Ни для кого не станет открытием тот факт, что в конце XX в. для российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования, основными итогами которого сегодня являются: разностороннее развитие сети образовательных учреждений (детские сады и школы); изменение авторитарного стиля руководства на более демократичный со стороны управленческих структур всех уровней; развитие национальных и региональных начал; обеспечение вариативности образовательных процессов; стимулирование (не только моральное, но и материальное) творчества и инновационной деятельности педагогов.
Работа ДОУ в экспериментальном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
Нельзя не сказать о том, что в период функционирования экспериментальной площадки на базе ДОУ любого уровня (федеральный, региональный, городской) у коллектива появляется определенная свобода действий в области творческих начинаний. Ведь педагогам, как правило, хочется творить не только в рамках интересов конкретного исследования. Каждый, пропуская цели и задачи эксперимента через себя, открывает и изобретает что-то свое.
Стоит отметить, что в последнее время опытно-экспериментальная деятельность проводится слишком активно. Работать в экспериментальном режиме престижно для дошкольного учреждения, но всегда ли нововведения так необходимы детям и сотрудникам? Случается, проводимая деятельность превращается в обузу для рядового педагога, не понимающего до конца ее цели и предполагающего, что это очередное мероприятие для галочки, которое только мешает спокойно работать.
Очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования.
Следование логике научного исследования, соблюдение этапов его процедуры, документирование всех шагов и оформление результатов — безусловно, необходимы, но начинать нужно с грамотного составления программы. У многих педагогов возникают затруднения, они считают, что этим должны заниматься ученые вузов и академических институтов. Действительно, за неимением опыта бывает непросто разделить свою деятельность на педагогическую и научную. Вместе с тем именно научно-исследовательская работа педагога является показателем экспериментального характера деятельности всего дошкольного учреждения.
Руководитель проекта должен учитывать способности и потребности, субъективный опыт каждого участника: любой воспитатель имеет возможность в пределах общей идеи эксперимента и единой концепции самостоятельно (а не по указанию администрации!) определить тему своего личного исследования. По мнению ряда ученых (Б.И. Канаев, B.C. Савельева и др.), исследовательская работа, по сути, не является ведущим типом деятельности. Следовательно, чтобы эксперимент состоялся, и состоялся по всем правилам педагогической науки, у субъектов этого процесса (педагоги, воспитанники, родители, члены экспертного совета) должен быть серьезный мотив заинтересованного участия, равнодушие влечет за собой формализм и искажение результатов исследования. Мы не зря включили здесь в число субъектов членов экспертного совета. Отсутствие интереса, а то и негативное отношение с их стороны может в корне изменить ход эксперимента.
Как правило, руководителю сложно сделать первый шаг для начала эксперимента. Сложно еще и потому, что, являясь главным координатором, он должен глубже, чем остальные, владеть темой исследования, — чтобы повести за собой, увлечь идеей. Только тогда каждый сотрудник дошкольного учреждения (и не только педагог) сможет сказать: «Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит — расти в личностном и профессиональном планах!» И как бы пафосно ни звучали эти слова — они отражают суть экспериментальной работы.
Экспериментальная площадка может быть организована на федеральном, региональном, городском и районном уровнях.
Схема экспериментальной работы может выглядеть следующим образом.
Важное условие успеха — готовность коллектива к повышению квалификации — в результате самообразования, в институтах повышения квалификации педагогических кадров, на факультетах дополнительного профессионального образования (ФДПО) вузов, семинарах, проводимых научным руководителем или консультантом экспериментальной площадки.
Руководителю необходимо хорошо изучить внутренние резервы каждого участника, ведь ни для кого не секрет, что все люди индивидуальны: один с большим желанием включается в эксперимент, другой строит преграды на пути воплощения задуманного в жизнь, а третьему все просто безразлично.
Опираясь на исследования Э.М. Роджерса, мы можем выделить следующие типы педагогов по отношению к экспериментальной деятельности.
Ранние реализаторы — следуют за новаторами, являясь их информаторам и
и первыми советниками.
Предварительное большинство — осваивают инновации после ранних
реализаторов, свободно общаются с предыдущими группами. Им требует
ся более значительное время для внедрения инноваций.
Позднее большинство — скептичны, осваивают инновации в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды, когда большое количество групп и общество начнут ясно высказываться в пользу определенной инновации.
Колеблющиеся — ориентируются на традиционные ценности, осваивают инновации последними, решение принимают только с учетом прошлого опыта, контактируют в первую очередь с себе подобными, сомневаются в способностях инициаторов эксперимента, являются тормозом в экспериментальной работе
Если в группе преобладают такие типы, как «позднее большинство» и «колеблющиеся», коллектив не готов к эксперименту, и подготовительный этап должен быть продлен.
