Людвиг ван Бетховен (1770-1827) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)



В сравнении со своими предшественниками Гайдном и Моцартом Бетховен вошел в историю музыки как мыслитель и изобретатель. До Бетховена композиторы не столько изобретали новые му­зыкальные темы, сколько обрабатывали на свой манер уже сложившиеся и ставшие привычными интонации. Бетховен же первым выдвинул концепцию темы как идеи, как носителя концентрированной об­разности. Он исключал из темы все, что мешает её целеустремлен­ности. Бетховен высекал звуковой образ как скульптор. Творчество Бетховена сравнимо с творчеством Микеланджело. В этом смысле произведения Гайдна и Моцарта более декоративны, в них больше «общих слов и выражений».

Бетховен жил в переломную эпоху круше­ния сословных феодальных предрассудков и перехода к новому общест­венному устройству. Он искренне верил, что своим творчеством спо­собен приблизить «светлое будущее» для всего человечества.

Бетховенская эпоха — это эпоха убежденных борцов за всеобщее счастье, за утверждение на практике идеалов всеобщей любви, равен­ства и братства. Эти социальные романтики готовы были пожертво­вать ради счастья людей даже собственной жизнью. Время мелких ла­вочников ещё не наступило.

От Бетховена были ещё были скрыты печальные результаты этой борьбы. Тогдашний Бетховен всем сердцем верил в счастливый и победоносный финал борьбы и утверждал его в своих симфониях.

Ответ на вопрос «для кого писать?» Бетховену был очевиден: он пишет для всего человечества. Он знал своего адресата. Бетховен был уверен, что его музыка — социально полезное дело, что она рано или поздно будет иметь многомиллионную аудиторию. Именно с Бетховеном в музыкальное искусство вошла социальная проблематика.

Бетховен создал в музыкальном искусстве свою тему — тему борь­бы и победы. Композитор раскрыл в музыке психологию нового чело­века, освобожденного от феодальной зависимости. Герой музыки Бет­ховена готов отдать жизнь за свой народ, за его свободу.

А. В. Луначарский так характеризовал творчество Бетховена: «Ге­ний Бетховена получил толчок от Великой французской революции. В симфониях и сонатах Бетховена слышатся движения, глухой ропот, рёв, негодование толпы, в их напряжении — дух борьбы. Самая основа музыкальной эстетики Бетховена — это сознание глубокой и тяжелой горести бытия, подавляемого гнетом социальной несправедливости и равнодушной природы. И рядом с этим — сознание огромной возмож­ности счастья, которое и представляет жизнь сама по себе. Отсюда необходимость борьбы, которая ведет через страдания к победе и радости».

* * *

Бетховен написал 9 симфоний, 2 оркестровых увертюр, 5 форте­пианных концертов, 32 сонаты для фортепиано и много мелких пьес для этого инструмента. У Бетховена есть и сценическая музыка: опера «Фиделио», балет «Творение Прометея», музыка к драме Гете «Эгмонт». Есть хоровые произведения и сольная вокальная лирика. Однако главное в творчестве Бетховена — симфонии и фортепианные сонаты.

Бетховен первый в истории музыки поставил симфонию в один ряд с философией и литературой. Как Гегель в философии, так и Бетхо­вен в музыке показал, что жизнь есть единство и борьба противопо­ложностей.

* * *

Общепринятая периодизация жизни и творчества Великого Бетхове­на выглядит так:

1-й период — Боннский с 1770 по 1792 год, год окончательного переезда на постоянное жительство в Вену;

2-й период — «Ранне-Венский период» или первое венское десяти­летие с 1792 по 1802 год, год преодоления жизнен­ного кризиса, связанного с ранней глухотой компо­зитора;

3-й период — «Центральный» с 1802 по 1812 год, десятилетия ак­тивнейшего творчества во всех музыкальных жанрах; общественное признание;

4-й период — «Поздний» с 1812 по 1825 год, полная глухота, одино­чество, последние четыре сонаты, Девятая симфония с хором, тяжелая болезнь и смерть композитора.

* * *

Бетховен родился в 1770 году в немецком городке Бонне в семье музыканта. Его отец был певцом в придворной капелле, а дед служил там же капельмейстером. Родом он был из Голландии, отсюда пристав­ка «ван» перед фамилией Бетховена. Отец будущего композитора был одаренным музыкантом, но легкомысленным человеком и любителем вы­пить.

