Западная средневековая культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западная средневековая культура



Эпоха Средневековья (н 2 в. н. э., 14-15 вв).
Характерные черты: стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание — это знание всеобщее, доказательное.
особенности средневековой науки:
1 как совокупность правил, в форме комментариев.
2 тенденция к систематизации и классификации знаний.
3 специфический феномен: с одной стороны, продолжение традиций античности (склонность к абстрактному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания), с другой - разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «экспериментальный» характер. А на Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.
В парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному, неисчерпывающему. Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т.е. являются их символами. И в зависимости от приближенности или отдаленности от Бога, между символами существует определенная иерархия. Телеологизм выражается в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей (земля и вода служат растениям, которые в свою очередь служат скоту).
Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления. Так как познавательная деятельность носит теологическитекстовой характер, универсальным методом становится дедукция. Но в это время возникают области знаний, подготавливающие рождение науки (алхимия, астрология)
Схоластика, оформившаяся в IX— XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Придается логике рассуждений, в которой схо-ласты видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Важными для них являются вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты. Абеляр стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «понимать, чтобы верить». В учении Фомы Аквинского (1225—1274) есть указания на метод интеллектуального, т. е. постигающего, созерцания, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».
Систему образования на первых порах в средневековье представляли монастырские школы, которые готовили священнослужителей. Более высокий класс школ епископские (8 в). Что же касается содержания обучения во всех этих школах, то его первую ступень составляло светское знание, а вторую, высшую, — теология. В дальнейшем, наряду с церковными школами, стали возникать и светские. Среди таких школ выделялись юридические. В Болонье уже в конце XI в. возник один из первых европейских университетов. На протяжении всего Средневековья важнейшей составляющей образования являлась логика, которой отводилось значительное место в трудах многих авторов. Рапмунду Луллию (13 в) - логика определяется как такое искусства, с помощью которого истина может быть отличаема от лжи (двузначное толкование истинности).
Начиная с 7 в. в странах Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения. Арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, на которых был создан Арабский халифат, где строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях. Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний. Первый научный центр халифата — Багдад (к 8 — начало 9 в.). Труды ученых разных стран переводятся на арабский. В IX в. была переведена книга «Великая математическая система астрономии». Согласно Энгельсу, после александрийского периода в развитии положительной науки именно у арабов делается дальнейший шаг. Как и в античности, в арабоязычном средневековье было немало ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Среди них — среднеазиатский ученый аль-Бируни (973—1048), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии. Так, Бируни установил метод определения географических долгот, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли. Впервые на средневековом Востоке великий ученый сделал предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца. Широко известна деятельность арабских ученых в области алхимии, которая хотя и преследовала недостижимые цели (превращение неблагородных металлов в благородные), но в процессе этих многовековых поисков открыла новые элементы (ртуть, сера), впоследствии использованные химией. Известны достижения практической медицины в странах эпохи Средневековья.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.005 с.)