Обратная связь в ходе аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обратная связь в ходе аудита



Проведение эффективного управленческого аудита предполагает постоянное взаимодействие с представителями организации по по­воду возникающих вопросов, неясностей, вырабатываемого ауди­тором видения ситуации, формируемых путей решения проблемы, т.е. наличие эффективной обратной связи.

Обратная связь в период аудита важный диагностический метод. Правильно отобранная, проанализированная и представленная ин­формация вызывает у клиента определенную реакцию, распозна­ние которой очень важно для диагностики проблемной ситуации. Реакция сотрудников организации на получаемую ими от аудитора информацию исключительно полезна для работы последнего, и он должен максимально стремиться к таким контактам на протяжении всей своей работы. Обратная связь предполагает проработку с кли­ентом новой неизвестной ему информации, неожиданных взаимо­связей и скрытых достоинств и недостатков, служит инструментом, побуждающим представителей организации самостоятельно делать


выводы на основе отобранной и объективно представленной ауди­тором информации. Аудитор должен предостеречь клиента о суще­ствующем риске вмешательства преждевременных неподготовлен­ных изменений.

Обратная связь при управленческом аудите осуществляется в уст­ной и письменной форме. К устной форме относятся: индивидуа­лизированное обсуждение с ведущими специалистами организа­ции-клиента, встречи с разными группами. Устная форма обратной связи дает возможность выявить отношение представителей орга­низации к рассматриваемой проблеме и применяемым аудитором методам и повысить концентрацию усилий на основных вопросах. К письменной форме обратной связи относится любая письменная информация от аудитора к клиенту, например, промежуточные от­четы и памятки. Форма применяемой обратной связи должна соот­ветствовать ее целям.

Результаты аналитической работы удобно представить схематич­но, используя метод SWOT55, предполагающего сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз (рисков) и возможностей их пре­дотвращения, а затем создающего предпосылки для планирования изменений в организации. При этом составляется управленческая матрица SWOT и ее блоки оцениваются с точки зрения важности и степени влияния на стратегию организации (см. рис. 22)56.

SWOT — анализ рассматривает общие, отраслевые и внутренние факторы среды и показывает, какие из них подлежат использованию в организации, а какие представляют для нее потенциальную угрозу.

Методика SWOT — анализа предполагает построение трех видов матриц:

• матрицы возможностей,

• матрицы угроз,

• SWOT-матрицы.

После того как перечень сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей определен, составляется матрица, по­казанная на рис. 22.

На пересечении внутренних и внешних характеристик образуют­ся четыре поля: поле СИВ (сила и возможности), поле СИУ (сила

55 Метод SWOT признанный подход, позволяющий установить линии связи
между силой и слабостью, которые присущи организации, внешними угрозами
и ее возможностями.

56 Это название происходит от начальных букв английских слов: Strengths
(сильные стороны), Weaknesses (слабости), Opportunities (возможности), Thre­
ats (угрозы).


 





Рис. 22. SWOT -матрица

 

  Возможности 1. 2. 3. Угрозы 1. 2. 3.
Сильные стороны 1. 2. 3. Поле СИВ Поле СИУ
Слабые стороны 1. 2. 3. Поле СЛВ Поле СЛУ

и угрозы), поле СЛВ (слабости и возможности), поле СЛУ (слабость и угрозы).

Процедура SWOT — анализа заключается в определении различ­ных сочетаний показателей достоинств и недостатков организации с оценкой ее возможностей и угроз. В результате просмотра всех ло­гических пар генерируются четыре основные комбинации:

1. Сочетание основного достоинства организации с ее ключевой возможностью.

2. Сочетание основного достоинства организации с главной угрозой ее будущему.

3. Сочетание основного недостатка организации с ее ключевой возможностью.

4. Сочетание основного недостатка организации с главной угро­зой ее будущему.

Таким образом, с точки зрения отражения потенциальной угро­зы организации и использования открывающихся перед ней новых возможностей роль анализа профессионально-деловой среды в про­цессе стратегического управления сводится к поиску ответа на три вопроса:

1. В каком положении находится сейчас организация?

2. В каком положении, по мнению руководства, организация должна находиться в будущем?

3. Что должно сделать руководство организации, чтобы она пере­местилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, в котором оно хотело бы ее видеть в будущем?

Составление и анализ такой матрицы позволяет выявить возмож­ные сочетания, комбинации и выработать стратегию поведения ор­ганизации (см. рис. 23).