После смерти деда материальное положение семьи резко ухудши­лось. Отец Бетховена Иоганн решил разбогатеть. Источником своих доходов он задумал сделать Людвига, превратив его в чудо-ребенка, вундеркинда. Отцу не давали покоя лавры юного Моцарта.

Как ни уродливы были методы музыкального воспитания, молодой Бетховен к 8 годам уже был пианистом, умел играть на скрипке и альте. Общеобразовательную школу он посещал лишь пять лет, он поверхностно выучился чтению, латыни и арифметике. До конца своих дней Бетховен ис­пытывал острую нужду в элементарнейших знаниях — писал с орфог­рафическими ошибками, а считать толком и не научился. Он навсег­да сохранил наивное уважение к людям, овладевшим непостижимыми для него тайнами умножения и деления.

С 12 лет Бетховен сделал музыку своей профессией. Каждый день он играл на органе в боннской церкви. У Бетховена появляется но­вый учитель. Встречу Бетховена с Кристианом Нефе в 1782 году можно считать счастливым событием тех лет. Прекрасный педагог, композитор и органист, Нефе сразу распознал в мальчике замечатель­ного музыканта, сумел понять своеобразие его таланта. Нефе познакомил Бетховена с лучшими произведениями немец­ких композиторов Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, создав тем самым прочную основу для его самостоятельного творчества. Еще через два года Бетховена приняли на придворную службу в должности органиста.

В 17 лет Бетховен решил отправиться в Вену и стать учеником Моцарта. Встреча двух великих музыкантов состоялась; Бет­ховен сумел произвести сильное впечатление на Моцарта, однако стать его учеником не смог в силу объективных обстоятельств: в Бонне смертельно заболела мать. Отец пил беспробудно. Бетховену предстояло взять на себя заботы по содержанию всего семейства — отца и двух маленьких братьев. Возвратившись в Бонн, Бетховен по совету К. Нефе записывается вольнослушателем в университет.

Бетховену было 19 лет, когда в соседней Франции произошла ре­волюция, провозгласившая свободу, равенство и всечеловеческое братство. Действия восставшего народа против королевской власти и сословных предрассудков нашли в душе юного Бетховена горячий отклик. Он полон замыслов, провинциальный Бонн становится ему те­сен. Встреча со всемирно знаменитым Гайдном, возвращавшимся из Англии в Вену, укрепила его в решении тоже ехать в Вену и стать учеником знаменитого маэстро.

 

* * *

В Вене Бетховен сразу же добивается громкого и бесповоротного успеха как непревзойденный пианист-импровизатор. Все аристократи­ческие дома и салоны были к его услугам. Бетховена даже начинают срав­нивать с Наполеоном. В Вене Бетховен продолжает свое музыкальное образование. Теорию и практику композиции он изучал у Гайдна, а сочинять театральную музыку Бетховена учил А. Сальери.

Занятия с Гайдном продолжались совсем недолго. Учитель и уче­ник что называется «не сошлись характерами». Это были люди раз­ных времен. Строгого Гайдна пугали не только политические взгля­ды ученика, но и весь характер его музыки. Вот как Гайдн отзы­вался о Бетховене: «Ваши вещи прекрасны, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как вы сами немного уг­рюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам».

В первое венское десятилетие (1792-1802) Бетховен очень интен­сивно сочиняет. В эти годы он создает более 100 произведений в самых различных жанрах: 9 сонат для скрипки и фортепиано, 3 форте­пианных концерта, музыку балета «Творение Прометея» — единствен­ного у Бетховена, 17 фортепианных сонат, среди которых знамени­тые «Патетическая» и «Лунная» и еще многое другое.

Восьмая «Патетическая» соната написана Бетховеном в 1798 году. Заглавие «Большая патетическая соната» принадлежит самому компо­зитору. «Патетическая» означает «с приподнятым, возвышенным настро­ением». Соната была встречена современниками как необычно смелое сочинение. Характер фортепианной бетховенской музыки стал более значительным и глубоким.

В 1801 году появляется Четырнадцатая фортепианная соната до-диез минор. Позже эту сонату назвали «Лунной» или, вернее, «Сона­той лунного света». Название сонаты придумал поэт-романтик Люд­виг Рельштаб, друг композитора Ф. Шуберта. Случайно найденный жи­вописный образ навсегда закрепился за сонатой, хотя и не вполне соответствовал ее содержанию.

