Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Сообщение темы и целей урока
Тема сегодняшнего урока: Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление Данный урок - заключительный в теме «Лексика. Фразеология». Сегодня мы познакомимся с понятием«лексическая норма русского литературного языка», повторим и обобщим ваши знания по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей речи. III. Актуализация знаний Повторение изученного по теме «Лексикология». Вопросы к кроссворду: 1. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология) 2. Словарный запас одного человека. (Лексикон) 3. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные) 4. Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные) 5. Антоним к слову "тьма" (свет) 6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению (паронимы). 7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) 8. Слова с противоположными значениями (антонимы) 9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению (синонимы) 10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания (фразеологизмы).
IV. Работа с эпиграфом. Итак, тема нашего урока «Лексические нормы» А эпиграфом нашего урока станут слова Александра Ивановича Куприна: «Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» Согласны ли вы с мнением Александра Ивановича Куприна, что изучение языка является необходимостью? А для чего это нужно? Чтобы наша речь была правильной, выразительной и чистой.
V. Изучение нового материала Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны? Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии сего лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря. Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов). Слайд 5 (Демонстрация слайда с изображением словарей). Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие, «обл.» - диалектное, «устар.» - устаревшее, а также «книжн.» и «спец.»
Работа с «Толковым словарем» Ожегова - Пользуясь «Толковым словарем» Ожегова, найдите по 3-5 слов с пометами: «разг.», «обл.», «книжн.» и др., ограничивающими сферу применения этих слов.
В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы. 1) Итак, соблюдение лексических норм достигается в результате: 2) Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением. 3) Знания лексической сочетаемости слов. 4) Учета многозначности либо омонимии слов. 5) Учета расслоения лексики на: - общеупотребительную и сферы ограниченного употребления; - активно употребляемую и пассивный словарный запас; - нейтральную и стилистически окрашенную. Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке. При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм. (Таблица проектируется на экран) Слайд 7, 8
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.004 с.) |