Тема занятия: Клиническая анатомия черепа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия: Клиническая анатомия черепа



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

 

 

Модуль: Остеоартросиндесмология, миология и ангионеврология

учебной дисциплины (модуля) Клиническая анатомия (современные 3-х мерные технологии)

 

для специальности 31.05.01 – лечебное дело

 

курс 2; семестр 3

 

 

Составитель: Кацук Л.Н., к.м.н., доцент     Рецензент: Матвеев А.В., к.м.н., доцент

 

Владивосток - 2016г

Занятие 1

Тема занятия: Клиническая анатомия черепа

Мотивация изучения темы.

Рентгеновская анатомия черепа и клинико-анатомическое обоснование симптомов и анатомических предпосылок развития и течения травм черепа будут востребованы для овладения профессиональными компетенциями при изучении неврологии, травматологии, нейрохирургии, рентгенологии, ортопедии

Цели занятия.

3.а. Общая цель:

Б. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - клинико-анатомическое обоснование симптомов и анатомических предпосылок развития и течения травм черепа

«Уметь» - применять полученные знания для решения ситуационных задач по клинической анатомии черепа с возможным использованием справочной литературы

«Владеть» - правильно располагать рентгеновские снимки и находить элементы строения костей и полостей черепа и элементы строения суставов.

3. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Строение костей черепа

2. Череп в целом

3. Строение суставов

4. Анатомия и топография черепных нервов

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Передняя черепная ямка: строение, сообщения, сосудисто-нервные образования

2. Средняя черепная ямка: строение, сообщения, сосудисто-нервные образования

3. Задняя черепная ямка: строение, сообщения, сосудисто-нервные образования

4. Глазница: строение, сообщения, сосудисто-нервные образования

5. Носовая полость: строение, сообщения, сосудисто-нервные образования

5.2. Задания для СРС во внеучебное время: подготовить краткий реферат с электронной презентацией (портфолио) по одной из тем

1. Варианты строения придаточных пазух носа;

2. Рентгенологические признаки переломов черепа;

3. МРТ костей и суставов.

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (см. ситуационные задачи с обоснованием ответа в «Методических рекомендациях по организации СДС во внеучебное время» в УМКД)

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

а) Анализ конкретной ситуации

Методика преподавания: участвует вся группа, на столе листок и ручка. Проблема: «Клинико-анатомическое обоснование симптомов при переломе основания черепа в области средней черепной ямки»

Каждый студент пишет предполагаемые симптом и его анатомическое обоснование. У незнающего ответа студента остается ручка. Итог подводит педагог, обсуждая правильные и неправильные ответы всей группой. Время проведения 20 минут.

б) Контрольная работа

в) Решение ситуационных задач:

1.У больного после черепно-мозговой травмы при рентгенологическом обследовании выявлен перелом основания черепа. Линия перелома проходит через круглое и остистое отверстия. Какая кость повреждена в результате травмы?

A. Решетчатая.

B. Височная.

C. Лобная.

D. Клиновидная.

2. Больному поставлен диагноз правосторонний мастоидит. Укажите наиболее вероятный источник распространения гнойно-воспалительного процесса в ячейки сосцевидного отростка.

A. Из грудиноключично-сосцевидной мышцы.

B. Из губчатого вещества затылочной кости.

C. Из барабанной полости.

D. Из подкожной клетчатки.

E. Из средней черепной ямки.

3. В связи с инфекцией в носоглотке у ребёнка развился отит. Через какой канал проникла инфекция в барабанную полость?

A. Сонно-барабанный.

B. Сонный.

C. Лицевой канал.

D. Барабанной струны.

E. Мышечно-трубный.

4. У ребенка 2-х лет после гриппа появились жалобы на боль в ухе. Врач обнаружил снижение слуха и воспаление среднего уха. Каким путем инфекция попала в среднее ухо?

A. Через слуховую трубу.

B. Через canalis nasolacrimalis.

C. Через atrium mastoideum.

D. Через foramen jugularis.

E. Через canalis caroticus.

5. При обследовании у больного обнаружен абсцесс крылонебной ямки. Куда может распространится инфекция при несвоевременном оказании медицинской помощи?

