Учебного курса «Судоустройство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебного курса «Судоустройство»



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Целью учебного курса «Судоустройство» является формирование знаний, представлений о задачах, структуре, принципах деятельности суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания, органов юстиции, адвокатуры, нотариата.

Данная учебная дисциплина дает студентам и магистрантам знания, без которых невозможно глубокое изучение таких профилирующих дисциплин, как уголовный процесс, гражданский процесс, хозяйственный процесс, прокурорский надзор и др.

Успешное усвоение названного курса возможно только при условии самостоятельной работы обучающихся. Именно подготовка к семинарским занятиям является для них основной формой самостоятельной работы по усвоению тем учебного курса. В ходе самостоятельной работы студенты получают возможность развивать творческую активность, умение вести научную полемику, приобретать навыки публичного выступления. При подготовке к семинарскому занятию каждый студент должен тщательно изучить предусмотренную планом рекомендованную литературу и конспект лекций. Что касается самих семинарских занятий, то они проводятся в форме творческого обсуждения вопросов, имеющихся в плане семинарских занятий, а также подготовленных обучаемыми докладов по наиболее значимым вопросам тем.

Более глубокому усвоению программного материала, познанию проблемных вопросов учебного курса способствует систематическое ознакомление студентов с литературными источниками, публикуемыми в юридических журналах, Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь. В них отражаются теория и практика организации и деятельности судов и правоохранительных органов, нормативные правовые акты, регламентирующие эту деятельность.

В случае непонимания отдельных вопросов конкретных тем учебного курса, возникшего в процессе подготовки к занятиям, следует обращаться за консультацией к преподавателям кафедры уголовного права и процесса.

Темы пропущенных семинарских занятий сдаются студентами преподавателю во внеурочное время в форме собеседования или письменного реферата.

Планом семинарских занятий предусмотрено самостоятельное изучение отдельных вопросов тем учебного курса с использованием методических указаний преподавателя.

Самостоятельное изучение дисциплины следует начать с ознакомления с учебной программой, в которой дан перечень подлежащих усвоению вопросов, а также указаны необходимые нормативные правовые и литературные источники. Кроме того, рекомендуется регулярно знакомиться с отечественной юридической периодикой, в том числе с такими республиканскими изданиями, как «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь», «Юстиция Беларуси», «Судовы веснiк», «Законность и правопорядок» и др., а также с иностранными юридическими журналами, освещающими организацию и деятельность суда и правоохранительных органов.

В первую очередь необходимо пользоваться национальными учебниками последних лет издания, так как в них учтены все законодательные изменения о судоустройстве, прокуратуре и других правоохранительных органах за истекшие годы, а также достижения юридической науки.

Большую помощь обучаемым оказывает преподаватель на индивидуальных консультациях, особенно заочникам в межсессионный период. На консультациях обучаемый должен выяснить у преподавателя, что нового имеется в законодательстве, какие законы и иные нормативные акты не упоминаются в учебниках и методических указаниях. Как правило, обучаемые, заранее побывавшие на консультации, лучше усваивают дисциплину и успешнее сдают зачеты и экзамены.

Положительные результаты дает ознакомительное посещение студентами местных судов, прокуратуры, нотариата и других правоохранительных органов. Это, безусловно, дает обучаемому хорошее представление о структуре этих органов, об организации их деятельности и порядке работы.

Таким образом, самостоятельная работа студентов по дисциплине «Судоустройство» имеет целью:

- систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков обучающихся;

- формирование умений пользоваться различными источниками информации и документами;

- развитие познавательной способности и активности, исследовательских умений обучающихся.

Основными компонентами самостоятельной работы студентов по дисциплине «Судоустройство» являются:

- изучение пособий, научной литературы и периодической печати;

- умелое конспектирование различных материалов и научной литературы;

- активное участие в мероприятиях, проводимых по линии учебно-методической и научно-исследовательской работы;

- получение консультаций у преподавателей;

- пополнение личной библиотеки, составление картотеки и т. д.

В учебно-методических материалах для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Судоустройство» по каждой теме изучаемого предмета дан исчерпывающий перечень вопросов для самоконтроля, а также предлагаются темы рефератов.

Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.

Таким образом, реферат — это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.

Написание реферата практикуется в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы судоустройства и правоохранительных органов, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести полемику.

Процесс написания реферата включает:

1) выбор темы;

2) подбор нормативных актов, специальной литературы и иных источников, их изучение;

3) составление плана;

4) написание текста работы и ее оформление;

5) устное изложение реферата.


ОБЩИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение судоустройства как учебной дисциплины.

2. Система данного курса.

3. Дать определение правоохранительной деятельности.

4. Дать определение правоохранительным органам.

5. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь и ее новый этап.

6. Правовые источники курса, их классификация по юридической силе.

 

Тема реферата

Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Ее цели, основные направления и ее новый этап.


Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение судебной власти.

2. Самостоятельность и независимость как свойство судебной власти.

3. Полнота и исключительность судебной власти.

4. Верховенство в системе юстиции как свойство судебной власти.

5. Объективность и беспристрастность как свойство судебной власти.

6. Политическая нейтральность как свойство судебной власти.

7. Легитимность как свойство судебной власти.

8. Взаимоотношения между судебной, законодательной и исполнительной властями.

9. Взаимодействие судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями.

10. Понятие правосудия.

11. Отличительные черты правосудия.

12. Соотношение правосудия и судебной власти.

13. Государственные символы Республики Беларусь, используемые в судах.

14. Уголовная юстиция.

Темы рефератов

1. Понятие судебной власти, ее свойства и взаимоотношения с исполнительной и законодательной властью.

2. Понятие правосудия, его отличительные черты и взаимоотношение с судебной властью.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти.

2. Осуществление судебной власти только судами.

3. Независимость судей и народных заседателей, подчинение их только закону.

4. Законность при осуществлении правосудия.

5. Равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия.

6. Участие граждан в осуществлении правосудия.

7. Право граждан и организаций на судебную защиту.

8. Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь.

9. Гласность при осуществлении правосудия.

10. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде.

11. Принцип презумпции невиновности.

12. Обеспечение в судопроизводстве и делопроизводстве пользования государственными языками.

13. Обязательность судебных постановлений и требований судьи.

14. Назначение (выборность) судей.

Темы рефератов

1. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде.

2. Назначение (выборность) судей.

3. Независимость судей и народных заседателей, подчинение их только закону.

4. Участие граждан в осуществлении правосудия.

ТЕМА 4 Судебная система (общие положения)

4.1 Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях.

4.2 Общая характеристика и принципы построения судебной системы в Республике Беларусь. Виды судов.

4.1 Понятие о судебной системе,
ее звеньях и судебных инстанциях

При изучении одной из центральных тем курса «Судебная система» обучаемый особое внимание должен обратить на следующие понятия:

понятие судебной системы;

понятие судебного звена и судебной инстанции;

действующая судебная система Республики Беларусь;

принципы построения судебной системы;

виды судов.

Судебная система – это совокупность судов, органов судебной власти, действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и полномочиями.

В специальной литературе выделяют следующие модели судебных систем:

а) централизованная (единая строго централизованная система, во главе которой находится высший суд, как правило, Верховный);

б) децентрализованная (полисистемная) (состоит из параллельно действующих двух и более подсистем, как правило, со своими высшими судами);

в) смешанная – наиболее распространенная модель организации судебной системы, при которой наряду с высшим – Верховным Судом – есть и автономные подсистемы судебных учреждений.

Суды, образующие судебную систему, связаны между собой, установленными в законе отношениями по осуществлению правосудия. Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципы организации и деятельности.

Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы.

Под звеном судебной системы понимается суд (или суды), занимающий определенное положение в судебной системе и наделенный предусмотренной законом компетенцией.

Суды, имеющие одинаковые полномочия, относятся к одному звену судебной системы, хотя они могут носить и разные наименования (областные, Минский городской суды). Обычно судебные системы многозвенны (двух-, трех-), что обеспечивает вынесение законных и обоснованных судебных решений, своевременное исправление судебных ошибок, защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Все звенья судебной системы находятся между собой в функциональной связи по осуществлению правосудия, т. е. разрешению правовых споров (конфликтов). Они связаны между собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиями движения юридических дел в судах, иначе говоря, стадиями судебного процесса, судопроизводства.

