Вы хотите, чтобы не случилось непредвиденно чего-нибудь опасного? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вы хотите, чтобы не случилось непредвиденно чего-нибудь опасного?



Давайте обеспечим двойной и даже тройной запас безопасности. Ладно, пустьодинарный, но надежный. Вот вы выключили кипятильник и бросили его тут же,рядом со штепселями от других электроприборов. Вы включаете кофемолку, аштепсель у нее такой же, как и у кипятильника. Можете представить себе, чтобудет, если вместо кофемолки вы включили кипятильник? Хорошо можете себепредставить? Я однажды имел "счастье" видеть, как на моих глазах задымиласьскатерть, на которую был так вот брошен кипятильник. Это сделали мои -- нет,не клиенты -- сотрудники-психологи. Так что вскипятили воду -- уберитекипятильник подальше от розеток, в шкаф, так же как и провод отэлектросамовара или электрочайника старого образца. Кто-то из коллег-психологов, которые собирались у меня в "Маленькомпринце" (шизоиды), поставил включенный электрочайник на включеннуюэлектроплитку. Ну ладно, случай из ряда вон выходящий. А обратите внимание,как путешествует чайник с кипятком около обеденного стола. Нередко оноказывается над коленями, а то и над головами людей. Кто-то толкнул, или выпоскользнулись сами, или просто дрогнула рука -- и вместо вечеринки --травмпункт. А вот человек пилит или рубит дрова. Если левая рука близко кпиле, к топору -- опять травма. Так что, если пилите дрова, обеспечьтедвойной запас безопасности: рука должна быть за рогулькой козел. Рубитеполено -- прежде чем опустить топор, убирайте другую руку. Лезвие ножавсегда направляйте от пальцев, а не в сторону пальцев -- не обрежетесь.Держите пальцы подальше от щелей, в которых пальцы могут защемиться.Кастрюли, сковороды и прочую посуду с пищей носите двумя руками, а не одной,даже если кажется, что под силу одной, -- меньше вероятности, чтоперевернется. Не стоит и портить веши, которыми вы пользуетесь. Тем более если они неваши. Например, вынимать штепсель из розетки надо, придерживая ее, а торасшатается. Не качайтесь на стуле -- это не кресло-качалка. Не берите стулодной рукой -- заденете людей, мебель, стенки. Все эти неудачи случаются, конечно, не только с шизоидами, так чтоприслушаться к советам стоит всем. Но у шизоидов таких оплошностей, в томчисле чреватых пожаром и взрывом, все же больше. Именно поэтому в этой главея уделил им особое внимание. Но у шизоидов многое другое в их "общении" с предметами требуетдополнительного внимания. Ведь неуспех в жизни может зависеть и от того, чточеловек поправляет очки тычком в переносицу, и от того, что он плохо владеетстолярными и слесарными инструментами, и от того, что он неумело пилитдрова, неуклюже вдевает нитку в иголку, неловко садится в автомобиль, анабитые разным хламом карманы пиджака у него неряшливо оттопыриваются. Впрочем, и здесь не отменяется наше соотношение 66:33. Есть шизоиды иболее ловкие. Кроме того, если человек занимается чем-то профессионально(слесарь, столяр), то он совершенствуется в обращении с инструментами иможет даже превзойти, скажем, эпилептоида. Совет начинающему психологу. Организуйте тренинг для преодоления всегоэтого. Сначала дискредитируйте пациента в собственных глазах. Пусть онпоймет, что неловкость мешает ему жить успешно, пусть захочет побороть ее. Апотом покажите на глядно это все непосредственно на деле. Если опекаемомувами шизоиду это не удается сразу, то разложите деятельность на действия,действия на движения, движения -- на отдельные мышечные сокращения.