A. Подапоневротическое пространство.

B. Барабанная полость.

C. Орбита.

D. Лобная пазуха.

E. решетчатые лабиринты.

6. У больного ринит, который осложнился конъюнктивитом. По какому пути скорей всего произошло распространение инфекции.

A. Подглазничный канал

B. Верхняя глазная щель

C. Нижняя глазная щель

D. Носослезный канал

E. Резцовый канал

7. Больной 44 лет страдающей хроническим синуситом обратился к врачу с жалобами на ухудшение зрения и ограничение подвижности правого глаза. При рентгеновском исследовании была выявлена деформация нижней стенки правой глазницы. Какой параназальный синус вероятнее всего поражен?

A. Лобная пазуха

B. Клиновидная пазуха

C. Правая верхнечелюстная пазуха

D. Правый решетчатый синус

E. Левый решетчатый синус

8. В лор-отделение поступила больная с диагнозом воспалительного процесса в лобной и верхнечелюстной пазухах. В какой отдел будет выделяться эксудат из этих пазух?

A. В средний носовой ход

B. В верхний носовой ход

C. В нижний носовой ход

D. В преддверье носа

E. В носослезный канал

9.У больного наблюдается воспаление клиновидной пазухи. Куда открывается ее апертура?

A. Meatus nasi superior

B. Recessus sphenoethmoidalis

C. Meatus nasi medius

D. Meatus nasi inferior

E. Meatus nasi communis

10. После травмы глаза возникло нагноение мягких тканей орбиты. Через какое анатомической образование гнойный процесс может распространиться в крылонёбную ямку?

A. Через нижнюю глазничную щель.

B. Через круглые отверстия.

C. Через скулоглазничное отверстие.

D. Через крылонёбное отверстие.

E. Через верхнеглазничную щель.

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1. Литература:

а) обязательная

1 Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М: изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2007.

2 Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М.: Мир и образование, 2008. – Т.1.

3 Колесников Л.Л. Атлас клинической анатомии. Перевод с англ. М: ООО «Рид Элсивер», 2010

б) дополнительная

1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа.Уч.

пособие. СПб, изд-во ЭЛБИ, 2008

1. Иванова В.Д. Избранные лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. Самара, 2009

2. Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия. Уч. пособие, изд-во МИА, 2003

3. Новосельцев С.В., Гайворонский И.В. Функционально-клиническая анатомия костей мозгового и лицевого черепа. Уч. пособие. СПб: изд-во С-Пет. ун-та, 2010.

4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1998. – Т. 1.

5. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Опорно-двигательный аппарат: уч. пособие. – Владивосток: «Медицина ДВ», 2012.

6. Сборник ситуационных задач по клинической анатомии

в).Интернет-ресурсы.

1. www.anatomia.ru

2. MedExplorer, MedHunt, PubMed.

3. Рохен Й., Йокочи Ч., Лютьен-Дреколль Э. Большой атлас по анатомии. – М., 2000.

4. Вальтер Тиель. Фотографический атлас практической анатомии.

5. Keith L. Moore, Arthur F. Dalley. Clinically Oriented Anatomy. Lippincott Williams & Wilkins. 2006.

6. Primal 3D Anatomy.

7. A Colour Atlas of Human Morphology.

8. Анатомия человека (web-версия) с иллюстрациями и полнотекстовым

поиском (http://www..sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor/e-anatomy)

9. Медицинская энциклопедия (http://www..sky-net еye.com/rus/slovari/ enc_doctor) (web-версия)

10. Медицинский сайт. Анатомия человека (http://www.aopma.ru/)

11. Анатомический портал (анатомический атлас) (http://anatomy-portal.info/, http://www.anatomus.ru/)

9.2. Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия:

а) препараты:

1. скелет, черепа

2.музейные препараты по остеоартросиндесмологии

б) презентации

1. «Функциональная анатомия мозгового черепа»

2. «Функциональная анатомия лицевого черепа»

в) рентгенограммы черепа и суставов

2. Технические средства обучения:

1. Телевизор

2.DVD –плеер

3.Ноутбук

4. Анатомический стол 3Д

 

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

 

Занятие 2

Мотивация изучения темы.