Соната посвящена итальянской графине Джульетте Гвиччарде, не­разделенная любовь к которой оставила глубокий след в душе компо­зитора. Джульетта была семнадцатилетней ученицей Бетховена. Денег за занятия с Джульеттой он не брал, и Джульетта дарила ему рубаш­ки под тем предлогом, что она их собственноручно для него вышива­ла.

Соната имеет авторский подзаголовок «Почти фантазия». Необыч­ность сонаты в том, что она начинается медленной частью. В основе лежит тема, построенная на троекратном повторении одного звука — характерный для Бетховена прием. (Вспомним, что основной мотив Пятой симфонии Бетховена состоит из уже двух звуков). Драматургия этой необычной сонаты построена следующим образом: медленное на­чало (размышление, глубокая печаль) сменяется изысканной середи­ной (созерцание, наслаждение красотой мира), что в сопоставлении с первой частью рождает бурный драматический финал (порыв чувств, трагические образы судьбы).

Наиболее известную первую часть этой сонаты можно было бы с полным правом назвать «первым ноктюрном XIX века».

В 1800 году появляется Первая симфония Бетховена. Она — ровес­ница XIX века. Эта симфония уже вполне оригинальное сочинение юного Бетховена, со всеми типичными чертами стиля.

 

 

* * *

Бетховен в зените славы. Он достиг почти всего, что хотел. Но здесь его настигает новое испытание — глухота. Бетховен в од­ном из писем сам признается, что «все было бы хорошо, кабы не болезнь! О, будь я избавлен от нее, я хотел бы обнять весь мир!»

Первые признаки потери слуха относятся к 1797 году. Для компо­зитора это был страшный удар. Он боялся ходить к врачам, так как подозревал, что болезнь неизлечима и угрожает полной по­терей слуха. Но пойти все же пришлось. По предписанию врачей Бет­ховен почти полгода проводит в Гейлигенштадте — тихом местечке в предместье Вены. Именно там разыгрался самый жесткий в жизни Бетховена кризис.

Убедившись, что болезнь неизлечима, композитор решает уйти из жизни и в 1802 году в Гейлигенштадте пишет завещание. В нем он объясняет причины своего, к счастью, неосуществленного поступка. Бетховен обращается не к своим близким родственникам, а ко всему человечеству! Бетховен всегда считал себя Гражданином Мира.

«О люди, считающие меня неприязненным мизантропом, как вы не­справедливы ко мне! Вы не знаете тайной причины того, что вам ка­жется. Мне недоставало духу сказать людям: говорите громко, кри­чите, ведь я глух. (...) Терпение — так зовется то, что отныне должно стать моим руководителем. У меня оно есть. (...) Уже в 32 года я вынужден быть философом. Это не так легко, а для артиста еще труднее, чем для кого-либо другого».

Гигантским усилием воли Бетховен сумел преодолеть отчаяние и нашел в себе силы жить и сочинять музыку дальше. Из борьбы со своим недугом Бетховен вышел еще более сильной и целеустремленной личностью. Известны его слова: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила». Позже Бетховен писал: «Меня удержало только искусство. Мне казалось немыслимым покинуть этот свет раньше, чем я исполню все, к чему я чувствовал себя призванным». Музыкальным итогом этого жесточайшего кризиса стала Третья симфония («Героическая»), написанная в 1803 году. Свою новую грандиозную симфонию Бетховен хотел посвятить На­полеону Бонапарту, который казался композитору настоящим героем, предводителем народных масс. Но когда «генерал революции» про­возгласил себя императором, Бетховен снял посвящение Бонапарту и вместо него написал лишь одно слово «Героическая».

П. И. Чайковский высказывался в том смысле, что именно в Третьей симфонии впервые раскрылась вся необъятная и изумительная сила гения Бетховена. Симфония традиционно четырехчастная, но масшта­бы симфонии воспринимались современниками как неоправданно боль­шие, а сама музыка как скучная и непонятная. Лишь годы спустя симфония начала находить своего слушателя, который вполне осоз­навал смысл этой гениальной симфонической музыки — как гимна стойкости человеческого духа, преодоление боли и отчаяния.

* * *

В зрелый период своего творчества Бетховен творил не столько исходя из эмоционального побуждения, сколько по зрелому рассуж­дению, по внутренней убежденности в необходимости его творчества всему человечеству. В бетховенском творчестве впервые мысль ста­новится музыкой, а музыкамыслью.

