Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Д. Я. Гальперин лекции по психологии
имеете в качестве подлежащего числительное. Есть такая поговорка: «Семеро одного не ждут». Тут «семеро» — подлежащее. Ну а если вам будут говорить: «Пятеро одного не ждут»? Это — тоже вариант. Семь — не пять. Но это тот же самый тип. Значит, вы можете составить очень большое количество вариантов. Надо помнить, что дифференцирующее значение имеет только различие по типам. Итак, первое — это различие предметных типов материала. Теперь второе — это различие по логическим характеристикам. Каждое понятие, в том числе понятие о действии, характеризуется набором известных необходимых признаков. Так вот, у вас может быть материал, в котором указаны только необходимые признаки. У вас может быть материалов.котором имеются все необходимые и, кроме того, избыточные признаки. Это важно, потому что нужно научиться различить не просто все признаки, которые указываются, а тоЛько те признаки, которые существенны для данного действия. Дальнейший вариант логической характеристики может заключаться в том, что даются не все необходимые признаки. В строгом смысле слова это означает, что данное понятие не может быть установлено при наличии неполного состава признаков, потому что если какие-нибудь признаки необходимы, а их нет, то, значит, данный предмет не отвечает всему понятию. И, наконец, четвертый вариант этого типа материала (логический вариант) заключается в том, что будут представлены не все необходимые, но зато много лишних, избыточных признаков. Это тоже важно. Значит, вам дают не все то, что нужно, но зато дают очень много ненужного. И надо суметь разобраться во всем этом материале Итак, вы имеете четыре логических типа: — все необходимые и только необходимые признаки; — все необходимые и избыточные признаки; — не все необходимые признаки; — не все необходимые и плюс еще избыточные признаки. Под каждый из этих логических типов опять-таки можно и нужно подобрать множество конкретного материала. Теперь последняя, третья группа типов материала — это собственно психологические типы. Психологические типы различаются по соотношению наглядно представленных и понятийных характеристик материалов. И вот здесь может быть такая комбинация, что, скажем, наглядные характеристики и понятийные характерис-
Ш
тики совпадают (самый простой, самый приятный случай). А дальше мы имеем типы, в которых наглядные и понятийные характеристики расходятся. Причем в одном случае вы можете иметь такое положение, когда в предъявляемом материале наглядно как будто бы присутствует признак, а понятийно «его нет* Вот, например, когда мы учили детей понятию о перпендикуляре, то им давали рисунок и говорили, что этот угол равен 90 градусам. Разцица всего лишь на один градус, на глаз этот один градус не уловишь,,и кажемся, что угол прямой, а на самом деле он не прямой, а острый. Значит, вы имеете такое расхождение между наглядной и понятийной характеристиками. А может быть и обратное положение. Скажем, мы берем и рисуем кое-как вот такую фигуру и говорим, что это круг. На глаз видно, что это далеко не круг, однако в объяснении говорится, что это круг. А в круге все радиусы одинаковые. В дальнейшем обращении с этой фигурой вы должны сами понять, что раз вам сказали, будто это круг, то и все радиусы в нем одинаковые. Значит, вы должны наметить себе три группы психологических УСЛОВИЙ: — в одних случаях наглядные и понятийные характеристики совпадают;
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.006 с.) |