I.ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I.ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ)



ЭТИКА И ЭСТЕТИКА

 

Учебно-методический комплекс

 

Минск

 

 

УДК 17 (078)

П22

 

Учебно-методический комплекс разработан кандидатом философских наук, доцентом, профессором кафедры гуманитарных дисциплин частного учреждения образования «Институт предпринимательской деятельности» Пашко Риммой Геннадьевной и кандидатом философских наук, доцентом кафедры гуманитарных дисциплин Кульбицкой Ларисой Евгеньевной

 

Рассмотрен и рекомендован на заседании кафедры гуманитарных дисциплин, протокол № 6 от 21 января 2013 г.

 

Зав. кафедрой Р.Г. Пашко

 

 

Одобрен и утвержден на заседании Научно-методического совета ИПД, протокол № 3 от 22 января 2013 г.

 

Председатель НМС В.В. Шевердов

 

 

Рецензенты:

Бодров Евгений Николаевич, доцент кафедры философии Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, кандидат философских наук.

 

Кудрявцев Василий Васильевич, доцент кафедры философии Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, кандидат философских наук, доцент.

 

Пашко, Р.Г. Этика и эстетика: учебно-методический комплекс / Р.Г. Пашко, Л.Е. Кульбицкая. – Минск: ИПД, 2013. - 170 с.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и эстетика» рекомендуется студентам, преподавателям, всем, интересующимся проблемами современной этики и эстетики.

УДК 17 (078)

П22

©Пашко Р.Г., 2013

©Институт предпринимательской

деятельности, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

I ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ЭТИКЕ И ЭСТЕТИКЕ  
1.1. Пояснительная записка. Цели и задачи дисциплины «Этика и эстетика»  
1.2. Содержание учебного материала    
1.2.1. Тематический план дисциплины (дневная форма получения образования)    
1.3. Название разделов, тем и их содержание  
1.4. Тематика лекционных занятий    
1.5. Краткий курс лекций  
Введение. Предмет и основные задачи этики. Этика в системе культуры  
Раздел 1. История этических учений. История развития нравственности  
Этические учения Древнего мира и Средневековья. Концепции происхождения морали  
Этическая мысль Возрождения и Нового времени. Буржуазная мораль  
Этика в ХХ - начале XXI века. Нравственные проблемы современности и перспективы их разрешения  
Раздел 2. Теория морали. Моральные ценности в основных категориях этики  
Теория морали. Добро и зло  
Свобода и ответственность  
Смысл жизни и счастье  
Раздел 3. Прикладная этика    
Проблема общения. Взаимодействие человека и общества. Этика гражданственности. «Открытые» проблемы прикладной этики  
Профессиональная этика. Этикет  
Раздел 4. Эстетика как философская наука. История эстетики  
Эстетика как философская наука  
Основные этапы развития эстетической мысли. Эстетика XX – начала XXI в.  
Раздел 5. Основные проблемы эстетической теории  
Эстетическое сознание и эстетическая деятельность  
Категории эстетики  
Природа искусства, его специфика и социальная роль. Виды искусства  
1.6. Вопросы к зачету    
1.7.Контрольные вопросы для самопроверки    
1.8.Список основной и дополнительной литературы    
   
II ВТОРОЙ МОДУЛЬ (КОНТРОЛИРУЮЩИЙ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ЭТИКЕ И ЭСТЕТИКЕ  
2.1. Планы семинарских (практических) занятий (дневная форма получения образования)    
2.2.Тесты  

 

 

I.ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ЭТИКЕ И ЭСТЕТИКЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Цели и задачи учебной дисциплины «Этика и эстетика»

Цель изучения учебной дисциплины «Этика и эстетика» выражается в освоении студентами наследия мировой этической и эстетической мысли и знаний об основных моральных принципах, этических и эстетических нормах, категориях, ценностях, призванных обеспечить повышение духовно-нравственной и художественной культуры студентов, становление нравственно автономной личности, способной к самостоятельному нравственному и эстетическому творчеству. Этическое и эстетическое обучение студентов, изначально ориентированное на единство образования и воспитания, предполагает решение следующих задач:

- ознакомление студентов со структурой и спецификой этического и эстетического знания, основными историческими этапами его развития, актуальными проблемами, дискутируемыми в современной этике, эстетике, философской литературе;

- формирование у студентов устойчивого интереса к изучению морально-этической и эстетической проблематики, создание базы для дальнейшего самообразования и выработки устойчивой нравственно-мировоззренческой позиции, эстетической оценки и ценностных ориентаций;

- осмысление моральных процессов современного общества, искусства и культуры, значимости общечеловеческих ценностей и формирование качеств нравственно-автономной личности и гражданина;

- осознание самоценности человека не только в своем лице, но и в лице другого, формирование у студентов способности к переводу этической и эстетической информации в личностные смыслы (осознание собственных ценностных ориентаций, рефлексия над поступками и их мотивацией);

- ознакомление с морально-этическими и эстетическими аспектами избранной специальности, с основами профессиональной этики специалиста в области экономики, бизнеса, межкультурной коммуникации в контексте эстетики XXI века и прикладных этических проблем.

1.2. Место этики и эстетики в системе подготовки специалиста экономического и лингвистического профилей, связи с другими учебными дисциплинами

В системе подготовки специалиста в области экономики и лингвистики этика и эстетика занимают важное место в ряду социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин. Этика и эстетика в системе идеологии и учебно-воспитательного процесса учреждений высшего образования традиционно рассматриваются как формы философского знания, направленные на осмысление эмоционально-чувственной составляющей человеческого бытия, в которых заложено органическое единство информационно-коммуникативной, познавательной, эстетической и воспитательной функций.

Междисциплинарные связи присутствуют в таких учебных дисциплинах, как «Философия» (разделы «Философия в исторической динамике культуры», «Философская антропология», «Теория познания и философия науки», «Философия культуры»), «Основы психологии и педагогики» (тема «Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах», «Личность и творчество»), «Технология деловых переговоров» (темы «Деловое общение», «Деловое общение в критических ситуациях», «Деловая этика и этикет») и др.

1.3.Требования к освоению учебной дисциплины

Непосредственными задачами преподавания этики и эстетики является формирование у студента соответствующих морально-этических и эстетических компетенций – предметных и операциональных.

Формирование предметных компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями высшей школы, которые предусматривают, что в результате изучения учебной дисциплины «Этика и эстетика» выпускник должен знать:

- ключевые историко-концептуальные модели этического и эстетического знания;

- основные принципы и понятия этики и эстетики;

- персоналии этики и эстетики в контексте ее истории и современности;

- прикладные аспекты этического знания и основные нормы профессиональной этики.

Коррелятивно предметными могут быть обозначены и операциональные компетенции выпускника в области этики и эстетики. Он должен уметь:

характеризовать:

- эволюцию нравственных отношений, моральных норм, идеалов, эстетических ценностей в процессе социально-культурной трансформаций;

- основные нравственные и эстетические проблемы современности;

- специфику нравственной и духовно-художественной культуры белорусского народа;

- конкретные нравственные ситуации и социокультурные проблемы сквозь призму высших моральных и эстетических ценностей;

анализировать:

- роль этики, морали и эстетики в жизни человека, общества и культуры;

- особенности морали, нравов, эстетических принципов различных культур и народов;

- современное состояние духовно-нравственной культуры в Беларуси;

- собственный моральный и эстетическийвыбор;

приобрести качества полноценного субъекта нравственного и эстетического творчества, нравственно-автономной личности и гражданина, обладающего навыками:

- этической культуры диалога и полемики;

- толерантности в разрешении нравственных и духовно-культурных ситуаций и конфликтов;

- культуры поведения и общения в профессиональной деятельности и личной жизни.