В год премьеры «Героической» симфонии (1805) Бетховен сочиняет свою единственную героическую оперу «Фиделио». В основу ее легло подлинное событие — самоотверженный подвиг жены политического уз­ника, спасшей его от гибели. Действие перенесено в Испанию ХVII века. В сюжете Бетховена привлекала идея героического подвига, прославление силы супружеской любви и мотив тираноборчества. Осо­бого успеха опера не имела, Бетховену пришлось три раза переделы­вать её, чтобы удержать в репертуаре театра. Третья редакция опе­ры была поставлена в театре в мае 1814 года.

Пятая симфония наиболее популярная симфония композитора. Она закончена в 1808 году. Трудно представить себе, что она написана глухим композитором. В симфонии четыре части, и все четыре части пронизывает короткий волевой мотив из четырех нот. Сам композитор сказал о нем: «Так судьба стучится в дверь». Финал симфонии звучит торжественно и победно, как грандиозное празднич­ное шествие народа-победителя.

Музыку к трагедии Гёте «Эгмонт» Бетховен закончил спустя два года после создания Пятой симфонии в 1810 году. Увертюра — первый из десяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. Многим симфоническим увертюрам Бетховена была присуща излюб­ленная авторская драматургическая концепция: «от мрака к свету, через борьбу — к победе!». Особенно ярко она выражена в знамени­той увертюре «Эгмонт» (1810) к одноименной трагедии Гёте и Пятой симфонии до минор (1808).

События «Эгмонта» относятся к ХVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужествен­ный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. В 1567 году восставшие победили, а в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость Нидерландов.

Шестая «Пасторальная» симфония, сочиненная в 1808 году имеет авторский подзаголовок «Воспоминания о сельской жизни». Это прог­раммное сочинение. Симфония рисует различные состояния человече­ской души, свободной от внутренних переживаний и борьбы. Симфония передает чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни. Необычно её строение — пять частей вместо обыч­ных четырех. Каждая из них имеет свое программное название: «Про­буждение бодрых чувств по прибытии в село», «Сцена у ручья», «Ве­селая компания поселян», «Гроза. Буря», «Радостное чувство благо­дарности после бури''. В этой симфонии есть элементы звукоизобразительности (поют птицы, гремит гром и т. д.).

* * *

Из фортепианных сонат зрелого периода творчества Бетховена наиболее известна Соната № 23 «Аппассионата». Написана она в 1806 году. Её с полным правом называют «симфонией для фортепиано». Это одна из самых виртуозных, технически сложных для исполне­ния сонат Бетховена.

В 42 года Бетховен влюбился в дочь богатого помещика Терезу Мальфатти. Это была платоническая или, вернее, романтическая лю­бовь. Если бы Терезы не было, Бетховен выдумал бы её. По канонам романтической любви они всегда должны были находиться в разлуке. И дей­ствительно, Тереза вышла за венгерского графа Брусвика и стала для Бетховена «далекой возлюбленной», которой он посвятил свой знаменитый вокальный цикл.

Постепенно глухота отделяет Бетховена от мира. Он становится замкным, угрюмым и одиноким. Бетховен всецело погружается в творчество. После 1812 года творческая активность компо­зитора на время падает. Тем не менее, популярность Бетховена растет. Он получает все большее признание. В витринах магазинов красова­лись его портреты. В Англии родился даже афоризм: «Бог один и Бетховен один!». Но слава по-прежнему нисколько не волнует его. Он равнодушен к ней, он презирает её.

Всей своей жизнью, независимым характером Бетховен первый поста­вил перед немецким обществом проблему независимой и самостоятель­ной личности композитора.

В те времена «люди из общества'' еще носили парики, камзолы, шелковые чулки. В моде был галантный стиль. На этом фоне резко выделялся Бетховен. Небрежно одетый, никогда не носивший париков, он никогда не скрывал своих чувств и говорил о них, не выбирая выражений. Аристократы принимали это за высокомерие и очень раз­дражались бетховенским поведением. На самом деле это было гор­достью и самоуважением свободного художника, не признающего ника­ких сословных привилегий.

 

В 1819 году Бетховен окончательно оглох. Уже не помогали ни слуховые трубки, ни самый пронзительный крик. Общаться с немно­гочисленными собеседниками стало возможным лишь при помощи разго­ворных тетрадей. Бетховену писали вопрос, он читал и так же пись­менно отвечал на него.