6 Знания по клинической анатомии мышц, фасций и межфасциальных клетчаточных пространств будут востребованы для овладения профессиональными компетенциями при изучении хирургии, травматологии, нейрохирургии, терапии, ортопедии, лечебной физкультуры.

Цели занятия.

3.а. Общая цель:

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

а) интерактивный метод обучения «Паутина»

Шаги:

1.Предварительно студентам дается время для подготовки вопросов по топографии мышц

2.Участники сидят по кругу.

3.Одному из участников дается моток ниток, и он задает свой подготовленный вопрос (на который сам должен знать полный ответ), удерживая конец нити и перебрасывая моток любому студенту.

4.Студент, получивший моток, отвечает на вопрос (при этом участник, задавший его, комментирует ответ) и передает эстафету вопроса следующему. Участники продолжают задавать вопросы и отвечать на них, пока все не окажутся в паутине.

5.Как только все студенты закончат задавать вопросы, студент, державший моток, возвращает его участнику, от которого получил вопрос, при этом задавая свой вопрос и т.д., до полного «разматывания» клубка.

Примечание: Предупредить студентов, что следует быть внимательными к каждому ответу, поскольку они не знают, кому бросят моток.

б) Решение ситуационных задач:

1. Больной 45 лет после травмы правого плеча (вследствие падения) не может отвести правую руку до горизонтального уровня. Повреждение какой из мышц вызвало указанное ограничение движений?

1) плечевой;

2) дельтовидной;

3) подостной;

4) двуглавой мышцы плеча;

5) большой круглой.

2. Плечелопаточный периартрит может проявляться тендинитом (воспалением сухожилия) подлопаточной мышцы. Какая функция конечности будет при этом нарушена?

1) наклон лопатки вперед;

2) супинация плеча;

3) пронация плеча;

4) поднимание лопатки;

5) поднимание ребер.

3. При падении у пострадавшего произошёл открытый перелом костей предплечья. Костными осколками оказались повреждёнными мышцы передней группы предплечья. Какие нарушения возникнут в функции лучезапястного сустава при выключении из работы указанной группы мышц?

1) сгибание кисти;

2) разгибание кисти;

3) отведение кисти;

4) приведение кисти;

5) вращение кисти.

4. B травматологическое отделение поступил мужчина 35 лет с травмой левой кисти. При осмотре установлено: резаная рана ладонной поверхности левой кисти; средние фаланги II - V пальцев не сгибаются. Какие мышцы повреждены?

1) глубокий сгибателей пальцев;

2) червеобразные мышцы;

3) ладонные межкостные мышцы;

4) тыльные межкостные мышцы; 5) поверхностный сгибатель пальцев.

5. При падении в лесу ребёнок сильно ударился предплечьем об острый сук. При осмотре хирургом установлено проникающее ранение нижней четверти предплечья. Пострадавший не может осуществить поворот кисти внутрь. Какая мышца пострадала при травме?

1) круглый пронатор;

2) квадратный пронатор;

3) разгибатель пальцев;

4) супинатор;

5) лучевой сгибатель запястья.

6. Мужчина 25 лет получил ножевое ранение шеи с повреждением наружной сонной артерии. Для временной остановки кровотечения эффективным методом является пальцевое прижатие общей сонной артерии к поперечному отростку шестого шейного позвонка. В каком треугольнике шеи нужно осуществить пальцевое прижатие сонной артерии для остановки кровотечения?

1) вподнижнечелюстном;

2) в сонном;

3) в треугольнике Пирогова;

4) в лопаточно-трахеальном;

5) в лопаточно-ключичном.

7. Bо время родов у женщины развились явления, характерные для диафрагмальной грыжи. Укажите наиболее слабые места диафрагмы, где возможно образование грыж в результате повышения внутрибрюшного давления.