Таким образом, изучение этики и эстетики формирует такие социокультурные компетенции, как компетентность гражданственности, компетентность социокультурного взаимодействия, компетентность общения. Нравственно-автономную и эстетически развитую личность характеризует осознание важности морально-этического, культурного поведения и здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(дневная форма получения образования)

 

Название тем, разделов, модулей Количество аудиторных часов
Всего Лекционные занятия Практические (семинарские) занятия
Введение. Предмет и основные задачи этики. Этика в системе культуры     -
Раздел 1. История этических учений. История развития нравственности      
Этические учения Древнего мира и Средневековья. Концепции происхождения морали       -
Этическая мысль Возрождения и Нового времени. Буржуазная мораль     -
Этика в ХХ - начале XXI века. Нравственные проблемы современности и перспективы их разрешения      
Раздел 2. Теория морали. Моральные ценности в основных категориях этики      
Теория морали. Добро и зло     -
Свобода и ответственность      
Смысл жизни и счастье      
Раздел 3. Прикладная этика      
Проблема общения. Взаимодействие человека и общества. Этика гражданственности. «Открытые» проблемы прикладной этики     -
Профессиональная этика. Этикет       -  
Раздел 4. Эстетика как философская наука. История эстетики     -
Эстетика как философская наука     -
Основные этапы развития эстетической мысли. Эстетика XX – начала XXI в.     -
Раздел 5. Основные проблемы эстетической теории      
Эстетическое сознание и эстетическая деятельность     -
Категории эстетики     -
Природа искусства, его специфика и социальная роль. Виды искусства   -  
Итого:      

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 3. Прикладная этика

Тематика лекционных занятий

по дисциплине «Этика и эстетика»

(всего 24 часа)

Лекция 1 (2 часа)

Лекция 4

Категориях этики

Теория морали. Добро и зло (2 часа)

Цель: формирование у студентов представлений о структуре, функциях морали, характерных особенностях моральных отношений, морального сознания, моральной деятельности, поступка, их взаимосвязи; о высших моральных ценностях, категориальном аппарате этики, понимания содержания основных этических категорий, принципов их классификации, особенностей полярных и кондициональных категорий этики, проблемы борьбы добра со злом.

Вопросы:

1. Структурно-функциональный анализ морали.

2.Проблема классификации этических категорий. Полярные категории этики: добро и зло, справедливость и несправедливость.

3.Кондициональные категории этики: долг, совесть, честь, достоинство

Лекция 5. Свобода и ответственность (2 часа)

Цель: формирование у студентов представлений о моральном законе, моральной ответственности личности, ответственном этическом поведении и мышлении, включающем понимание свободы как нравственной ценности.

Вопросы:

1. Свобода как нравственная ценность. Свобода и необходимость. Моральный закон.

2. Свобода выбора и выбор свободы.

3. Моральная ответственность личности.

Лекция 6. Смысл жизни и счастье (2 часа)

Цель: формирование у студентов представлений о смысле жизни и счастье как нравственных ориентирах морального сознания, способах структурирования смысложизненных проблем, условиях достижения счастья.

Вопросы:

1.Проблема смысла жизни в истории этики.

2.Понятийное поле проблемы смысла жизни. Способы структурирования смысложизненной проблемы.

3.Смысл жизни как нравственная ценность. Проблема реализации смысла жизни.

4.Счастье как нравственная ценность. Проблема определения понятия «счастье». Условия достижения счастья.

Лекция 7

Раздел 3. Прикладная этика

Проблема общения. Взаимодействие человека и общества. Этика гражданственности. «Открытые» проблемы прикладной этики (2 часа)

Цель: формирование у студентов представлений о прикладной этике, этике гражданственности в контексте политической культуры гражданина, профессиональной этике, содержании и структуре делового общения (общение «по вертикали» и «по горизонтали»), культуре деловой полемики, принципах организации деловой дискуссии; об «открытых» проблемах прикладной этики и способах их решения (биоэтика, экологическая этика, компьютерная этика и др.).

Вопросы:

1. 1.Прикладная этика в системе этического знания.

2. Взаимодействие человека и общества. Этика гражданственности. Политическая культура гражданина.

3. Особенности профессиональной этики. Этика в сфере экономики, бизнеса и межкультурной коммуникации.

4. Проблемы экологической этики.

5. Проблемы биоэтики.

6. Информационное общество и проблемы морали. Компьютерная этика.

 

Лекция 8.