Риски неэффективности управленческого аудита. Аудиторская выборка

Аудиторский риск — это предпринимательский риск аудитора (аудиторской фирмы), представляющий собой оценку неэффектив­ности аудиторской проверки.

Управленческий аудит имеет следующие риски неэффективно­сти:

• потеря цели аудиторского исследования;

• применение неэффективных (несоответствующих ситуации проведения управленческого аудита) методов исследования;

• получение недостоверной информации;

• сбор интересных, но ненужных фактов;

• упущение существенной информации;

• использование несоответствующих ситуации стандартов оценки получаемой информации, критериев эффективности системы управления персоналом;

• неправильное решение под влиянием исследуемых взглядов персонала организации.

Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки и принять необходимые меры для снижения аудиторского риска до разумного минимального уров­ня.

Объем собираемой информации определяется целью работы. Эффективное аудиторское исследование предполагает выборочное (избирательное) получение информации. Количество фактической информации в любой организации практически не ограничено, но ее избыточный объем легко становится помехой и не может быть полностью использован при выполнении задания. Кроме того, сбор фактической информации дорогостоящая работа. Многие данные труднодоступны и требуют формирования и использования специ­альных методов их получения (наблюдения, особые формы ведения учета). При организации аудита считается правильным максимально широко изучить возможные источники данных с последующим вы­борочным (в зависимости от эффективности источника) их исполь­зованием.

Существует следующая модель аудиторского риска, разработан­ная для целей финансового аудита57, которая может помочь управле­нию риском неэффективности управленческого аудита:


AR = IR xCRxAPxTD,

где: AR — общий риск неэффективности аудита. (Для финансового аудита — это риск ошибочного суждения о достоверности финансо­вой отчетности. При проведении управленческого аудита, риском неэффективности может выступать формирование несоответствую­щих системе ситуационных условий выводов и рекомендаций).

IR — риск существования неэффективной работы в оцениваемой области. (Например, для финансового аудита — это риск неэффек­тивности системы учета; для управленческого аудита — риск неэф­фективности системы управления).

CR — риск того, что существующая неэффективность не будет вскрыта внутренними силами организации-клиента, или риск неэф­фективности внутреннего контроля.

При управленческом аудите неэффективность внутреннего кон­троля определяется неэффективностью контрольной работы управ­ляющей системы в отношении себя самой (т.е. заранее может быть признан высокий уровень риска).

АР — риск того, что аналитические аудиторские процедуры не вскроют существующую неэффективность, или риск неэффек­тивности аудиторских аналитических процедур.

TD — риск того, что в ходе выборочного сбора информации будут пропущены существенные характеристики исследуемой ситуации, риск выборочной проверки или риск неэффективности тестирова­ния деталей.

Осуществляя аудит и определив ответственность по аудиторской проверке, аудитор задает допустимый уровень риска ее неэффектив­ности в целом и ее составляющие. Опираясь на интуицию и опыт, при заданном риске неэффективности аудиторской проверки (AR), определяются значения IR, CR, АР. Это позволяет математически вывести допустимое значение риска выборочной проверки:

TD = AR/IRxCRxAP. Чем больше допустимое значение риска выборочной провер­ки (зависящего от допустимого значения риска аудита в целом, определяемого ответственностью аудитора, и оцениваемого риска неэффективности работы клиента, риска необнаружения этой не­эффективности клиентом и риска неэффективности аудиторских процедур), тем меньшую выборку следует делать в ходе сбора инфор­мации аудита.


57 По вопросам финансового аудита, подробнее: Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. М., 1993. С. 176-178.




Вопросы для обсуждения

1. Что называется управленческим аудитом?

2. Какую цель преследует управленческий аудит? Перечислите основные задачи управленческого аудита?

3. Что является объектом управленческого аудита?

4. Опишите порядок привлечения аудитора к проверке.

5. Как контролируется качество работы аудиторской фирмы?

6. Как аудит способствует совершенствованию системы управле­ния организацией?

7. Назовите основные источники информации в управленческом аудите?

8. Перечислите инструменты сбора информации.

9. Какими методами осуществляется анализ и синтез информа­ции?

10. Опишите содержание аудиторского заключения.

11. Как осуществляется обратная связь в ходе аудита?

12. В чем заключается риск неэффективности управленческого аудита?

13. Каковы особенности правоприменительной практики аудита персонала?

14. Почему законодательные акты и основные нормативные пра­вовые документы аудиторской деятельности являются обязательны­ми для всех видов аудита?


ЧАСТЬ III.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.143 (0.012 с.)