Понятие профессиональной этики юриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие профессиональной этики юриста



Понятие профессиональной этики юриста

Профессиональная этика – это нормы, предписания, правила поведения, регламентирующие деятельность представителей различных профессий, особенно тех, предметом труда которых является личность человека или социальные группы (отношения в системах «человек – человек», «человек – социальная группа»).

Профессиональная этика юриста это:

1. прикладнаяотрасль философской науки, изучающая нравственные проблемы профессиональной деятельности.

2. наука о применении общих норм морали, нравственности в деятельности и повседневном поведении.

3. совокупность нравственных норм и правил, характеризующих поведение и способствующих эффективному решению профессиональных задач.

3. Этика как наука.

Этика – древняя наука, которая возникает в период становления рабовладельческого строя. Основателем этики в Европе считается древнегреческий мыслитель Аристотель. Именно он дал название этой науки, а также написал несколько важнейших трактатов по этике («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). «Этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», которое первоначально обозначало место обитания, совместное жилище. Позже оно приобрело новые значения: нрав, обычай, характер.

Психология как наука.

Психология (от греч. рsyhе — душа, 1оgos-учение, наука) - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими, его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в целом. Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличностные контакты, области, в которых эти контакты возникают и развиваются, весьма обширны. И этим разнообразием отношений прежде всего объясняется достаточно большое число различных прикладных отраслей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной специальной области общественной практики. Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно бурно развиваются в настоящее время: педагогическую и медицинскую психологию, инженерную психологию и психологию труда, военную, авиационную, космическую, социальную психологию, психологию спорта, и среди них свое место прочно занимает и юридическая психология.

Психология в деятельности юриста является одной из прикладных, «пограничных» отраслей психологической науки. С этой точки зрения можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юридической психологии, ее предмета. Именно поэтому, как тонко подметил А.М. Столяренко, юридическая психология должна в своей «юридической части» понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической части» — так, как понимает свой предмет психологическая наука.

Психология изучает закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе «человек — право». Это научно- практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы "человек-право" и разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы

Таким образом, можно дать следующее определение предмета юридической психологии - это различные явления психики, индивидуально- психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей. Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как на субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т.п.

 

 

 

Нормы и принципы морали.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Принципы морали.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

 

 

9. Нравственное сознание, нравственные отношения и нравственная практика.

 

10. Понятие нравственной свободы и необходимости.

 

 

11. Категории этики. Сущность этических категорий, их ценностно-ориентационный и нормативно-оценочный характер.

Функции морали.

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.

Нетрудно заметить, что перечисленные выше функции морали взаимноперекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно- императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно- императивную, мотивационную; познавательная – ориентирующую и прогностическую и т.д.

Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно- императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло».
Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Познавательная функция нравственности подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Наконец, мораль выступает и как особая форма общения людей, заключающего в себе ценное отношение к социальной среде, обществу и миру.
Нравственный контакт людей неизмеримо обогащает опыт их жизни за счет моральных исканий других людей.

Общение людей друг с другом оказалось бы крайне неполноценным, даже ущербным, если бы оно было лишено эмоционально-нравственных моментов.

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек — существо историческое — составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены. Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности?
Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль.
Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра — это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали.

1) Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.

Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом.

Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом.

Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам. Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из обывательского болота. Здесь я сам предъявляю себе требования, и сам же их выполняю. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед смертью — когда дела уже не сделать и тело не спасти — остается спасать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.

2) Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности.

Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность — человекомерность. А если суть человека — в поиске своего пути в мире, то «нашего» мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это — сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации.

Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

3) Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

 

 

13. Понятие юридической этики.

 

Судейская деонтология

Особенности судейская деонтологии.

Судейская деонтология включает:

- Нормы деонтологического содержания в уголовном и гражданском процессуальном законодательстве.

- Международные стандарты профессионального поведения судей. Основные принципы независимости судебных органов (Приняты Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Милан, 26 августа – 6 сентября 1985 года).

- Кодекс судейской этики: история принятия, отличие его от Кодекса чести судьи РФ 1993 г., содержание.

-Общие требования, предъявляемые к поведению и званию судьи.

- Правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности.

-Правила поведения судьи при осуществлении правосудия и при исполнении иных служебных обязанностей.

- Правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации.

- Особенности поведения судьи при реализации права на объединения, свободу мысли и слова.

- Поддержание уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи.

- Правила поведения судьи во внеслужебной деятельности.

- Ответственность судьи за нарушение деонтологических норм.

 

17. Нравственно-психологические качества судьи.

18. Механизм применения этических принципов и норм при осуществлении правосудия.

19. Этические аспекты взаимодействия судьи и сторон в условиях состязательного правосудия.

20. Ответственность судьи за нарушение этических правил.

21. Сущность этикета.

22. Служебный этикет, его особенности.

23. Смысл субординационного этикета

 

24. Этикетные правила проведения деловых совещаний.

25. Значение этикета для деятельности юриста.

 

Деловая беседа по телефону

Телефон – удобное средство для непосредственных контактов с деловыми партнерами. Прежде чем снять телефонную трубку, подумайте, какую информацию Вы хотите получить или передать. Если может возникнуть ссылка на какие-либо документы или факты, они должны быть заранее подобраны и систематизированы на вашем рабочем столе.

Выбирайте время для звонка.

Если вы говорите по телефону из кабинета, в котором работают другие сотрудники, не делайте их соучастниками разговора.

В общей комнате по телефону (и всегда) следует разговаривать вполголоса и кратко.