При работе с кадрами необходимо формировать творческий коллектив единомышленников. Целесообразно в план экспериментальной работы ввести раздел «Кадровое обеспечение» или «Подготовка педагогических кадров к включению в экспериментальную деятельность». Рациональным и, несомненно, полезным будет отражение в плане графиков проведения открытых мероприятий (олимпиады, праздники для микро- и макросоциума, мероприятия с родителями и т.п.) с указанием их цели и назначением ответственных. В период проведения эксперимента учреждение становится открытым по своей сути, что обусловлено качественным изменением традиционной образовательной практики. Эти качественные изменения, подготавливающие стратегию дальнейшего развития системы образования, и определяют образ открытого образовательного пространства ДОУ.
Этапы организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.
I. Подготовительно-информационный:
— выработка функционального представления о проблеме, идее и предмете эксперимента;
— обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе ДОУ и определение ее тематики;
— создание совета эксперимента (научно-методический совет) и его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента;
— выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента;
— изучение педагогами-экспериментаторами историко-психо-лого-педагогической литературы и документов по теме исследования;
— организация специальной подготовки педагогов к работе в экспериментальном режиме;
— подбор критериев и проведение первичного мониторинга для констатирующей части эксперимента, анализ полученных данных.
II. Подготовительно-документальный:
— разработка и корректировка локальных актов по управлению экспериментом (Положение о совете эксперимента, Положение о научно-методическом совете, Положение о мастер-классе, Положение о временном творческом коллективе и т.п.);
— корректировка (в случае необходимости) должностных инструкций и инструкций участников опытно-экспериментальной деятельности;
— подготовка проспекта эксперимента и утверждение его на заседании высшего коллегиального органа ДОУ (конференция, общее собрание);
— разработка поэтапного плана ОЭР в соответствии с проспектом;
— внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ (или разработка новых);
— подготовка выступления педагогов на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);
— утверждение проспекта опытно-экспериментальной деятельности на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);
— комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента, включая электронные носители и Интернет;
— создание методических служб эксперимента (мониторинга, информационно-методическая, медико-психолого-педагогическая, социально-педагогическая);
— организация работы по созданию методического комплекса эксперимента (перспективные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации, дидактические пособия и т.п.).
III. Функционирование экспериментальной площадки:
— организация экспериментальной работы в соответствии с планом каждого этапа;
— разработка и отбор критериев эффективности опытно-экспериментальной деятельности для проведения мониторинга;
— проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента, включающего в себя исследование морального климата коллектива педагогов, воспитанников, их родителей с целью оказания помощи в коррекции и организации комфортности;
— выявление эмоционально-опосредованных отношений детей: определение уровня эмоциональной обстановки в группе детского сада;
— диагностика наличия страхов у детей;
— наблюдение за проявлениями адекватного поведения детей;
— уровень самооценки дошкольников. Выявление детей с заниженной самооценкой, для которых характерны тревожность, неуверенность в себе, иногда агрессивность;
— методика определения модели взаимодействия педагога с ребенком. Выявление уровня удовлетворенности педагога от работы с детьми;
— наблюдение за поведением детей в различных ситуациях общения. Определение уровня общения ребенка;
— тестовый опрос педагогов и родителей, выявляющий их представления друг о друге как о партнерах по воспитанию детей. Выявление причин, которые могут активизировать основанные на взаимном сотрудничестве отношения между педагогами и родителями;
— тест для педагогов на определение конфликтности, построенный на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга;
— опрос родителей по методике В.В. Бойко. Выявление степени согласованности эмоционального и поведенческого (практического) отношения родителей к детям;
— экспресс-методика «Эффективность общения»;
— модифицированный Н.Г. Хитровой рисуночный тест «Деловые ситуации» С. Розенцвейга;
— метод социометрических измерений. Выявление межличностных взаимоотношений в группе, определение ее целостных характеристик и душевного состояния отдельного человека;
— определение психологического климата группы. Отражение взаимоотношений, сложившихся в коллективе, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни;
— методика изучения привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата.
— необходимая корректировка экспериментального процесса на основе результатов мониторинга;
— ведение педагогами дневника экспериментальной работы;
— проведение комплексной медико-психолого-педагогической диагностики участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) в условиях работы в экспериментальном режиме;
— проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий эксперимента;
IV. Обобщающий:
— обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
— составление письменного отчета для органов различных уровней контроля экспериментальной работы;
— составление текстов докладов к научно-практическим конференциям, советам педагогов и т.п.;
— подготовка материалов для публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Обруч», газетах «Дошкольное образование» (приложение к газете «Первое сентября»), «Детский сад со всех сторон» и других российских и региональных изданиях;
— издание методических пособий по теме эксперимента, апробированных интегрированных и авторских программ, перспективных планов и т.п.
V. Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях
Предложенная структура организации экспериментальной работы носит лишь рекомендательный характер. Но, опираясь на нее, коллектив дошкольного учреждения любого региона России может построить характерную именно для него и учитывающую региональные особенности структуру.