людям звучат последние слова симфонии: «Обнимитесь, миллионы». Тема радости, звучащая в финале 9-й симфонии стала со временем музыкальным символом Европейского союза. * * * Последние годы Бетховен очень страдал от одиночества. Многие друзья умерли, со многими он расстался сам. Домохозяйка приходила два раза в неделю, а все остальное время Бетховен оставался один. Композитор все еще мечтал о собственной семье. После смерти младшего брата он добился опеки над его сыном Карлом — своим племянником. Бетховен помещает его в лучшие пансионы, пытается обеспечить ему хорошее образование. Но мечтам не суждено было сбыться. Карл вырос никчемным человеком. Он сумел отравить последние дни жизни великого композитора. У Бетховена развилось тяжелое заболевание — цирроз печени. Началась водянка. Единоборство со смертельной болезнью длилось три с половиной месяца. Были сделаны три операции. Бетховен не сдавался. Скончался великий Гражданин и композитор 26 марта 1827 года. Свыше 20 тысяч человек шло за гробом. Несмотря на годы творческого одиночества, годы крушения его идеалистических верований музыке Бетховена совершенно чужды скепсис и пессимизм. Бетховен остался до конца своих дней верен идеалам французской революции. Он согласен был оставаться последним бойцом на ее баррикадах. В этом — причина одиночества Бетховена как человека и художника, но и в этом его жизненный подвиг как Гражданина. Вся жизнь Бетховена — это жизнь великого музыканта с самосознанием полноправного гражданина. Бетховен был убежден, что ум и трудолюбие выше знатности и богатства. В пылу гнева он написал своему покровителю и меценату князю Лихновскому: «Князь! Тем, чем являетесь вы, вы обязаны случайности своего происхождения; тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи, Бетховен — один». Композиторы следующего романтического стиля говорили о Бетховене: «Это гигант, чьи шаги мы неизменно слышим за собой» (И. Брамс). Контрольные вопросы по теме «Творчество Людвига ван Бетховена» 1. С кем из скульпторов сравнивают Бетховена? 2. Какую тему в искусстве создал Бетховен? 3. Для кого сочинял свою музыку Бетховен? 4. Сколько симфоний у Бетховена? В чем особенность последней? 5. Назовите произведения Бетховена для сцены. 6. Как выглядит общепринятая периодизация творчества Бетховена? 7. В каком возрасте Бетховен решил сделать музыку своей профессией? 8. Каким было детство Бетховена? 9. Кому посвящена «Лунная» соната? Кто дал ей такое название? 10. В каком возрасте Бетховен почувствовал первые признаки глухоты? 11. К кому обращался Бетховен в своем Гейлингенштадском завещании? 12. Кому посвящена Третья симфония? 13. Кто такой Эгмонт? 14. Как называется 23 соната для фортепиано Бетховена? 15. Расскажите о личной жизни великого композитора. 16. Какие философские и социальные идеи питали творчество Бетховена? Франц Шуберт (1797-1828) Первым музыкальным романтиком был австрийский композитор Франц Шуберт. Шуберт унаследовал лучшие традиции Венской классической школы. Бетховен — ее последний представитель - жил и творил в Вене одновременно с Шубертом. Однако эти два музыкальных гения по-разному воспринимали и отражали в звуках окружающий мир. Шуберт пережил Бетховена лишь на один год, но по стилистической направленности опередил его на полстолетия. Шуберт принадлежал к числу музыкальных гениев, открывающих в искусстве новые пути. Практически Шуберт пользовался теми же средствами музыкальной выразительности, что и Бетховен, но звучание его музыки всегда неповторимо своеобразно. Иногда Шуберта называют предтечей музыкального романтизма или «романтическим классиком». Расцвет творчества Шуберта пришелся на годы тяжелейшей реакции в Европе после наполеоновских войн. Напуганная аристократия превратила Австрию в насквозь полицейское государство. Душился в зародыше всякий росток свободного чувства и мысли. Шуберт не видел в современном ему обществе положительного идеала и пришел к мысли, что именно искусство должно восполнить этот