Бетховен вынужден был полностью отказался от публичных концертов как испол­нитель. Теперь он доверял исполнение своих сочинений другим пиа­нистам. Для большинства сочинений позднего периода характерна сдержанность чувств и философская углубленность. Это значительно отделяет их от страстных и драматичных сочинений раннего и сред­него периодов творчества.

Главными сочинениями позднего периода творчества стали «Тор­жественная месса» и Девятая симфония с хором на слова оды Ф. Шил­лера «К радости». Глубина и значительность замысла потребовали необычного для симфонии исполнительского состава: в дополнение к оркестру Бетховен ввел хор и солистов, чтобы иметь возможность провозгласить свои идеи так сказать «открытым текстом» и быть мак­симально понятым.

Радость Бетховен понимал как восхищение гармонией природы, как осознание всеобщего человеческого братства и равенства людей перед Богом. Положив на музыку текст Шиллера, Бетховен существенно сок­ратил его. Он убрал философские размышления и оставил лишь те фрагменты, в которых прославляются Бог и стремление к победе че­ловеческого духа. Таким образом, композитор создал собственную «Оду к радости», отличную от оригинала.

Для адекватного воплощения авторского замысла пришлось почти удвоить симфонический оркестр. Каждая хоровая партия (басы, те­нора, альты и сопрано) включали 24 певца, что превышало все привычные нормы.

Последняя бетховенская академия, так тогда называли сольные авторские концерты, состоялась за год до его смерти в 1824 году. Именно там была исполнена впервые 9-я симфония. Успех академии был небывалый. Публика устроила композитору овацию. Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал. Тогда одна из певиц-со­листок повернула его лицом к залу. Овации длились так долго, что полицейские потребовали их прекратить. Подобные почести полага­лась лишь императору.

Как обращение ко всем людям звучат последние слова симфонии: «Обнимитесь, миллионы». Тема радости, звучащая в финале 9-й симфонии стала со временем музыкальным символом Европейского союза.

* * *

Последние годы Бетховен очень страдал от одиночества. Многие друзья умерли, со многими он расстался сам. Домохозяйка приходи­ла два раза в неделю, а все остальное время Бетховен оставался один. Композитор все еще мечтал о собственной семье. После смерти младшего брата он добился опеки над его сыном Карлом — своим пле­мянником. Бетховен помещает его в лучшие пансионы, пытается обес­печить ему хорошее образование. Но мечтам не суждено было сбыться. Карл вырос никчемным человеком. Он сумел отравить последние дни жизни великого композитора. У Бетховена развилось тяжелое заболе­вание — цирроз печени. Началась водянка. Единоборство со смертель­ной болезнью длилось три с половиной месяца. Были сделаны три опе­рации. Бетховен не сдавался. Скончался великий Гражданин и компо­зитор 26 марта 1827 года. Свыше 20 тысяч человек шло за гробом.

Несмотря на годы творческого одиночества, годы крушения его идеалистических верований музыке Бетховена совершенно чужды скеп­сис и пессимизм. Бетховен остался до конца своих дней верен идеа­лам французской революции. Он согласен был оставаться последним бойцом на ее баррикадах. В этом — причина одиночества Бетховена как человека и художника, но и в этом его жизненный подвиг как Гражданина. Вся жизнь Бетховена — это жизнь великого музыканта с самосознанием полноправного гражданина. Бетховен был убежден, что ум и трудолюбие выше знатности и богатства. В пылу гнева он написал своему покровителю и меценату князю Лихновскому: «Князь! Тем, чем являетесь вы, вы обязаны слу­чайности своего происхождения; тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи, Бетховен — один».

Композиторы следующего романтического стиля говорили о Бетхо­вене: «Это гигант, чьи шаги мы неизменно слышим за собой» (И. Брамс).

Контрольные вопросы по теме

«Творчество Людвига ван Бетховена»

1. С кем из скульпторов сравнивают Бетховена?

2. Какую тему в искусстве создал Бетховен?

3. Для кого сочинял свою музыку Бетховен?

4. Сколько симфоний у Бетховена? В чем особенность последней?

5. Назовите произведения Бетховена для сцены.

6. Как выглядит общепринятая периодизация творчества Бетховена?

7. В каком возрасте Бетховен решил сделать музыку своей профессией?

8. Каким было детство Бетховена?

9. Кому посвящена «Лунная» соната? Кто дал ей такое название?

10. В каком возрасте Бетховен почувствовал первые признаки глухоты?

11. К кому обращался Бетховен в своем Гейлингенштадском завещании?

12. Кому посвящена Третья симфония?