1) сухожильный центр;

2) поясничная часть;

3) рёберная часть;

4) грудинная часть;

5) пояснично-рёберные и грудинно-рёберные треугольники.

8. Хирургу для проведения ревизии брюшной полости необходимо вскрыть переднюю брюшную стенку. В какой части брюшной стенки можно провести самый бескровный разрез?

1) паховые области живота;

2) белая линия живота;

3) латеральные области живота;

4) надчревная область живота;

5) лобковая область.

9. У больной 30 лет в верхнем участке бедренного треугольника имеются припухлость и боль, которые появились после поднятия тяжёлого предмета. Об образовании какой грыжи следует думать?

1) косой паховой;

2) прямой паховой;

3) бедренной;

4) пахово-мошоночной;

5) надпузырной.

10. При обследовании больному был поставлен диагноз: подколенная флегмона. В анамнезе больной получил укушенную рану в передней области верхней трети бедра. По какому каналу инфекция распространилась в подколенную ямку?

1) по приводящему;

2) по бедренному;

3) по паховому;

4) по голеноподколенному;

5) по запирательному.

9. Учебно-материальное обеспечение:

a. Литература:

а) обязательная

4 Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М: изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2007.

5 Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М.: Мир и образование, 2008. – Т.1.

6 Колесников Л.Л. Атлас клинической анатомии. Перевод с англ. М: ООО «Рид Элсивер», 2010

б) дополнительная

1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа.Уч.

пособие. СПб, изд-во ЭЛБИ, 2008

3. Иванова В.Д. Избранные лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. Самара, 2009

4. Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия. Уч. пособие, изд-во МИА, 2003

5. Новосельцев С.В., Гайворонский И.В. Функционально-клиническая анатомия костей мозгового и лицевого черепа. Уч. пособие. СПб: изд-во С-Пет. ун-та, 2010.

6. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1998. – Т. 1.

7. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Опорно-двигательный аппарат: уч. пособие. – Владивосток: «Медицина ДВ», 2012.

8. Сборник ситуационных задач по клинической анатомии

в).Интернет-ресурсы.

1. www.anatomia.ru

2. MedExplorer, MedHunt, PubMed.

3. Рохен Й., Йокочи Ч., Лютьен-Дреколль Э. Большой атлас по анатомии. – М., 2000.

4. Вальтер Тиель. Фотографический атлас практической анатомии.

5. Keith L. Moore, Arthur F. Dalley. Clinically Oriented Anatomy. Lippincott Williams & Wilkins. 2006.

6. Primal 3D Anatomy.

7. A Colour Atlas of Human Morphology.

8. Анатомия человека (web-версия) с иллюстрациями и полнотекстовым

поиском (http://www..sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor/e-anatomy)

9. Медицинская энциклопедия (http://www..sky-net еye.com/rus/slovari/ enc_doctor) (web-версия)

10. Медицинский сайт. Анатомия человека (http://www.aopma.ru/)

11. Анатомический портал (анатомический атлас) (http://anatomy-portal.info/, http://www.anatomus.ru/)

9.2. Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия:

а) препараты:

1 скелет, мышечный труп

2. музейные препараты по миологии

б) планшеты и муляжи:

1. настенные планшеты по миологии

2. мышечные муляжи конечностей и диафрагмы

в) презентации

1. «Топографическая анатомия головы и шеи»

2. Технические средства обучения:

1. Телевизор

2.DVD –плеер

3.Ноутбук

4.Анатомический стол 3Д

 

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

 

Занятие 3

Мотивация изучения темы.

Знания клинической анатомии ЦНС будут востребованы для овладения профессиональными компетенциями при изучении неврологии, психиатрии, нейрохирургии, офтальмологии, отоларингологии.

Знания клинической анатомии периферической нервной системы необходимы для овладения профессиональными компетенциями при изучении неврологии, травматологии, ортопедии, хирургии

Цели занятия.