недостаток, вселяя в людей веру в лучшее будущее. В некоторых искусствоведческих трудах это называют «уходом от действительности». Шуберт насаждал новую культуру чувства. Герой сочинений Шуберта «не гражданин мира» как у Бетховена, а отдельная человеческая личность. Чаще всего это сам композитор. Этим определяется простота, задушевность, открытость его музыки. Шуберт не писал ни о политике, ни о вселенском братстве; он писал о тайнах человеческого сердца, об извечных проблемах любви, ревности, одиночества и счастья обладания. Эта направленность его творчества — залог бессмертия. Для Шуберта жизнь как сказка, пусть и с печальным концом, а в сказке все должно быть волшебным, необычным. Отсюда — преобладание музыкальной красочности над логикой развития, необычные оркестровые эффекты, своеобразное обращение со временем и пространством в музыке. Если у музыкальных классиков центральное место в творчестве занимали инструментальные жанры (соната, симфония, концерт), понятные слушателю без слов, то в силу необычности своих замыслов, и в то же время острого желания быть понятым, Шуберту приходилось использовать доходчивость слова. Важнейшее место в его творчестве заняла песня для голоса и фортепиано. Силой своего гения Шуберт поднял этот жанр с второстепенного, бытового уровня в один ряд с симфонической музыкой. Этого невозможно было бы сделать в принципе, не будь в то время таких поэтов-романтиков как И. В. Гете, Г. Гейне, В. Мюллер. На основе их стихов Шуберт создал оригинальные музыкально-поэтические образы более чем 600 песен, которые вот уже более 150 лет впечатляют слушателей. Иногда свои песни Шуберт складывал в вокальные повести со своими героями и второстепенными действующими лицами, сквозным повествовательным сюжетом и необходимой «сменой декораций». Таковы песенные циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь», сочиненный за год до смерти в 1827 году. Оба цикла написаны на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Оба цикла — монологи героя, рассказывающего о своей любовной драме. В первом цикле это молодой странствующий мельник-подмастерье, бодро и радостно вступающий в жизнь. Во втором цикле любовная драма оказывается причиной бесконечных скитаний героя — надломленного человека, у которого все в прошлом — тщетной попыткой убежать от самого себя и от своих проблем. «Зимний путь» — это хождение по мукам и лирического героя, и самого автора. Подобного рода автобиографичность является неотъемлемой чертой творчества практически всех композиторов-романтиков. Последний цикл «Лебединая песня» был составлен уже после смерти композитора его друзьями как памятник ему нерукотворный. * * * Инструментальное творчество Шуберта представлено двумя разномасштабными жанрами: один — крупные симфонические циклы (9 симфоний), из которых наибольшую известность получила 7-я («Неоконченная») двухчастная симфония си минор; другой — огромное количество малых бытовых форм. В основном это танцы — лендлеры, вальсы, экоссезы, менуэты, музыкальные моменты, экспромты. Шуберт их не сочинял, а импровизировал на танцевальных вечерах, а после записывал по памяти. * * * Вот основные вехи жизненного и творческого пути Франца Шуберта. 31 января 1797 года в семье школьного учителя начальных классов родился будущий великий музыкант. Музыкальные способности проявились очень рано. В 11 лет Шуберта определяют в конвикт — род закрытого лицея, дававший общее и музыкальное образование. Благодаря выдающимся музыкальным способностям на Шуберта обратил внимание знаменитый композитор и педагог Сальери. Он больше года бесплатно занимался с ним теорией музыки и композицией. По общим предметам Шуберт имел неудовлетворительные оценки, полагая в недалеком будущем сделать карьеру музыканта. Мутация голоса и не самое примерное поведение приводят к тому, что в 1813 году Шуберта отчисляют из конвикта. К этому же году относится и сочинение им своей первой симфонии. Следующие три года Шуберт в угоду отцу вынужден