История эстетики

Эстетика как философская наука (2 часа)

Цель: формирование у студентов представлений о предмете эстетики и своеобразии эстетического, сущности, специфике и проблемном поле эстетического отношения к миру, структуре эстетической теории.

Вопросы:

1. Предмет эстетики. Проблема своеобразия эстетического.

2. Сущность и специфика эстетического отношения к миру.

3. Структура эстетической теории.

Лекция 11.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Предмет этики.

Термин «этика» впервые употреблен Аристотелем для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология связана с древнегреч. словом «этос» - нрав, обычай, привычка, характер. «Этикос» - имеющий отношение к нравам. Этика – теория нравственности.

Постепенно этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину - философию морали. По-латински mores (нравы) – мораль, нравственность.

Этика: - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), с центральной проблемой – Добро и Зло.

Этика – область знания («практическая философия»), исследующего мораль (нравственность) и моделирующего проекты «правильной жизни».

Предмет этики – мораль. Этика – теория морали.

Мораль (нравственность) – 1) предмет этического знания; 2) особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла, интериоризации, свободном выборе ценностных ориентаций.

Интериоризация - глубокое внутреннее усвоение субъектом каких-либо внешних явлений и воздействий. В этике это понятие применяется, как правило, для обозначения процесса «присвоения» человеком нравственных ценностей, перевода их в личностно значимые, собственные (а не навязанные извне) ценностные ориентации.

Нравственность - понятие, которое в этике чаще всего отождествляется с понятием «мораль». Вместе с тем, встречались попытки разведения данных понятий, наиболее обоснованная из них представлена в философии Гегеля.

Предметное поле этики:

мораль, ее генезис, сущность, специфика, место и роль в жизни общества;

механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности;

критерии нравственного прогресса;

содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

Структура этики:

1) история этики и моралиописывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней;

2) теория морали – учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

3) нормативная этика обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни».

4) прикладная этика – совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности (экологическая этика, этика гражданственности, ситуативная этика, профессиональная этика, этика делового общения и т.д.).

 

Специфика этики

Этика – «практическая философия», т.к., будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали. Этику изучают не столько для того, чтобы знать, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы стать добродетельным (моральным).

Связь этики с моральной практикой: всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья.

А. Гусейнов: Этика – рефлексия над моральными основаниями человеческого существования. Рефлексия – обращенность сознания на самое себя.

Мораль и этика

Мораль есть непосредственное сознание смысла жизни в процессе самой жизни.

Этика есть «сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня».

Таким образом, моральное сознание постоянно нуждается во вторичной рефлексии. Причина – кризис ценностей.

Этика в системе гуманитарного знания имеет свое место и специфику. Психология дает материал о механизме поведения и регуляции личности. Этнография помогает пролить свет на возникновение тех или иных норм морали. История дает объяснение изменчивости и противоречивости норм морали.

Этика и философия

Этика – философское учение. Этика – нормативно-практическая часть философии. В некоторых системах считается ядром философии (Платон, Аристотель, стоики, Кант). Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью.

Отличия этики и философии

Философия изучает предельно общие принципы отношений человека и мира. Этика – нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми, а также к природе, к науке, к политике, к вопросам жизни и смерти, к самому себе и т.д.

 

Лекция 4

Категориях этики

Теория морали. Добро и зло

1. Структурно-функциональный анализ морали.

2.Проблема классификации этических категорий. Полярные категории этики: добро и зло, справедливость и несправедливость.

3.Кондициональные категории этики: долг, совесть, честь, достоинство.