Судебная инстанция – суд, который осуществляет правосудие в предусмотренной законом процессуальной форме по конкретному делу. Судебные инстанции занимаются определенным видом судебной деятельности, выполняют соответствующую судебную функцию.

Если звено судебной системы указывает на уровень, положения суда в системе судебных учреждений, его место в системе органов судебной власти, то судебная инстанция – на взаимоотношение звеньев судебной системы в процессе осуществления правосудия по конкретному делу.

Звено судебной системы выполняет одну или несколько судебных функций, т. е. может действовать в качестве нескольких судебных инстанций (например, областные суды, Верховный Суд). В таком качестве выступают вышестоящие суды, а первичное звено осуществляет одну судебную функцию. Следовательно, звено судебной системы – понятие судоустройственное, а судебная инстанция – процессуальное.

Действующее национальное законодательство в системе судов общей юрисдикции определяет суды первой, второй (кассационной), надзорной инстанций и судебную инстанцию по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам, а в экономических судах – также и апелляционную инстанцию.

Судами первой инстанции являются такие суды (или их структурные подразделения), которые рассматривают и разрешают по существу в судебных заседаниях отнесенные к их ведению (подсудности) дела, исследуя доказательства и вынося по делу итоговое судебное постановление, которое вступает в силу, как правило, по истечении десяти суток с момента оглашения.

Судами второй (кассационной) инстанции признаются вышестоящие суды, проверяющие законность и обоснованность не вступивших в законную силу судебных постановлений по кассационным жалобам заинтересованных участников процесса (обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей) и кассационным протестам прокурора. В рамках правосудия по экономическим делам суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных постановлений.

Надзорные инстанции – это суды или их структурные подразделения, которые проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных постановлений суда первой и второй инстанций по протестам уполномоченных законом председателей судов и прокуроров, а также их заместителей.

Судебными инстанциями по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам считаются суды или их структурные подразделения, в установленном законом порядке проверяющие правильность вступивших в законную силу судебных постановлений в связи с появлением новых обстоятельств, которые были не известны суду первой инстанции при первичном рассмотрении дела.

Апелляционная инстанция – судебные учреждения или их структурные подразделения, которые проверяют правильность вынесенных судебных постановлений первой инстанции путем повторного судебного разбирательства данного дела с исследованием доказательств и постановления нового судебного решения, которое является окончательным, либо подтверждает правильность ранее вынесенного судебного акта.

В настоящее времяапелляционная инстанция в Республике Беларусь учреждена лишь в системе экономических судов. В ст.36 и 46 Кодекса о судоустройстве декларируется, что областные (Минский городской) суды, Верховный Суд могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке. Однако ни ГПК, ни УПК до сих пор такими нормами не дополнены.

Система судов в Республике Беларусь строится на принципах территориальности и специализации и по своей природе является децентрализованной, но единой судебной системой.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Определить судебные звенья (уровни) в системе судов общей юрисдикции, перечислить их инстанции.

2. На каких принципах построена судебная система Республики Беларусь?

3. Виды судов в Республике Беларусь.

 

Темы рефератов

1. Основные этапы развития судебной системы в Республике Беларусь.

2. Понятие о судебной системе, ее звенья (уровни) и инстанции.

 

 

ТЕМА 5. Действующая судебная система
Республики Беларусь

 

5.1. Конституционный Суд Республики Беларусь.

5.2 Суды общей юрисдикции.

 

Суды общей юрисдикции

 

Действующая судебная система судов общей юрисдикции строится на следующих началах: территориальность и специализация; единство и демократизм; инстанционность; участие народа в осуществлении правосудия в качестве заседателей.

Каждое звено судебной системы следует изучать по определенному плану. О каждом суде обучаемый должен знать следующее:

· порядок образования суда и его место в судебной системе;

· состав суда, его структура и порядок образования отдельных структурных подразделений;

· компетенция суда и его структурных подразделений;

· председатель суда, заместитель председателя суда, порядок их назначения, права и обязанности последних;

· организация работы и аппарат суда.