3.а. Общая цель:

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

а) Решение кейс-задач :

Больной жалуется на острые боли в задней части шеи и в межлопаточных областях с иррадиацией по верхним конечностям и в пальцы кисти; боли в области сердца, головокружение, шум и звон в ушах, мозжечковые нарушения. После проведенного рентгеновского обследования врач поставил диагноз: «шейный остеохондроз»

Объясните возможные анатомические и рентгенологические предпосылки клинических проявлений.

б) Решение ситуационных задач:

1. Чтобы взять спинномозговую жидкость для исследования врач должен сделать пункцию подпаутинного пространства спинного мозга. Между какими позвонками надо ввести иглу, чтобы не повредить спинной мозг?

A. Между ХI и ХII грудными позвонками.

B. Между III и IV поясничными позвонками.

C. Между ХII грудным и I поясничными позвонками.

D. Между I и II поясничными позвонками.

E. Между IV и V грудными позвонками.

2. У пациента жалобы на боли в поясничной области. Врач обнаруживает болезненность в паравертебральных точках и ставит диагноз «поясничный радикулит». Где скорее всего произошло сдавливание спинномозговых корешков?

A. В питательных отверстиях поясничных позвонков

B. В межпозвонковых отверстиях поясничного отдела позвоночника.

C. В позвоночном канале.

D. В отверстиях поперечных отростков шейных позвонков.

E. В структурах мозговых субстанций поясничных сегментов спинного мозга.

3. При нырянии в воду был травмирован позвоночник и наступил полный паралич верхних и нижних конечностей. Какой отдел позвоночника и спинного мозга скорее всего был травмирован?

A. Крестцовый отдел.

B. Грудной отдел.

C. Поясничный отдел.

D. Шейный отдел.

E. Поясничный и крестцовый отделы.

4.Ребенку поставлен диагноз «полиомиелит». Заболевание сопровождается нарушением функции двигательного аппарата. Деструкцией каких нервных структур можно объяснить эти нарушения?

A. Нейронов, составляющих серое вещество задних рогов спинного мозга.

B. Ретикулярной формации.

C. Двигательных нейронов спинного мозга.

D. Нейронов, составляющих серое вещество боковых рогов спинного мозга.

E. Структур белого вещества спинного мозга.

5. Больная 40-ка лет поступила в инфекционное отделение больницы с высокой температурой тела. Объективно: выраженные менингеальные симптомы. Проведена спинномозговая пункция. Какое анатомическое образование было пропунктировано?

A. Spatium epidurale.

B. Spatium subdurale.

C. Spatium subarachnoideum.

D. Cavum trigeminale.

E. Cisterna cerebellomedullaris posterior.

6. У больного менингит. Предписана пункция подпаутинного пространства. Определите, между какими образованиями оно расположено?

A. Надкостницей и паутинной оболочкой.

B. Твердой и паутинной оболочками.

C. Надкостницей и твердой мозговой оболочкой.

D. Паутинной и мягкой оболочками.

E. Твердой и мягкой оболочками.

7. У больного эпидуральный абсцесс (эпидурит) - накопление гноя в эпидуральной клетчатке спинного мозга. Определите локализацию патологического процесса.

A. Между паутинной и мягкой оболочкой.

B. Между твердой и паутинной оболочкой.

C. Между надкостницей и твердой оболочкой.

D. Между мягкой оболочкой и спинным мозгом.

E. Твердой и мягкой оболочками.

8. В результате автомобильной катастрофы у мужчины 50-ти лет поврежден V грудной позвонок. Какой сегмент спинного мозга может быть поврежден при этом?

A. III грудной сегмент.

B. VI грудной сегмент.

C. V грудной сегмент.

D. IV грудной сегмент.

E. VII грудной сегмент

9. У больного 65-ти лет диагностировано кровоизлияние в передние рога спинного мозга. Какими, по функции, являются передние рога?

A. Парасимпатическими.

B. Чувствительными.

C. Симпатическими.

D. Двигательными.

E. Смешанными.

10. Больная М. 42-х лет попала в инфекционное отделение больницы с высокой температурой тела. Объективно выражены менингеальные симптомы, установлено большое количество лейкоцитов в жидкости, которая получена между паутинной и сосудистой оболочками спинного мозга. Что было пунктировано?