13. Кто такой Эгмонт?

14. Как называется 23 соната для фортепиано Бетховена?

15. Расскажите о личной жизни великого композитора.

16. Какие философские и социальные идеи питали творчество Бетховена?

Франц Шуберт (1797-1828)

Первым музыкальным романтиком был австрийский композитор Франц Шуберт. Шуберт унаследовал лучшие традиции Венской классической школы. Бетховен — ее последний представи­тель - жил и творил в Вене одновременно с Шубертом. Однако эти два музыкальных гения по-разному воспринимали и отражали в зву­ках окружающий мир. Шуберт пережил Бетховена лишь на один год, но по стилистической направленности опередил его на полстолетия. Шуберт принадлежал к числу музыкальных гениев, открывающих в ис­кусстве новые пути. Практически Шуберт пользовался теми же сред­ствами музыкальной выразительности, что и Бетховен, но звучание его музыки всегда неповторимо своеобразно. Иногда Шуберта называют предтечей музыкального романтизма или «романтическим классиком».

Расцвет творчества Шуберта пришелся на годы тяжелейшей реак­ции в Европе после наполеоновских войн. Напуганная аристократия превратила Австрию в насквозь полицейское государство. Душился в зародыше всякий росток свободного чувства и мысли.

Шуберт не видел в современном ему обществе положительного идеала и пришел к мысли, что именно искусство должно восполнить этот недостаток, вселяя в людей веру в лучшее будущее. В неко­торых искусствоведческих трудах это называют «уходом от действи­тельности».

Шуберт насаждал новую культуру чувства. Герой сочинений Шуберта «не гражданин мира» как у Бетховена, а отдельная человеческая личность. Чаще всего это сам композитор. Этим определяется простота, задушевность, открытость его музыки.

Шуберт не писал ни о политике, ни о вселенском братстве; он писал о тайнах человеческого сердца, об извечных проблемах люб­ви, ревности, одиночества и счастья обладания. Эта направленность его творчества — залог бессмертия.

Для Шуберта жизнь как сказка, пусть и с печальным концом, а в сказке все должно быть волшебным, необычным. Отсюда — преоблада­ние музыкальной красочности над логикой развития, необычные орке­стровые эффекты, своеобразное обращение со временем и пространст­вом в музыке.

Если у музыкальных классиков центральное место в творчестве занимали инструментальные жанры (соната, симфония, концерт), понятные слушателю без слов, то в силу необычности своих замыслов, и в то же время острого желания быть понятым, Шуберту приходилось использовать доходчивость слова.

Важнейшее место в его творчестве заняла песня для голоса и фортепиано. Силой своего гения Шуберт поднял этот жанр с второ­степенного, бытового уровня в один ряд с симфонической музыкой. Этого невозможно было бы сделать в принципе, не будь в то вре­мя таких поэтов-романтиков как И. В. Гете, Г. Гейне, В. Мюллер. На основе их стихов Шуберт создал оригинальные музыкально-поэтиче­ские образы более чем 600 песен, которые вот уже более 150 лет впечатляют слушателей.

Иногда свои песни Шуберт складывал в вокальные повести со своими героями и второстепенными действующими лицами, сквоз­ным повествовательным сюжетом и необходимой «сменой декораций». Таковы песенные циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь», сочиненный за год до смерти в 1827 году. Оба цикла написа­ны на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Оба цикла — моно­логи героя, рассказывающего о своей любовной драме. В первом цик­ле это молодой странствующий мельник-подмастерье, бодро и радост­но вступающий в жизнь. Во втором цикле любовная драма оказы­вается причиной бесконечных скитаний героя — надломленного чело­века, у которого все в прошлом — тщетной попыткой убежать от са­мого себя и от своих проблем. «Зимний путь» — это хождение по му­кам и лирического героя, и самого автора. Подобного рода автобиографичность является неотъемлемой чертой творчества практически всех композиторов-романтиков.

Последний цикл «Лебединая песня» был составлен уже после смерти композитора его друзьями как памятник ему нерукотворный.

* * *

Инструментальное творчество Шуберта представлено двумя разномасштабными жанрами:

один — крупные симфонические циклы (9 симфоний), из которых наибольшую известность получила 7-я («Неоконченная») двухчастная симфония си минор;

другой — огромное количество малых бытовых форм. В основном это танцы — лендлеры, вальсы, экоссезы, менуэты, музыкальные мо­менты, экспромты. Шуберт их не сочинял, а импровизировал на танце­вальных вечерах, а после записывал по памяти.