 

 

Лекция 7

Раздел 3. Прикладная этика

Проблемы биоэтики

В структуре прикладной этики биомедицинская этика занимает особую нишу. Будучи самостоятельной отраслью этики, она, наряду с биоэтикой, «принадлежит» одновременно экологической этике, которая играет роль их методологического основания, выдвигая на первый план не-антропоцентристские принципы. Разделить их «сферы влияния» и тем самым определить их статус и иерархию, пусть и условно, возможно следующим образом:

экологическая этика, предметом которой выступают наиболее фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений в триаде «Человек – Общество - Природа», где все участники взаимодействия рассматриваются как автономные моральные субъекты, и в рамках которой формируется новое энвайронментальное сознание, включающее всю Природу – живую и неживую – в круг своих забот, внимания и взаимности; экоэтика выступает как моральный регулятив отношений человека и окружающей среды в целом;

биоэтика, ориентирующая человека на выработку и установление нравственно-понимающего отношения к Жизни и Иному Живому, на заботу о правах биоса; биоэтика регулирует отношение человека к живой части окружающей среды, ориентируя его на «благоговение перед жизнью» и защиту прав биоса, т.е. всего живого;

биомедицинская этика – предметом ее выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов-медиков в особенности к Человеку – его жизни, здоровью, смерти, включая и традиционные установки медицинской деонтологии; выдвигает на первый план защиту жизни и здоровья человека.

Между экологической, биоэтикой и биомедицинской этикой существуют сложные отношения. Последняя должна опираться на фундаментальные положения экологической этики и биоэтики, но прежде всего – на те общечеловеческие ценности, которые выработаны социумом, составляют основу всей его жизнедеятельности, но обретают особый смысл и специфику в медико-биологической деятельности.

Статус биомедицинской этики в иерархической системе прикладной этики позволяет очертить круг проблем, которыми она призвана заниматься как наука и которые принципиально значимы и «открыты» для будущего специалиста.

1.Однозначное определение сущности и признаков Жизни и Смерти человека, выступающее делом совокупных усилий медиков, философов, представителей этической науки и являющееся необходимым основанием деятельности практикующих специалистов.

2.Решение вопроса о праве человека на достойную жизнь и столь же достойную смерть, к которому должны подключиться юристы и представители религиозных конфессий, чтобы реально оказывать человеку необходимую помощь в его страданиях.

3.Необходимость перехода от традиционной патерналистской деонтологии к признанию автономности личности пациента, к «сотрудничеству» с ним, что лежит в русле современной тенденции к трансформации этики авторитарной в этику гуманистическую.

4.Обязательность включения в лечебную практику в качестве руководства к действию высших общечеловеческих моральных ценностей – таких, как Добро, Сострадание, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Свобода, Ответственность, преломленных сквозь призму профессиональной специфики.

5.Решение вопроса о норме и патологии взрослого человека, а также человеческого зародыша и его правах – не только с медицинской, но и с нравственно-правовой точки зрения.

6.Всестороннее рассмотрение всех возможных последствий любых медико-биологических, особенно генетических, исследований и экспериментов на человеке; определение меры ответственности и возможной степени риска исследователя.

7.Определение уровня автономности и прав психических больных и лиц с девиантным поведением (наркоманов, алкоголиков и др.).

8.Переоценка и новая интерпретация некоторых традиционных норм медицинской деонтологии (положения о врачебной тайне, принципа «не навреди» и др.), поиск инвариантных решений, необходимость определения своего отношения к новым деонтологическим подходам в новых условиях, в частности, в условиях компьютерной и телемедицины, платного здравоохранения и др.

Перечень проблем биомедицинской этики можно было бы продолжить. Но очевидно, что особое значение имеет для биомедицинской этики тема отношения к жизни и смерти человека.

Право человека на жизнь – это право, распространяющееся на все этапы его бытия – от зачатия до смерти. В этом ключе следует рассматривать и непрекращающиеся споры по поводу искусственного прерывания беременности – абортов.

Решение проблемы аборта многие специалисты ставят, в первую очередь, в зависимость от установления статуса эмбриона (плода) и четкого определения того момента времени, который разделяет два существенно различных (в этическом отношении) состояния плода: состояние, которому мы не приписываем никакого «человеческого» содержания, и состояние, за которым это содержание уже признается. Авторы, стоящие на консервативных позициях, утверждают, что этот момент совпадает с зачатием (оплодотворением), поэтому на любой стадии развития плод является человеческим существом. Либеральный подход, напротив, отрицает подобный статус плода даже на самых поздних стадиях беременности, ибо плод не является личностью.