Проработайте, отрепетируйте каждый элемент. А потом соедините в нужномсочетании мышечные сокращения в движения, движения -- в действия, действия-- в деятельность. Вот это и будет практическая психология, котораядействительно поможет людям, не так, как только рассуждения о теориидеятельности. Я работаю над брошюрой, которая поможет даже шизоидам-акцентуантамовладеть вождением автомобиля. Пришлось разложить сложные действия на малыеих составляющие, составляющие -- на отдельные действия. Например, деятельность "завести машину" разлагается на следующиедействия: "вставить ключ в гнездо зажигания", "нажать на педаль сцепления доотказа", "повернуть ключ до отказа вправо", "одновременно мягко нажать нагаз" и т. д. Каждое действие разлагаем на движения. Например, нажатие на газможно производить мышцами стопы, или мышцами бедра-голени, или и теми идругими одновременно. И так вот мы тренируем отдельные движения. Потом соединяем их вслаженное действие. Научить шизоидов правильно действовать слитно, слаженно -- этот подходможет иметь всеобщий характер по отношению к предметной деятельности вцелом. И не только к предметной, но и к выразительной (жесты, мимика, вцелом самовыражение), а главное -- к коммуникативной деятельности: преждевсего речи и даже к познавательной сфере, к учению и самообучению. Итак, мы должны создать условия для того, чтобы шизоид заново научился(или переучился) танцевать, варить суп, пилить дрова. Научите его не толкатьпилу от себя, а тянуть на себя, не давить ею на бревно, а подпереть егоснизу, чтобы пила не зажималась в распиле, -- и вот обретается радостьтворчества вместо бессмысленных мук от неумелости, вместо чувствадискомфорта, вместо имиджа "неумехи". Но важны не только суп и танцы. Надонаучить его говорить, декламировать, осмыслять научный материал, то естьдать практические навыки познавательной деятельности. И более того --преподавания. Научили шизоида гладко говорить -- вот он уже и преподает, атак он не преподаватель. В принципе процесс этот бесконечен, но в разумных пределах мы можемработать с человеком в той области, где ему плохо, где он явно неуспешен игде этот неуспех он переживает. Если человек может схватить образ деятельности по подражанию, то естьесли он пластичен, то и пожалуйста. Но когда возникают затруднения -- тогданадо именно так, расчленять процесс на элементы, на блоки и складывать затемэти блоки в слитную деятельность. Конечно, для того чтобы проводить такие тренинги, психолог должен самвсему этому научиться. Если он усвоил это с детства от деда-бабки,матери-отца, то далеко еще не факт, что он будет здесь хорошимпсихокоррекционистом. Надо понять затруднения человека, понять, почему у вассамого это лучше получается. А если у вас самого все не сразу получалось ивы у кого-то научились и поняли разницу, то вы сможете быстрее и эффективнееразработать тактику переучивания. Однако некоторые наши психологи найдут мои рассуждения недостойными "ихпсихологического величества". Скажут, что это слишком заземленные вещи --учить людей пилить дрова, что это уже не психология, а уроки труда в школе.Ну так вот, на мой взгляд, это и есть самая что ни на есть гуманистическаяпсихология. Потому что из всех этих мелочей складывается имидж человека, аследовательно, и его успех или неуспех в жизни. Но если у человека везденеуспех, то ведь это крах. Так что это психология, а не "уроки труда". Важную роль сыграет в жизни шизоида коррекция речи. Можно просто пойтив кружок художественной самодеятельности (как говорилось выше). Тамруководитель так или иначе будет ставить сценическую речь, а благодаря этомуулучшится и бытовая. Но поработать над собой можно и без кружка. В фильме "Карнавал" героиня Ирины Муравьевой, подметая мостовую,отрабатывала скороговорки с орехами во рту. Но вы можете тренироваться и безних. Выпишите все изве- стные скороговорки и поработайте с ними. Поработайте со стихами, лучшесразу с талантливыми. Но главное, подберите стихи с аллитерациями и прочими фонетическимиизысками, которые помогут сформировать хорошую дикцию. Таких стихов много уМаяковского, Кирсанова, у Вознесенского. "Мимо ярмарок, где ярки яйца,кружки, караси, по соборной, по собольей, по оборванной Руси!" (А.