* * *

Вот основные вехи жизненного и творческого пути Франца Шуберта.

31 января 1797 года в семье школьного учителя начальных клас­сов родился будущий великий музыкант. Музыкальные способности проявились очень рано. В 11 лет Шуберта определяют в конвикт — род закрытого лицея, дававший общее и музыкальное образование. Бла­годаря выдающимся музыкальным способностям на Шуберта обратил внимание знаменитый композитор и педагог Сальери. Он больше года бесплатно занимался с ним теорией музыки и композицией. По общим предметам Шуберт имел неудовлетворительные оценки, полагая в не­далеком будущем сделать карьеру музыканта. Мутация голоса и не самое примерное поведение приводят к тому, что в 1813 году Шубер­та отчисляют из конвикта. К этому же году относится и сочинение им своей первой симфонии.

Следующие три года Шуберт в угоду отцу вынужден слу­жить помощником учителя начальных классов, обучая детей грамоте и присматривая за порядком в классе. Сам Шуберт называл это «школьной каторгой». В то же время именно на эти годы приходится один из пиков его творческой активности. За четыре года были соз­даны около 150 песен, две симфонии, две мессы и множество мелких фортепианных сочинений. Среди песен, созданных в этот период наи­более известны «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь». Обе они созданы на стихи И. Гете. Шуберт с дарственной надписью отправил ноты этих шедевров своему «заочному соавтору», но действительный тайный советник даже не откликнулся.

Между тем «школьная каторга» стала для Шуберта невыносимой. Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Уход из школы привел к окончатель­ному разрыву с отцом. Вся недолгая последующая жизнь Шуберта пред­ставляет собой цепь творческих озарений и бесконечных забот о хле­бе насущном. Многочисленные прошения о зачислении на музыкальную должность оставались безрезультатными. Не имея собственного угла, Шуберт был вынужден жить то у одного, то у другого из своих това­рищей и единомышленников. Среди них были художники, искусствове­ды, певцы и поэты. Они то и оставили описание внешнего облика Шуберта.

Он был маленького роста, плотный, коренастый, с вьющимися каштановыми волосами и очень близорукий. Говорят, что с очками он не расставался даже во сне, чтобы иметь возможность сразу же за­писывать на нотную бумагу пришедшую в голову музыкальную мысль.

Шуберт не имел возможности издавать свои сочинения. Песни - главное в творчестве Шуберта, считались в то время пригодными лишь для домашнего музицирования, а не для исполнения в публич­ном концерте. По сравнению с симфонией и оперой «песенки» не причислялись к важным музыкальным жанрам. Однако ни одна из опер и девяти симфоний также не были публично исполнены при жизни композитора. Рукописи многих сочинений Шуберта были найдены лишь спустя много лет после смерти их автора. Шуберт имел мало возможности заботиться о своем архиве, так как ь сочинять порой при­ходилось в самых неподходящих для этого местах.

Шуберт был наряду с Моцартом одним из величайших мелодистов. Современники начали осознавать ценность шубертовского творчества лишь в последний период его недолгой (32 года) жизни.

Единственный прижизненный концерт, составленный целиком из произведений Шуберта состоялся за несколько месяцев до его смер­ти. На деньги, вырученные от продажи билетов, Шуберт смог наконец-то приобрести собственный рояль. Его планы на будущее стали более радужными, но силы были уже подорванными.

Шуберт умер истощенным и физически и душевно, ощущая неприми­римость конфликта его творческого «я» и всей окру­жающей жизни. Непосредственной причиной смерти было заболевание тифом.

На надгробном памятнике Шуберту друзья сделали надпись: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные на­дежды».

Контрольные вопросы по теме

«Жизнь и творчество Франца Шуберта»

1. Как называли музыкальный стиль Шуберта?

2. Кто герой шубертовской музыки?

3. Какой жанр был ведущим в творчестве Шуберта?

4. Назовите вокальные циклы Шуберта.

5. Где Шуберт получил музыкальное образование?

6. Опишите внешний облик Шуберта.

7. Сколько лет прожил Шуберт.

Фридерик Шопен (1810-1849)

Шопен — величайший представитель польского национального и мирового музыкального искусства. Шопен — основатель польской национальной композиторской школы. Его творчество при­обрело мировое значение.

Шопен был выдающимся пианистом. Он существенно расширил выразительные возможности фортепиано, обогатил технику игры на инструменте.