При раскрытии компетенции каждого из названных судов следует определить, какие виды судебной деятельности он осуществляет и по каким инстанциям их структурные подразделения рассматривают дела. Поэтому следует четко уяснить следующие вопросы:

1. По какой инстанции рассматривает дела районный (городской) суд?

2. Компетенция судебных коллегий и президиума областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска).

3. Компетенция судебных коллегий и Президиума Верховного Суда.

4. Компетенция Пленума Верховного Суда.

5. Полномочия председателей и заместителей председателей соответствующих судов.

 

Районные (городские) суды – основное звено в системе судов общей юрисдикции. Районные (городские) суды образуются в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе; специализированный суд (по делам несовершеннолетних, семейным, административным и др.) – в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. Последние, однако, еще не учреждены.

Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов.

В состав суда этого уровня входят председатель и судьи. При наличии пяти и более судей вводится должность заместителя председателя суда, а при наличии десяти и более судей – второго заместителя председателя суда. Судьей данного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Районный (городской) суд рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях; рассматривает в пределах своей компетенции жалобы (протесты) на постановления по делам об административных правонарушениях; рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений.

Названный суд изучает и обобщат судебную практику, ведет судебную статистику и осуществляет иные полномочия.

Руководит работой суда председатель (его заместитель), который назначается на должность сроком на 5 лет Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Верховного Суда.

Председатель суда (его заместитель) рассматривает и разрешает дела в судебных заседаниях, организует работу суда, руководит работой аппарата суда и осуществляет другие полномочия.

В районном (городском) суде функционирует аппарат суда, призванный обеспечивать выполнение судом возложенных на него функций. Работниками аппарата суда являются заведующий канцелярией, секретари суда и секретари судебных заседаний -помощники судей, помощник председателя суда, делопроизводитель, консультант, архивариус, инженер-программист и др. В суде данного уровня, как правило, имеются три отраслевых канцелярии: по уголовным, гражданским и административным делам.

Областные (Минский городской) суды. Данные суды образуют второе, среднее, звено в системе судов общей юрисдикции. Они являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду.

Особенности правового статуса областных (Минского городского) судов:

· действуют в качестве всех трех судебных инстанций;

· осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в правильном применении законодательства;

· имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум;

· обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.

Суды второго звена состоят из председателя, заместителей председателя и судей. Действуют в составе судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и президиума.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по совместному представлению министра юстиции и председателя Верховного Суда в судах данного уровня могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел. В судебных коллегиях этих судов президиумом, по представлению председателя суда, утверждаются составы суда для коллегиального рассмотрения дел.

Судьей этого суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее трех лет.

Коллегии данного суда состоят из председателя коллегии и судей. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом суда по представлению его председателя. При этом учитываются опыт работы и склонности каждого из судей.

Руководство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанции. Рассматривают по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке.

Президиумы данных судов образуются в составе председателя суда, заместителей председателя, судей этого суда в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь. Президиум полномочен рассматривать гражданские и уголовные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Количественный состав суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению министра юстиции и председателя Верховного Суда. В таком же порядке назначаются на должность председатель суда и его заместители сроком на пять лет.

В соответствии со ст.37 Кодекса о судоустройстве председатель данного суда:

- организует деятельность соответствующего суда;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- созывает президиум соответствующего суда и председательствует на его заседаниях;

- может председательствовать в судебных заседаниях;

- назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

- распределяет обязанности между судьями;

- ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов;

- вносит в президиум соответствующего суда представления по формированию составов судебных коллегий и судебных составов;

- вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

- осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда;

- организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместители председателя суда:

- в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии;

- председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий;

- информируют президиум соответствующего суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий;

- организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики;

- организуют деятельность аппарата суда в соответствии с распределением обязанностей;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей.

В соответствии с новейшей судебной реформой в судах данного уровня введена специальная должность заместителя председателя суда, отвечающего за организацию работы.