Рекомендуется избегать обсуждения по телефону:

любых вопросов с людьми, если у вас ранее не было контактов или не сложились отношения;

вопросов, по которым предполагается противоположное вашему мнение собеседника;

острых или деликатных вопросов, касающихся самого собеседника или организации, а также персональных (личных) проблем;

спорных вопросов взаимоотношений, координации, субординации деятельности между вами или представляемыми вами организациями;

вопросов, касающихся третьих лиц или организаций, представители которых могут оказаться в комнате вашего собеседника в момент вашего звонка.

Следует также избегать сообщения по телефону отрицательных решений по запросам.

Публичное выступление –выступление перед большой аудиторией. Чтобы преодолеть тревожные ощущения при публичном выступлении необходимо готовится. Рекомендации специалистов:

· узнайте круг слушателей;

· определите цель речи;

· определите содержание выступления;

· составьте план и распределите материал в логической последовательности;

· литературно обработайте речь;

· заучите текст речи;

· произнесите речь вслух, работайте над интонацией;

· работайте над невербальными средствами общения (мимика, жесты, взгляд).

В речи избегайте монотонности. Эмоциональность должна соответствовать его содержанию. Лаконичность и выразительность речи способствует удержанию внимания слушателей. Максимальная эффективность выступления достигается при гармонизации мысли и слова. Оратор не должен демонстрировать свое превосходство над аудиторией. В публичном выступлении используют «эффект края», т.е. лучше запоминается информация вначале и в конце выступления. Успех выступления зависит от культуры речи, ее богатства и информационной насыщенности. Используйте вовремя сказанные шутки, пословицы, поговорки. Важен имидж выступающего.

Успех делового общения зависит от приемов общения и правил убеждения

Умение слушать собеседника

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Слушание с использованием невербальных средств общения: кивков, мимических реакций, контакта глазами. Речевые приемы «угу», «да-да», «да, я согласен», «да, я понимаю».

Рефлексивное слушание – это процесс расшифровки смысла сообщений и установления активной обратной связи.

Приемы рефлексивного слушания:

Выяснение – прямое обращение к говорящему при помощи фраз «Я не понял», «Пожалуйста, уточните».

Отражение чувств – внимание обращается на отражение слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз «Вы немного расстроены», «Очевидно, вы чувствуете…».

Перефразирование – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания. «Если я вас правильно понял…», «Другими словами вы считает…», «По вашему мнению…»

Резюмирование – подытоживание основных идей, чувств говорящего. «Итак, вы считаете, что…», «Если подвести итог сказанному…»

Приемы повышения эффективности общения (техники общения):

Прием «имя собственное» – основан на частом произнесении имени отчества партнера по общению.

Прием «золотые слова», или искусство подачи комплиментов, позволяет настроить собеседника на сотрудничество, вызвать положительные эмоции, создать атмосферу доверия и взаимоуважения.

Прием «зеркало отношений» – улыбка и доброжелательное выражение лица.

Прием «терпеливый слушатель» – терпеливое и внимательное отношение к собеседнику.

В психологии действует закон «Эффект Пигмалиона»: люди ведут себя в соответствии с тем, чего от них ожидают другие. «Говори человеку каждый день, что он свинья, он и захрюкает».

Процесс общения, как и всякий другой процесс, является управляемым. При использовании в процессе общения модели управления юрист должен придерживаться мысли и установки: если он не будет стремиться управлять этим процессом и поведением своего собеседника, то они будут управлять им. Основными целями воздействия в управлении общения являются: вербальное воздействие (мысли, слова – 7%), голосовое воздействие (громкость, интонация, ритм, темп – 38%), поведенческое воздействие (движения, жесты, мимика, позы – 55%), внушающее воздействие (имидж, стиль поведения, специальные приемы –дополнение).

Если мысли, слова, информация являются содержанием сообщения, то поведенческие и голосовые составляющие представляют собой контекст, в который помещаются сообщения, а вместе они образуют смысл общения, продвигают к достижению цели, а самое главное, с точки зрения управления, вызывают энергию обратной связи, которая позволяет предпринять нужные прямые воздействия.

Основными критериями успешно общающегося человека являются осознание цели и целенаправленность в действиях, гибкость и внимательность, экологичность взаимоотношений с общающимся объектом, (экология – забота о сохранении целостности взаимоотношений между собеседниками), а также отработанные и проверенные опытом приемы, методы, средства прямого воздействия, хорошо работающие психологические механизмы (вербальные, голосовые, поведенческие, суггестивные (суггестивность в переводе с лат. – внушение, намек).

 

 

59.Процедуры и методы делового общения (наблюдение и сбор информации, опрос, ведение беседы).

60.Понятие опроса. Виды вопросов.

61.Приёмы понимающего общения.

62.Психологические приёмы правильного реагирования на критику в свой адрес.

63.Психологические приёмы правильного реагирования на агрессивное поведение (вербальная агрессия).

64.Понятие, принципы посредничества. Этапы проведения процедуры посредничества.

 

Понятие профессиональной этики юриста

Профессиональная этика – это нормы, предписания, правила поведения, регламентирующие деятельность представителей различных профессий, особенно тех, предметом труда которых является личность человека или социальные группы (отношения в системах «человек – человек», «человек – социальная группа»).

Профессиональная этика юриста это:

1. прикладнаяотрасль философской науки, изучающая нравственные проблемы профессиональной деятельности.

2. наука о применении общих норм морали, нравственности в деятельности и повседневном поведении.

3. совокупность нравственных норм и правил, характеризующих поведение и способствующих эффективному решению профессиональных задач.

3. Этика как наука.

Этика – древняя наука, которая возникает в период становления рабовладельческого строя. Основателем этики в Европе считается древнегреческий мыслитель Аристотель. Именно он дал название этой науки, а также написал несколько важнейших трактатов по этике («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). «Этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», которое первоначально обозначало место обитания, совместное жилище. Позже оно приобрело новые значения: нрав, обычай, характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.075 с.)