«Консерваторы» считают, что плод обладает всеми правами, свойственными человеческому существу, поэтому, лишая жизни эмбрион, мы убиваем то, что может стать личностью. «Либералы» отрицают справедливость этой точки зрения, указывая, что обсуждать права плода столь же бессмысленно, как обсуждать «права» аппендикса. Но как бы мы ни называли 10-12-недельную человеческую жизнь в утробе матери – «живой человеческий плод», «зародыш человеческой жизни» - значимость и ценность этого явления ни в коем случае не должна преуменьшаться. Идея А. Швейцера о «благоговении перед жизнью» распространяется и на эту, еще только зарождающуюся жизнь. Поэтому искусственное прерывание беременности (а значит, и иной человеческой жизни) следует квалифицировать как моральное нарушение заповеди «Не убий», а со стороны врача – еще и клятва Гиппократа. И даже в тех случаях, в которых мы определяем его как «выбор меньшего зла», нельзя забывать, что речь идет все-таки о зле.

Право человека на жизнь не ограничивается только лишь проблемой искусственного прерывания этой жизни на начальных стадиях ее зарождения. Это право должно реализовываться на протяжении всей жизни человека, порождая не только медицинские, но и социальные, нравственные, правовые вопросы и моральную готовность общества к их решению.

Так, не является сугубо медицинской проблема отношения к так называемым «неполноценным» детям и взрослым – физическим и психическим инвалидам. Зачастую в обществе вместо готовности создать для них «полноценные» условия существования обсуждается вопрос об их праве на существование, о его целесообразности и стоимости, что свидетельствует о моральной неготовности многих людей безоговорочно принять право на жизнь как естественное право каждого человека.

Право человека на смерть не менее значимо, чем его право на жизнь: это две стороны одной медали, поскольку наряду с необходимостью морально-этического «взвешивания» ценности человеческой жизни в ее начальной фазе существует настоятельная потребность этико-гуманистического осмысления ее заключительной фазы – умирания. Именно в связи с этой «пограничной ситуацией» человеческой жизни актуальными становятся проблемы сущности жизни, определения смерти, границы жизни и смерти.

Смерть – естественное явление, венчающее конец жизни. Все люди равны перед ее лицом. Выбирать не приходится: человек смертен. Жизнь его ограничена зачатием и смертью. И поэтому важнейшая этическая задача – выработать механизмы защиты – не от смерти, а от страха перед смертью – и эмоциональные, и рациональные.

Английский философ Бэкон описал возможность эмоциональной защиты от страха смерти: «Заметьте, что нет в душе человека даже самой слабой страсти, которая не побеждала бы страха смерти; а значит, смерть не может быть столь уж страшным врагом, раз у человека есть целая рать, способная ее одолеть. Месть торжествует над смертью; любовь ее презирает; честь призывает ее; горе ищет в ней прибежище; страх предвосхищает ее…» Рациональная защита от страха перед смертью предусматривалась еще в древних религиозных культах. Учения Сократа, Платона, Аристотеля о бессмертии души смягчают трагизм смерти. Простой довод, снимающий страх перед смертью, приводит Эпикур: «… самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

Смерть – другая сторона жизни человека. Поэтому право на достойную смерть должно быть таким же естественным правом каждого человека, как и право на достойную жизнь. В праве на достойную смерть и достойное умирание фиксируются различные моральные аспекты человеческого достоинства, связывающие жизнь отдельного человека и общества в целом. Иногда даже самоубийство рассматривается не только как грех и слабоволие, но и как выбор во имя человеческого достоинства и чести (например, харакири у японских самураев).

Однако не только уход от жизни по личным соображениям, когда человек сам предпочитает достойную смерть недостойной жизни, но и нестандартные ситуации, порождаемые научно-техническим прогрессом в практике медицины (трансплантация органов, поддержание человека в бессознательном – «вегетативном» состоянии, новые подходы к определению критерия смерти и т.д.) заставляют общество пересматривать и углублять отношение к жизни и смерти. Так, благодаря сравнительно новому направлению в медицине – реаниматологии – врачи и человечество столкнулись с тем, что предметом изучения медицины становятся не только болезнь и здоровье человека, но и процесс его умирания. Именно реанимационная практика привела к коренной ломке установившихся понятий, к пересмотру традиционных представлений о смерти, к попыткам решения философской проблемы онтологического статуса смерти: в каком смысле следует признать существование смерти? Не является ли она лишь формой перехода живого в мертвое? Если смерть (в строгом смысле слова) существует, то именно как умирание, как переход одного качества в другое, а «клиническая смерть» и есть тот вид существования, где проходит граница бытия и небытия живого.