Аппарат суда состоит из помощника председателя суда, заведующего канцелярией, секретарей судебных заседаний-помощников судей и секретарей судебных коллегий, инспектора президиума, консультанта, управления (отдела) по организационному обеспечению правосудия, отдела кадров, отдела жалоб, архива и др. В суде данного уровня имеются две канцелярии: канцелярия по уголовным и административным делам и канцелярия по гражданским делам.

Экономические суды являются органами судебной власти, осуществляющими в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами. Они вносят значительный вклад в укрепление экономической безопасности нашей страны. К ним относятся экономические суды областей (города Минска).

В системе экономических судов Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Верховного Суда могут образовываться специализированные экономические суды: по банкротству, земельные, налоговые и др. Однако они не созданы.

В национальной судебной системе экономические суды областей (города Минска) являются специализированными судами общей юрисдикции, представляющими ее второе звено.

Экономический суд области (г. Минска) состоит из председателя суда, заместителей председателя суда и судей. В нем образованы судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, апелляционная судебная коллегия, судебная коллегия по банкротству, судебная коллегия по налоговым спорам, судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Этот суд рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, данный суд изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику; готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Составы судебных коллегий экономического суда области (г. Минска) назначаются председателем Верховного Суда по представлению председателя экономического суда области (г. Минска).

Руководство работой судебных коллегий осуществляется заместителями председателя суда, входящими в состав соответствующих коллегий. В судебных коллегиях председателями суда формируются составы суда для коллегиального рассмотрения дел.

Судебные коллегии экономического суда области (города Минска) рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатели экономических судов областей (города Минска), их заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Верховного Суда сроком на пять лет.

Председатель экономического суда области (заместитель председателя): – организует деятельность соответствующего суда;

- осуществляет общее руководство аппаратом соответствующего суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда по согласованию с председателем Верховного Суда;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;

- ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов;

- руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, ведению и анализу судебной статистики;

- организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда;

- ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

- информирует Пленум Верховного Суда о деятельности суда; – представляет соответствующий суд в отношениях с государственными органами, иными организациями;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Аппарат экономического суда области (города Минска) включает в себя управление обеспечения работы экономического суда, в состав которого входят отдел судебной практики, отдел организационно- кадровой работы и делопроизводства, канцелярия, группа секретарей судебного заседания-помощников судей и др.

Верховный Суд Республики Беларусь. Особенности правового статуса Верховного Суда:

· возглавляет систему судов общей юрисдикции республики и осуществляет надзор за их судебной деятельностью. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;

· является высшей надзорной инстанцией в системе судов общей юрисдикции, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским, экономическим и административным делам;

· дает в порядке судебного толкования судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной не процессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

· вносит предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов;

· рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

· имеет самую разветвленную по сравнению с другими судами организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум), аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

· обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, экономическому и интеллектуальной собственности, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

Верховный Суд состоит из судей, в том числе председателя, первого заместителя, заместителей председателя и действуют в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по экономическим делам, судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, Президиума, Пленума.

При Верховном Суде создается и действует Научно- консультативный совет, а также учреждена Высшая квалификационная коллегия судей этого Суда.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда в Верховном Суде могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет. Последнее условие не относится к судьям судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, которые могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим или высшим естественнонаучным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее пяти лет. На этих судей не распространяются общие требования, касающиеся сдачи квалификационного экзамена на должность судьи.

Компетенция Верховного Суда распределена между его структурными подразделениями.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии Верховного Суда могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке. Кроме того, они изучают и обобщают судебную практику судов общей юрисдикции, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Судебные коллегии создаются из числа судей Верховного Суда и утверждаются Пленумом Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда образуется в составе председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей. Персональный состав Президиума утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Верховного Суда. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные (ст. 54 Кодекса о судоустройстве).

Президиум Верховного Суда:

- рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, экономические и уголовные дела;

- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда;

-рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд с предложениями о даче заключений в соответствии счастью второй ст. 112 и частью четвертой ст. 116 Конституции Республики Бела



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.11 с.)