Прокуратура и прокурорский надзор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокуратура и прокурорский надзор



Ахетова О.С.

Прокуратура и прокурорский надзор

Шпаргалки

 

 

Издательство: Эксмо; 2008г., 32 стр.

 

Информативные ответы на все вопросы курса «Прокуратура и прокурорский надзор» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

 

 

Оглавление

 

1. Основные понятия и значение прокурорского надзора

2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ

3. Принципы организации прокурорского надзора

4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ

5. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры

6. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей

7. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ

8. Специализированные органы прокуратуры РФ

9. Генеральный прокурор РФ и его основные полномочия

10. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей

11. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность

12. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры

13. Правовое регулирование прокурорского надзора

14. Перечень отраслей прокурорского надзора, их краткая характеристика

15. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей

16. Дисциплинарная ответственность

17. Тактика прокурорской деятельности

18. Методика прокурорской деятельности

19. Кадры и служба в органах и учреждениях прокуратуры

20. Организация и порядок рассмотрения и разрешения письменных обращений граждан

21. Полномочия военных прокуроров

22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона

23. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства

24. Испытание при приеме на службу, аттестация, присвоение классных чинов, воинских званий работникам прокуратуры РФ

25. Прокурорский надзор за исполнением законодательства и полномочия прокуроров в сфере экологии

26. Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора

27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

28. Надзор за соблюдением избирательных прав граждан

29. Надзор за соблюдением законодательства о свободе выбора места жительства и передвижения

30. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

31. Надзор за исполнением законов органами, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера

32. Полномочия прокурора в досудебном производстве

33. Главная военная прокуратура

34. Подследственность. Создание следственных групп

35. Надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого

36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних

37. Надзор за исполнением законов судебными приставами

38. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

39. Особенности участия прокурора в суде присяжных

40. Надзор прокурора за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы

41. Надзор за исполнением приговоров, не связанных с лишением свободы

42. Особенности участия прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом

43. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

44. Основные направления деятельности прокурора в суде

45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел

46. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

47. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

48. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел

49. Правовой статус прокурора

50. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: структура и содержание

51. Транспортная прокуратура

52. Надзор за соблюдением законов об ответственности за административные правонарушения

53. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ

54. Предпосылки международного сотрудничества прокуратуры РФ

55. Организация и деятельность прокуратуры на примере зарубежных стран (Дании, Германии, Франции, США)

56. Международное сотрудничество в рамках СНГ

 

Основные понятия и значение прокурорского надзора

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор понимается как:

1) специфический вид государственной деятельности;

2) самостоятельная отрасль права;

3) учебная дисциплина.

Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина – часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений.

По содержанию и структуре состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности. Прокурор– это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом высшего прокурора.

В узком смысле понимаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Прокурорские работники это прокуроры, следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Акт прокурорского реагирования – это решение прокурора, закрепленное в специальном документе, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

 

 

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей

Прокурор – должностное лицо, на которое возложена важнейшая государственная задача – надзор за исполнением и соблюдением законов.

Вступая в должность, прокурор обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ, не допуская малейшего отступления от них;

2) защищать интересы личности, общества и государства; внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

3) постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры (ст. 40.4 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Согласно ч. 2 ст. 40.1 Ф3 «О прокуратуре РФ» лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:

1) имеет гражданство иностранного государства;

2) признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

4) имело или имеет судимость;

5) имеет заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению им служебных обязанностей;

6) состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 7) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Однако существуют ограничения, установленные законодательством РФ:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой деятельности;

2) быть депутатами законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членами органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено ФЗ или если в порядке, установленном ФЗ и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним и др.

 

 

Дисциплинарная ответственность

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине;

2) лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

3) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры (п. 1 ст. 47.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме. Генеральный прокурор РФ определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 47.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» (п. 3 ст. 47.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность (п. 4 ст. 47.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ. Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее 1 месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – 2 лет со дня его совершения. Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на 1 месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет (ст. 47.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

 

 

Постановление.

Прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении изпод стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.

Главная военная прокуратура

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» главную военную прокуратуру возглавляет Главный военный прокурор (заместитель Генерального прокурора РФ), который имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной – помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов, районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с ФЗ и иными нормативными правовыми актами. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, командования Федеральной пограничной службы РФ, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

 

 

Правовой статус прокурора

Правовой статус прокурора – это совокупность прав, обязанностей, гарантированных государством, а также ответственность по прокурорской деятельности. Статус прокурора соответствует статусу гражданина, но имеются некоторые ограничения.

Прокурор имеет право:

1) на служебное удостоверение установленного образца, которое выдается Генеральным прокурором РФ;

2) обеспечение форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ

3) право на ежегодный оплачиваемый отпуск,

4) на поощрения за продолжительную и безупречную службу;

5) на профессиональную подготовку и повышение квалификации;

6) на материальное социальное обеспечение;

7) на меры правовой защиты и социальной поддержки.

Прокурор обязан (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

1) осуществлять надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, органами исполнительной, представительной (законодательной) власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, руководителями организаций, надзор за соблюдением этими организациями прав и свобод человека и гражданина;

2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами;

3) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принуди-

тельного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

4) осуществлять уголовное преследование;

5) координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и совершение проступков могут привлекаться к дисциплинарной ответственности (как то замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры) (ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

При проверке сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнуты при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления (ст. 42 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

 

 

50. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: структура и содержание

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» был принят 17 января 1992 г.

Структура: ФЗ состоит из 7 разделов и содержит 54 статьи.

Раздел 1. Общие положения. Содержит понятие прокуратуры, рассматривает ее деятельность и принципы организации, международное сотрудничество, недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора каких-либо лиц, а также участие прокурора в заседаниях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, обязательность исполнения требований прокурора, координацию деятельности по борьбе с преступностью, рассмотрение прокурором заявлений и т. д.

Раздел 2. Система и организация прокуратуры РФ. В этом разделе рассматривается система прокуратуры РФ, Генеральная прокуратура РФ и Генеральный прокурор РФ, назначение его и других прокуроров на должность, прокуратуры субъектов, городов, районов, полномочия этих прокуроров и коллегии в органах прокуратуры.

Раздел 3. Прокурорский надзор. В данный раздел входят 4 главы.

Глава 1 рассматривает общий надзор, т. е. надзор за исполнением законов и акты прокурорского реагирования на нарушение законов.

Глава 2 предусматривает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Глава 3 рассматри-вает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Глава 4 закрепляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Раздел 4. Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Рассматривает случаи участия прокурора в рассмотрении дел судами, опротестование судебных решений, отзыв протеста, приостановление исполнения судебного приговора, представление о даче судам разъяснений.

Раздел 5. Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры. В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» содержатся положения о службе в органах и учреждениях прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора или следователя, ограничения по службе, испытание при приеме на работу, присяга прокурора (следователя), аттестация прокурорских работников, присвоение классных чинов, выдача служебного удостоверения, личное дело работника, форменное обмундирование. А также отпуск, поощрение, ответственность, прекращение службы, повышение квалификации, материальное и социальное обеспечение, меры правовой и социальной поддержки.

Транспортная прокуратура

Существуют специализированные прокуратуры двух типов.

Первый тип – прокуратуры военные, транспортные и войсковых частей, а ко второму типу относятся природоохранные прокуратуры.

Транспортная прокуратура – осуществляет расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, речном, морском, воздушном транспорте, а также надзор за исполнением законов в деятельности органов предварительного расследования и в административной деятельности органов милиции.

Данная прокуратура является необходимым элементом прокурорской системы, так как реализуется зонально-предметный принцип прокуратуры. Контроль за деятельностью транспортных прокуратур осуществляет Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ.

Полномочия транспортного прокурора:

1) проверка исполнения законов о безопасности движения;

2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, организациями и учреждениями железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта независимо от форм собственности;

3) привлечение виновных лиц к ответственности за правонарушения и преступления, совершенные должностными лицами транспортных организаций;

4) Проведение совместно с Генеральным прокурором проверку таможенных органов.