Реальным носителем этических проблем, связанных с правом человека на достойную смерть, выступает эвтаназия. Термин «эвтаназия» означает добровольную безболезненную смерть и отражает естественное для человека желание умереть легко и спокойно. Никакого антигуманного содержания само по себе это понятие не несет. Однако споры вокруг моральных аспектов этого феномена становятся все более активными.

Одни отвергают эвтаназию как акт убийства («Убийство не перестает быть убийством, хотя бы оно было сделано с согласия убитого»). Другие рассматривают ее как панацею от всех бед («Эвтаназия нужна. Негуманно мучить людей жизнью»). Раздаются и осторожные голоса, выражающие сдержанную тревогу: не окажется ли цивилизация во власти очередной утопии, предлагающей искать ответы на фундаментальные вопросы жизни и смерти в медицинских кабинетах или залах судебных заседаний? Не обернется ли легализация эвтаназии дискредитацией врачебной профессии? Не подвигнет ли она медиков – вместо трудного поиска новых, более эффективных средств и методов лечения и обезболивания - на более легкий и простой путь «умерщвления из сострадания?» Не ослабит ли наличие такой перспективы, как «легкая, безболезненная смерть», волю тяжелобольных, но не безнадежных пациентов к сопротивлению болезни, к борьбе за жизнь? Опасности такого рода существуют, но они не должны лишать каждого человека его права самостоятельно распоряжаться своей жизнью – и смертью.

Проблема отношения человека к жизни и смерти актуализируется сегодня и в связи с достижениями современных биотехнологий, которые открыли новые перспективы развития биологии и медицины. С одной стороны, расширение экспериментальных исследований в этих сферах породило новые возможности – генетическое манипулирование, эмбриональную хирургию, новые технологии деторождения, трансплантацию органов, поддержание больного в бессознательном - «вегетативном» состоянии в течение долгого времени и т.д. С другой стороны, эти исследования и успехи создали нестандартные ситуации, усилившие необходимость серьезного решения нравственных, психологических, правовых аспектов таких теоретических и практических проблем, как определение критериев смерти, правового статуса эмбриона, оснований для распределения донорских ресурсов при трансплантации; как контроль за развитием генной инженерии и биотехнологий с целью предотвращения их катастрофических последствий для человеческого вида и др.

Особое место среди проблем биомедицинской этики занимают этические проблемы генной инженерии. Генетическая терапия зародышевых и соматических клеток, получение идентичных генетических копий данного организма и другие формы генетического вмешательства в природу организма требуют экспертизы и обсуждения своих социально-этических последствий.

Очевидно, что генная и биотехнологии обладают огромным потенциалом и возможностями воздействия на человека и социум. Уже сегодня они могут вмешиваться в судьбу человека. Становятся реальными направленное изменение наследственного материала, идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи (клонирование), создание химер из наследственного материала разных видов. Однако перспективы эти оказываются двойственными. Отмечая научные и экономические возможности генной инженерии, необходимо иметь в виду и ее потенциальную угрозу для человека и человечества, те опасности, которые могут возникнуть при дальнейшем проникновении человеческого разума в естественные силы природы.

Поэтому с точки зрения биомедицинской этики следует задать вопрос: всегда ли здесь можно делать то, что можно сделать? Речь идет не о том, чтобы сказать «да» или «нет» генной технологии, а чтобы осветить положительные и отрицательные стороны проблемы. Что именно из всего спектра возможностей генной технологии нуждается в специальной этической регуляции? Сумеет ли человек распорядиться своей увеличившейся властью, которой должна соответствовать новая этика обращения с Живым?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.095 с.)