A. Cavum trigeminale.

B. Spatim subdurale.

C. Spatim epidurale.

D. Spatium subarachnoidale.

E. Cisterna cerebellomedullaris posterior.

в) Контрольная работа

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1. Литература:

а) обязательная

7 Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М: изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2007.

8 Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М.: Мир и образование, 2008. – Т.1.

9 Колесников Л.Л. Атлас клинической анатомии. Перевод с англ. М: ООО «Рид Элсивер», 2010

б) дополнительная

1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа.Уч.

пособие. СПб, изд-во ЭЛБИ, 2008

9. Иванова В.Д. Избранные лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. Самара, 2009

10. Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия. Уч. пособие, изд-во МИА, 2003

11. Новосельцев С.В., Гайворонский И.В. Функционально-клиническая анатомия костей мозгового и лицевого черепа. Уч. пособие. СПб: изд-во С-Пет. ун-та, 2010.

12. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1998.– Т. 1.

13. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Периферическая нервная и сосудистая системы: уч. пособие. – Владивосток: «Медицина ДВ», 2012.

14.Черток В.М., Ботвич Т.А., Кацук Л.Н. ЦНС и органы чувств: уч. пособие. – Владивосток: «Медицина ДВ», 2012.

в).Интернет-ресурсы.

1. www.anatomia.ru

2. MedExplorer, MedHunt, PubMed.

3. Рохен Й., Йокочи Ч., Лютьен-Дреколль Э. Большой атлас по анатомии. – М., 2000.

4. Вальтер Тиель. Фотографический атлас практической анатомии.

5. Keith L. Moore, Arthur F. Dalley. Clinically Oriented Anatomy. Lippincott Williams & Wilkins. 2006.

6. Primal 3D Anatomy.

7. A Colour Atlas of Human Morphology.

8. Анатомия человека (web-версия) с иллюстрациями и полнотекстовым

поиском (http://www..sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor/e-anatomy)

9. Медицинская энциклопедия (http://www..sky-net еye.com/rus/slovari/ enc_doctor) (web-версия)

10. Медицинский сайт. Анатомия человека (http://www.aopma.ru/)

11. Анатомический портал (анатомический атлас) (http://anatomy-portal.info/, http://www.anatomus.ru/)

9.2. Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия:

а) препараты:

1 головного и спинного мозга

2. сосудисто-нервный труп

2. музейные препараты по неврологии

б) планшеты и муляжи:

1. настенные планшеты по ЦНС

в) презентации

1. МРТ, как метод изучения клинической анатомии головного мозга

2. ФМРТ, как метод изучения клинической анатомии головного мозга

 

3.МРТ термометрия, как метод изучения клинической анатомии головного мозга

4. МР диффузия, как метод изучения клинической анатомии головного мозг

2. Технические средства обучения:

1. Телевизор

2.DVD –плеер

3.Ноутбук

4. Анатомический стол 3Д

 

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

 

 

Занятие 4

Мотивация изучения темы.

Знания клинической анатомии сердечнососудистой системы будут востребованы для овладения профессиональными компетенциями при изучении терапии, хирургии, кардиологии, травматологии, эндокринологии, неврологии.

Цели занятия.

3.а. Общая цель:

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

а) Решение кейс-задач:

1. В неврологическом отделении находятся двое больных. У обоих стойкое на­рушение кровотока во внутренних сонных артериях в результате их стеноза атеросклеротическим процессом. У больного А нет жалоб на зрительные расстройства, больной Б их ощущает. Клинические исследования обоих больных не выявили патологических изменений в системах позвоночных артерий. Каково возможное объяснение этих различий в клинической кар­тине с анатомической точки зрения?

 

2. У больного вследствие патологии соединительной ткани оказались зна­чительно удлиненными сухожильные хорды левого предсердно-желудоч-кового (митрального) клапана сердца. К каким нарушениям гемодинамики это может привести? Дайте анатомическое обоснование.