Вознесенский поэма "Мастера"). Выучите стихи наизусть. Послушайте напластинках или кассетах чтение выдающихся артистов, декламируйте вместе сними. Неплохо поработать с пафосными стихами. Пусть это будет "Илиада"Гомера, написанная гекзаметром: "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеевасына, грозный который ахеянам тысячи бедствий содеял: многие души могучиеславных героев низринул в мрачный Аид..." Или стихи Максимилиана Волошина..."Кто раз испил хмельной отравы гнева, тот станет палачом иль жертвойпалача". Я разработал такое упражнение. Берете любую фразу и читаете ее сразными ударениями: "Я иду в школу. Я иду в школу. Я иду в школу". Этосделает вашу речь более свободной. Вы не будете зависеть от языковойструктуры фразы. Обычно ударение ставится на последнем слове: "Я иду вшколу" -- это привычно. Если же вы хотите подчеркнуть, что в школу идетеименно вы, то надо бы сказать так: "В школу иду я". Но, владея перемещениемударения, можно и не менять порядок слов: "Я иду в школу". Попробуйте прочитать стихи или прозаический фрагмент с совершенно инымиинтонациями, чем это получилось изначально. А потом подготовьте третий,совершенно другой вариант, затем четвертый и пятый, с абсолютно новымиинтонациями! В результате не останется и в помине нудной, монотонной речи.Это значит, что и бытовая речь будет расцвечена разными логическимиударениями и звуковыми модуляциями. А теперь попробуйте- подурачиться. Прочитайте пафосные стихи так, чтобырассмешить людей. Нет, ерничать в жизни не надо. Но на воображаемой сцене --отчего же нет? Это тренинг! Пусть Самозванец из "Бориса Годунова" станетжалким фигляром со своими претенциозными упреками: "Не будешь ты подругоюмоею, моей судьбы не разделишь со мною, но -- может быть, ты будешь сожалеть об участи, отвергнутой тобою!" Юрий Любимов всвоем спектакле "Борис Годунов" показал такое прочтение. Но это егособственный режиссерский подход. А мы будем делать это только для тренинга. Речь -- это составляющая общения. Важная, но не единственная. А как жетренировать прочие коммуникативные умения? Как быть с вступлением в контактс незнакомыми людьми? Как не задевать их самолюбие? Как реагировать наконфликтогены? Как преодолеть шизоидную замкнутость? Ведь замкнутость часторождается от неумения защитить себя в сложных коммуникативных ситуациях. Ишизоид защищается, говоря себе: "Лучше не связываться". Вот он и несвязывается вовсе ни с кем. Множество этих и других вопросов обсуждается вмоей книге "Лабиринты общения". Она рассчитана далеко не только на шизоида,но и ему в ней многое предназначается. Обратим внимание и на внешний вид шизоида. Некоторые шизоиды говорят,что имидж -- это мещанство, бездуховность. Не надо так всерьез. Все-такидаже отсутствие имиджа -- это тоже своего рода имидж, только неудачный. Хотьнемного последить за собой -- это уже неплохо. "Быть можно дельным человекоми думать о красе ногтей" -- здравая мысль. А если у человека уж совсемнеопрятный вид, то людям это отнюдь не безразлично, а даже неприятно. Совет простой. Не постесняйтесь обратиться к знакомым истероидкам. Ониохотно дадут в свою очередь дельные советы: и какие нужны шампуни, и чтоносят, и что кому идет. Можно и книги по имиджу почитать. Есть сестры Сориныс их серией, есть современные журналы мод. Не отвергайте полезных советов. Ипомните, что вам не обязательно быть в авангарде, но и нельзя выглядетьнеаккуратным. Мы писали, что у шизоидов "каша" во рту, на голове и в голове. Кстати,понять ошибки -- это мы уже на полпути к их исправлению. Многое у шизоидовможно исправить, и не надо излишне печалиться. Кстати, многое ведь надоисправлять не только шизоидам, но и истероидам, а тем более "его величеству"паранойяльному и его адептам эпилептоидам. Так что