Транспортные прокуроры пользуются всеми правами и несут обязанности в пределах своей компетенции при осуществлении своей деятельности в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ».

Общественные объединения по просьбе членов этих объединений исследуют причины и обстоятельства дорожно-транспортных происшествий и передают материалы в транспортную прокуратуру, представляют интересы своих членов в суде. При аварии или крушении железнодорожного состава начальник железной дороги не позднее 24 ч. с момента происшествия вместе с транспортным прокурором сообщает по телеграфу обстоятельства в Главное управление по безопасности движения и экологии Министерства путей сообщения, в Генеральную прокуратуру и соответствующему транспортному прокурору. Материалы служебного расследования составляются не менее чем в 6 экземплярах и не позднее десятидневного срока со дня крушения или аварии направляет в транспортную прокуратуру.

Прокуроры транспортных прокуратур обеспечиваются проездными документами всех видов транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении при исполнении служебных обязанностей в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 3 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

На транспортных прокуроров возложен надзор за исполнением законов Министерством путей сообщения РФ, Министерством транспорта РФ, Федеральной авиационной службой РФ, Федеральной службой речного флота.

 

 

Ахетова О.С.

Прокуратура и прокурорский надзор

Шпаргалки

 

 

Издательство: Эксмо; 2008г., 32 стр.

 

Информативные ответы на все вопросы курса «Прокуратура и прокурорский надзор» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

 

 

Оглавление

 

1. Основные понятия и значение прокурорского надзора

2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ

3. Принципы организации прокурорского надзора

4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ

5. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры

6. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей

7. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ

8. Специализированные органы прокуратуры РФ

9. Генеральный прокурор РФ и его основные полномочия

10. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей

11. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность

12. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры

13. Правовое регулирование прокурорского надзора

14. Перечень отраслей прокурорского надзора, их краткая характеристика

15. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей

16. Дисциплинарная ответственность

17. Тактика прокурорской деятельности

18. Методика прокурорской деятельности

19. Кадры и служба в органах и учреждениях прокуратуры

20. Организация и порядок рассмотрения и разрешения письменных обращений граждан

21. Полномочия военных прокуроров

22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона

23. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства

24. Испытание при приеме на службу, аттестация, присвоение классных чинов, воинских званий работникам прокуратуры РФ

25. Прокурорский надзор за исполнением законодательства и полномочия прокуроров в сфере экологии

26. Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора

27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

28. Надзор за соблюдением избирательных прав граждан

29. Надзор за соблюдением законодательства о свободе выбора места жительства и передвижения

30. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

31. Надзор за исполнением законов органами, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера

32. Полномочия прокурора в досудебном производстве

33. Главная военная прокуратура

34. Подследственность. Создание следственных групп

35. Надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого

36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних

37. Надзор за исполнением законов судебными приставами

38. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

39. Особенности участия прокурора в суде присяжных

40. Надзор прокурора за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы

41. Надзор за исполнением приговоров, не связанных с лишением свободы

42. Особенности участия прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом

43. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

44. Основные направления деятельности прокурора в суде

45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел

46. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

47. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

48. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел

49. Правовой статус прокурора

50. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: структура и содержание

51. Транспортная прокуратура

52. Надзор за соблюдением законов об ответственности за административные правонарушения

53. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ

54. Предпосылки международного сотрудничества прокуратуры РФ

55. Организация и деятельность прокуратуры на примере зарубежных стран (Дании, Германии, Франции, США)

56. Международное сотрудничество в рамках СНГ

 

Основные понятия и значение прокурорского надзора

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор понимается как:

1) специфический вид государственной деятельности;

2) самостоятельная отрасль права;

3) учебная дисциплина.

Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина – часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений.

По содержанию и структуре состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности. Прокурор– это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом высшего прокурора.

В узком смысле понимаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Прокурорские работники это прокуроры, следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Акт прокурорского реагирования – это решение прокурора, закрепленное в специальном документе, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.129 с.)