Рыночные отношения в современной экономике. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночные отношения в современной экономике.



Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами.
В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из:
а) рынка потребительских товаров;
б) рынка средств производства;
в) рынка рабочей силы;
г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
д) рынка иностранных валют и ценных бумаг;
е) рынка научно-технических разработок;
ж) рынка информации.
Основными признаками свободного рынка являются следующие:
1) неограниченное число его участников;
2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
з) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.);
4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;
5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.
Подобного свободного рынка в действительности не существует — это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.
Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).

 

 

Человек, индивид, личность.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.172 (0.008 с.)