продолжим. Кажется, спервыми двумя "кашами" мы разобрались, а вот с "кашей" в голове... Повторимся, что шизоид -- человек творчески мыслящий. И произведенияшизоидов обычно намного глубже, чем произведения других людей. Вот если бытолько не эта "каша" в голове, которая затрудняет понимание. Ну что ж, и здесь есть несколько соображений. Для начала поучимся уэпилептоида организации мысли. У них всегда: первое, второе, третье... Пустьбудет хотя бы так. Но у эпилептоидов обычно мыслительный материал не такбогат и сложен, поэтому шизоиду надо научиться чему-то еще. Для прояснения мысли, оформленной в речи (произносимой, написанной иличитаемой), первым делом надо четко выделить все важные понятия, в сколькихбы словах каждое понятие ни выражалось. Понятие может быть представленоодним словом: "ночь", "улица", "фонарь", "аптека"... Но часто одно понятиепредставлено несколькими словами: "блочный дом", "Государственная инспекциябезопасности дорожного движения". Понятий у человечества существенно больше,чем слов. Мы написали "выделить", потому что в текстах понятия часто переплетены,спутаны. А мы каждое понятие заключаем в замкнутую фигуру. Форма фигурыкаждого выделенного понятия должна быть удобной для восприятия исвоеобразной. Фигуры эти целесообразно так организовать на рабочем полестраницы, чтобы были выявлены логические соотношения понятий. Этого можнодобиться с помощью разнообразных соотношений замкнутых фигур, обрамляющихпонятия, то есть соотношений рамок понятий. Можно для отображения логическихсвязей применять также различные связующие линии и другие дополнительныеобозначения. Соотношения понятий между собой очень многообразны.Причинно-следственное соотношение, превращение одного в другое, части ицелое. Эти соотношения понятий широко распространены в научных текстах.Одним из наиболее значимых в науке является родовидовое соотношение понятий.Шизоиды часто многое понимают, но у них все смешано в голове. А чтобы мысльбыла понятна другим, а часто и стала яснее и для самого себя, надо суметькаждое отношение понятий нарисовать. Составить логико-графическую структуруна бумаге. Возьмем геометрию. Можно словами описать соотношение различныхтреугольников. Треугольник может быть равнобедренным и неравнобедренным. Тоти другой может быть прямоугольным, тупоугольным и остроугольным.Прямоугольный неравнобедренный треугольник может быть с отношением сторон3:4:5 (египетский), а может иметь иное соотношение сторон (тогда египетскимего не назовешь). Остроугольный равнобедренный треугольник может бытьравносторонним и неравносторонним. Есть неравнобедренный остроугольныйтреугольник, неравнобедренный тупоугольный треугольник и т. д. и т. п. Всеэто можно представить в уме, но лучше нарисовать. При этом, чтобы ничего неперепутать, слова пишем в выноске, указатель от которой ведем к рамкефигуры-понятия. Не всегда: если фигура-понятие дана сама по себе,изолированно, не перекрещивается с другими, то можно слова написать просто вее рамке. Организация работы и быта -- это еще одна серьезная проблема дляпсихолога в деле коррекции шизоидной личности. Чаще всего ведь нет никакойорганизации. Спасает цепкая память, но не всегда. Если дел всего семь, томожно положиться и на память. А если этих дел, мелких и крупных, семьдесят семь, то тут ужетребуется умение организовать их. Постоянные дела выписываем на обложку ежедневника (крупным шрифтом).Единичные, привязанные к дате и часу, записываем в ежедневник. А единичные,но не привязанные к дате и часу, выписываем на отдельные листки с клейкимкраем и наклеиваем их в конце ежедневника. Дело сделано -- листок изымается.Вот и все. Но это очень организовывает и упорядочивает личную работу. Можно еще многое сказать об организации личной работы, но это ужекасается не только шизоидов, так что, надеюсь, поговорим об этом в следующейкниге.