служить помощником учителя начальных классов, обучая детей грамоте и присматривая за порядком в классе. Сам Шуберт называл это «школьной каторгой». В то же время именно на эти годы приходится один из пиков его творческой активности. За четыре года были созданы около 150 песен, две симфонии, две мессы и множество мелких фортепианных сочинений. Среди песен, созданных в этот период наиболее известны «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь». Обе они созданы на стихи И. Гете. Шуберт с дарственной надписью отправил ноты этих шедевров своему «заочному соавтору», но действительный тайный советник даже не откликнулся. Между тем «школьная каторга» стала для Шуберта невыносимой. Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Уход из школы привел к окончательному разрыву с отцом. Вся недолгая последующая жизнь Шуберта представляет собой цепь творческих озарений и бесконечных забот о хлебе насущном. Многочисленные прошения о зачислении на музыкальную должность оставались безрезультатными. Не имея собственного угла, Шуберт был вынужден жить то у одного, то у другого из своих товарищей и единомышленников. Среди них были художники, искусствоведы, певцы и поэты. Они то и оставили описание внешнего облика Шуберта. Он был маленького роста, плотный, коренастый, с вьющимися каштановыми волосами и очень близорукий. Говорят, что с очками он не расставался даже во сне, чтобы иметь возможность сразу же записывать на нотную бумагу пришедшую в голову музыкальную мысль. Шуберт не имел возможности издавать свои сочинения. Песни - главное в творчестве Шуберта, считались в то время пригодными лишь для домашнего музицирования, а не для исполнения в публичном концерте. По сравнению с симфонией и оперой «песенки» не причислялись к важным музыкальным жанрам. Однако ни одна из опер и девяти симфоний также не были публично исполнены при жизни композитора. Рукописи многих сочинений Шуберта были найдены лишь спустя много лет после смерти их автора. Шуберт имел мало возможности заботиться о своем архиве, так как ь сочинять порой приходилось в самых неподходящих для этого местах. Шуберт был наряду с Моцартом одним из величайших мелодистов. Современники начали осознавать ценность шубертовского творчества лишь в последний период его недолгой (32 года) жизни. Единственный прижизненный концерт, составленный целиком из произведений Шуберта состоялся за несколько месяцев до его смерти. На деньги, вырученные от продажи билетов, Шуберт смог наконец-то приобрести собственный рояль. Его планы на будущее стали более радужными, но силы были уже подорванными. Шуберт умер истощенным и физически и душевно, ощущая непримиримость конфликта его творческого «я» и всей окружающей жизни. Непосредственной причиной смерти было заболевание тифом. На надгробном памятнике Шуберту друзья сделали надпись: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды». Контрольные вопросы по теме «Жизнь и творчество Франца Шуберта» 1. Как называли музыкальный стиль Шуберта? 2. Кто герой шубертовской музыки? 3. Какой жанр был ведущим в творчестве Шуберта? 4. Назовите вокальные циклы Шуберта. 5. Где Шуберт получил музыкальное образование? 6. Опишите внешний облик Шуберта. 7. Сколько лет прожил Шуберт. Фридерик Шопен (1810-1849) Шопен — величайший представитель польского национального и мирового музыкального искусства. Шопен — основатель польской национальной композиторской школы. Его творчество приобрело мировое значение. Шопен был выдающимся пианистом. Он существенно расширил выразительные возможности фортепиано, обогатил технику игры на инструменте. Шопен не сочинял опер, как Моцарт, симфоний, как Гайдн и Бетховен. Его не тянул к себе симфонический оркестр. Почти все свое творчество он ограничил рамками фортепианной музыки. Но и в пределах одного фортепианного творчества Шопен достиг таких высот и такой многогранности, какой другие композиторы добивались кропотливой работой в разных областях музыкального искусства. Мало кому