 

3. На амбулаторный прием пришел больной с большим фурункулом (воспале­нием волосяного фолликула) на верхней губе. Врач тут же выписал направ­ление на госпитализацию больного, хотя он не сделал бы этого при лока­лизации фурункула в других областях тела, ограничившись стандартным лечением. Что заставило врача так поступить? Дайте анатомическое об­основание.

 

4. У больного воспалительный процесс кожи в области медиального угла глаза и медиальной части брови. Как понять, с анатомической точки зрения, возникновение болезненных ощущений в области поднижнечелюстного треугольника?

5. Примерно в 30% случаев анастомоз на верхней поверхности лобковой кости между лобковой ветвью запирательной артерии и запирательной ветвью нижней надчревной артерии сильно развит, создается впечатление, что запирательная артерия, которая обычно является ветвью a. iliaca interna, отходит от нижней надчревной артерии и, направляясь спереди назад и сверху вниз к запирательному каналу, может вплотную прилегать к лакунарной связке. Почему, на ваш взгляд, данный анастомоз получил название corona mortis-«корона смерти»?

 

6. Определить анатомические предпосылки клинических симптомов портальной гипертензии. Портальная гипертензия - комплекс изменений, возникающих вследствие затруднения тока крови в портальной системе, приводящих к высокому портальному давлению (свыше 140-160 мм. вод. ст.), спленомегалии, варикозному расширению вен пищевода, желудка, прямой кишки, кровотечениям их них, развитию асцита и печеночной недостаточности. Этиология портальной гипертензии: цирроз печени (70-80% всехпричин), воспалительные, посттравматические, опухолевые,паразитарные заболевания органов панкреато-биллиарной области

б) Решение ситуационных задач

1. При обследовании ребенка выявлено незарощение овального отверстия. В каком отделе сердца размещено данное отверстие?

A. Между правым предсердием и правым желудочком.

B. Между левым и правым предсердиями.

C. Между левым предсердием и левым желудочком.

D. Между левым и правым желудочками.

2.У больного гипертонической болезнью выявлена аневризма a. communicans posterior артериального круга большого мозга. Какие сосуды этого круга она соединяет?

A. A cerebri media et a. cerebri posterior.

B. А carotis interna et a. cerebri media.

C. А. carotis externa et a. cerebri anterior.

D. A cerebri anterior et a. cerebri media.

E. A. carotis interna et a. cerebri posterior.

3.B больницу госпитализирована больная в тяжелом состоянии с диагнозом - геморрагический инсульт в участке лобной доли правого полушария головного мозга. Повреждение какой артерии наиболее вероятно привело к такому состоянию?

A. А. cerebri posterior.

B. А. cerebri anterior.

C. А. communicants anterior.

D. A. cerebri media.

E. A. communicants posterior.

4.При исследовании головного мозга на MPT установлено локальное расширение (аневризма) артериального сосуда, который расположен в латеральной борозде мозга. Какой сосуд патологически изменен?

A. A. communicans posterior.

B. A. cerebri anterior.

C. A. cerebri posterior.

D. A. cerebri media

E. A. communicans anterior.

5.У пострадавшего травма мягких тканей и теменных костей в области стреловидного шва, которая сопровождается сильным кровотечением. Какое из образований достоверно повреждено?

A. Sinus transverses.

B. Sinus petrosus superior.

C. Sinus rectus.

D. Sinus sagittalis inferior.

E. Sinus sagittalis superior.

6.Человеку был введен фармпрепарат в бедренную вену. Через какой кровеносный сосуд препарат поступит к сердцу?

A. Легочную вену.

B. Общую сонную артерию.

C. Аорту.

D. Легочную артерию.

E. Нижнюю полую вену.

7.У раненого в область левой надключичной ямки вытекает в большом количестве желтоватая жидкость. Какой сосуд поврежден?

A. Плевральная полость.

B. Венозный угол.

C. Правый лимфатический проток.

D. Грудной проток.

E. Левый лимфатический проток.

8.У больного, 53 лет, подозрение на В12 –дефицитную анемию. Для уточнения диагноза необходимо выполнить исследование костного мозга. Какую кость пунктируют для получения красного костного мозга?