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психотипы и гороскопы

На занятиях у наших слушателей всенепременно возникал вопрос огороскопах. Ведь там тоже дается вроде бы описание характера. Только "вродебы", потому что, сколько я ни пытался найти первичные исследования, мне этоне удалось. В литературе на эту тему нет ссылок на такие исследования.Создается впечатление, что все переписывается с аналогичных книг. Источниктеряется в тумане. А как надо было бы делать по правилам? Описываем какими-то признакамихарактеры исследуемых людей. Но начнем с того, какие это признаки? Кто ихразработал? Вот мы сделали это вслед за Ганнушкиным, Леонгардом, Личко,Бурно... Но вы поняли, как это непросто. А "гороскопные" признаки,посмотрите сами, ничего, кроме смеха, вызвать не могут. При этом надо, чтобы психологи, описывающие характеры, не знали бы ("неимеют научного права") даты рождений. Другие психологи, которые тоже ничегоне знают о датах рождений, сравнивают описания характеров, сделанные их"предшественниками". Группируют эти описания по общим признакам и различиям.Затем получают сведения о том, кто когда в соответствии с астрологическимипредставлениями родился. И вот если некая группа исследуемых (у которыххарактерологические черты оказались примерно одинаковыми) родилась "пододной звездой", только тогда можно было бы о чем-то говорить. А без всегоэтого, извините, нельзя, если мы работаем в жанре науки. Далее. Если мы когда-нибудь и получим какие-то соотношения, то нужнонайти хоть сколько-нибудь правдоподобные объяснения этому -- наподобие того,что истероид формируется из кумира семьи. Ну, помилуйте, какиеправдоподобные объяснения выдвигают составители гороскопов? Как можетрасположение звезд на небе влиять на такие тонкие вещи, как эмпатия,творчество, успех в бизнесе, карьера? Меня как психолога интересуют большевзаимодействие мошенника и его жертвы во всех этих делах. Один из приемов яопишу в юмористическом ключе: составлю "гороскоп" на телесные свойства уженщин. У Тельцов есть пупок. У Рыб есть пальцы. У Весов есть глаза. Дальшепродолжать вряд ли стоит. И все совершенно точно. Обратите внимание также нато, что любой гороскоп вам льстит: Стрелец -- благородные помыслы, Козерог-- плодотворные замыслы... Но в целом все это отнюдь не бескорыстныевымыслы. Лесть в гороскопах для лохов так же произвольна, как и в моих этих"примерах".

"Психотипные династии"

Личность формируется в значительной мере под влиянием подражаниядругим. А это значит, что многое усваивается из поведения родителей. Паранойяльный грызет гранит науки -- то же самое делает и сын его.Шизоид копается в книжной пыли -- и дочь становится книжным червем.Истероидка одевается в дорогих магазинах -- и тут яблочко от яблони далеконе падает. Таким образом, шизоид порождает шизоида, паранойяльный --паранойяльного, истероид -- истероида, гипертим -- гипертима, эпилептоид --эпилептоида. Возникают, как мы уже заметили ранее, психотипные династии.Это, конечно, интересно. Но все же не будем столь непререкаемы. У шизоидныхродителей может сформироваться истероидная дочь, если ее воспитывают каккумира семьи. У родителей-истероидов может вырасти психастеноид, если всемье он играет роль "золушки". Может и у психастеноидов получитьсяпаранойяльный человек, если его достижения достаточно велики, а комплекснеполноценности не так уж выражен. Такая вот получается диалектика. Но имеетсмысл поразмышлять над причинами и следствиями в каждом конкретном случае.Кроме того, есть ведь смешанные психотипные браки. И тут уж -- чья возьмет.

Сочетание психотипных черт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.007 с.)