Тема 10. Субъекты адмистративной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Субъекты адмистративной ответственности



1. Административное право: понятие, субъекты.

2. Административная ответственность.

3. Административное принуждение.

4. Виды административных взысканий.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие административного права.

2. Назовите субъектов административных правоотношений.

3. Кто относится к специальным субъектам административной ответственности?

4. Каковы особенности административной ответственности? Чем она отличается от уголовной ответственности?

5. Назовите виды административного принуждения.

6. Какие из административных взысканий могут устанавливаться и применяться в качестве основных, а какие – в качестве дополнительных?

7. В чем заключается особенность привлечения к административной ответственности юридических лиц?

8. Назовите органы, в чью компетенцию входит назначение административного наказания.

9. Какие виды административных наказаний не могут быть назначены судом?

10. Каковы особенности наложения административного взыскания?

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010. – 31 с. – (Законы и кодексы)

2. Кодекс об административных правонарушениях (последняя редакция)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (последняя редакция)

4. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (последняя редакция)

5. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Российское право: учебник. – М.: Норма, 2009. – 783 с.

6. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы права: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 336 с.

7. Правовой практикум бакалавра: Учебное пособие для самостоятельной работы. Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по направлению подготовки «120700 – Землеустройство и кадастры» / Отв. ред. И.И. Маслова. – Пенза: Издательство ПГУАС, 2012. – 150 с.

8. Правоведение: учебник / Под ред. В. И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2011. – 402 с.

9. Правоведение: учебник для бакалавров / Под ред. С. И. Некрасова. – М.: Юрайт, 2012. – 693 с.

10. Юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2009. – 1152 с.

Интернет-ресурсы:

11. Информационно-правовой портал «Консультант плюс»: http://www.consultant.ru//

12. Информационно-правовой портал «Гарант»: http://www.garant.ru/

Вопросы для самоконтроля

Административное право имеет своим предметом следующие три группы общественных отношений:

• Отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти (Правительства, министерств, ведомств). Соответствующие административно-правовые нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, их компетенцию и взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы. Например, Положение о Министерстве финансов РФ определяет структуру этого учреждения, полномочия, ответственность и взаимодействие его департаментов и отделов; Федеральный закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года определяет порядок его формирования, компетенцию и взаимоотношения с другими органами управления.

• Отношения между государственной властью и гражданами. Соответствующие нормы закрепляют права граждан и регулируют их отношения с органами управления. Гражданин может в течение жизни не иметь дело с судом и с представительными органами, но связи с административными учреждениями и их должностными лицами неизбежны.

• Отношения между гражданами. Закон обязывает граждан регулировать взаимные отношения в общественных местах самостоятельно, с соблюдением каждым прав и интересов другого. Например, Правила дорожного движения (ПДД) РФ предписывают определённый порядок пересечения перекрестка в конкретной ситуации транспортом и пешеходами. Только в случае возникновения угрозы для дорожного движения или нарушения ПДД водителями транспорта или пешеходами в их действия вмешиваются органы исполнительной власти и применяют административные меры воздействия.

Административно-правовые нормы – установленные государством или иными правомочными субъектами правила поведения, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и деятельности исполнительной власти, всей системы исполнительных органов.

Административно-правовые отношения – общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления и регулируются нормами административного права.

Субъектами административных правоотношений являются все физические и юридические лица. Одной из сторон административного правоотношения выступает государство в лице органов власти (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ, министерства, департаменты, комитеты и другие ведомства, государственные и муниципальные служащие), которое имеет возможность применить принуждение. Следует обратить внимание на понятие госслужащий. Государственный служащий – это гражданин РФ, состоящий на государственной должности, исполняющий определённые права и обязанности и получающий вознаграждение из госбюджета (в представительных органах власти, в органах исполнительной власти, в судебных органах и др.).