Шопен не сочинял опер, как Моцарт, симфоний, как Гайдн и Бет­ховен. Его не тянул к себе симфонический оркестр. Почти все свое творчество он ограничил рамками фортепианной музыки. Но и в пре­делах одного фортепианного творчества Шопен достиг таких высот и такой многогранности, какой другие композиторы добива­лись кропотливой работой в разных областях музыкального искус­ства.

Мало кому из композиторов удалось так глубоко и полно выра­зить национальный характер, как это удалось Шопену. «Он воплотил поэтическую сущность целой нации», — сказал Лист.

Шопен почти не цитировал польских народных мелодий, но все его произведения проникнуты интонациями польских песен и танцев. Шопен познакомил Европу с музыкой своей родины. Вслед за ним Глинка представил музыку России, Лист — Венгрии, Сметана — Чехии, Григ — Норвегии. Все они расширили и обогатили музыкальную географию Европы.

Подобно Шуберту Шопен преобразовал бытовую музыку, танец и форте­пианную миниатюру. Его мазурки, вальсы, ноктюрны и прелюдии — настоящие маленькие поэмы для фортепиано, а сочинения крупной формы, например Соната с похоронным маршем, по глубине содержания не уступают симфонии.

Шопен — смелый новатор в области музыкаль­ного языка. Основываясь на особенностях польской народной музыки, он расширил гармонические и мелодиче­ские средства профессиональной европейской музыки.

Шопен создал новые жанры фортепианной музыки, превратил пре­людию из вступительной пьесы в самостоятельную (цикл из 24 пре­людий), развил и опоэтизировал народные танцевальные жанры ма-зура, полонеза, краковяка. Традиционные жанры этюда и скерцо наполнил новым, зачастую значительно драматизированным содержанием.

Шопен первым ввел в обиход профессионального искусства жанр фортепианной баллады. Он стал одним из создателей романтического сонатного цикла.

Новаторство в замыслах и идеях сочетается у Шопена с класси­ческой ясностью и совершенством их реализации. Поэтому часто Шо­пена называют «польским Моцартом» и «классиком среди романтиков». Когда слушаешь музыку Шопена, то кажется, будто она родилась сразу, в минуту счастливого озарения свыше. На самом деле компо­зитор отделывал каждый такт, добиваясь совершенства. Вопрос затра­ченного времени при этом не имел значения для Шопена.

* * *

Фридерик Шопен родился в предместье Варшавы в имении Желязова Воля I марта 1810 года. Его отец Николай Шопен — француз по национальности - еще в молодые годы переселился в Варшаву, где за­нялся педагогической практикой. В аристократическом Варшавском лицее он получил место преподавателя французского языка и содер­жал пансион для воспитанников лицея. Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи Шопена и благотворно сказыва­лись на развитии одаренных детей.

Подобно Моцарту маленький Фридерик поражал окружающих своей музыкальной одаренностью.

Первым и единственным учителем фортепианной игры у Шопена был чех по происхождению Войцех Живный. Когда Шопену было 12 лет, Живный сам отказался от занятий, поняв, что больше ничего не может дать гениальному ученику.

В 13 лет Шопен поступает сразу в 4 класс лицея. Летние ка­никулы он проводил в деревнях, в имениях близких знакомых. Именно там он впервые познакомился с образцами польской народной музыки. Непосредственное общение с народными музыкантами дали Шопену боль­ше, чем все учителя.

Осенью 1826 года, окончив лицей, Шопен поступает в Варшавскую консерваторию. Музыкально-теоретическими предметами он занимался под руководством её директора Юзефа Эльснера. В 1829 году, когда Шопен оканчивал консерваторию, учитель дал ученику такую харак­теристику: «исключительное дарование, музыкальный гений».

С окончанием консерватории Шопен вступает в новую полосу ар­тистической и творческой деятельности. Следуя установившейся традиции, Шопен сочиняет свои первые полонезы, мазурки, вариации. Это были сочинения виртуозного плана, что продиктовано неписанными законами эстрады. До конца XIX века композитор и исполнитель еще оставались одним лицом. И если Шо­пен избирал своим поприщем артистическую деятельность, то он должен был сначала покорить публику как исполнитель, привлечь ее внешним блеском своей игры. Шопену необходим был шумный успех. И он пришел к Шопену в Вене в августе 1829 года. В письме к родным он уверяет их, что «публика на скамейках прямо подпрыгивала...»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.223 (0.102 с.)