Развитие форм отобоажения действительности. Возникновение психики как результат еволюции материи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие форм отобоажения действительности. Возникновение психики как результат еволюции материи.



Развитие - это движение от простых форм и структур к высшим, более сложным. Развитие жизни, например, это не коловорот событий, а последовательный процесс, движение от простых к более сложным формам жизни. Это развитие связано с усложнением связей, форм движения материи, строения материальных систем. Процесс развития природы нельзя представить себе в виде прямой линии. В своем развитии она, как говорил А.И. Герцен, что "бросается в разные стороны и никогда не идет правильным маршем вперед". Это и обусловило все многообразие форм существования материальных тел и явлений. Так, например, развитие органической материи пошел тысячами направлений и дал неизмеримо богатство видов растительного и животного мира. Эволюция человека - лишь одна из линий развития органического мира. Ученые материалистического направления рассматривают психику человека как свойство высокоорганизованной материи, которая является продуктом длительного (миллионы лет) развития. Возникновение и развитие психики связаны с возникновением и развитием органической природы. Развитие живой природы, развитие психики идет от элементарных, простейших форм к высшим проявлениям у человека логического мышления, сознания. История развития психики человека имела предысторию, связанную с биологической эволюцией живых организмов. Для понимания предыстории развития сознания большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (эволюционная теория), который раскрыл основные пути развития природы, ее закономерности. Однако, анализируя проблему возникновения человека, Ч. Дарвин не смог выяснить движущих факторов развития, под влиянием которых животный предок человека превратился в живое существо. Он предполагал, что человек возник по биологическим законам естественного отбора, но не смог подняться до понимания ведущей роли общественного производства, создает новые, отличные от биологических, социально-исторические законы развития. Для понимания того, как возникла психика человека, его сознание, необходимо рассмотреть, как она зарождалась в процессе эволюции живых форм, как в течение многих миллионов лет развивалась от простых, элементарных форм к высшим. Исследуя природу материи, ученые-материалисты изучают различные формы движения материи, поскольку движение является способом существования материи, ее внутренним свойством. Неподвижной материи не существует вообще. В состоянии движения, изменения и развития находится во Вселенной все, вся органическая и неорганическая природа.Всем видам материи, начиная от неживой, неорганической и заканчивая высшей сложной материей - человеческим мозгом, присущая качество изображения, то есть способность реагировать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности реагировать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формы существования материи. Высшей формой отражения является психическое отражение, а высшей формой психического отражения -свидомисть. Такая точка зрения возникла не сразу. Можно выделить несколько подходов к решению проблемы возникновения психики: 1) "антропопсихизм", в основе которого лежит мысль, которая происходит еще от Декарта и поддерживается некоторыми учеными и сегодня, о том, что психика присуща только человеку;

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика Особенности поведения, соответствующие заданной стадии и уровню Виды живых существ, находящихся на этом уровне
     
И. Стадия элементарной сенсорной психики.    
А. Низший уровень Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражительность А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости направления движения. Элементарные формы движений. Слабая гибкость поведения. Сформирована способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность А. Простейшие. Многие низших многоклеточных организмов, обитающих в водной среде
Б. Высший уровень Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных рефлексов Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность связана с выходом из воды на сушу. Способность избегать неблагоприятных условий среды, отходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и обучения играют незначительную роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные
II. Стадия перцептивной психики    
А. низкий уровень Отображение внешней действительности в форме образов предметов, интеграция, объединение свойств, которые влияют на целостный образ. Главный орган манипулирования - челюсти А. Формирование двигательных навыков. Преобладание ригидных, генетически запрограммированных компонентов. Движения достаточно разнообразны, сложны (ныряние, ползание, хождение, бег, прыжки, лазание, летание и т.д.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитая защитное поведение А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также частично некоторые высшие беспозвоночные, членистоногие и головоногие моллюски. Насекомые
Б. Высший уровень Элементарные формы мышления (решения задач). Выработка определенной "картины мира" Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к учению Б. Высшие позвоночные (птицы, некоторые млекопитающие)
В. высокий уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одно и то же задание различными методами. Перенос найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование примитивных орудий. Способность к познанию окружающей среды независимо от имеющихся биологических потребностей. Видение и учета причинно-следственных связей между явлениями. В. Выделение специальных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков В. Обезьяны


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.003 с.)