Источники административного права:

- Конституция РФ в части установления основ организации системы исполнительной власти, оформления предметов ведения Федерации и субъектов РФ, установления полномочий Правительства РФ и т.д.;

- федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти, правовой статус отдельных субъектов административного права (ФКЗ «О Правительстве РФ» 1997 г., ФКЗ «Об общественных объединениях» 1995 г., ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» 1997 г. и др.);

- кодифицированные нормативные акты (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), Таможенный кодекс РФ, Лесной кодекс, Градостроительный кодекс РФ);

- федеральные законы (Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и др.);

- подзаконные федеральные акты: а) указы Президента РФ (Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г.) и б) Постановления Правительства РФ («О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций» от 2 февраля 1998 г. и др.; в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

- законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы по проблемам административно-правовых отношений;

- подзаконные акты субъектов Федерации;

- решения органов местного самоуправления;

- приказы, постановления исполнительных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации;

- международно-правовые акты. Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения.

Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное деяние, имеющее значительно меньшую общественную опасность, чем уголовные преступления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. Физические лица при этом делятся на 3 категории:

- общий субъект: вменяемые граждане РФ, достигшие 16-летнего возраста;

- специальный субъект: должностные лица в случае совершения ими правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане и лица без гражданства;

- особый субъект: военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники некоторых органов исполнительной власти (отделов внутренних дел, уголовно-исполнительных, таможенных и иных органов). Особенность их положения заключается в том, что за административные проступки они несут ответственность не по КоАП, а по дисциплинарным уставам.

КоАП предусматривает исчерпывающий перечень деяний, признаваемых административными правонарушениями (Раздел 2).

Административное правонарушение (проступок) – противоправное, виновное деяние, причиняющее вред интересам граждан, общества и государства, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечёт уголовной ответственности, а значит и судимости. Административная ответственность вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) Предупреждение выносится в письменной форме. Применяется за впервые совершённые незначительные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

2) Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и не может быть менее ста рублей.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (например, улова, снасти, охотничьего оружия браконьера) состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства.

4) Лишение специального права (права управления транспортным средством за управление им в состоянии опьянения, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств) – от 1 месяца до 3-х лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

5) Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток (за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах, неповиновение законным требованиям работников полиции, неуважение к суду), а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток.

6) Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации и назначается судьёй, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.

7) Дисквалификация назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет за нарушение законодательства о труде и его охране, ненадлежащее управление юридическим лицом, совершение действий, выходящих за пределы установленных полномочий и др. Заключается в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. Эти лица заносятся в специальный реестр.

8) Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) или юридических лиц. Применяется в случае, если соответствующая деятельность угрожает жизни и здоровью людей, может повлечь возникновение эпидемий, аварий, заражения окружающей среды, а также в случае совершения некоторых правонарушений (в сфере оборота наркотиков, привлечения иностранцев к работе, в области порядка управления, общественного порядка, градостроительства). Устанавливается на срок до девяноста суток. Возможно досрочное прекращение наказания по ходатайству правонарушителя, если он устранил основание его применения.

9) Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

В отношении юридического лица могут применяться 4 вида административных наказаний – предупреждение, штраф, конфискация и административное приостановление деятельности.

Наказания назначаются разными органами, которым такое право предоставлено законом: судами, органами внутренних дел, государственными инспекциями, административными комиссиями при местных администрациях районов, городов, поселков, деревень, администрациями районов, городов, поселков, деревень, сел, хуторов, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами (должностными лицами), осуществляющими административно-надзорные функции (санитарно-эпидемиологическая служба, антимонопольный комитет, таможенные органы, налоговые органы, военные комиссариаты, органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, инспекции труда и др.).

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними, рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних.

Штраф и предупреждение вправе назначить все перечисленные в КоАП органы власти. В случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию наказание в виде административного выдворения назначается соответствующими должностными лицами. Все иные виды наказаний вправе назначить только суд. Для сравнения: уголовная ответственность налагается только судом.

При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

 

 

Щ., будучи лишенным права управления автомобилем, произвел наезд на автомобиле «Ауди» на девушку после чего с места происшествия скрылся. Согласно акту медицинского освидетельствования причиненные девушке повреждения не были расценены как вред здоровью.

Вопрос:К какому виду административной ответственности будет привлечен Щ.?

Рекомендуемая литература к решению:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения, статья 12.8., статья 12.27;

Гражданский кодекс РФ Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, Глава 59. Обязательства вследствие причинения вреда, статья 1064, статья 1079.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.022 с.)