из композиторов удалось так глубоко и полно выразить национальный характер, как это удалось Шопену. «Он воплотил поэтическую сущность целой нации», — сказал Лист. Шопен почти не цитировал польских народных мелодий, но все его произведения проникнуты интонациями польских песен и танцев. Шопен познакомил Европу с музыкой своей родины. Вслед за ним Глинка представил музыку России, Лист — Венгрии, Сметана — Чехии, Григ — Норвегии. Все они расширили и обогатили музыкальную географию Европы. Подобно Шуберту Шопен преобразовал бытовую музыку, танец и фортепианную миниатюру. Его мазурки, вальсы, ноктюрны и прелюдии — настоящие маленькие поэмы для фортепиано, а сочинения крупной формы, например Соната с похоронным маршем, по глубине содержания не уступают симфонии. Шопен — смелый новатор в области музыкального языка. Основываясь на особенностях польской народной музыки, он расширил гармонические и мелодические средства профессиональной европейской музыки. Шопен создал новые жанры фортепианной музыки, превратил прелюдию из вступительной пьесы в самостоятельную (цикл из 24 прелюдий), развил и опоэтизировал народные танцевальные жанры ма-зура, полонеза, краковяка. Традиционные жанры этюда и скерцо наполнил новым, зачастую значительно драматизированным содержанием. Шопен первым ввел в обиход профессионального искусства жанр фортепианной баллады. Он стал одним из создателей романтического сонатного цикла. Новаторство в замыслах и идеях сочетается у Шопена с классической ясностью и совершенством их реализации. Поэтому часто Шопена называют «польским Моцартом» и «классиком среди романтиков». Когда слушаешь музыку Шопена, то кажется, будто она родилась сразу, в минуту счастливого озарения свыше. На самом деле композитор отделывал каждый такт, добиваясь совершенства. Вопрос затраченного времени при этом не имел значения для Шопена. * * * Фридерик Шопен родился в предместье Варшавы в имении Желязова Воля I марта 1810 года. Его отец Николай Шопен — француз по национальности - еще в молодые годы переселился в Варшаву, где занялся педагогической практикой. В аристократическом Варшавском лицее он получил место преподавателя французского языка и содержал пансион для воспитанников лицея. Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи Шопена и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Подобно Моцарту маленький Фридерик поражал окружающих своей музыкальной одаренностью. Первым и единственным учителем фортепианной игры у Шопена был чех по происхождению Войцех Живный. Когда Шопену было 12 лет, Живный сам отказался от занятий, поняв, что больше ничего не может дать гениальному ученику. В 13 лет Шопен поступает сразу в 4 класс лицея. Летние каникулы он проводил в деревнях, в имениях близких знакомых. Именно там он впервые познакомился с образцами польской народной музыки. Непосредственное общение с народными музыкантами дали Шопену больше, чем все учителя. Осенью 1826 года, окончив лицей, Шопен поступает в Варшавскую консерваторию. Музыкально-теоретическими предметами он занимался под руководством её директора Юзефа Эльснера. В 1829 году, когда Шопен оканчивал консерваторию, учитель дал ученику такую характеристику: «исключительное дарование, музыкальный гений». С окончанием консерватории Шопен вступает в новую полосу артистической и творческой деятельности. Следуя установившейся традиции, Шопен сочиняет свои первые полонезы, мазурки, вариации. Это были сочинения виртуозного плана, что продиктовано неписанными законами эстрады. До конца XIX века композитор и исполнитель еще оставались одним лицом. И если Шопен избирал своим поприщем артистическую деятельность, то он должен был сначала покорить публику как исполнитель, привлечь ее внешним блеском своей игры. Шопену необходим был шумный успех. И он пришел к Шопену в Вене в августе 1829 года. В письме к родным он уверяет их, что «публика на скамейках прямо подпрыгивала...»
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.223 (0.102 с.) |