A. Ногтевую фалангу большого пальца кисти.

B. Пяточную.

C. Грудину.

D. Ребро.

E. Надколенник.

9.Во время профосмотра врач обследовал пациентку, изучил анализы крови и сделал вывод, что имеет место поражение центральных органов иммуногенеза. Какие органы вероятнее всего поражены?

A. Лимфоидные миндалины.

B. Костный мозг, вилочковая железа.

C. Лимфоидные узелки.

D. Селезенка.

E. Печень.

10.У подростка вследствие радиоактивного облучения значительно пострадала лимфоидная система, произошел распад большого количества лимфоцитов. Восстановление нормальной формулы крови возможно благодаря деятельности железы:

A. Печень.

B. Поджелудочная.

C. Щитовидная.

D. Надпочечники.

E. Тимус

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.2 Литература:

а) обязательная

1.Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М: изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2007.

2.Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М.: Мир и образование, 2008. – Т.1.

3.Колесников Л.Л. Атлас клинической анатомии. Перевод с англ. М: ООО «Рид Элсивер», 2010

б) дополнительная

1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа.Уч.

пособие. СПб, изд-во ЭЛБИ, 2008

2.Иванова В.Д. Избранные лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. Самара, 2009

3. Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия. Уч. пособие, изд-во МИА, 2003

4. Новосельцев С.В., Гайворонский И.В. Функционально-клиническая анатомия костей мозгового и лицевого черепа. Уч. пособие. СПб: изд-во С-Пет. ун-та, 2010.

5. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1998.– Т.

6. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Периферическая нервная и сосудистая системы: уч. пособие. – Владивосток: «Медицина ДВ», 2012.

в).Интернет-ресурсы.

1. www.anatomia.ru

2. MedExplorer, MedHunt, PubMed.

3. Рохен Й., Йокочи Ч., Лютьен-Дреколль Э. Большой атлас по анатомии. – М., 2000.

4. Вальтер Тиель. Фотографический атлас практической анатомии.

5. Keith L. Moore, Arthur F. Dalley. Clinically Oriented Anatomy. Lippincott Williams & Wilkins. 2006.

6. Primal 3D Anatomy.

7. A Colour Atlas of Human Morphology.

8. Анатомия человека (web-версия) с иллюстрациями и полнотекстовым

поиском (http://www..sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor/e-anatomy)

9. Медицинская энциклопедия (http://www..sky-net еye.com/rus/slovari/ enc_doctor) (web-версия)

10. Медицинский сайт. Анатомия человека (http://www.aopma.ru/)

11. Анатомический портал (анатомический атлас) (http://anatomy-portal.info/, http://www.anatomus.ru/)

9.2. Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия:

а) препараты:

1. препараты сердца

2. сосудисто-нервный труп

3. музейные препараты сердца, вариантов ветвления сосудов различных областей тела и сосудистых анастомозов

б) планшеты и муляжи:

1. муляжи сердца и сосудов конечностей

в) презентации

· «Клиническая анатомия пороков сердца»

2. Технические средства обучения:

1. Телевизор

2.DVD –плеер

3.Ноутбук

4. Анатомический стол 3Д

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

 

 

Модуль: Остеоартросиндесмология, миология и ангионеврология

учебной дисциплины (модуля) Клиническая анатомия (современные 3-х мерные технологии)

 

для специальности 31.05.01 – лечебное дело

 

курс 2; семестр 3

 

 

Составитель: Кацук Л.Н., к.м.н., доцент     Рецензент: Матвеев А.В., к.м.н., доцент

 

Владивосток - 2016г

Занятие 1

Тема занятия: Клиническая анатомия черепа

Мотивация изучения темы.

Рентгеновская анатомия черепа и клинико-анатомическое обоснование симптомов и анатомических предпосылок развития и течения травм черепа будут востребованы для овладения профессиональными компетенциями при изучении неврологии, травматологии, нейрохирургии, рентгенологии, ортопедии

Цели занятия.

3.а. Общая цель:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.292 с.)